Викторина для педагогов "Наш великий помор Ломоносов"
методическая разработка на тему

Андреева Татьяна Владимировна

Цель:

Показать многообразие личности М. В. Ломоносова.

Задачи:

- дополнить и углубить знания о жизни и деятельности М.В. Ломоносова;

- способствовать возникновению интереса к сильной, незаурядной личности, сыгравшей великую роль в судьбе нашей страны;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл viktorina_dlya_pedagogov_nash_velikiy_pomor_lomonosov.docx27.85 КБ

Предварительный просмотр:

Викторина для педагогов

«Наш великий помор Ломоносов»

Цель: 

Показать многообразие личности М. В. Ломоносова.

Задачи:

- дополнить и углубить знания о жизни и деятельности М.В. Ломоносова;

- способствовать возникновению интереса к сильной, незаурядной личности, сыгравшей великую роль в судьбе нашей страны;

Вступление.

 Сегодняшняя викторина посвящена М.В.Ломоносову – великому гражданину, ученому, прославившему Россию.  

Викторина будет состоять из 5 туров. Где вы сможете показать свои знания о нашем земляке М.В. Ломоносове.

1.ТУР «ВЕЛИКИЙ СЫН - ВЕЛИКОЙ РОССИИ».

 В истории отечественной и мировой науки и культуры Михаил Васильевич Ломоносов занимает особое место. Это был один из образованнейших русских людей XVIII века. Сложно назвать область науки, техники и культуры, в которую он не внес бы свой вклад. Его научные интересы были чрезвычайно широки и многогранны. Работы ученого в области физики, химии, астрономии, оптики, геологии, минералогии и кристаллографии, техники, географии и метеорологии, экономики, истории и литературы, педагогики и психологии заложили основы для развития этих наук. Он создал первую в России научную химическую лабораторию, организовал астрономические и метеорологические исследования, участвовал в снаряжении географических и геологических экспедиций, в подготовке морских плаваний с целью изучения и освоения Северного морского пути. Он разработал проекты переустройства Петербургской академии наук. Автор идеи и инициатор вместе с И.И. Шуваловым открытия Московского университета.

Задание:

 Педагоги у нас  люди знающие. И сейчас вы должны будите блеснуть своей эрудицией, удивить нас своими знаниями. Каждой команде предстоит ответить на вопросы о жизни и деятельность Ломоносова.

Вопросы:

1. Личность этого человека всегда была для Ломоносова примером в жизни, ему посвящены его стихи, неоконченная поэма, картины. Кто он? (Петр 1).

2.Как называется самая знаменитая картина, созданная Ломоносовым? В чём её особенность? ("Полтавская баталия". Сделана из стеклянной мозаики).

3.Сколько лет было Ломоносову, когда он обучился грамоте? (12 лет)

4. Кто так сказал о Ломоносове: «Ломоносов был великий человек… Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом».(А.С.Пушкин)

5. Как назывался корабль (галиот), принадлежавший семье Ломоносовых (Чайка)

6. Какие книги Ломоносов назвал “вратами своей учёности”? (“Грамматику” Смотрицкого и “Арифметику” Магницкого)

7. Искусство, которое возродил М.В.Ломоносов, известное ещё со времён Древней Руси и распространённое в Киевском государстве. (Мозаика ).

8. В феврале 1961 года осуществился запуск межпланетного космического корабля к планете Венера. Какое открытие сделал Ломоносов, наблюдая Венеру? (Открыл в 1761 году существование на Венере атмосферы).

9. Назови предмет, который изобрёл Ломоносов для наблюдения в сумерках и в светлые ночи? (Ночезрительная труба).

2.ТУР »СЛОВЕСНАЯ ДУЭЛЬ»

Под рокот свирепого моря,

В своей деревеньке глухой

Немало сурового горя

Ты видел, поэт дорогой…

…И быстро промчалося время

И северный серый мужик,

Узнавши тяжелое бремя,

            Ты стал знаменит и велик.

