Педагогический проект «Приобщение детей к национальной культуре посредством фольклора и русских традиций в разных видах деятельности»
проект (младшая группа) на тему

Знакомство детей первой младшей группы с национальной культурой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Педагогический проект15.93 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида детский сад «Солнышко»

п. Савинский

                                                                                                                                                                                             

 

                                                                                                                                                                                                                                                                     

 Педагогический проект

«Приобщение детей к национальной культуре посредством фольклора и русских традиций в разных видах деятельности»

                                             Авторы проекта:

                                      Воспитатели:

      Жерихина Надежда Гавриловна      

                                                                   Сулиманова Елена Ивановна

Тип проекта -  информационно-практико-ориентированный 
Возраст детей  - младший дошкольный возраст 
Вид проекта  - ролево-игровой, творческий 
Участники проекта 
Дети младшего дошкольного возраста 27 человек;
- родители детей; 
- музыкальный руководитель;
- воспитатели. 
Продолжительность реализации проекта  - долгосрочный

«Воспитание, созданное самим народом

и построенное на народных началах,

имеют ту воспитательную силу, которой

  нет в самых лучших системах,

основанных на абстрактных идеях или

заимствованных у других народов».

К.Д. Ушинский

Актуальность

      «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своём культурном прошлом, о наших памятниках, языке, живописи» Д.С. Лихачёв.
В настоящее время, в период тяжёлых экономических и социальных условий, в период падения духовности и нравственных принципов, народная культура, традиции русского народа стираются. Понимая это нельзя быть равнодушным к истокам – национальной культуре, пребывающей в некоторой степени в кризисе. Именно сейчас в период нестабильности в обществе, возникает необходимость знакомить детей с лучшими традициями нашего народа.

Приобщение ребёнка к народной культуре следует начинать с раннего детства. Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития. Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребенка, его речи. Постепенно у малышей формируется внутренняя готовность к более глубокому восприятию произведений русской народной литературы, обогащается и расширяется словарный запас, развивается творческое воображение.

      Ранний период жизни ребёнка во многом зависит от взрослых, воспитывающих малыша. Прекрасно, если родители наполняют жизнь ребёнка светом добра и ласки, если способны обогатить среду, в которой он растёт. А народное поэтическое слово, как раз и сможет обогатить эту духовную среду.                      

Цель проекта:

      Приобщение детей к национальной культуре, развитие интереса к русскому народному творчеству, воспитание у детей нравственно-патриотических чувств и духовности. 
Задачи проекта:
1. Знакомить малышей  с русским народным творчеством (игры, хороводы, песни, потешки, сказки и др.) в разных видах детской деятельности;
2. Развивать устойчивый интерес к художественным произведениям и декоративно - прикладному искусству.

3. Создание развивающей среды для приобщения детей к культуре русского народа;

4. Определения уровня развития знаний каждого ребёнка, в области народной культуры, на основе специальных показателей через проведение диагностик;

5. Формирование и обогащение словаря;

6. Развитие художественно-творческих способностей;

7. Развитие нравственно-патриотических чувств, духовности и нравственно-эмоциональных чувств таких как: сопереживание, доброта, честность.

Основное содержание проекта:

Совместная деятельность с детьми:

  • Чтение, обыгрывание, рассказывание потешек.
  • Беседы по содержанию потешек.
  •  Рассматривание иллюстраций в книгах с потешками.
  • Физкультурное развлечение «Весёлые котята»
  • Дидактические и развивающие игры; «Чей домик?», «Кто в домике живет?», «Угадай и собери», развивающее лото «Животные и птицы».
  • Чтение потешек: «Баю-бай», «Оладушки», «Как у нашего кота», «Еду-еду к бабе, к деду», «Водичка-водичка», «Петушок», «Как по снегу, по метели трое саночек летели», «Чики-чики-чикалочки», «Как у нашего кота», «Улитка, улитка!», «Киска, киска, киска брысь.'».
  • Изготовление руками детей оладушек и баранок из соленого теста, заборчика для домика петушка и улитки из пластилина; рисование пальчиками («Идет дождь», «Снежинки как пушинки», роспись тарелочки, носочка) и ладошками («Петушок»).

