Проект: «Патриотическое воспитание старших дошкольников в процессе приобщения к истории родного края»
проект (подготовительная группа) на тему

Копытина Галина Владимировна

данный проект расчитан на старшую и подготовительную группы. патриотическое воспитание старших дошкольников в процессе приобщения к истории родного края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_proekt.doc68.5 КБ
Файл proekt_gorod_chto_serdtsu_dorog.pptx1.85 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад №31

Проект

Тема:

«Патриотическое воспитание старших дошкольников в процессе приобщения к истории родного края»

Выполнила:

Копытина Галина Владимировна

Воспитатель МБДОУ детского сада №31

г. Новочеркасск

2015год

        

Паспорт проекта:

Творческое название: «Город, что сердцу дорог»

 Тема проекта: «Патриотическое воспитание старших дошкольников в процессе приобщения к истории родного края»

Автор: воспитатель: Г.В.Копытина

Участники: дети, родители, воспитатели.

Вид проекта: долгосрочный, два года.

База реализации проекта: МБДОУ детский сад №31 «Журавушка»

Тип проекта: познавательный

Актуальность:

 Патриотическое воспитание дошкольников актуально и значимо в условиях современной России. За последние  несколько десятилетий  много поменялось в жизни и мировоззрении нашей страны и народа, но несмотря на все изменения воспитание патриотических чувств остается одним из главных приоритетов нашего государства. Ведь чувство любви к Родине – это одно из самых сильных  чувств, без него человек ущербен он не ощущает  своих корней своей истории. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и её будущее. Патриотизм применительно к дошкольникам, определяется, как потребность участвовать во всех делах на благо семьи, детского сада, родного города, Родины, наличие у детей таких качеств как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства и осознание себя частью окружающего мира.

Проблема:

Недостаточный уровень сформированности духовного, нравственного, патриотического воспитания; знаний об истории и традициях Родного края.

Гипотеза:

Если будет четко спланирована система работы по патриотическому воспитанию, то у детей будет развито ценностно-смысловое отношение к истории и культуре Родного края.

Цель:

Формирование основ духовного, нравственного, патриотического воспитания дошкольников в процессе приобщения к истории Родного края.

Задачи: 

 - Прививать чувство любви к родному городу и интереса к прошлому и настоящему родного края.

- Воспитывать чувства гордости за своих земляков, ответственности за все, что происходит в городе, сопричастности к этому.

- Развивать бережное отношение к городу (достопримечательностям, культуре, природе).

- Формировать умение ориентироваться в ближнем природном и культурном окружении и отражать это в своей деятельности.

- Развивать представление о культуре и быте донских казаков

- Создавать эмоциональное настроение, оставить яркие впечатления от рассказов и бесед, экскурсий и прогулок.

Предполагаемый результат:

1. Проявление интереса к родному краю посредством детских рисунков, рассказов.

2. Знание своего города и народа, которое поможет ребенку правильно распоряжаться, владеть, сохранять и приумножать наследие, полученное от предшествующих поколений.

3.Высокий уровень сформированности у дошкольников представлений о ценностях культурно-исторического наследия родного города, уважительного отношения к национальным героям и культурным представлениям своего народа; развитие мотивации к научно-исследовательской деятельности, позволяющей объективно воспринимать и оценивать бесспорные исторические достижения Новочеркасска.

4.Увеличение возможностей и доступности участия дошкольников в деятельности детских и юношеских общественных организаций, обеспечивающих возрастные потребности в социальном и межкультурном взаимодействии.

Методическое обеспечение:

  • Программа «Детство» В.И.Логинова, Т.И.Бабаева, Н.А.Ноткина
  • «Знакомство дошкольников с родным городом и страной» Н.В.Алешина
  • «Ценностно-смысловое развитие дошкольников» Р.М.Чумичева, О.Л.Ведмедь, Н.А.Платохина
  • «Природа и история родного края» М.П.Астапенко, Е.Ю.Сухаревская
  • «Доноведение для дошкольников» » Р.М.Чумичева, О.Л.Ведмедь, Н.А.Платохина, Н.Е.Черноиванова
  • «Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду» под ред. Л.А.Кондрыкинской
  • «Дошкольникам о защитниках Отечества» под ред. Л.А.Кондрыкинской
  • «Мы живем в России» Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова
  • «Воспитывая маленького гражданина» Г.А. Ковалева
  • «С чего начинается Родина?» под ред. Л.А.Кондрыкинской

План реализации проекта

1 этап – аналитический

Цель. Проанализировать имеющую проблему, определить цель проекта.

Содержание работы:

  1. мониторинг детей (опросник, беседа по программе «Детство»)
  2. Анкетирование родителей
  3. Составление плана реализации проекта

2этап – организационный

Цель. Создание условий для реализации проекта.

