Доклад "Развитие вариативных форм дошкольного образования на территории сельского поселения Казым. Организация групп кратковременного пребывания детей по модели "Кочующий педагог"
статья по теме

Попова Оксана Петровна

Выступление на районной педагогической августовской  конференции 2014-2015 года.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Белоярского района «Детский сад «Олененок» с. Казым»

(МАДОУ «Детский сад «Олененок» с. Казым»)

Выступление на районной педагогической августовской конференции 2014 – 2015 учебного года

Доклад

по теме: «Развитие вариативных форм дошкольного образования на территории сельского поселения Казым. Организация групп кратковременного пребывания детей по модели

«Кочующий педагог»

Воспитатель МАДОУ

«Детский сад «Олененок» с.Казым»  

Попова Оксана Петровна

 

В состав муниципального образования сельского поселения Казым входит 3 населенных пункта, а именно: село Казым (административный центр), деревня Нумто, деревня Юильск. Расположены они на значительном расстоянии друг от друга 100 – 245 километров.

Численность населения сельского поселения Казым составляет 1717 человек  разных национальностей, в том числе - малочисленные народы Севера – 1255 человек.

На территории поселения осуществляются традиционные виды деятельности: оленеводство, рыбный и охотничий промыслы.

Профессия оленевода, рыбака очень сложная, тяжелая: оленей надо пасти в тундре, находясь в стойбище, вдали от цивилизации. Вместе с оленеводами и рыбаками в деревнях и стойбищах проживают дети дошкольного возраста, которые не имеют возможности посещать детские сады и получать дошкольное образование.

На  сегодняшний день проживают в деревне Юильск – 11 детей,  в деревне Нумто - 21  ребенок в возрасте от  1,5 до 7 лет.

        Единственный детский сад находится в административном центре - селе Казым.

        В 2013-2014 учебном году детский сад посещало  86 воспитанников. Все дети села Казым в возрасте от 1,5 до 7 лет имеют возможность получать дошкольное образование в детском саду. Детский сад полностью укомплектован педагогическими кадрами и вспомогательным персоналом. 50% педагогов свободно владеют родным хантыйским языком.  В дошкольном учреждении функционируют окружная пилотная площадка "Языковое гнездо" по раннему обучению детей родному языку, логопедический пункт, консультативный пункт по оказанию психолого - педагогической помощи семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста на дому.

Одной из актуальных задач, стоящих сегодня перед дошкольным учреждением, является организация работы по обеспечению доступности дошкольного образования для детей, проживающих  в отдаленных  населенных пунктах и  стойбищах сельского поселения Казым.  

        В соответствии со статьёй 17. п. 4 Закона об образовании в Российской Федерации допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения, в том числе и в форме семейного образования.

 Одной из вариативных форм дошкольного образования мы считаем создание модели, совмещающей формы:

- семейного образования,

- организации работы консультативного пункта по оказанию психолого - педагогической помощи семьям, проживающим с родителями в отдаленных  населенных пунктах и  стойбищах сельского поселения Казым и воспитывающим детей дошкольного возраста на дому,

- группы кратковременного пребывания детей с "кочующим" педагогом.

 

Целью  организации групп кратковременного пребывания детей по модели «Кочующий педагог» является:

        Обеспечение доступности дошкольного образования разработка, апробация и трансляция модели вариативной формы дошкольного образования для детей от 1,5 до 7 лет, проживающих  в отдаленных  населенных пунктах и  стойбищах сельского поселения Казым.

 Задачи создания групп кратковременного пребывания: 

  • Создание условий для обеспечения доступного дошкольного образования для детей от 1,5 до 7 лет, проживающих  в отдаленных  населенных пунктах и  стойбищах сельского поселения Казым на базе МДОУ «Детский сад «Олененок» с. Казым».  Более полный охват дошкольным образованием детей дошкольного возраста в сельском поселении Казым.
  • Оказание педагогической и психологической помощи родителям, воспитывающих детей в домашних условиях.
  • Создание благоприятных условий адаптации к социальному миру детей дошкольного  возраста, облегчить вхождение в коллектив сверстников.