 Ломоносов был не только великим учёным, но и великим поэтом, оратором. Перед вами слово «ГРАМАТИКА». Это слово взято не случайно. «Граматика»  Леонтия Смотрицкого была первой книгой, открывшей Ломоносову путь к грамоте.

Задание: 

Командам необходимо составить из этого слова как можно больше слов, используя только данные буквы.

3Тур. “Памяти М.В. Ломоносова»

М.В. Ломоносов прожил яркую, полную творческих дерзаний жизнь. Его жизни и деятельности посвящено много книг и статей; его образ запечатлен в произведениях живописи, графики, культуры. Имя Ломоносова присвоено подводному горному хребту в бассейне Северного Ледовитого океана; одному из кратеров на обратной стороне луны. Именем русского ученого названа одна из малых планет и один из минералов.

Задание:

Вспомните и назовите достопримечательности Архангельской области, связанные с именем М.В Ломоносова

4 ТУР. «МОЗАИЧНОЕ ДЕЛО»

Большим увлечением Михаила Ломоносова была мозаика. Занятие это вполне подходило к его характеру и вкусам, так как в нем химия переплеталась с изобразительным искусством, оптикой и техникой.

Мозаика -  искусство, которое возродил М.В.Ломоносов. До того, как обзавёлся химической лабораторией, обратил внимание на мозаику – древнее искусство составлять из цветных сплавов (смальт) немеркнущие картины и портреты.

К мозаике М.В.Ломоносов подходил как учёный. Он самостоятельно разработал процесс изготовления цветного стекла, ряд машин и приспособлений. Открыл фабрику в Усть-Рудицах.

Задание:

Каждой команде необходимо из разрезных картинок собрать мозаичную работу Ломоносова и его мастерской и сказать как эта работа называлась.                      

5 ТУР. «ГЕНИЙ ЗЕМЛИ РУССКОЙ»

   

 А.С.Пушкин

Ломоносов был великий человек. Между ПетромI и Екатериною II он один является самобытным сподвижником просвещения. Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом.

Н.Г.Чернышевский

...Страстно любил науку,

но думал  и заботился

исключительно о том,

 что нужно было для блага

его родины.

Он хотел служить не чистой

науке, а только отечеству.

Задание:

Подумайте, каким по вашему мнению был Ломоносов и на каждую букву его фамилии подберите прилагательное или существительное соответствующее этому великому человеку.

Л, О, М, О, Н, О, С, О, В.

Заключение:

Михаил Васильевич Ломоносов занимает особое место в развитии отечественной и мировой науки и культуры. Неизмерима масштабность личности М.В. Ломоносова как первого российского академика, ученого-энциклопедиста, сына Отечества. Разработанные им проекты и открытия в различных отраслях научных знаний не утратили своей актуальности и востребованы в современном обществе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина для воспитателей « Великая Отечественная война: страницы истории»

Ко дню Победы мною разработана викторина для воспитателей ДОУ "Великая Отечественная война: страницы истории"...

Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе на тему : " Великий помор - наш земляк"

Занятие проводилось к 300 летию М.В. Ломоносова перед слушателями курсов повышения квалификации....

Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе на тему : " Великий помор - наш земляк"

Занятие проводилось к 300 летию М.В. Ломоносова перед слушателями курсов повышения квалификации....

1. Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе на тему : " Великий помор - наш земляк"

Занятие проводилось к 300 летию М.В. Ломоносова перед слушателями курсов повышения квалификации....

Литературно - музыкальная композиция "М.В. Ломоносов - великий помор.

Литературно - музыкальная композиция " М.В. Ломоносов - великий помор"  раскрывает историю жизни и научной деятельности М.В.Ломоносова в доступной для детей форме. В ходе сценария дети  пере...

М.В.Ломоносов - великий помор

Выбор познакомить детей с этим выдающимся человеком был сделан не случайно, так как нельзя ни удивляться, ни восхищаться его талантом. В беседах с детьми выяснилось, что ребята очень мало знают о М.В....