"Моя малая родина - станица Темижбекская"
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Яценко Светлана Валерьевна

конспект НОД по краеведению

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_malaya_rodina_-_stanitsa_temizhbekskaya.docx28.73 КБ

Предварительный просмотр:

 «Моя малая родина – станица Темижбекская»

Цели:  

- приобщать  детей к истории родной станицы;

-развивать у дошкольников интерес к её достопримечательностям;    

     -  активизировать познавательную сферу ребенка,  умение

       понимать      неразрывную связь «прошлое – настоящее».

     Задачи:

1.  Продолжать знакомить детей с историей возникновения станицы.

2.   Расширять представления детей о боевом  подвиге жителей станицы  в годы Великой Отечественной войны. Познакомить с людьми, которым присвоено звание Героя Советского Союза.  

3.   Воспитывать в детях чувство патриотизма и  гордости за свою малую родину, уважение к землякам, прославившим её.

        4.  Пробуждать в детях эмоциональную отзывчивость через

         приобщение к  литературе,  народной культуре.

Оборудование:

          компьютер, мультимедийная доска, презентация в программе  Power  point, наборы для рисования (карандаши, бумага).

Подготовительная работа:

экскурсия в музей станицы Темижбекской,  целевая прогулка и возложение цветов к памятнику-мемориалу погибшим воинам в Великой Отечественной войне,  беседа с А.А. Ващенко, атаманом Хуторского Казачьего общества станицы, чтение  произведений художественной литературы о Родине, беседы о событиях, происходящих в станице, рассматривание фотографий станицы, посещение мини-музея «Казачья хата» при детском саде, прослушивание и заучивание песен и стихов о  родном крае.

Используемые методы: словесный, наглядный, игровой, практический.

Ход непосредственно образовательной деятельности:

  1. Организационная часть.

Воспитатель читает:

Там, где нив вековое раздолье,
И Кубань, под горою, поёт,
Где дорога бежит в Ставрополье,
Двести лет, расцветая, живёт
По - кубански большая, привольная,
Красоту от людей не тая,
И радушная и хлебосольная
Темижбекская - радость моя!

Наши прадеды здесь основали
Поселенье лихих казаков.
Здесь отцы наши насмерть стояли,
Прогоняя с Кубани врагов.
Их, с Победой, встречала застольями,
Повидавших чужие края,
Обнимая своими раздольями,
Темижбекская - радость моя!

Каждый год здесь хлеба колосятся,
И в садах созревают плоды,
У реки казачата резвятся,
Наслаждаясь прохладой воды.
Ведь для них это родина малая,
И до боли, родная, своя,
Словно песня казачья удалая,
Темижбекская - радость моя!

В. Лукашенко

Воспитатель: Ребята, вы любите путешествовать?

Дети: Да!

 Воспитатель: Замечательно! Тогда  этими прекрасными словами мы  и начнем путешествие по страницам истории  нашей малой родины  станицы Темижбекской. 

  1. Основная часть.

Воспитатель:   Как вы думаете, что такое Родина?

1-й Ребенок:

Что мы Родиной зовём?

Дом, где мы с тобой живём,

И берёзки, вдоль которых

Рядом с мамой мы идём.

Что мы Родиной зовём?

Поле с тонким колоском,

Наши праздники и песни,

Тёплый вечер за окном.

Что мы Родиной зовём?

Всё, что в сердце бережём,

И под небом синим-синим

Флаг России над Кремлём.

2-й Ребенок:

Жура-жура-журавель

Облетал он сто земель.

Облетал, обходил,

Крылья, ноги натрудил.

Мы спросили журавля:

— Где же лучшая земля? —

Отвечал он, пролетая:

— Лучше нет родного края!

Воспитатель: С детских лет человеку близко и дорого то  место, где он родился, рос, учился и делал первые шаги в самостоятельную жизнь.  А что такое Родина для каждого из вас?

Дети:   Это  мой дом,  моя семья, моя станица.

Воспитатель:    Вы правы, ребята.