  • Театральная деятельность. Обыгрывание потешек. Занятия в кружке «Логоритмика»

Совместная деятельность с родителями:

  • Анкетирование родителей.
  • Родительское собрание «Фольклор в вашей семье».
  • Чтение потешек дома.
  • Заучивание потешек вместе с детьми.
  • Помощь в оформлении выставки книг по теме.
  • Помощь в оборудовании мини-музея «Русская изба».
  • Изготовлении пособий, дидактических игр по ознакомлению с потешками.
  • Организация выставок творческих работ.

Совместная деятельность с педагогами ДОУ:

  • Методические рекомендации педагогов для работы по данной теме.
  • Сбор методической литературы.
  • Музыкальный руководитель проводит музыкальные занятия с использованием потешек.
  • Помощь в оформлении и проведении театрализованных постановок.
  • Использование инструктором по физической культуре потешек при проведении развлечения.

Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта: 
1.    Подбор методической, художественной литературы. 
2.    Пошив русских народных костюмов для детей младшего воззраста.
3.    Подбор произведений русского народного творчества (потешки, прибаутки, сказки, поговорки и т.д) 
4.    Подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки). 
5.    Дидактические игры.
6.    Выставки книг, поделок народного творчества.
7.    Создание условий для проведения открытых мероприятий (оформление групповой комнаты, музыкального зала, пополнение мини-музея «Русская изба»).
Методы проекта:
•    Индивидуальная работа с детьми.
•    Непосредственно – организованная  образовательная деятельность.
•    Музыкальные развлечения, досуги, народные игры.
•    Совместная деятельность в режимных моментах.
•    Праздники и развлечения. 
•    Посещение мини—музея детского сада «Русская изба»

РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ

Игровая деятельность

Дид. игры: «Помоги петушку», «Курочка и цыплята», «Найди пару», «Чей домик», «Кто в домике живет?», «Что изменилось?», «Кто что ест?», «Ребятам о зверятах», «Ехали мы, ехали», «На лошадке, на коровке», «Кукла идет на прогулку», развивающее лото «Животные и птицы», «Чудесный мешочек», «Купание куклы Кати».
Подв.игры: «Солнышко и дождик», «Пастушок дудит в рожок», «Шла коза по лесу», «Каждое зернышко в свой мешочек», «Идет дождик», «Поймай белочку», «Кот и мыши», «Гуси», «Кошечка», «Кто ходит, кто летает».

Рисование

«Спрячем божью коровку в траве», «У меня живет козленок», «Идет дождь», «Снежинки как пушинки» (пальчиками), «Петушок» (ладошкой), «Украшаем тарелочку», « Красивые носочки»

Лепка

«Испечем оладушки», «Угощение для котика», «Заборчик у домика Петушка», «Крендельки», «Угостим Петушка горохом», «Улитка», «Дождик».

Конструирование

«Кровать для куклы», «Диван для дочки», «Домик для кота»

Ознакомление с худ. литературой

Чтение, рассказывание, прослушивание аудиозаписи потешек: «Баю-бай», «Оладушки», «Как у нашего кота», «Еду-еду к бабе, к деду», «Водичка-водичка», «Петушок», «Как по снегу, по метели трое саночек летели», «Чики-чики-чикалочки», «Обновки», «Как у нашего кота», «Улитка, улитка!», «Киска, киска, киска брысь!», «Божья коровка».

Театрализованная деятельность

Драматизация потешек. Занятия в кружке «логоритмика». Игры-ситуации: «Коза рогатая», «Хлопья снежные кружат», «Катание на санках», «Калачи из печи», «Котик простудился», «Волшебная дудочка», «Водичка, умой мое личико».

Познавательное развитие

Рассматривание иллюстраций и беседы о транспорте, животных, птицах, о предметах одежды; о характеристике и свойствах воды, снега. Экспериментирование с водой и снегом. Рассматривание картин: «Петушок и его семейство», «Кошка с котятами», «Катание на санках». Игры с сюжетными картинками «Кто что делает?» Наблюдение на прогулке за явлениями живой и не живой природы, за повадками и поведением птиц, животных.

