Методическая разработка раздела образовательной программы по теме: «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через приобщение к культурному наследию родного края»
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Польянова Валентина Петровна

Методическая разработка раздела образовательной программы по теме:

«Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через приобщение к культурному наследию родного края»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_prezentatsiya_2007.pptx2.3 МБ
Файл 2_prezentatsiya_2007.pptx1.4 МБ
Файл p.z_k_novoy_prezentatsii.docx30.33 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение детский сад №15 «Ручеек» г.Сергача Методическая разработка раздела образовательной программы по теме: «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через приобщение к культурному наследию родного края» Выполнила: воспитатель Польянова Валентина Петровна

Слайд 2

Актуальность

Слайд 3

Цель: Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через приобщение к культурному наследию родного края

Слайд 4

- формировать интерес к истории и культуре родного края, к традициям и культуре русского народа; -формировать эмоционально-ценностные отношения к семье, людям, своему городу; -воспитывать бережное отношения к природе родного края и всему живому; -развивать познавательную активность детей, способность к преобразованию окружающего мира на основе формирования исследовательской и творческой деятельности; - развивать потребность в самореализации в разных видах деятельности. Задачи:

Слайд 5

Предполагаемые (прогнозируемые)результаты Ребенок:

Слайд 6

1 этап. Подготовительная работа Анализ проблемы Подбор методической литературы Диагностика Составление календарно-тематического планирования Оформление предметно-пространственной среды

Слайд 7

Предметно-пространственная среда в ДОУ

Слайд 8

Программа духовно-нравственного воспитания «Истоки. Воспитание на социокультурном опыте» И.А. Кузьмина

Слайд 9

2 этап. Деятельностный . Разделы (блоки) 1. С голубого «Ручейка» начинается река (формирование знаний о семье и о детском саде) 2. История села Ключёво (знания о микрорайоне) 3. Моё имя – сергачанин 4. Дружба наций и народностей Сергачского района 5. Земля моя Нижегородская 6. Сергач – частица России

Слайд 10

. Занятия в рамках кружка Акции Конкурсы Православные и светские праздники Продуктивная деятельность Игры ( дидакт ., сюж.-рол ., подвижн . и др.) Просмотр и обсуждение (ИКТ ) Чтение и обсуждение Сочинение стихов, загадок Наблюдения Изготовление (макеты зданий ) Социальные проекты Оформление выставок Рассматривание (слушание) и обсуждение Викторины (итоговая) Инсценирование и драматизация Целевые экскурсии (очные и заочные) Методы и формы работы с детьми НООД


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Непосредственная образовательная и игровая деятельность

Слайд 2

Авторские дидактические игры Игра Сергачские Эрудиты. pptx

Слайд 3

Экскурсии по микрорайону Школа №1 В зимний дендропарк

Слайд 4

Акции

Слайд 5

Районная ярмарка «Наши истоки » Костюм-стиль «Истоков»

Слайд 6

Фестиваль фольклорных коллективов

Слайд 7

Выставка «Герои - сергачане » Праздник «Этот День Победы»

Слайд 8

светлая пасха святая троица

Слайд 9

ильин день косьма - дамиан

Слайд 10

. Акции Продуктивная деятельность Конкурсы Участие в праздниках и обрядах Фотовыставки и экспозиционные стенды Информационно-просветительская деятельность Составление родословной Оформление выставок «Мини-исследования» Инсценирование и драматизация Семейные экскурсии Работа с родителями Анкетирование

Слайд 11

«Наши истоки » « Традиции национальной кухни» Старинный обряд « березку» «А ну-ка папочки» Костюмы –руками родителей

Слайд 12

Работа с социумом

Слайд 13

Конкурс чтецов в ЦРБ им. Шуртакова Экскурсия в краеведческий музей «Традиции и быт русского народа» Экскурсия в собор Владимирской Божией Матери В ЦСОГПВ с выездным концертом

Слайд 14

3 этап. Заключительный. Диагностика

Слайд 15

Перспектива НОД в 1 мл.группе Польяновой В.П



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка к презентации:  

«Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через приобщение к культурному наследию родного края»

Выполнила воспитатель 1 категории Польянова Валентина Петровна

1.Я – ПВП , воспитатель Д. С.№15 «Ручеек» г. Сергача. Разрешите представить вашему вниманию методическую разработку раздела образовательной программы по теме:  «Патриотическое воспитание детей ст. дошк. Возраста через приобщение к культурному наследию родного края»

1. В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных и актуальных направлений в работе с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание

2.  Чувство патриотизма многогранно  по  своему  содержанию: это и любовь к родным местам, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить и приумножить богатства своей страны. 