Привлекла  воспитанников и их родителей в поиск информации о родном городе: подборе фотографий и иллюстраций.

Обралась за помощью к работникам музея и турагентства, с целью подготовки и проведения для детей экскурсий по музею и городу. Пополнила предметно-развивающую среду в группе:

- оформила уголок по патриотическому воспитанию детей: «Мой город», «Мой город, каким он был»;

- подобрали картинки и фотографии по тематике «Памятники города Новочеркасска», «Достопримечательности Новочеркасска»

Для организации непосредственной образовательной деятельности детей разработала конспекты о семье, детском саде, родном крае. Подготовили консультационный материал для родителей:

- «Семейные традиции»;

- «Без прошлого нет бедующего».

3 этап – основной

Цель. Реализация проекта.

Сроки исполнения

Старшая группа 5-6 лет

Подготовительная группа 6-7 лет

Сентябрь

Беседа «С чего начинается Родина?»

Цель. Формировать у детей интерес к своей малой Родине.

Рассматривание альбома «Мой город - Новочеркасск»

Чтение стихотворения «С чего начинается Родина?»

Рассматривание карты города Новочеркасска.

Экскурсия по городу «Мой город Новочеркасск»

Цель. Закрепить знание детей о родном городе.

Занятие «Столица Донского казачества – город Новочеркасск»

Цель. Развитие ценностно-смыслового отношения к городу Новочеркасску – Столице Донского казачества, к памятникам и архитектуре города.

Октябрь

Беседа «Улицы города: название и расположение»

Цель. Расширять представление детей об улицах города, рассказать в честь кого они названы.

Беседа  «Улица, на которой я живу»

Цель. Закрепить знания детей о своем домашнем адресе.

Рисование на тему: «Вот эта улица, вот этот дом»

Занятие «Улицы родного города»

Цель. Расширять представление детей об улицах города, рассказать в честь кого они названы.

Беседа «Как давали  названия улицам»

Цель. Формировать представления детей о том, что название улицам давали люди, связывая их с какими-нибудь знаменательными событиями.

Экскурсия в музей «Истории Донского казачества»

Ноябрь

Занятие «История возникновения родного города»

Цель. Познакомить детей с историей родного города. Вызвать интерес к истории родного города.

Знакомство с гербом и гимном нашего города.

Занятие «История возникновения транспорта в нашем городе»

Цель. Познакомить детей с историей возникновения транспорта в нашем городе. Виды транспорта города.

Беседа «Транспорт города»

Цель. Расширить представление детей о городском транспорте.

Игровое упражнение «Знаешь ли ты, как доехать до дома?»

Декабрь

Занятие «Достопримечательности города»

Цель. Познакомить детей с памятниками известных людей, с их местоположением. Воспитывать интерес к истории родного города, чувства уважения к далеким предкам.

Создание альбома «Достопримечательности Новочеркасска»

Дидактическая игра «Назови, кому установлен памятник?»

Занятие «Город - станица»

Цель. Познакомить детей с название станица; формировать у детей представления об особенностях  образа жизни в городе и станице; познакомить с особенностями труда людей; воспитывать чувство уважения к людям разных социальных сословий.

Занятие «Казачий курень»

Цель. Развитие ценностно-смыслового отношения дошкольников к укладу жизни казаков, их жилищу – куреню в процессе изобразительной деятельности.

Создание и рассматривание альбома «Страницы прошлого»

Январь

Беседа «Обряды, обычаи и праздники на Дону»

Цель. Познакомить детей  с обычаями, обрядами и праздниками на Дону.

Посещение дома-музея И.И.Крылова

Беседа «Обряды, обычаи и праздники на Дону»

Цель. Познакомить детей  с обычаями, обрядами и праздниками на Дону.

Посещение дома-музея И.И.Крылова

Февраль

Занятие «Наши земляки-казаки»

Цель. Формировать представления детей о том, кто такие казаки; воспитывать интерес к истории.

Создание картотеки казачьих игр

Занятие «Наша армия родная»

Цель. Расширять представления об армии, формировать представления об особенностях военной службы; уточнить представления о родах войск, о защитниках Отечества. Воспитывать чувство гордости за свою армию.

Рисование на тему: «Наша Армия родная»

Развлечение «А ну-ка, папы»

Март

Беседа «Казачьи семьи»

Цель. Познакомить детей с казачьим бытом; дать детям представления о том, как в казачьей семье воспитывали мальчиков и девочек.

