Рабочая программа по Петербурговедению для детей старшего дошкольного возраста.
рабочая программа (подготовительная группа) на тему

Колобаева Людмила Владимировна

Для лзнакомления дошкольников с родным городом Санкт-Петеобургои нами была составлена рабочая программа, в которой мы наметили цели и задачи, а так же, составили примерный план на учебный год. К программе прилагается пояснительная записка, в которой изложена необходимость проведения мероприятий по ознакомлению с родным городом. В завершении проведённых мероприятий, мы провели праздник "Осень в Санкт-Петербурге"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение детский сад № 67 с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей

Невского района Санкт-Петербурга

Рабочая программа

по Петербурговедению

для детей

старшего дошкольного возраста.

Разработала: Л.В. Колобаева

Утверждаю: заведующая ГБДОУ

детского сада № 67

Головина О. А. ________________

Санкт-Петербург

2014 – 2016 год.

Пояснительная записка

           Наш город всегда считался северной и культурной столицей России. Какими же должны быть жители этого прекраснейшего города мира? Прежде всего, они должны знать свой город, его историю, любить его. А еще с малых лет должны чувствовать себя петербуржцами - воспитанными, добрыми, внимательными к другим людям. Должны чувствовать себя частицей удивительного петербургского сообщества. Ведь жители Петербурга всегда отличались высоким уровнем культуры, и нынешние юные его жители в будущем станут их достойными преемниками. Мир истории, архитектуры, искусства Санкт-Петербурга  безграничен. Мы, взрослые люди, должны ежедневно прикладывать усилия для  новых открытий и приобретений в душах  и сердцах молодого поколения.

Город и человек тесно взаимосвязаны. Природа во многом определяет условия жизни горожан, их менталитет, внешний облик города в целом. Рожденный трудом людей, город становится их помощником и защитником. Комфортная  жизнь человека на прямую зависит от состояния города, его ‘настроения’, ‘здоровья’, от того, насколько умело пользуются жители городскими удобствами. В свою очередь, состояние городской среды зависит от отношения к ней горожан, от их поведения. Следовательно,  воспитание настоящего петербуржца, с любовью относящегося к городу, в котором он живет, знающего и поддерживающего его исторические и культурные  ценности и традиции, прилагающего все свои силы к его развитию и процветанию – важная задача, стоящая перед педагогами.

В основу воспитания маленького петербуржца положен взгляд на Санкт-Петербург, как на мир особой культуры, художественное целое, социально- пространственную систему, несущую в себе могучий воспитательный потенциал. Ведущей идеей при этом стало восприятие, сохранение и развитие духовной культуры Санкт-Петербурга  (Ленинграда) как величайшей ценности, имеющей общечеловеческое значение.

Основные задачи:

- организовать взаимодействие ребенка с городом, способное стать определяющим в формировании его представлений об окружающем мире, ---- формировать характер мышления и стиль поведения, свойственные цивилизованному человеку.

- развивать  эмоционально – ценностные ориентиры через осмысление истории культуры СПб в контексте российской, европейской и мировой культур.

- социальная адаптировать дошкольника, сохранять его индивидуальности в условиях современного мегаполиса.

- содействать ребенку в освоении городского пространства и формирование образа своего города.

Занятия проводятся 1 раз в неделю в старшей, затем - подготовительной  группе.

Срок реализации программы – 2 года.

Содержание программы:

В целях приобщения детей  старшего дошкольного возраста к историческим ценностям, воспитания толерантности и нравственно-эстетических качеств, и всестороннего развития личности  выбраны следующие приоритеты и доминирующие направления:

  • ознакомление детей с основами истории Санкт-Петербурга и национальной культуры, а также с элементами мировой культуры;
  • приобщение детей  к различным видам искусства  –  архитектура, живопись, народный фольклор, музыка и театр;
  • планомерное воспитание в детях толерантности к культурному наследию разных народов, патриотических и нравственно-эстетических чувств, направленных на развитие эмоционального, бережного отношения к родным местам, историческому прошлому, мировому культурному наследию;
  • воспитание  культуры юного петербуржца.

Цели программы реализуются через:

- знакомство детей с ближайшим окружением (город, как среда обитания;  здание, дом, транспорт, улица, район, сквер, парк, река, канал и т.д.). Сконцентрировать внимание детей на связь города с человеком, дать представление об уникальности и неповторимости города; учить детей в привычном городском пейзаже выделять элементы прекрасного и необычного; таинственного и явного.