  Старший дошкольный возраст, как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым и относится чувство патриотизма.

3. Целью моей  методической разработки является:  Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через приобщение к культурному наследию родного края.

4. Задачи представлены на слайде, все они направлены на реализацию поставленной цели.

-формировать интерес к истории и культуре родного края, к традициям и культуре русского народа;

 -формировать эмоционально-ценностные отношения к семье, людям, своему городу;

-воспитывать бережное отношения к природе родного края и всему живому;

-развивать познавательную активность детей, способность к преобразованию окружающего мира на основе формирования исследовательской и творческой деятельности;

- развивать потребность в самореализации в разных видах деятельности

5. Спрогнозировали, какими должны быть результаты. Ребенок способен

  • Проявляет интерес к истории и культуре родного края, к традициям и культуре русского народа
  • Положительно относится к семье , к людям, к своему городу
  • Бережно относится к природе родного края и всему живому
  • Добрый, милосердный, способный любить, ценить, беречь окружающий мир.
  • Проявляет познавательную и творческую активность, интерес к исследовательской деятельности.
  • С удовольствием принимает участие во всех видах деятельности.

5-1. Работа выстраивалась поэтапно.

На 1, подготовительном этапе, осуществлялся анализ проблемы патриотического воспитания  в ДОУ, изучала эффективные технологии, методики и разработки передового педагогического опыта известных  авторов:

- О.Л. Князева, М.Д. Маханёва «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» (программа, разработки занятий, мероприятий);

-Г.В. Груба, И.К. Помелова «Ребёнок познаёт мир» (методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений);

- Е.А. Позднякова «Гражданское воспитание в ДОУ» (планирование, разработки занятий и мероприятий);

- В.П. Ватаман «Воспитание детей на традициях народной культуры» (программа, разработки занятий и мероприятий).

- Н.Г. Комратова, Грибова Л. Ф. «Патриотическое воспитание детей  4-6 лет»

- Т. И. Оверчук «Мой родной дом» Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников

-Ветохина, Дмитренко, Жигналь, Краснощекова, Подопригора, Полынова, Савельева. «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников.

- Кузьмина И.А.

5 -2. За основу взяла программу О.Л. Князева, М.Д. Маханёва «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» (программа, разработки занятий, мероприятий) и «Социокультурные истоки» И.А. Кузьмина. Так же внутри детского сада разработана « Целевая программа развития детского сада по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста «Сергачский край»

5-3. Была проведена диагностика актуального состояния и развития детей старшего возраста (познавательное развитие, эмоционально-ценностное отношение, социальное поведение) на основе специально подобранных методик в рамках программы «Сергачский край». Выявленное актуальное состояние и развитие детей, соотнесли с предполагаемыми (прогнозируемыми) результатами развития ребенка.

5-4. С учетом диагностики  составлено календарно-тематическое планирование                                                                                                                      5-5. Оформлена предметно-пространственная среда.

8-1. В детском саду создан музей русской культуры «Комната русского быта»,  для знакомства с бытом и канонами построения русской избы, для более точного восприятия образа жизни и традиций русского народа.

8-2. Создан историко-познавательный холл «Сергач - мой край », в котором существует макет города, созданный совместно с родителями

8-3.  Оформили  стенд для родителей «Сергачский край», на котором размещается информация о программе и ее результаты.

8-4. Подобрали литературу детскую и художественную по патриотическому воспитанию, краеведческому направлению. В копилке имеется уже более 20 источников.

8-5. Создана фонотека о родном крае «Любимого края напевы», произведения сергачского композитора Мочалова В.П.

