ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКО-ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ НА ТЕМУ: «ФОРМИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ЧЕРЕЗ ТАТАРСКИЙ НАРОДНЫЙ ФОЛЬКЛОР С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»
проект (старшая группа) на тему

Валиуллина Нафиса Набиулловна

Тип проекта: Исследовательско - творческий, долгосрочный (2013г.-2015г.)

 Актуальность: обновление деятельности образовательной организации тесно связано с внедрением национально-регионального компонента, учитывающего особенности региона и обеспечение естественного вхождения в духовный мир и традиционную жизнь родного края, в культуру нации как составляющую часть общечеловеческого культурного наследия используя такие направления, как краеведческие, художественно-  эстетические,  речевые и коммуникативно-личностные.

Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи и  формирования национальной культуры ребёнка. В ходе своего развития речь детей тесно связана с характером их деятельности и общения. Развитие речи идёт в нескольких направлениях: совершенствуется её практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления. Ничто так не обогащает образную сторону речи детей как фольклорные жанры. Среди этих сокровищ устного народного творчества пословицы, поговорки и загадки занимают особое место.

             С их помощью можно эмоционально выразить поощрение, деликатно высказать порицание, осудить неверное или грубое действие.

Актуальность этого исследования определяется той огромной ролью, которую играют разные фольклорные жанры в развитии речи и формировании национальной культуры ребёнка. Они имеют важнейшее значение для подготовки детей к школе, где связная речь является необходимым условием успешной учёбы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл valiullina_n_proekt.docx27.05 КБ

Предварительный просмотр:

Валиуллина Н.Н.

Место работы: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Чистопольско-Высельский детский сад» Чистопольского муниципального района республики Татарстан 

Место учёбы: министерство образования и науки РФ ФГБО учреждение высшего профессионального образования

«Набережночелнинский институт социально-педагогических технологий и ресурсов»

Факультет дошкольного воспитания

Кафедра теории и методики дошкольного образования

Электронная почта:v-nafisa@ mail.ru

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКО-ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ НА ТЕМУ: «ФОРМИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ЧЕРЕЗ  ТАТАРСКИЙ НАРОДНЫЙ ФОЛЬКЛОР»

Паспорт  проекта

Тема: формирование национальной культуры через татарский народный фольклор

Тип проекта: исследовательско- творческий, долгосрочный (2013г.-2015г.)

Актуальность: обновление деятельности ДОУ тесно связано с внедрением национально-регионального компонента, учитывающего особенности региона и обеспечение естесственного вхождения в духовный мир и традиционную жизнь родного края, в культуру нации как составляющую часть общечеловеческого культурного наследия используя такие направления, как краеведческие, художественно-  эстетические,  речевые и коммуникативно-личностные.

Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи и     формирования национальной культуры ребёнка. В ходе своего развития речь детей тесно связана с характером их деятельности и общения. Развитие речи идёт в нескольких направлениях: совершенствуется её практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления.

Ничто так не обогащает образную сторону речи детей как фольклорные жанры. Среди этих сокровищ устного народного творчества пословицы, поговорки и загадки занимают особое место.

 С  их помощью можно эмоционально выразить поощрение, деликатно высказать порицание, осудить неверное или грубое действие.

Актуальность этого исследования определяется той огромной ролью, которую играют разные фольклорные жанры в развитии речи и формировании национальной культуры ребёнка. Они имеют важнейшее значение для подготовки детей к школе, где связная речь является необходимым условием успешной учёбы.

Цели: повысить уровень развития связной речи старших дошкольников в результате проведения работы по формированию национальной культуры  средствами разных форм фольклора, используя инновационные технологии; овладение детьми знаниями о татарском языке, обычаях и традициях посредством татарского детского фольклора.

Задачи: создание благоприятных условий; формирование основ базовой культуры личности; приобщение к татарскому народному фольклору (песням, играм,  потешкам,  закличкам, пословицам, поговоркам, сказкам); пополнение знаний о национальном костюме, татарском орнаменте и блюдах; воспитывать желание участвовать в татарских народных праздниках и развлечениях

Гипотеза проекта: реализация ФГОС будет осуществляться путём переосмысления педагогической работы и программного обеспечения ДОУ, реализации этнопедагогической и инновационной деятельности.