Наша станица  была основана в 1802 году по указу Александра I (слайд 2)  казаками- переселенцами с Дона (слайд 3). Казаки   были трудолюбивые,  строили жилье, занимались земледелием,  выращивали хлеб, овощи, фрукты; ухаживали за домашними животными.  Но  самое важное  дело  казаков-мужчин – они охраняли нашу станицу от набегов врагов.

Воспитатель: А знаете ли вы,  что такое достопримечательности?

Дети:  Это красивые,  памятные

места,  которые украшают  станицы и города.

 Воспитатель: Есть ли в нашей станице достопримечательности, которыми мы гордимся и с удовольствием показываем жителям других городов?

Дети:  Колокольня, оставшаяся от храма.

Воспитатель: Действительно, это чудо архитектуры.  Храм Святого Николая Чудотворца (слайд 4).  Существует поверье, что для его строительства  использовались яичные желтки и скорлупа, чтобы здание было прочным. Яйца собирали со всей станицы. В один из фундаментов Храма была заложена медная пластина, на которой было написано следующее: «Во имя Отца, Сына и Святого Духа. Заложен Храм сей во имя Святого Николая Чудотворца 22 июня 1914 года».
Он частично был разрушен во время Великой Отечественной войны немецкими войсками.  В послевоенное время четырёхкупольное основание
церкви было разобрано на хозяйственные нужды. Осталась только колокольня высотой 35 метров.

Воспитатель: Ребята, а чем  еще мы можем с вами  гордиться?

Дети:    Церковью.   

Воспитатель: Вы правы, ребята! Наша церковь названа во имя  Архангела  Михаила и  была   построена в 1811 году  на собранные  15 тысяч серебром казаками станицы (слайд 5). В 2011 году станичники отпраздновали 200-летие храма. На сегодняшний день церковь представляет ценность не только как культовое сооружение, но и как памятник каменного зодчества, связанный с историей кубанского казачества на юге России (слайд 6).

Воспитатель: Ну что, устали? Предлагаю немного отвлечься и поиграть.

Игра с мячом «Семейка слов»

 Воспитатель:

 Каким словом можно назвать папу и маму? (Родители.)

 Каким словом ты назовешь родных дядю и тетю? (Родственники.)

 Какой брат у тебя есть? (Родной.)

 А кто живет в нашей стране? (Народ.)

 Какие  песни  мы пели? (Народные.)

 (Перечисляем  все слова из одной семейки со словом  Родина.)

- Вот какая большая семья получилась! Родина - родная земля!

 

Воспитатель: Черная страница в истории станицы Темижбекской – Великая Отечественная война. Около 800 темижбекцев ушли на фронт, вернулось домой их немногим больше половины. В нашей станице есть памятник-мемориал погибшим в годы Великой Отечественной войны (слайд 7). Среди  фронтовиков было много орденоносцев, награжденных медалями. Среди станичников есть Герои Советского Союза. Это Николай  Павлович  Симоняк и  Михаил Стефанович Мартусенко.

Михаил Стефанович (слайд 8)  родился 15 декабря 1921 в станице Темижбекской   в семье крестьянина.  В 1943 году, за образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные при этом мужество и героизм  майору Мартусенко Михаилу Стефановичу было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». «Честный и порядочный», - вот что говорят о Михаиле Стефановиче люди, хорошо знавшие его. Он всегда приходил в нашу школу, когда приезжал в станицу.

Николай Павлович Симоняк  родился в нашей станице в 1901году (слайд 9). Находясь в рядах Вооруженных сил,  прошел путь от  рядового разведчика до командующего Армией. Ему было присвоено звание Героя Советского Союза. В память о герое-кубанце, нашем земляке, одна из улиц Санкт-Петербурга названа в его честь. В станице Темижбекской улица, где  родился и рос герой, тоже носит его имя. А в 2013 году  школе №18  было присвоено почетное имя  Н.П.Симоняка.