- ознакомление детей с основными памятниками искусства,  культуры, архитектуры и скульптуры.

- обогащение имеющихся знаний детей о своем районе. Объяснить детям значимость района в современной жизни. Учить детей описывать объекты, делиться своими впечатлениями, учить высказывать собственное мнение, давать оценку действиям и событиям.

- закреплять у детей знания о правилах поведения в общественных местах (в общественном транспорте, на улицах города, во время экскурсий, выставках, музеях, театрах, библиотеках)

- дать детям начальные знания о знаменитых  и великих людях в прошлом и интересных и достойных – в настоящем, приобщая детей к общественной жизни города.

Взаимосвязь петербурговедения с различными видами детской деятельности.

Ознакомление детей дошкольного возраста с петербурговедением  позволяет решать практически все воспитательно-образовательные   задачи.

  • Развитие речи.

Значимость ознакомления детей с петербурговедением для развития речи  в том, что она предоставляет детям возможность широкой наглядной и  прикладной практической деятельности (сюжетно-ролевые игры, инсценировки, ознакомление с художественной литературой, иллюстративным материалом, беседы и т. п.), накопления жизненного опыта, развития психических функций,   свободного речевого общения, закрепления речевых и коммуникативных навыков.

  • Развитие лексики.

Овладение лексикой составляет основу речевого развития детей дошкольного возраста, поскольку слово является важнейшей языковой единицей. Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирований понятий, развития содержательной стороны мышления. Одновременно с этим происходит развитие операциональной системы мышления, так как овладение лексикой происходит на основе операций анализа, синтеза, обобщения.  Формируется  освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, и ситуацией, в которой происходит общение. Сформированная лексика – один из важнейших факторов подготовки к школьному обучению.

Ознакомление с петербурговедением в полной мере отвечает поставленным задачам: в речи отражаются названия объектов, предметов, их свойства, действия, признаки и т. п.

  • Формирование грамматического строя речи.

Грамматика –  «система систем», объединяющая словообразование, морфологию, синтаксис. Она облекает наши мысли в материальную оболочку, делает речь организованной и понятной для окружающих. Установление разнообразных связей, понимание логической зависимости между наблюдаемыми явлениями сказывается в заметном изменении структуры детской речи: в увеличении числа предлогов и наречий, употребление союзов и союзных слов, распространенных, сложноподчиненных и сложносочиненных предложений. Ребенок, воспринимая произведение, речь воспитателя, запоминает и, воспроизводя  в речи,  интуитивно подчиняет свою речь грамматическим правилам.

  • Воспитание звуковой культуры речи.

Воспитание звуковой культуры речи – одна из важных задач развития речи. В процессе ознакомления с Санкт-Петербургом еще раз закрепляется и совершенствуется правильность звукопроизношения и словопроизношения, воспитывается правильная речь (близкая к норме литературного языка), формируется плавность речи, её выразительность и, дикция, воспитывается культура речевого общения.

  • Развитие связной речи.

В связной речи детей, формирующейся посредством восприятия литературных произведений, происходит отражение существенных сторон всего предметно-действенного пространства, развивается коммуникативная функция, как основная форма связной речи – (диалог и монолог).

Петербурговедение в дошкольном возрасте позволяет  успешно совершенствовать речевые умения и навыки детей:

  • беседа, как метод обучения диалогической речи;
  • обучение рассказыванию по предмету, из опыта, по воссоздающим наблюдениям;
  • обучение творческому рассказыванию;
  • формирование связных высказываний типа суждений;
  • ознакомление с литературными произведениями: различные поговорки, пословицы, загадки, рассказы, стихи.

  • Экологическое и нравственное воспитание.

Нравственное воспитание  – целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношения; выражения отношений к людям, к природе, к самому себе. Результатом нравственного воспитания являются появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств. Чем прочнее сформированы данные качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка её нравственности со стороны окружающих.

Основным средством нравственного воспитания дошкольников является природа, в частности Санкт-Петербурга и исторических пригородов, памятники, которые дают возможность воспитывать  у детей гуманные  и патриотические чувства.

  • Изобразительная деятельность.

      Связь петербурговедения, развития речи и экологического воспитания с изобразительной деятельностью двухсторонняя. Чем сильнее развиты изобразительные способности ребенка, тем точнее будет сформирован результат восприятия увиденного,  услышанного,  прочитанного и осмысленного произведения (героя, сюжета и т. п.).