8-6. В групповой комнате пополнила патриотический уголок материалами о Сергаче, о Ключеве- микрорайоне в котором живет основная  часть воспитанников.

9. Деятельностный этап предполагает совместную деятельность всех субъектов педагогического процесса и осуществляется по следующим разделам (блокам)

  • С голубого «Ручейка» начинается река (формирование знаний о семье и о детском саде)
  • История села Ключёво (знания о микрорайоне)
  • Моё имя – сергачанин
  • Дружба наций и народностей Сергачского района
  • Земля моя Нижегородская
  • Сергач – частица России

10.Методы и формы работы с детьми разнообразны. Они представлены на слайде

11. Остановлюсь на отдельных формах работы: непосредственно образовательная деятельность по авторским  конспектам        «История возникновения города Сергача», «Люблю тебя – мой край родной», «Ключево – история микрорайона города», «Дружба нации и народностей», «Я - Сергачанин ». Так же, созданные мной дидактические игры «Знатоки родного города»,  «Чья тень?», «Наш герб», авторская ИКТ игра «Сергачские эрудиты», которые имею заключение районного методического экспертного совета и рекомендована к использованию в нашем образовательном учреждении и в других образовательных учреждениях Сергачского муниципального района.

13. Одной из важных и любимых форм являются экскурсии.  В процессе  экскурсий и целевых прогулок дети выясняют, что в городе много различных достопримечательностей, зданий, узнают о людях, прославивших свой город, район, учатся любоваться и ценить природу.

14. Организуем разнообразные акции «В цветнике», «Посадим деревце»

14. Благодаря активному сотрудничеству и взаимодействию с воспитателями, специалистами ДОУ, а именно с музыкальным руководителем, добиваемся высоких результатов. Наши дети активные участники разнообразных конкурсов. В районной ярмарке наши истоки в номинации костюм-стиль «Истоков» 1 место

15. На фестивале фольклорных коллективов заслуженное 1 место.

16. Развлечения и праздники по народному календарю являются итогом освоения конкретных календарных тем года.  Так ко дню победы создана выставка «Герои Сергачане». Большой и насыщенный подготовлен праздник «Этот День Победы»

17. В детском саду проводим праздники с исконно русскими традициями и обрядами Рождество, Крещение, Масленица, Светлая пасха с традиционной народной  именно нашей местности игрой «Катание яиц». Праздник Святая Троица, соединяет весну с летом. Символ праздника – береза. Дети водят хороводы вокруг березы, поют песни, исполняют обряд украшения березы ленточками.

18. Традиционными, для нашего детского сада стали  престольные праздники села Ключево – Ильин день и Косьма-Дамиан.

Ильин день - летний праздник, который мы с детьми празднуем на улице, рассказываем детям, что раньше с Ильина дня начиналась уборка урожая, жатва. Беседуем о том, с каким трудом хлеб попадает к нам на стол. В этот день водим хороводы вокруг снопа и угощаемся колобками из ржаной муки свежего урожая.

Косьма-Дамиан – это  праздник  встречи зимы и проводы осени. Русский народ считал святых братьев покровителями ремесленников и рукодельниц. В этот день мы приглашаем всех желающих к нам в детский сад на посиделки.

В народном празднике каждый ребенок творчески выражает свою индивидуальность благодаря импровизационному характеру даже рядовых ролей. Каждый ребенок  находит необходимую ему возможность самовыражения, самореализации.

19. Родители являются субъектами педагогического процесса. Работа с родителями разнообразна.

20-1. Семья Дадоновых участвовала в районной ярмарке «Наши истоки» в конкурсе «Традиции национальной кухни», имеют награду от Сергачского благочиния .

20-2. Участие пап в конкурсе «А ну-ка папочки» ко Дню защитника отечества.

20-3. Родители участвуют  в воссоздании русских традиций и обрядах.

20-4. Для детей изготавливают костюмы, шьют русские народные сарафаны.

Совместное участие, творчество родителей и детей является стимулом единения семьи.

21. Наш детский сад активно взаимодействует с социокультурной  средой города.