Физическое развитие

Занятия: «Весёлые котята»; Подвижные игры: «Солнышко и дождик», «Пастушок дудит в рожок», «Шла коза по лесу», «Каждое зернышко в свой мешочек», «Идет дождик», «Поймай белочку», «Кот и мыши», «Гуси», «Кошечка», «Кто ходит, кто летает»

Музыкальное развитие

Попевки: «Петушок», «Дин-дон, дин-дон, загорелся Кошкин дом». Ритмика «На бабушкином дворе». Песни: «Серенькая кошечка», «Заболел наш Петушок», «Жили у бабуси два весёлых гуся».


Принципы реализации проекта
1.Принцип активности и посильной самостоятельности. Этот принцип предполагает, что на занятии создаются условия, чтобы у малышей возникла потребность речевого взаимодействия, педагог вызывает у ребёнка чувство сопереживания с действиями персонажа, предполагает малышу включиться в игровое взаимодействие по тексту.
2.Принцип познавательной активности – один из важнейших принципов ознакомления детей с фольклором. Достигнуть его можно эмоциональностью. Именно с помощью эмоционального изложения педагог поддерживает внимание детей.
3.Принцип наглядности не менее важен в ходе фольклорных занятий с детьми младшего дошкольного возраста. Предполагает использование наглядных средств (игрушки, картинки, пособия) с помощью которых создаётся развёрнутая картина действий и результата, использование приёма инсценирования.
4.Принцип поэтапности в передаче смыслового содержания позволяет осуществить эту связь на деле практически:  занятие должно состоять из нескольких взаимосвязанных  частей, рассчитанных на постепенное освоение смыслового содержания произведения. Смена частей занятия обусловлена постепенностью освоения,  отработки понимания и какого-либо навыка.
5.Принцип вариативности позволяет закрепить и расширить знания детей (принцип вариативности – повторение занятий в несколько изменённом варианте).

Этапы проведения и  реализации
I. Информационно-накопительный: 
Определение темы и проблемы будущего проекта.
Сбор и анализ литературы для взрослых и детей.
Обращение к родителям и специалистам. 
II. Организационно-практический 
Проведение цикла познавательных занятий,  бесед, проведение праздников, досугов, развлечений др. 


III.  Презентационно-завершающий
Педагогический совет ДОУ. 
Открытые занятия для педагогов и родителей ДОУ.
IV. Контрольно-рефлексивный 
Подведение итогов.

План реализации проекта

Месяц

Тема занятия

Содержание

февраль

Анкетирование родителей;

 Родительское собрание по теме «Фольклор в вашей семье»

Познакомить родителей с содержанием проекта, вызвать интерес к данной теме.

   февраль

Создание мини-музея «Русская изба»

Приобщение родителей к созданию мини-музея

февраль

«В гостях у Бабушки Баюшки»

Первое посещение детьми «избы» и знакомство с ее Хозяйкой

февраль

«Как у нашего кота»

Знакомство с обитателями «избы» - котом Васькой. Заучивание потешки «Как у нашего кота»

февраль

«Девочка и лиса»

Знакомство со сказкой «Снегурушка и лиса». Игра «Кто позвал» (угадывание по голосу)

март

«Чудесный сундучок»

Знакомство с сундучком, в котором живут загадки, загадывание загадок

март

«Ходит сон близ окон»

Знакомство с колыбелькой (люлькой, зыбкой) и колыбельными песнями

март

«Весёлые котята» (физкультурное)

Знакомство с народными играми

март

«Баранки для куклы Тани» (лепка)

Изготовление атрибутов для музея

апрель

Развлечение «Бабушка Баюшка в гости к нам пришла»

Прощание детей с хозяйкой до осени.