Изучение истории города влияет на разностороннее воспитание личности:

  • Активирует нравственные процессы: воспитывает чувство гордости , формирует любовь к городу, уважение к людям, живущим в настоящее время и тем, кто стоял у истоков строительства Санкт-Петербурга.
  • Способствует развитию речи (звуковой культуре речи, составлению рассказов, запоминанию, умению пересказывать, вести беседу, а так же обогащает словарь, формирует понятия).
  • Развивает ФЭМП (построение отношений, часть и целое, ориентировка, количественный счет, геометрические формы) .
  • Способствует развитию навыков учебной деятельности (памяти, внимания, рациональному способу решения задач, анализу, синтезу (найди целое, такую же).
  • Активирует  сенсорное воспитание дошкольников (что сделано из дерева, а что из камня, природа).

Использование различных видов дидактических игр:

  • Словесные игры.

При использовании словесных игр активизируется словарь, развивается фонематический слух, воображение, быстрота реакции, сообразительность, внимание. Важно правильно подобрать игры в соответствии с возрастными и психологическими особенностями каждого ребёнка. (‘Пять названий’, ‘Прибавь слово’, ‘Петербургская азбука’, ‘ Закончи предложение’, ‘Назови имя’, ‘Петербургский телефон’, , ‘Назови улицы микрорайона’ и т. д.)

  •  Настольно-печатные игры.

Настольно - печатные игры вызывают у детей живой интерес, побуждают к деятельности, воспитывают умение предвидеть результат. Для этих игр дети должны иметь определенный объём знаний, учиться уточнять и систематизировать эти знания. Дети любят играть в кубики, собирать разрезные картинки. Игры с картами - схемами даются детям не просто, т. к. ориентировка в пространстве и на карте требует внимания, сосредоточенности, сообразительности.

Дидактические игры развивают творческие способности детей и являются одной из основных форм работы с детьми.

В свободный период времени (чаще в вечернее время) проводятся индивидуальные игры - занятия. К ним относятся конструктивные игры.  Детям предлагаются различные задания:

  • ‘Построй ‘красивый’ дом’, (закрепляем понятия: ‘шпиль’, ‘колонны’, ‘купол’ , ‘арка’ и т. д.,
  • ‘Построй жилой дом’ (закрепляем понятия: ‘фундамент’, ‘крыша’, ‘стены’ , ‘окно’ и т. д.)

Методы и средства:

  1. Художественная литература.
  2. Иллюстративно-познавательные материалы.
  3. Природа Санкт-Петербурга.
  4. Собственная деятельность детей.
  5. Окружающая обстановка.
  6. Беседы.
  7. Подборки материалов по теме.
  8. Рассказывание педагога.
  9. Посещение музея, библиотеки.
  10. Целевые прогулки по улицам микрорайона.
  11. Прогулки по городу с родителями

Тематическое планирование

Месяц

Тема занятия

Цели занятия

С

Е

Н

Т

Я

Б

Р

Ь

«Мой город –

Санкт-Петербург»

- познакомить детей с некоторыми основными сведениями из истории возникновения города,

- формировать представление о возрасте Санкт-Петербурга, о том, что у него есть день рождения, об изменении  и благоустройстве города,

- уточнить с детьми название города, его происхождения. Сформировать понятие район, познакомить с названием Невского района

- учить называть свою фамилию, имя, возраст, полные имена своих близких, свой домашний адрес,

- повторить правило перехода улицы по сигналам светофора.

О

К

Т

Я

Б

Р

Ь

«Центр города»

«Невский проспект, Дворцовая площадь»

запоминающиеся особенности архитектуры

- познакомить с названием главной , центральной улицы города, её первоначальным назначением,

- познакомить с главной площадью города, её особенностями

- познакомить с основными сооружениями, находящимися на Невском проспекте (назначение, некоторые факты из истории постройки).

Н

О

Я

Б

Р

Ь

«Нева»,

«Невские мосты»

- познакомить с историей возникновения Невы, её характером в разное время года,

- обсудить значение реки для жителей города (труженица, кормилица, украшение города), обосновать необходимость сохранения чистоты невской воды,

- дать представление о разводных мостах.

