Проект " Тайны орнаментов в национальной одежде алтайцев"
проект (старшая группа) на тему

Унучакова Алевтина Витальевна

Что же можно сказать о сегоднешнем Горном Алтае? Забывается фольклор, народные промыслы, своеобразие орнамента. Забываются национальные традиции- это, то что перешло от одного поколения к другому, что уноследовано от предшествующих поколений. И поэтому нужно знакомить детей с национальной культурой, исскуством своего народа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Муниципальное образовательное  учреждение

Детский сад « Березка»

Проект

На тему: «Тайны орнаментов в  национальной одежде алтайцев»

Старшая группа.

Подготовила:  Воспитатель  Унучакова. А. В.

С. Иогач

«Тайны орнаментов в  национальной одежде  алтайцев»

Введение.

Что же можно сказать о сегодняшнем Горном Алтае? Забывается фольклор, народные промыслы, своеобразие орнамента. Забываются  национальные традиции. А ведь традиции - это то,  что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений.

И поэтому нужно знакомить детей с национальной культурой, искусством своего народа. Приобщение это нужно начинать с раннего детства. Все это способствует  любви  к родному краю, так, как  без любви к малой родине, ее памятникам и природе невозможно почитание и родины большой.

Народное искусство в нашей стране занимает особое место. Оно отражает самобытность и фантазию, поэтичность и образное мышление, мудрую простоту взглядов и чувств. А также воспевает лучшее черты народного характера: смелость, гуманность, преданность гражданскому долгу, честь, богатырскую силу, оптимизм.

Алтайский народ веками стремился в художественной форме выразить свое отношение  к жизни, любовь к природе, свое понимание красоты. Люди занимались охотой, скотоводством. А поэтому различные формы орнамента складывались в связи со своеобразием жизни, быта, труда, окружающей природы, климатических условий. За долгие века сформировались национальные традиции орнамента, были созданы способы обработки узоров, их цвет и композиция.

Существенным в алтайском орнаменте является цвет. Народные мастера хорошо знали воздействие цвета не только на зрение, но и на  психику человека. Ведь с тем или иным цветом нередко ассоциируются определенные настроения и переживания. Алтайцы отдают предпочтение красному цвету. С красным цветом связывается представление тепла, радости, счастья. Это цвет огня, которому поклонялись алтайцы. Красный, оранжевый и золотисто – желтый цвета вызывают в нашем сознании сходство с солнцем  -  источником всего живого на Земле. Голубой, синий, зеленый и белые цвета вызывают  ассоциации с небом, озерами, реками Горного  Алтая. Недаром Горный  Алтай называют голубым, солнечным, золотым.

Тип проекта: Познавательный, творческо – исследовательский.  

Срок реализации: краткосрочный (26 октября – 1ноября. 2015г.)

Объект исследовательской деятельности:  алтайские национальные орнаменты.

Гипотеза: Если обеспечить целенаправленное руководство детской познавательной, творческо – исследовательской деятельности  с алтайскими орнаментами,  то ребенок будет иметь углубленное представление  об орнаментах алтайского народа и научиться их описывать. Дети узнают тайну орнамента и в национальной одежде алтайцев.

Обеспечение материала:

Материально – техническое: Шаблоны алтайского орнамента разного размера, войлок, вискозные салфетки, пластилин, карандаши  цветные, клей, ножницы, альбом, краски  ( гуашь), цветная бумага, картон.

Учебно – методическое: Методическая литература, иллюстрированный материал, наглядные пособия, дидактические игры.

Проблема:

Дети  старшего возраста в недостаточной  степени имеют представление  о орнаментах алтайского народа  и не могут описать  орнамент, их интерес к  познавательной, творческо – исследовательской деятельности недостаточно развит.

Цель исследования:

Формирование у детей интереса к познавательной, творческо – исследовательской деятельности к орнаментам национальной одежды алтайцев.

Задачи исследования:

-Расширять знания детей о национальной одежде и об орнаментах алтайского народа.

- Формировать партнерские взаимоотношения между воспитателем, детьми и родителями.

- Продолжать знакомить детей с алтайскими орнаментами, развивать воображение, фантазию.

- Воспитывать воспитанию эстетического вкуса, аккуратности в работе, усидчивости.

Ожидаемый результат:

Дети больше узнают о национальной одежде и смогут сами украсить одежду плоскостной  куклы национальными орнаментами.  Научаться  сами  мастерить куклу из войлока и вискозных салфеток. Больше узнают  о  алтайских орнаментах  и о их легендах.

Поэтапный план реализации проекта.

       Этапы

Содержание работы

                Сроки             реализации

Ответственные

 1.Подготовительный

Поисковая работа

По подбору  иллюстрированного

материала, литературных произведений,

информационного материала об алтайских орнаментах.

Привлечь родителей в поиске изделий с алтайскими орнаментами.

октября

Воспитатель Унучакова.А.В.

Родители

2.Исследовательский

Познавательное развитие. Просмотр

Слайдов:   «Искусство  алтайского народного орнамента»

Рассматривания  изделий  с орнаментами.

октября

Воспитатель Унучакова.А.В.

3.Заключительный

Подведение итогов реализации проекта

Создание альбома

« Национальная одежда алтайцев»

Поделка тряпичной плоскостной куклы.

 

Предложить родителям обшить  одежду кукол  алтайскими орнаментами.

октября

Воспитатель

Унучакова А. В.

Родители

Пути воздействия на привитие познавательного, творческо – исследовательского  интереса  дошкольникам.