22-1 В Центральной Районной Библиотеке дети участвовали в конкурсе чтецов, посвященному дню матери, где наша воспитанница заняла 1 место

22-2.Часто дети посещают Сергачский краеведческий музей.  А   Музей проводит выездные экспозиции на базе ДОУ «Предметы быта и национальные костюмы Сергача»

22-3. Экскурсия в собор Владимирской Божией Матери. Детям предстояло узнать об архитектуре собора его назначение.

22-4.В Центре Социального Обслуживания Граждан Пожилого Возраста побывали с выездным  концертом в декаду пожилого человека.

23. В третьем, заключительном этапе работы провела диагностику 25 воспитанников группы. Сравнительный анализ показал положительную динамику развития познавательной активности.  С 16.7% в начале года высокий уровень достиг результата 77,7% в конце года. Положительную динамику можно увидеть и в разделе эмоционально- ценностные отношения. С 24,3% начала года, вырос до 72% в конце года, и в Социокультурном поведении видна тенденция увеличения с 19,4% до 73,6% . Соответственно низкий уровень концу года приближается к  минимальному.

Дети много знают о себе, своей семье, о Сергаче, его достопримечательностях и особенностях народных традиций, проявляют интерес к прошлому, настоящему и будущему своего города. Проявляют такие чувства, как доброта, забота, милосердие, терпение, трудолюбие, бережливость. Дети с удовольствием принимают участие в разных видах деятельности.

 Многие выпускники нашего детского сада продолжают свой творческий путь в стенах Средней общеобразовательной школы №4. Многие из детей стали учениками  музыкальной школы, получают дополнительное образование в кружках и студиях  Центра детского творчества,  Центра культуры и досуга, где так же глубоко  берётся задача патриотического воспитания на основе традиции русского народа.

24. В 2013 году творческой группой детского сада разработана программа «Сергачский перезвон» Эта программа рассчитана на старший дошкольный возраст, она стала логическим продолжением нашей последовательной работы по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию.

Понимая важность и ценность данной работы, хочется ее продолжать. Сейчас у меня малыши, и я стараюсь больше использовать малые фольклорные формы, адекватные возрасту для  формирования начала патриотического воспитания с 1 младшей группы. На районном методическом объединении, показали  интегрированное занятие «В гости к Хозяюшке»   Впереди планирую разработать  ИКТ презентации по потешкам, р.н. сказкам, предметам старины. Активно взаимодействовать с родителями, организовывать различные выставки, акции. Планирую создать мини-музей «Музей Медведя» актуального для возраста детей (любимая игрушка) и в дальнейшем его изучение как символа города.

  Всех  благодарю за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА раздела образовательной программы «Фольклор в развитии речи детей младшего дошкольного возраста»

Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сенситивно к усвоению речи.Речь имеет большое значение для целостно...

Статья «ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННО – ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПРИОБЩЕНИЯ К КУЛЬТУРНОМУ НАСЛЕДИЮ НАРОДОВ ЧУКОТКИ»

До сих пор жизнь, обычaи и культура чукчей, представителей коренных северных нaродов населяющих Чукотку, остаётся загaдкой, потому что прошлое и нaстоящее этого малочисленного народа овеяно таким коли...

Паспорт педагогического проекта «Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста через приобщение к русским народным сказкам»

Паспорт педагогического проекта  «Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста через приобщение к   русским народным сказкам»...

Выступление на заседании педагогического Совета №3 (2018-2019 уч. год) ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ЗНАКОМСТВО С ЗНАМЕНИТЫМИ ЛЮДЬМИ РОДНОГО КРАЯ

         Пословица гласит: «Не научившись любить свой народ, не сможешь уважать людей других наций, их язык». Но национальное высыхает, исчезает, если нет н...

Методическая разработка на тему: «Широкая масленица». Номинация: Проектная деятельность. Проект на тему : «Духовно-нравственное воспитание детей среднего дошкольного возраста через приобщение к культурным традициям Донской масленицы. «Масленица на Дону

Методическая разработка на тему: «Широкая масленица» направлена на   духовно-нравственное воспитание детей среднего дошкольного возраста через приобщение их к культурным традиция...