Д

Е

К

А

Б

Р

Ь

«Город на островах. Васильевский остров»

- уточнить знания о том, что наш город стоит на островах,

- дать представление о самом маленьком и самом большом острове,

- объяснять смысл названий островов,

- познакомить с некоторыми достопримечательностями Васильевского острова.

Я

Н

В

А

Р

Ь

«Подвиг нашего города в дни блокады»

- формировать представление о героическом блокадном прошлом города,

- познакомить с жизнью детей в блокадном городе,

- закреплять знания, полученные на предыдущих занятиях.

Ф

Е

В

Р

А

Л

Ь

«Памятники архитектуры»

по шедеврам архитектуры, понимать аллегорию

- закреплять представление детей о старинных постройках: соборах, мостах, домах, дворцах,

- уточнить знания детей о профессиях людей, трудившихся над их созданием,

- познакомить с площадями и проспектами города..

М

А

Р

Т

«Знаменитые петербуржцы»

- знакомить с именами некоторых выдающихся петербуржцев, с их творчеством, вошедшим в круг детского чтения и слушания, памятными местами, с ними связанными,

-сообщить о петербуржцах – современниках, прославляющих родной город.

А

П

Р

Е

Л

Ь

«Наши друзья со всего Мира»

- формировать представления об интересе к городу со стороны жителей России и Мира,

- учить видеть красоту города, понимать его уникальность,

- знакомить с многообразием стран, республик,

- учить «читать» символы Петербурга (герб и флаг),

- узнавать свой город на картинках и иллюстрациях.

М

А

Й

«День Победы»

- закреплять понятие «родина», представления о защитниках Отечества, воспитывать почтительное отношение к ветеранам войны,

- познакомить с родственниками воспитанников группы, принимавших участие в войне, либо знающих о ней не понаслышке,

- посетить памятные места (памятники, обелиски, монументы), созданные в память о погибших воинах и мирных людях: педагоги, родители).

Список используемой литературы

  1. Алифанова Г.Т. Петербурговедение для малышей от 3 до 7 лет. Спб., 2008.
  2. Алифанова Г.Т. Первые шаги (воспитание петербуржца-дошкольника). СПб.,2000
  3. Авсеенко В. История города Санкт-Петербурга а лицах и каптинах. Исторический очерк. 1703-1903. СПб., 1993.
  4. Вежель Г.Взрослеем вместе с городом.СПб., 1997.
  5. Горбачевич, К. Хабло Е.  «Почему так названы?
  6. Ермолаева Л. Прогулки по Петербургу. Спб.,1992.
  7. Махинько Л.Я –петербуржец.СПб.,1997.
  8. Помарнацкий В. Узнай и полюби Санкт-Петербург. СПб.,1997.
  9. Никонова Е. Мы-горожане.СПб.,2005.
  10. Никонова Е. Первые прогулки по Петербургу.СПб.,2004.
  11. Ермолаева Л.К., Лебедева И.М. Чудесный город.СПб.,1995.
  12. Канн П. Прогулки по Петербургу.СПб.,1994.



Предварительный просмотр:

«Мой Санкт-Петербург»

Цель мероприятия: Развивать у детей старшего дошкольного возраста (5 – 7 лет) интерес и любовь к родному городу – Санкт-Петербургу.

Задачи мероприятия:

  1. Закрепить представление детей об истории и традициях Санкт-Петербурга, архитектурных и скульптурных композициях города;
  2. Пробуждать интерес к изучению родного города, культурному наследию через приобщение к музыкальной и театральной жизни города;
  3. Способствовать развитию психических процессов: речи, внимания, мышления, памяти;
  4. Формировать облик юного петербуржца;
  5. Воспитывать доброжелательное отношение и уважение к петербуржцам, культурным объектам, обычаям и традициям Санкт-Петербурга.

Предварительная работа:

Беседы о городе, экскурсии по микрорайону в сопровождении воспитателей, экскурсии по городу в сопровождении родителей, сбор фотоматериала, просмотр фотографий и картин с видами города, просмотр видеоматериала, презентаций; выполнение творческих работ в группе, выполнение творческих работ дома, с родителями, разучивание песен, танцев и стихов; составление рассказов на тему «Мой город – Санкт-Петербург», подбор костюмов, подбор музыкального материала, дидактического материала, настольные дидактические игры детей.

