Конспект занятия "Знакомство с элементами казачьей одежды и особенностями воспитания в казачьей семье
план-конспект занятия на тему

Кравченко Людмила Павловна

 

Цель: Продолжать знакомить детей с укладом жизни казаков, расширять     представления о казачестве, самобытности, культуре, традициях этого народа, о специфике воспитания детей в казачьей семье, расширять кругозор детей и   обогащать словарный запас, формировать у детей чувство любви к Родине, интерес и уважение к людям, которые живут рядом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение  детский сад комбинированного вида №1 «Аленушка»

Конспект занятия для средней группы

«Знакомство с элементами казачьей одежды и особенностями воспитания в казачьей семье»

Подготовила воспитатель

Кравченко Л.П.

Г. Константиновск


Тема: «Знакомство с элементами казачьей одежды и особенностями воспитания в казачьей семье»

Цель: Продолжать знакомить детей с укладом жизни казаков, расширять     представления о казачестве, самобытности, культуре, традициях этого народа, о специфике воспитания детей в казачьей семье, расширять кругозор детей и   обогащать словарный запас, формировать у детей чувство любви к Родине, интерес и уважение к людям, которые живут рядом.

Задачи:

  1. Познакомить с элементами казачьей одежды
  2. Познакомить с особенностями воспитания мальчиков и девочек в семье казака
  3. Познакомить и разучить пословицы о казаках

План занятия:

  1. Беседа- повторение пройденного материала «Жилище и быт казака»
  2. Любимые поговорки казаков
  3. Рассказ об одежде казаков с показом иллюстраций.
  4. Воспитание мальчика в семье казака.
  5. Воспитание девочки в казачьей семье
  6. Итог занятия

Словарная работа:

Кирса, завески, чирики, кубанка, сабля, шашка, кинжал, атаман, мундир, шаровары, папаха, предки, потомки.

Наглядность:

Иллюстрации костюмов казака и казачки;  сюжетные картинки с изображением казачьей семьи


Ход занятия

  1. Беседа- повторение пройденного материала «Жилище и быт казака»

Воспитатель:

Ой, ты, Дон, ты наша Родина

Вековечный богатырь.

Дон, ты вольный и раздольный,

Разлился и вдаль, и вширь.

Про тебя, Дон, вспоминали

Наши деды и отцы.

Про твои станицы вольны,

Про любимый край родной.

- Любимый уголок земли, где ты родился и живешь, называют Малой Родиной. А как называют нашу родную область? (Ростовская область)

- Как называется наш город? (Константиновск)

- Как называется река, на берегу которой расположен наш город? (река Дон)

- На прошлом занятии вы узнали, что на вдоль реки Дон издавна живут люди, которые называют себя донскими казаками. Казаки построили много станиц. В центре каждой станицы на площади строили церковь, школу, а вокруг располагались дома казаков.

- Как называлось жилища казаков? (курень)

- Из чего строили куреня? (из камней, глины, камыша и соломы)

- Какое было главное занятие казаков? (военное дело, охрана границ земли русской)

- Чем занимались казаки, когда не воевали? (сеяли хлеб, разводили лошадей, коров, гусей, ловили рыбу)

                    Воспитатель:    «Здесь границу держать,

Защищать от врагов.

И пшеницу сажать,

И растить казаков».

- Казаки издавна любили лошадей. Конь для казака – первый друг, товарищ.

  1. Любимые поговорки казаков

Конь шел за казаком в огонь и в воду. Когда казаки уплывали на корабле, бросая коней, те плыли вслед. Если хозяин погибал, конь никого не подпускал к себе, тосковал, голодал несколько дней. Казаки воевали на лошадях, устраивали гонки, состязания. Главное оружие донского казака – сабля, шашка, кинжал, огнестрельное оружие (показ иллюстрации).

Любимые поговорки казаков:

казак скорей умрет, чем с родной земли уйдет;

казачья смелость порушит любую крепость;

терпи казак – атаманом будешь;

казак в беде не плачет.

  1. Рассказ об одежде казаков с показом иллюстраций.

 (воспитатель показывает кукол в старинной казачьей одежде)

- А теперь посмотрите на старинную одежду донских казаков.

У казаков длинный мундир темно-синего цвета. На стоячем воротнике и рукавах мундира вшивалась красная окантовка. Темно-синие шаровары, отделанные красным кантом, заправлялись в сапоги. Головными уборами служили папахи и фуражки. 

Старинный наряд казачек сочетал длинную рубаху, верхняя часть которой изготавливалась из шелка, рукава - из парчи, а подол - из полотна. Казачки носили кофточки с оборкой по нижнему краю. Они имели воротник стойку, длинные рукава и застежку на мелкие пуговицы, располагавшуюся спереди. Такие кофточки называли – кираса. Женским головным убором считался колпак - тканый мешочек, заканчивающийся небольшим махром. С повседневными и праздничными костюмами надевали фартуки – «завески, занавески». Обувь - высокие ботинки со шнуровкой, плотно облегающие ногу, на невысоком изогнутом каблуке или самодельные чирики - туфли на жесткой подошве с широким каблуком и тупым носком.

 Казаки очень трепетно относились к своему внешнему виду и одежде, учили этому сыновей. Настоящий казак носит только свою одежду и пристально следит за ее чистотой, он не может быть грязным, вонючим и неаккуратным.