Задачи

Мероприятие

Сроки

Ожидаемый результат

Ответственные

1. Создать условия для реализации проекта

Вызвать интерес к национальным орнаментам и одежде алтайцев

Желание  работать с орнаментом.

Углублять и расширять знания об одежде алтайцев.

Подбор наглядно- дидактических

Пособий  демонстрационного материала,

Художественной литературы.

Чтение художественной литературы,

Просмотр слайдов,

Видео, иллюстраций о национальной одежде.

26.10 -30.10

Формирование у детей знаний к национальной одежде.

Ознакомление детей с легендами орнаментов.

Углубленное ознакомление детей  с алтайской национальной одеждой.

Воспитатель

Унучакова А. В.

2. Изучить своеобразие орнамента, росписи узоров.

Учить детей монологической речи при рассказывании легенды о  орнаменте

Показ слайдов

« Искусство алтайского народного орнамента»

Рассказ о легенде алтайского орнамента.

Результаты: У детей повысился интерес к алтайской национальной одежде, дети   познакомились с  алтайскими орнаментами и их легендами, научились мастерить куклу из войлока и украшать орнаментами.

Литература: «Загадки национальной одежды алтайцев» Горно – Алтайск  2010г.Составители: Бабрашева Т. К. Боконокова  А. Н.

Детям о культуре и искусстве алтайского народа Г. Н. Огнева 1992г.

Кан Алтай альбом стихов Иннокентий Тенгереков.

Республика Алтай мастерская « Ай – Тана» Современные стилизованные модели. Фото Л. Иркитов.

Хрестоматия по алтайской литературе для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Горно – Алтайск 2006г.

Алтайские сказки  Выпуск 2 Аудиотеатр.

Интернет ресурсы: « Искусство алтайского национального орнамента».

Дни недели

Тема

Этапы

Пособия и материалы

Понедельник  26.10

 Просмотр слайдов  « Тайны орнаментов в национальной одежде алтайцев».   Рассматривание украшений (орнамент, узор и само изделие.)

Рассказать, что обозначает орнамент и его легенду.

Орнаменты: «Лабиринт», « Волны», «Горы», « Птицы в полете», « Рога», «Шкуры животных», а также постоянные спутники жизни человека –

Солнце и луна.

Цель: Познакомить детей с орнаментами.

Подготовить шаблоны орнаментов.

ИКТ. (ноутбук, проектор). Иллюстрации национальной одежды, картон, карандаш, орнаменты.

Изделия с орнаментами:

Коврик, сумочка для телефона, костюм  (Шелковая кисточка).

Вторник 27.10

Рисование « Алтайская женская, верхняя одежда»

Цель: Познакомить детей с верхней одеждой.

Дети рисуют зимнюю одежду. Тон  (Шуба) Подразделяется на три вида: зимнюю, весенне-осеннюю и летнюю.

Образец рисунка. Карандаши, альбомные листы ½.

Среда 28.10

Аппликация « Алтайский  чегедек »

Цель: Познакомить детей с традиционным женским нарядом,

Глубоко символичный образ Алтая.

С помощью шаблонов дети

Вырезают орнаменты и  прикладывают по вырезу ворота, вдоль борта, рукавов и подола. Рассматривают, проводится беседа, что обозначает тот или иной орнамент, потом самостоятельно наклеивают.

Алтайская игра

« Сырга».

Готовые шаблоны чегедек,

Шаблоны  орнаментов, клей, цветная бумага.

Четверг 29.10

Знакомство с алтайским головным убором. Рассматривание иллюстраций в книге « Загадки национальной одежды алтайцев» стр. 32 – 33

Цель: Познакомить детей с алтайским головным.

Рукоделие « Украшение шапки»

(аппликация из ткани).

Дети раскладывают на готовые войлочные шапки орнаменты выбирая самостоятельно цвета, называя орнаменты, а затем наклеивают на изделие

Алтайская игра  «Подкидывание шапок»

Шаблон шапки из войлока «Такыйа».

Детская летняя шапка. Орнаменты вырезанные из вискозного материала,

клей, полоски ткани для кисточек на шапке.

Пятница 30.10

Знакомство с алтайской народной обувью Украшение сапог богатыря Сартакпая. ( из чего сделана, когда надевали). Рассматривание иллюстраций обуви в книге « Загадки национальной  одежды  алтайцев»

Стр. 34.  Рисование « Сапог Сартакпая».

Цель: Учить детей  рисовать узорную композицию на  сапоге.

Дети рисуют сапог  и раскрашивают красками.

Орнамент рисуют самостоятельно.

Алтайская игра « Конные скачки».

Шаблон сапога, краски (гуашь).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический образовательный проект «Национальная одежда коми народа»

Культура народа Коми занимает достойное место среди других культур, в которую входит виды самого разного народного искусства: песни, танцы, национальный костюм, предметы домашней утвари;  устного...

Проект "Бурятская национальная одежда"

Проект "Бурятская национальная одежда"...

Проект "Бурятская национальная одежда"

Проект "Бурятская национальная одежда"...

Чага-Байрам (национальный праздник алтайцев)

Чага-Байрам» - Алтайский новый год по лунному календарю.Праздник Чага-Байрам, который еще называют алтайским Новым годом, празднуют в конце февраля, начале марта – когда начинается новолун...

Тайна орнамента, бурятского народа

Цель: приобщение детей к культуре бурятского народа через бурятский орнамент.воспитывать любовь к народному искусству, к обычаям и традициям бурятского народа...