Оснащение мероприятия (материалы и оборудование):

- для украшения зала: флаг и герб Санкт-Петербурга, картины с видами Санкт-Петербурга, баннер с изображением осеннего парка, карта города на магнитной доске, воздушные шары, пазлы с видами города, символы для обозначения памятных мест на карте (окно, медный всадник, Невский проспект, памятник Крылову, Эрмитаж), - выставка детских работ, - выставка работ семей воспитанников, - мультимедийная установка; - для танцев: атрибуты, гимнастические палки, цветы, гюйсы.

Ход мероприятия:

Торжественный вход воспитанников в музыкальный зал с музыкальным сопровождением (композиция «Город мой»)

Воспитатель

Воспитанники

- Здравствуйте ребята, здравствуйте дорогие гости! Мы сегодня собрались в этом зале, чтобы отправиться на экскурсию. Экскурсию не простую, а по осеннему Петербургу, которую вы, постараетесь провести сами, а я только помогу вам. На экскурсии вспомним все, что узнали с вами и расскажем гостям. Я на вас очень рассчитываю. Отправимся мы туда не одни, а с гостями, которых так сегодня много в зале.

- Как называют наш гостеприимный город и жителей города?  

- Верно. Как настоящие культурные петербуржцы давайте поприветствуем всех, кто к нам пришел.         

Северная Венеция, Северная столица,

Культурная столица, петербуржцы.

Доброе утро! Здравствуйте.

- Наш город красив в любое время года, а осеннюю порой выглядит просто великолепно, от красот захватывает дух! (слайды СПб осенью)

.

Стихи

1.Осень в Санкт-Петербурге кружит,

Разноцветные листья бросает,

То дождями по крышам стучит,

То за солнышком в парк увлекает.

Летний сад весь в багряном наряде.

И Крылов детворе всегда рад.

Вдоль Невы, как на главном параде

Мы идём в Александровский сад.

Дальше площадь Дворцовая, Невский,

Мойка, Пушкин, Михайловский сад,

Кони Клодта и цирк всем известный,

Пешеходы листвою шуршат.

2.Мы очень любим город свой,

Сияет солнце над Невой

Или дожди стучат в окно,

Его мы любим всё равно.

Мы в этом городе живём

И он растёт, и мы растём.

Исполняется песня «Осень в городе»

- Вот перед вами карта Санкт-Петербурга, на ней с помощью символов мы будем отмечать все те достопримечательности, которые посетим с вами

- Начнем мы свое путешествие с нашего любимого детского сада, который находится на улице……? -, А в каком районе города находится улица Шелгунова?

- Да, наш район один из самых больших, раскинулся он на двух берегах реки Невы.

- Знаете ли вы еще достопримечательности нашего района – музеи, памятники….?

- Молодцы! Горжусь вами!

(стимулирующая похвала)

- Давайте отметим на карте все что вы только что назвали.

Шелгунова

Невском

Памятник Володарскому, Музей Невская застава

(Пригласить детей к карте)

- Наш город уже достаточно взрослый, ему более 300 лет и вы конечно сейчас хором ответите мне, кто же его основал? (слайд)

Петр I сделал очень много для нашей страны – России. – Вспомните те благие дела и назовите их.

Петр I

Основал город, открыл много школ и академий, издательство газет и журналов,

строительство флота

Жил давно в России царь,

Очень умный государь.                                                           Он на троне не сидел –                                                                   Делал за день по сто дел.

Одержал побед немало,

Мореходом был бывалым.

Он и плотник, и кузнец,

Пётр царь был – молодец!

(обозначить на карте начало Финского залива)                                                        

Песня – танец «Санкт – Петербург – гордая белая птица»

- Императрица Екатерина II свои указом увековечила имя Петра I и приказала установить памятник – какой? (слайд)

Медный всадник

Вот памятник царю Петру

И царскому коню,

Фотографируют его

По двести раз на дню.

Царь много славных дел свершил,

А конь неоднократно

Его на подвиги возил

И привозил обратно.

(разместить  на карте картинку с изображением Медного всадника)

- Наш город стоит на островах, которых очень много, …..сколько? Верно! Назовите их.

(использовать мультимедиа)

- На каком острове началось строительство нашего с вами города?

- Может быть вы назовете самый большой и самый маленький острова.

- Вы прекрасные и знающие экскурсоводы! - Настоящие петербуржцы!!!!

- До сих пор мы любим бывать в самой первой крепости города

По болоту Пётр шёл,

Остров Заячий нашёл.