Воспитатель: Вы молодцы, очень внимательно слушали, а сейчас я предлагаю вам немного подвигаться:

Мы сейчас пойдем направо,
А потом пойдем налево,
В центре круга соберемся
И на место все вернемся.
Мы тихонечко присядем,
Ручками себя погладим,
Мы поднимемся тихонько
И попрыгаем легонько.
Пусть попляшут наши ножки
И похлопают ладошки.
Повернемся мы на право-
Не начать ли все сначала?

Игра повторяется.

 3-й Ребенок:

Дом родной, знакомый с детства,

Где бабуля ставит тесто.

Школа, где учился брат,

Мой любимый детский сад.

Все мои друзья, подружки,

Мама, папа, брат и я –

Это Родина моя!

Воспитатель: Много нового и интересного вы узнали сегодня, и свои впечатления можете выразить в рисунках.

Дети рисуют по своему замыслу.

  1. Заключительная часть.

Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие. Мы гордимся нашей станицей. Совсем скоро вы вырастите большими и успешными людьми, и тогда уже Родина будет гордиться вами!

Воспитатель с детьми оценивают работы, подводят итог и оформляют выставку.

                                                   Пояснительная записка

        Образовательная область «Социально- коммуникативное развитие» включает в себя социальный и природный мир. Социальный мир состоит из следующих разделов: предметный и рукотворный мир, я и сверстники, труд взрослых, ОБЖ, краеведение. Данная разработка относится к краеведению. На краеведение отводится 9 НОД.

        Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной группе проводится 1 раз в месяц, по средам.

Тема образовательной деятельности:

 «Моя малая родина – станица Темижбекская»

На непосредственно образовательной деятельности присутствовало 16 детей, в возрасте 6-7 лет (подготовительная группа), среднего уровня развития.

Это способствовало достаточно высокому темпу работы и хорошему результату.

Образовательная деятельность построена с учетом целей и задач программы «Детство» под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогобидзе. Также использовалась дополнительная литература: сборники  стихотворений В.Бакалдина,  В. Лукашенко,  В.Н.Матова «Краеведение в детском саду», «Ты, Кубань, ты наша Родина» - материалы из опыта работы районных методических служб, дошкольных образовательных учреждений, сборник статей и материалов, посвященных юбилею станицы Темижбекской «200 лет станице Темижбекской» А.А.Ващенко,  интернет-ресурсы.

        В ходе работы было использовано следующее оборудование и наглядность: компьютер, мультимедийная доска, презентация в программе  Power  point, наборы для рисования (карандаши, бумага).

        Была проведена предварительная работа:

экскурсия в музей станицы Темижбекской,  целевая прогулка и возложение цветов к памятнику-мемориалу погибшим воинам в Великой Отечественной войне,  беседа с А.А. Ващенко, атаманом Хуторского Казачьего общества станицы, чтение  произведений художественной литературы о Родине, беседы о событиях, происходящих в станице, рассматривание фотографий станицы, посещение мини-музея «Казачья хата» при детском саде, прослушивание и заучивание песен и стихов о  родном крае.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Моя малая Родина - станица Челбасская"

Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли человек привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже ...

отчет по проекту "Моя малая Родина - станица Выселки"

отчет по инновационно - образовательному проекту...

Конспект нод по познавательному развитию в средней группе "Моя малая Родина станица Ладожская"

Представляю  вам презентацию  и  конспект для  средней группы "Моя  малаяРодина - Ладожская"...

Конспект образовательной деятельности "Моя малая Родина станица Приазовская"

Непосредственная образовательная деятельность  для детей подготовительной к школе группы  познавательной  направленности, образовательная область «Ребенок и окружающий мир». Составлено ...

«Патриотическое воспитание дошкольников через знакомство с малой Родиной станицей Днепровской»

laquo;Патриотическое воспитание дошкольников через знакомство с малой Родиной станицей Днепровской»...

ОД"Моя малая Родина Станица Роговская"

Образовательная деятельность направлена на совершенствование знаний о достопримечательностях родной станицы, развитие познавательного интереса, любви к Родине....