Я предполагаю, что уровень знаний детей старшего дошкольного возраста о национальной культуре повышается, если  педагоги дошкольного образования будут заинтересованными руководителями процесса формирования национальной культуры; будет организованно специальное обучение  с использованием разных форм  не только непосредственно образовательной деятельности, но и в других режимных моментах; разные формы фольклора будут отобраны адекватно возрасту детей для формирования знаний  о национальной культуре

Методическое обеспечение проектной деятельности:

1.Организационная основа.

2.Тематическое планирование.

3.Подборка материала  (народные игры, сказки, пословицы, аудио- и  видеоматериалы, анимационные сюжеты, мультипликационные фильмы)

4.Составление картотеки.

5.Сценарии праздников и развлечений.

6.Конспекты занятий по ознакомлению с обычаями и традициями  татарского народа.

7 Пополнение  мини-музея.

8.Наглядно-демонстрационный материал.

9.Консультации для родителей и воспитателей.

10.Обобщение и распространение опыта.

Виды деятельности: непосредственно образовательная, игровая, театрализованная,  совместная , самостоятельная, творческая, продуктивная, словесная, наглядная, сюрпризный момент, поощрения

         Материально- технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта:        1.Кабинет татарского языка.

2.Театральная студия

3.Музыкальный зал.

4.Физкультурный зал.

5.ТСО (ноутбук, интерактивная доска , мультимедийное устройство,

звуковые колонки, диски,  флэшка).

6.Театральные костюмы, маски, атрибуты.

7.Методический инструментарий (конспекты игр-занятий, картотека дидактических и народных игр, мультфильмов по мотивам народных

сказок, песен, сценарии развлечений и т. д).

Участники проекта: дети старшей группы, их родители,  воспитатели.

Этапы и сроки:

1.Подготовительный  ( 01. 09.13г.-30.04.14г.)

-изучение состояния работы,

методической литературы

-анкетирование,  мониторинг

-создание условий для реализации проекта

-подбор материалов

2.Деятельный   ( 01.05.14г.-29.12.14г.)

-внедрение проекта в образовательный процесс

-ориентация проекта на исследовательско - творческое восприятие детей

-взаимодействие с родителями и педагогами, направленное на реализацию проекта

3.Заключительный.  ( 09.01.15г.-28.08.15г.)

-выставка продуктивной деятельности детей

-развлечение

-оформление фотоальбома

-итоговое занятие

-презентация

План реализации проекта

Работа с детьми

1.Беседы о традициях и обычаях, орнаменте и символики, об устном народном творчестве татарского народа.

2.Диагностика с целью отслеживания знаний детей.

3.Татарские народные игры.

4.Разучивание песен, пословиц и поговорок.

5.Чтение народных сказок.

6.Просмотр мультфильмов по мотивам народных сказок.

7.Дидактические и словесные игры по расширению знаний о татарской народной культуре, используя ТСО.

8.Продуктивная деятельность (апликация, лепка,рисование).

9.Участие в выставках детского творчества, на праздниках и развлечениях.

10.Разгадывание загадок.

11,Создание фотоальбома.

Сотрудничество с родителями.

1.Беседа, информационные стенды, папки-передвижки.

2.Анкетирование родителей.

3.Совместная работа детей и родителей  теме.

4.Помощь в пошиве  народных костюмов для детей и кукол, пополнение мини-музея атрибутами.

5.Совместные экскурсии в сельский ДК, в библиотеку, в краеведческий музей «Чистопольско - Высельской СОШ».

6.Участие и помощь в проведении народных игр, драматизации сказок, КВН, праздников, развлечений.

7.Оформление фотоальбома.

8.Создание презентации.

Работа с педагогами.

1.Выступления на педагогическом совете и в ресурсном центре.

2.Открытые занятия по теме, с использованием ТСО

3.Совместное проведение народных игр, праздников и развлечений.

4.Пополнение национальных уголков.

5.Консультация для воспитателей детского сада.

6.Презентация проекта.  

Сотрудничество с социокультурными центрами

1.Сельская библиотека

2.Сельский ДК.