Он собрал рабочий люд

И построил крепость тут. (слайд)   

101
Крестовский, Елагин, Васильевский ……Заячий

На Заячьем

(расположить на карте изображение острова)

Заячий, Васильевский

(расположить на карте изображение острова)

Петропавловская крепость

(разместить на карте)

Песня «Мы петербуржцы!»

- Строился город и одновременно строились в нем корабли для выхода в море, недаром Санкт-Петербург – морская столица.

В начале Невского стоит,

Прекрасно здание на вид:

Колонны, статуи и шпиль,

И только в вышине

Горит кораблик золотой

Весь в солнечном огне.

(показать детям фотографию Адмиралтейства, одновременно проверить ответ с использованием мультимедиа) 

- Да, именно здесь мужчины обучались морскому ремеслу, флотскому делу.       

Адмиралтейство

Маленький кораблик

В городе огромном

В небе над Невою

Синем и просторном.

                         Маленький кораблик

                              Высоко плывёт,

                          Это – символ города,

                          Здесь рождался флот.  

(расположить на карте символ Адмиралтейства – флюгер)

- Славится наш город и мостами, повисшими через Неву.

Ветерок осенний

По Неве гуляет,

Листья пожелтевшие

На волнах качает.

Под мостами Невскими

Листики плывут,

К Финскому заливу

Их лежит маршрут.

(расположить на карте символ

Володарского моста)       

Скорей на Неву торопитесь, ребята,

Пришли корабли, корабли из Кронштадта,

И белые чайки летят над волнами,

Смотрите, матросы сигналят флажками.

Тепло им дождливой осенней порой,

Танцуют задорно они с детворой.

Танец «Морячка»

(расположить на карте символ Невы – река)

- В нашем городе огромное множество скверов, парков, садов.

Есть в Петербурге чудо-сад,                  

Украшен кружевом оград.

Дворец в нём есть царя Петра,

И статуи, как божества.

В тени аллей, возле оград,

Скажите, что это за сад?

(Слайд мультимедиа)

Летний сад

Летний сад – какая прелесть!

Вековых деревьев шелест.

За решетчатой оградой,

Под седой волны напев,

Дремлют мраморные статуи

Юных и прекрасных дев.

Кружит осень листву золотую

На прохладном и свежем ветру,

Девы юные тихо танцуют

Над рекой на Китайском мосту.

(разместить памятник Крылову)

Попурри «Мой город»

- Мы уже говорили с вами, что мы культурные, гостеприимные, вежливые петербуржцы, которые всегда рады многочисленным гостям – экскурсантам и приезжим. Как вы думаете, кто самое главное достояние любого города?

- Верно – это мы с вами, ваши родители, соседи, друзья………

- Можем ли мы с вами заботиться о городе, о доме, в котором живем?

- Молодцы!

Люди

Да

(Следить за чистотой, не мусорить, не ломать деревья, не рвать цветы, сажать цветы и деревья; а также, знакомиться с историей нашего города и рассказывать о нём своим родным и друзьям).

Мой город над Невской водой,        Мосты не разводят уже,

Построенный славным Петром,     И в гавань ушли корабли,

Великий, надёжный, родной,            Осенние нотки в душе

Всем людям планеты знаком!      На клумбах цветы отцвели.

- В нашем городе помимо достопримечательностей много развлекательных и познавательных мест для самых маленьких петербуржцев.

-Ксюша, где вы любите бывать?

В цирке, зоопарке

- Да, там очень интересно, я говорила вам, что город у нас полон тайн и легенд, в котором живут необычные животные – бронзовые львы.

Вы видали, как красивы           Львов, порой, Нева купает,

Наши бронзовые львы?            Окунает с головой.

Им причёсывают гривы            В наводненье так бывает

Гребни белые Невы.                  С разозлённою Невой.

Льют дожди и ветры дуют,

Лист осенний закружит.

Осень празднует, ликует,

Лев наш город сторожит.

(разместить на карте цирк, зоопарк)

- Вспомните, какие еще есть в нашем городе каменные стражники?

(рассказ сопровождается слайдом)

Сфинксы

Дождик, холод, листопад,              Но не дремлют и не спят,

Сфинксы мокнут и дрожат,            Сфинксы город сторожат.

- Мы с вами проделали большой путь, я предлагаю с пользой отдохнуть.

- Перед вами пазлы с видами нашего города, вы должны пазлы собрать и памятник назвать.

- Молодцы! Внимательные и очень старательные!

