Конспект занятия: «Землянка – одна из древнейших жилищ хантов и манси».
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

формировать представление о жилищах коренных жителей ХМАО; познакомить с постоянным жилищем – землянкой, её внутренним убранством и чувалом, как главным элементом; обогащать словарный запас детей (чувал, дрова, нары).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Землянка – одна из древнейших жилищ  хантов и манси.

Программное содержание: формировать представление о жилищах коренных жителей ХМАО; познакомить с постоянным жилищем – землянкой, её внутренним убранством и чувалом, как главным элементом; обогащать словарный запас детей (чувал, дрова, нары).

Словарь: землянка, чувал, нары.

Ход занятия.

 Воспитатель вместе с детьми сидит на ковре. Стук в дверь. Входит помощник воспитателя, ведёт за руку девочку в хантыйской одежде.

- К нам – гостья, встречайте.

- Я, девочка- хантыйка, зовут меня Нина. Хожу по городам Югры. Вот дошла и до вашего города. В каком городе вы живёте? (Ответы детей).

Пришла я со стойбища. Стойбище – это место, где живут оленеводы, пасутся олени. Хожу по всем городам Ханты-Мансийского округа, знакомлюсь с  жителями городов. Принесла вам картину, посмотрите, полюбуйтесь.

Воспитатель вместе с детьми  рассматривают картину с изображением землянки.

- Ребята, сегодня мы познакомимся с древним жилищем – землянкой, которая сохранилась до наших дней. Раньше землянку люди называли постоянным жилищем. Как вы думаете, почему?  (ответы детей).

Почему это жилище называется землянкой?

Дети:  это дом, сделан в земле.

Нина: В таком доме раньше жили ханты и манси, коренные жители нашего округа.

Воспитатель: Правильно.  Землянка строится в земле. Вырытая в земле она обкладывается брёвнами. Внутри ставится печь – чувал, которая занимает весь правый угол.  Печь сооружают из деревянных прутьев, связанных кореньями, обмазывают глиной. Вдоль всей передней стены тянутся дощатые нары, застеленные оленьими шкурами. Нары строятся и на левой стороне землянки. Это спальные места для членов семьи. Также в землянке можно увидеть различные полочки для хранения посуды, хозяйственных принадлежностей. Пол землянки устлан сухой травой. Крышу заменяет берестяное покрытие. Вход в землянку через крышу.

Основным элементом такого жилища служила печь – чувал. Кто догадался, для чего нужен чувал?  ( Чувал служит людям для приготовления пищи, обогрева жилья).

Воспитатель: А ещё чувал служит для освещения жилья. Потолок дома замыкает чердачное пространство, отделяя его от жилья. Чердак в хантыйском жилище – священное место. Здесь хранят семейных духов – покровителей. Ханты верят в то, что рядом с ними живут невидимые духи. Жилище своё они разделяют на три зоны – верхнюю, где живут небесные духи, среднюю – жилое помещение, нижнюю- где живут духи нижнего мира.

Физкультминутка «Олени».

«Были мы ребятами, стали оленятам» - дети выполняют движения под музыку, изображая оленят.

Игра «Узнай, что я делаю?». Нужно передать действия человека так, чтобы было понятно.

Игра «Один – много».

Воспитатель: дети,  вы заметили, как много мы с вами узнали новых слов сегодня? Давайте их вспомним  (землянка, чувал, нары, стойбище).

- Где раньше жили ханты, манси? (ответы детей).

Воспитатель: Нина, наши дети хотят подарить тебе песню «Лесной олень».

Нина прощается и уходит.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экологии "Самый древний и полезный фрукт"

Познавательное занятие по экологическому воспитанию детей старшей группы...

Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Культура народов Севера ханты и манси - праздники, традиции ».

В ходе занятия  дети расширяют и закрепляют знания о  главных национальных праздниках коренных народов севера. А также знакомятся с орнаментами одежды народов ханты и манси, национальной муз...

Конспект занятия на тему "Одежда народов ханты и манси"

Познакомить детей с национальной одеждой коренных народов нашего края.Воспитывать уважение,  интерес к коренным народам....

Конспект занятия кружка "Путешествие к древним. Роль огня"

В занятии  используется презенрация "Путешествие в прошлое", интерактивная игра.Дети знакомятся с бытом древних, рассуждают о том, кем был огонь для древних - враг или друг.  По ходу занятия...

Конспект занятия "Родина одна - Россия"

Данное занятие интегрированное. Захватывает как познавательное так и художественно-эстетическое развитие. Расчитано для старших дошкольников. Кроме закрепления ранее изученных знаний, в ходе занятия и...

Конспект занятия «Огонь – важное открытие древнего человека»

Рассказать детям об открытии огня древним человеком. Познакомить с жизнью древнего человека. Дать понятие о том, что такое открытие....

Конспект занятия на тему: "Быт Древней Руси"

Конспект для занятия с детьми для детей старшего дошкольного возраста....