Чтение рассказа «Казаки – люди вольные»

Фотовыставка «Наш город сегодня»

Совместная работа родителей и детей рисование на тему: «Мой любимый город Новочеркасск»

Апрель

Совместная деятельность «Как у нас на Дону»

Цель. Формирование художественно-эстетического видения мира родного края, эмоционально-ценностного отношения к его культуре.

Выставка детских работ «Казаки - наши земляки»

Создание альбома «Памятные места Новочеркасска»

Игра – путешествие по родному городу.

Цель. Закрепить знания детей о достопримечательностях, улицах родного города.

Май

Занятие «Ничто не забыто, никто не забыт» 

Цель. Формировать у детей представление об истории событий и героях г.Новочеркасска в годы ВОВ. Развивать эмоционально-ценностное отношение, к опыту старшего поколения, воспитывать чувство любви и уважения к Родине.

Викторина «Знаешь, ли ты свой город?»

Цель. Закрепить знания детей о родном городе, об историческом прошлом и настоящем, об историко-архитектурных памятниках. Воспитывать чувство гордости и любви к родному городу. Воспитывать чувство коллективизма, ответственности, умения работать в коллективе.

4 этап – итоговый

Цель. Подведение итогов проектной деятельности.

Мониторинг детей, где дети показали наиболее высокие результаты, чем в начале проекта.

Итогом проекта стало проведение викторины «Знаешь, ли ты, свой город?», в ходе которого отслеживались знания детей о родном городе.

Заключение

Данный проект можно реализовать в условиях большинства дошкольных учреждений. Проект не требует значительных материальных затрат, в его реализацию активно включаются родители воспитанников. Сведения о городе доступны и интересны не только детям, но и взрослым, следовательно, взаимодействие семьи, ребёнка и дошкольного учреждения значительно повышается, что позволяет качественно решать данную проблему.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проект «Город, что сердцу дорог» Тема «Патриотическое воспитание старших дошкольников в процессе приобщения к истории родного края» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 31 Выполнила: Копытина Галина Владимировна воспитатель МБДОУ д/с№31 Новочеркасск 2015

Слайд 2

Паспорт проекта

Слайд 3

Актуальность Патриотическое воспитание дошкольников актуально и значимо в условиях современной России. За последние несколько десятилетий много поменялось в жизни и мировоззрении нашей страны и народа, но несмотря на все изменения воспитание патриотических чувств остается одним из главных приоритетов нашего государства. Ведь чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен он не ощущает своих корней своей истории. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и её будущее. Патриотизм применительно к дошкольникам, определяется как потребность участвовать во всех делах на благо семьи, детского сада, родного города, Родины, наличие у детей таких качеств как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства и осознание себя частью окружающего мира.

Слайд 4

Гипотеза Проблема Если будет четко спланирована система работы по патриотическому воспитанию, то у детей будет развито ценностно-смысловое отношение к истории и культуре Родного края. Недостаточный уровень сформированности духовного, нравственного, патриотического воспитания; знаний об истории и традициях Родного края.

Слайд 5

Методическое обеспечение

Слайд 6

Цель проекта Формирование основ духовного, нравственного, патриотического воспитания дошкольников в процессе приобщения к истории Родного края «Каждая нация, большая или маленькая, имеет свои культурные ценности, из этих ценностей складывается великое духовное достояние человека.» М.А.Шолохов

Слайд 7

Задачи Задач

Слайд 8

Ожидаемый результат

Слайд 9

Содержание проекта 1.Этап – подготовительный Цель: Проанализировать имеющуюся проблему, определить цель проекта.

Слайд 10

2.Этап – организационный Цель: создание условий для реализации проекта.

Слайд 11

3.Этап – основной цель. Реализация проекта Сроки исполнения Старшая группа 5-6 лет Подготовительная группа 6-7 лет Сентябрь Беседа «С чего начинается Родина?» Цель. Формировать у детей интерес к своей малой Родине. Рассматривания альбома «Мой город - Новочеркасск» Занятие «Столица Донского казачества – город Новочеркасск» Цель. Развитие ценностно-смыслового отношения к городу. Экскурсия по городу «Мой город – Новочеркасск» Октябрь Беседы «Улицы города: название и расположение», «Улица, на которой я живу » Цель. Расширять представления детей об улицах города. Закрепить знания о своем домашнем адресе. Занятие «Улицы родного города» Цель. Формировать представления детей о том, что названия улицам давали люди, связывая их с каким-нибудь знаменательным событием.