3.Краеведческий музей МБОУ «Чистопольско - Высельская СОШ»  

4.Музыкальная школа    МБОУ «Чистопольско - Высельская СОШ»  

Мониторинг

        По результатам диагностики определения уровня знаний детей старшего дошкольного возраста о татарском народном фольклоре я выяснила следующее: высокий уровень- 15%, средний уровень- 66%, низкий уровень-  19%.

Возможные риски

        При реализации проекта возможны следующие риски, которые могут привести к снижению результативности деятельности:

1.Активность участия родителей в совместных мероприятиях. Для этого предусмотрено построение мероприятий от теоретических форм работы к практической, когда родители осознают значимость совместной деятельности.  Также, с целью активизации деятельности родителей, запланировано проведение ряда индивидуальных консультаций.

2.Взаимодействие педагогов ДОУ с целью решения целей и задач проекта, загруженность воспитателей дополнительной деятельностью. Предусмотрев это на этапе подготовки проекта проведена беседа, консультация с воспитателями ДОУ, которые одобрили проект и приняли решение сотрудничать.

3.Утеря интереса детей к деятельности. Для устранения данного риска в проект включены инновационные формы работы с детьми, они разнообразны и как правило представлены в игровой форме. Это стимулирует познавательную и двигательную активность.

Ожидаемые результаты

Дети.  - Сформируется устойчивый интерес к татарскому народному

             творчеству, фольклору, традициям и культуре родного края;

           -  Повысится уровень связной речи;

           - Словарь детей обогатится новыми словами, оборотами,  

             выражениями.

Родители. - Сформируется понимание необходимости использования разных форм фольклора в развитии речи и пополнении знаний о национальной культуре.

                - Взаимодействуют с педагогами по вопросу национальной              

                  культуры детей.

                 -Поощряют использование разных форм фольклора в играх

                  детей дома.

Педагоги. - Повышение теоретического уровня по теме проекта.

                 - Внедрение современных методов и технологий по развитию речи и национально-регионального  компонента.

                  - Самореализация.

                 - Обобщение и распространение педагогического опыта.

Список литературы

1.Региональная программа дошкольного образования / Р.К. Шаехова/ - РИЦ, 2012.

2.Воспитание и обучение в детском саду (Национально - региональный компонент) Программы /Авт.-сост.: К. В. Закирова, Р.А. Бурганова. и др.- Казань : Магариф,2009.

3.Обучение русскоязычных детей татарскому языку в детском саду/ З. М. Зарипова, Р. С. Исаева и др.. – Казань,2013.

4.Игры в детском саду: методическое пособие / К. В. Закирова, Л.Р.Муртазина – Казань,2012.

5.На поляне детства: хрестоматия для воспитателей/  К. В.Закирова .- Казань ,2011.

6.Нравственное воспитание в детском саду: методическое пособие/ К.В. Закирова,Р.К .Кадырова, Г.М. Сафиуллина – Казань,2013


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение дошкольников к национальной культуре и народным традициям через использование музейного пространства.

           В настоящее время мы наблюдаем повсеместно возрождение интереса к народной культуре и национальным традициям и обычаям.И это правильно, ведь воспитание ...

Консультация для воспитателей «Приобщение дошкольников к национальной культуре и народным традициям через использование музейного пространства»

Консультация для воспитателей «Приобщение дошкольников к национальной культуре и народным традициям через использование музейного пространства»...

Консультация для воспитателей «Приобщение дошкольников к национальной культуре и народным традициям через использование музейного пространства»

          Приобщение к национальной культуре и традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Именно в этот период необходимо создать условия для раскрытия в...

Консультация для педагога «Приобщение дошкольников к национальной культуре и народным традициям через использование музейного пространства»

Культурное наследие народа – это многовековая истории развития, накопленная народом. Изучение этой истории может значительно обогатить содержание воспитания и обучения детей ...

Консультация для педагогов «Приобщение дошкольников к национальной культуре и народным традициям через использование музейного пространства».

В дошкольном возрасте духовно-нравственные и общечеловеческие ценности ребенок усваивает через культуру родного края, народа при ознакомлении с родным языком и окружающим его природным ...

Консультация для педагогов «Приобщение дошкольников к национальной культуре и народным традициям через использование музейного пространства»

Консультация для педагогов «Приобщение дошкольников к национальной культуре и народным традициям через использование музейного пространства»...