(Воспитанники выполняют задание –

работа по одному и в коллективе)

- Есть в городе нашем широкий проспект, одноименный с городской рекой и названием нашего района, назовите его.

Невский

(расположить символ на карте)

Музыкальная пауза «Танец с тростью»

- Вот мы с вами и добрались до самого центра нашего красивого города.

- Давайте еще раз с гордостью осмотрим те места, где мы с вами сегодня побывали.

(обобщение)

Уважаемые петербуржцы – большие и маленькие, вот и подошла к концу наша экскурсия, наше путешествие по самому замечательному, близкому и родному городу Санкт – Петербургу. Санкт – Петербург – это наша Родина, наш дом. Так давайте жить в своем доме так, чтобы наш город процветал и с каждым днем становился все краше.

(под напевную музыку заключительный стих о Санкт – Петербурге)

Среди болот, дорог и вьюг,
Как исполин из сказки,
Явился миру Петербург,
Волной любви обласкан!
Его скульптуры и дворцы,
Фонтаны, скверы, парки,
Его ограды и мосты,
Кораблик на Фонтанке,
Его кресты, его гранит –
Веков узор так прочен! –
Все восхищает и пленит
В сиянье белой ночи.
Люблю тебя я, город мой,
Не знаю краше места!
Мне жизнь, единая с тобой,
Дарована в наследство!

  1. В С-Пб, на площади Искусств стоит памятник известному во всём мире человеку. Кто этот человек?   (А. С. Пушкин)
  2. У гранитного спуска к Неве, на высоких подножьях лежат удивительные каменные существа. У них голова человека, а туловище льва. Кто это?  (Сфинксы на Университетской набережной).
  3. Высокая ограда отделяет от берегов Невы прекрасный сад. Как он называется?   (Летний сад)
  4. Какие птицы живут в Летнем саду?  (утки, воробьи и голуби, красавцы-лебеди, лазоревка, мухоловка, зарянка, зяблик)
  5. Какие колонны служили маяками для кораблей? (Ростральные)
  6. У подножья Ростральных колонн установлены скульптуры, обозначающие великие русские реки. Назовите их.  (Нева, Волга, Волхов, Днепр)
  7. Река Нева берёт своё начало из одного озера и впадает в залив.  Назовите их.  (Ладожское, Финский)
  8. Скажите, какие ещё реки вытекают из Ладожского озера? (Нева – единственная река, вытекающая из Ладожского озера, остальные  реки в него впадают)
  9. В каком саду собраны растения со всего мира?   (В Ботаническом)
  10. Какие петербургские памятники увенчаны ангелами?   (Петропавловский собор, Александровская колонна)
  11. Почему в гербе нашего города два якоря?  

(Левый двулапый – морской и правый трёхлапый - речной)

  1.  Какое здание выше:

Адмиралтейство (72 м.) или Петропавловский собор (120 м)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по ритмике дошкольного возраста "Ступенька в прекрасное"

Дошкольный  возраст – один  из  наиболее  ответственных  периодов  в  жизни  каждого  ребёнка. Именно  в  эти  годы  закладываются...

Рабочая программа группы старшего дошкольного возраста с 6 до 7 лет

Рабочая учебная программа для группы старшего дошкольного возраста с 6 до 7 лет, разработанная по комплексной программе "Воспитание и обучение в детском саду" М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаров...

Рабочая программа обучения детей дошкольного возраста английскому языку «Весёлый паровозик» «Happy Train»

Программа расчитана на 3 года. Начиная со средней группы. Построена по принцыпу усложнения материала....

Рабочая программа обучения детей дошкольного возраста английскому языку "Веселый паровозик"

Программа расчитана на 3 года обучения. Частота проведения НОД  максимально учтена и исходит из реальных потребностей и интересов дошкольников в общении и познании. Следует отметить, что цел...

рабочая программа сопровождения детей дошкольного возраста в ДОУ

Пояснительная записка     Содержание образования в современном мире является приоритетной сферой, от которой зависит развитие человека, способного самостоятельно и сознательно стро...

Консультация для родителей по оздоровлению детейстаршего дошкольного возраста

Консультация  для родителей по оздоровлению детейстаршего дошкольного  возраста...

НОД на тему:"Хлеб - всему голова" для детейстаршего дошкольного возраста

Необходимо добиваться сознательного понимания детьми цены хлеба, уважительного и бережного отношения к хлебу....