Результаты реализации проекта

По итогам работы своим достижением считаем: создание в группе атмосферы доброжелательности, взаимопонимания, богатой развивающей среды. В результате приобщения малышей к фольклору  мы на практике  убедились, что народное творчество является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. От того, на сколько наши дети будут доброжелательны, как будут сформированы в них привычки нравственного поведения, во многом зависит успешность ребёнка в жизни, становлении его как личности.   У детей повысился интерес к устному народному творчеству, они используют в своей речи пословицы, поговорки, в сюжетно-ролевых играх – потешки, самостоятельно организовывают народные игры-забавы с помощью считалок. У родителей воспитанников замечен интерес к использованию малых форм фольклора в речевом развитии детей дома. Повысилось качество образовательного процесса -  процесс обучения стал более привлекательным, создана методическая копилка по данной теме. 
    Неоценимую помощь в нашей работе оказывают родители. Открытые мероприятия с родителями, совместное изготовление атрибутов быта, пополнение мини-музея предметами русского быта, пошив народных костюмов – способствует  сплочению родителей и педагогов. Тесное  сотрудничество с семьёй является залогом успешной работы с детьми.

В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что занятия, игры, продуктивная деятельность с использованием фольклора  объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений. 
Ознакомление детей с народным творчеством и использование его как в режимных моментах, так и в игровой деятельности развивает речь ребенка, его фантазию и воображение, влияет на  духовное развитие, учит определенным нравственным нормам.
С колыбельными песнями начинают знакомить детей еще в раннем возрасте, что даёт возможность приобщать его к народной поэзии.
С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи, поэтому наряду с основными приемами и средствами познавательного, речевого развития   дошкольников  мы используем этот богатейший материал  творчества народа.          

Потешки, считалки, заклички  являются   богатейшим материалом для приобщения дошкольников к русской культуре. 
Таким образом, приобщение ребёнка к народной культуре следует начинать с раннего детства. Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития. Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребенка, его речи. Постепенно у малышей формируется внутренняя готовность к более глубокому восприятию произведений русской народной литературы, обогащается и расширяется словарный запас, развивается творческое воображение.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1.    От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3-е изд. испр. и доп.- М.:Мозаика-Синтез, 2012.
2.    Бабурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольника. М., 1995.
3.    Даль В.И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2009.
4.     Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки / Сост. Г.Науменко. М., 1998.
5.    Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб.-метод. Пособие 2-е изд., перераб. и доп.с Пб,. 2008.
6.    Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. - М.: Просвещение, 1976. - 127 с. 
7.    Русский фольклор / Сост. В. Аникин. М., 1985.
8.     Яковлева Н.Н. Использование фольклора в развитии дошкольника. – СПб, «Детство-Пресс», 2011. - 128 с.
9.    Кокоуева Л.В. «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа», Аркти, М. 2005.
10.      Материалы Интернет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект: «Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры через русские народные подвижные игры»

ПРОЕКТ: Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры через русские народные подвижные игрыАктуальность темы:      Приобщение дошкольников в современном общест...

Опыт работы по развитию речи дошкольников посредством фольклора и русских традиций в разных видах деятельности

В работе  используются все виды фольклора: потешки, скороговорки, заклички, пестушки, песенки, хороводные игры, сказки и т.д....

Проект: «Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры через русские народные подвижные игры»

Проект: «Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры через русские народные подвижные игры»Цель: приобщение детей к истории  и культуре своей страны.Задачи:•...

ПРОЕКТ «Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры через русскую народную сказку»

Приобщение к национальной культуре через включение русской народной сказки в образовательный процесс....

ПРОЕКТ: Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры через русские народные подвижные игры

Актуальность темы: Приобщение дошкольников в современном обществе к национальной культуре становиться актуальным педагогическим вопросом, потому что каждый народ не просто хранит свои традиции и ...

Проект «Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры, через русские народные подвижные игры».

Проект составлен в соответствии с требованиями и рекомендациями программ «Программа воспитания и обучения в детском саду», «Приобщение детей к истокам русской народной культуры...

Доклад на РМО воспитателей младших групп на тему: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики рук через разные виды деятельности».

Доклад на РМО воспитателей младших групп на тему: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством  развития мелкой моторики рук через разные виды деятельности»....