Как и у любого народа, у донских казаков были свои традиции: уважение к старшим, обучение мальчиков военному делу с ранних лет.

  1. Воспитание мальчика в семье казака.

 С особой радостью встречали в казачьей семье рождение мальчика.

Мальчика воспитывали гораздо строже, чем девочку. Казак рождался воином, и с рождение мальчика было настоящей гордостью и радостью для казака, однако это означало, что буквально с раннего возраста малыш воспитывался не как обычный ребенок, а как воин. Игрушками ему служили, как правило, ружья и ножи, лук и стрелы, отец учил его стрелять с тех самых пор, как только ребенок мог удержать оружие в руках. В три года маленький казак умел оседлать коня и скакать по двору, а в пять уже вовсю разъезжал по степи в разновозрастной мальчишеской компании. А первыми словами малыша были не традиционные «мама» или «дай», а «нооо» и «пуу» - понукание коня двигаться и выстрел.

С пяти лет мальчишки работали с родителями в поле: погоняли волов на пахоте, пасли овец и другой скот (показ иллюстрации). Когда мальчику исполнялось 7 лет,  он собирал  свою постель и переходил из детской комнаты, в комнату своих братьев. Братья говорили ему: «Все! Учись служить. Чай ты не дитя, а полказака». 

  1. Воспитание девочки в семье казака

Рождение девочки не праздновалось так широко, как мальчика. Девочка приносила в дом постоянное душевное тепло, доброту и ласку.

Девочки начинали работать с очень раннего возраста. Таскаясь «хвостиком» за матерью по дому, они участвовали во всех работах: стирали, мыли полы, ставили заплатки, пришивали пуговицы. С 5 лет учились вышивать, шить, вязать на спицах и крючком. Это умела каждая казачка. Делалось это в игре: обшивали кукол, а учились на всю жизнь.

 Была и особая работа – нянчить младших! Трехлетнего брата могла нянчить пятилетняя сестра, а трехлетняя – годовалого.

Обычно в казачьей семье было 5-7 детей

Детей казаки воспитывали в трудолюбии, честном отношении к службе. Дети с 6-7 лет рано вставали, их приучали с раннего детства самим одеваться, убирать постель, помогать по хозяйству, пришить пуговицу, поставить заплатку на одежду, забить молотком гвоздь, ухаживать за домашней птицей, полоть огород. Родители учили казачат добру, трудолюбию, послушанию. Девочек учили ведению домашнего хозяйства: шить, убирать дом, готовить еду.

Казаки были суровыми отцами: ласка, объятия и поцелуи в отношении детей были редкостью. Казаки даже детей своих никогда не брали на руки, хотя очень любили. При встрече после долгой разлуки, при прощании между собой казаки обнимались и прикладывались щеками

  1. Итог занятия

Сегодня вы узнали много нового о казаках. Предлагаю поиграть и вспомнить, о чем я вам рассказала.

Игра: «Кубанку одеваю — на вопросы отвечаю!»

Воспитатель надевает на ребёнка шапку (кубанку, папаху) и задаёт вопросы:

· Как называется место, где живут казаки? (станица)

· Как называется дом, в котором живут казаки? (курень)

· Как называли девочек? (казачки)

· Чем занимались казаки? (выращивали хлеб, разводили скотину, служили Отечеству)

· В каком возрасте мальчика сажали на коня? (в 3 года)

· Какую работу по дому выполняла девочка казачка? (помогала матери убирать, готовить, нянчилась с младшими) .

В казачьих семьях родители не  разводятся, не бросают  детей, родственники живут дружно и приходят  друг к другу на помощь.

Многие из вас потомки казаков. Вы можете гордиться своим происхождением, почитать за честь называться казаками и всеми делами своими стараться продолжать традиции предков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анкета для родителей «Особенности воспитания ребенка в семье, его склонности, интересы»

Анкета для родителей «Особенности воспитания ребенка в семье, его склонности, интересы»...

ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ ДЕВОЧЕК В СЕМЬЕ.

С самых малых лет девочке нужно привить понятие, что она принцесса или богиня. Такие правила воспитания девочек важны, чтобы она могла из принцессы вырасти до королевы с собственным чувством достоинст...

Анкета для родителей «Особенности воспитания ребенка в семье, его склонности, интересы»

Анкетирование родителей с целью получения первичной информации о характере и направленности интересов, склонностей и способностей детей....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию «Быт и традиции казачьей семьи».

Материал направлен на обобщение знаний о государственной символике России и Кубани, о родном крае, о жизни и  труде казаков, о животном и растительном мире Кубани.        ...

Анкета "Особенности воспитания ребенка в семье, его склонности, интересы

Анкета "Особенности воспитания ребенка  в семье, его склонности, интересы...

Консультация для родителей «Особенности воспитания мальчиков в семье»

Консультация для родителей«Особенности воспитания мальчиков в семье» «Мама приходит с работы.Мама снимает боты.Мама заходит в дом.Мама глядит кругом.- Может, случился налет?- Не...

Анкета «Особенности воспитания ребенка в семье, его склонности, интересы»

Анкета«Особенности воспитания ребенка в семье,его склонности, интересы»...