Слайд 12

Ноябрь Занятие «История возникновения родного города» Цель. Познакомить детей с историей родного города. Знакомство с гербом и гимном города. Беседы «История возникновения транспорта в городе», «Транспорт города» Цель. Познакомить детей с историей возникновения транспорта. Виды транспорта. Декабрь Занятие «Достопримечательности города» Цель. Познакомить детей с памятниками известных людей, с их местоположением. Создание альбома «Достопримечательности Новочеркасска» Занятия «Город-станица», «Казачий курень» Цель. Познакомить детей с названием станица; формировать представления детей об особенностях образа жизни в городе и станице. Создание альбома «Страницы прошлого» Январь Беседа «Обычаи и обряды на Дону» Цель. Познакомить детей с обычаями и обрядами на Дону. Посещение музея И.И.Крылова Беседа «Обычаи и обряды на Дону» Цель. Познакомить детей с обычаями и обрядами на Дону. Посещение музея И.И.Крылова

Слайд 13

Февраль Занятие «Наши земляки-казаки» Цель. Формировать представления детей о том, кто такие казаки. Создание картотеки казачьих игр. Занятие «Наша Армия родная» Цель. Расширять представления детей об армии, уточнить знания о родах войск. Воспитывать чувство гордости за свою армию. Развлечение «А ну-ка, папы» Март Беседа «Казачьи семьи» Цель. Познакомить детей с казачьим бытом. Чтение рассказа «Казаки – люди вольные» Фотовыставка «Наш город сегодня» Совместная работа родителей и детей рисование на тему «Мой любимый Новочеркасск» Апрель Совместная деятельность «Как у нас на Дону» Цель. Формирование художественно-эстетического видения родного края, эмоционально-ценностного отношения к его культуре. Выставка детских работ «Казаки- наши земляки» Создание альбома «Памятники Новочеркасска» Игра « Путешествие по родному городу» Цель. Закрепить знания детей о достопримечательностях, памятниках и улицах города.

Слайд 14

Май Интегрированное занятие «Ничто не забыто, никто не забыт» Цель. Формировать у детей представление об истории событий и героях г.Новочеркасска в годы Великой Отечественной Войны. Развивать эмоционально-ценностное отношение к опыту старшего поколения. Воспитывать чувство любви и уважения к Родине. Викторина «Знаешь, ли ты, свой город?» Цель. Закрепить знание детей о родном городе, об историческом прошлом и настоящем, об историко-архитектурных памятниках. Воспитывать чувство гордости и любви к родному городу. Воспитывать чувство коллективизма, ответственности, умения работать в коллективе.

Слайд 15

Экскурсия по городу Колядки в детском саду Развлечение «А ну-ка, папы!» Масленица

Слайд 16

Казачья игра «Заплетись, заплетись плетень» Занятие «Ничто не забыто, никто не забыт» Колядки в доме-музее И.И.Крылова

Слайд 17

4.Этап - итоговый цель. Подведение итогов проектной деятельности. Мониторинг сформированности представлений детей о малой Родине Итогом проекта стало проведение викторины «Знаешь, ли ты, свой город?», в ходе которого отслеживались знания детей о родном городе.

Слайд 18

заключение Данный проект можно реализовать в условиях большинства дошкольных учреждений. Проект не требует значительных материальных затрат, в его реализацию активно включаются родители воспитанников. Сведения о городе доступны и интересны не только детям, но и взрослым. Следовательно, взаимодействие семьи, ребенка и воспитателей значительно повышается, что позволяет качественно решать данную проблему.

Слайд 19

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогические условия патриотического воспитания дошкольников в процессе ознакомления с историей родного края

В данной работе отражены исследования, проведённые на базе нашего детского сада, по изучению и повышению уровня развития патриотических чувств у детей и их родителей....

«Патриотическое воспитание старших дошкольников в процессе знакомства с природой родного края»

 Становление  мировоззрения человека происходит в течение всей его жизни  и начало этого процесса, как известно, приходится на период дошкольного детства. Именно в этот период ...

«Формирование нравственно-патриотических чувств у современных дошкольников в процессе ознакомления с историей родного края»

Патриотизм – явление естественное и необходимое для полноценного существования, как отечества, так и каждого соотечественника. Патриотизм – как национальная государственная идея формируется на всем пр...

Патриотическое воспитание ребенка-дошкольника в процессе ознакомления с историей и культурой родного края

Статья опубликована в сборнике  "Аксиологические проблемы педагогики " Выпуск 9...

Проект: "Патриотическое воспитание старших дошкольников через историю и культуру родного края"

Период дошкольного возраста имеет важное значение в становлении личности человека.Проблема патриотического воспитания в настоящее время особенно актуальна, так как утрачена связь между прошлым и...

Публичное выступление " Гражданско - патриотическое воспитание старших дошкольников посредством ознакомления с этнокультурными особенностями родного края".

Опыт работы на  тему: "Гражданско - патриотическое воспитание старших дошкольников посредством ознакомления с этнокультурными особенностями родного края"  был представлен Мариной А...