 

Основной идеей  открытия таких групп является:

        Создать благоприятные психологические условия для семейного воспитания и образования детей дошкольного возраста, оказание всесторонней помощи родителям и детям 1,5-7 лет в обеспечении равных стартовых возможностей при поступлении в школу

     На сегодняшний день группа с «кочующим» педагогом создана в деревне Юильск. К сожалению, мы не имеем пока возможности создать такую группу в д.Нумто из-за отсутствия подходящего помещения. Временно в нашем дошкольном учреждении создана группа кратковременного пребывания   для неорганизованных детей от 1,5 до 3-х лет.

Как же была организована работа по открытию группы в д.Юильск?

1. Проведен опрос жителей д.Юильск на предмет необходимости создания данной группы.

          2. Разработаны локальные акты в МДОУ по открытию групп (Приказ об открытии, разработано и утверждено Положение о группе кратковременного пребывания для детей в возрасте от 1,5 до 7-ми лет, проживающих  в отдаленных  населенных пунктах и  стойбищах сельского поселения Казым, форма договора с родителями, внесены изменения в должностные инструкции педагогических работников, заключены дополнительные соглашения к трудовому договору с педагогическими работниками, разработана рабочая программа и т.д.)

 3. В декабре 2013 года с целью изучения условий для функционирования группы  заведующая Канева Т. Л. слетала в  д.Юильск и убедилась, что помещения сельского Дома культуры очень подходят для работы данной группы. Провела родительское собрание с жителями Юильска.

4. В этом же месяце  2 педагога: Попова Оксана Петровна и Рандымова Лидия Ивановна отправились с миссией «кочующих» педагогов на первую неделю. Так как стояли очень сильные морозы, то не все родители привезли детей из отдаленных стойбищ. В итоге группу в декабре посещало 6 детей. Еще один ребенок не мог посещать группу ввиду сложного диагноза и отсутствия прививок, но его мама  посещала все дни, брала задания и проводила все, что видела со своим сыном.

 С декабря по май 2014 года группа начала свою деятельность.  Группа кратковременного пребывания организована на базе Дома культуры. Один раз в месяц на одну неделю в населенный пункт выезжали "кочующие" педагоги ДОУ.    

Родители приходят вместе с детьми, педагог проводит занятия с детьми, которые  включают в себя разнообразные виды детской деятельности, родители получают задания на последующий период в виде распечаток, видеороликов, детской литературы, образцов работ, подборки обучающих и дидактических игр, а также подробные рекомендации по применению этих материалов. Такие же папки отправляются тем родителям, которые по ряду причин не смогли вывезти ребенка из стойбища. В конце недели проводится обязательно праздник, к которому готовятся все вместе - дети, родители, бабушки, дедушки и педагоги.

 В декабре впервые к детям пришел Дед Мороз и Снегурочка, радость была не только у детей, но и взрослых. В январе проведено шоу мыльных пузырей.

 В феврале праздник ко Дню защитников отечества, в марте - праздник для бабушек и мам.

Конечно же, при организации такой группы мы столкнулись с рядом трудностей:

1. Очень сложно уговорить педагогов для поездки в д.Юильск.

2. В первые  поездки условия были очень тяжелыми для проживания, так как летал только вертолет,  и завести все необходимое было сложно. Сейчас для функционирования группы  уже завезено  всё необходимое оборудование, игровой и дидактический материал. Так же имеется мультимедийное оборудование, музыкальный центр, телевизор.  

  3. Если один из педагогов летит в д.Юильск, значит, напарник работает в две смены.

4. Самым сложным было вначале – это то, что дети совершенно ни к чему не приучены. Нет усидчивости, они очень вольные, не соблюдается  режим. В первые поездки приходилось приглашать их после обеда, так как они поздно ложатся, а утром долго спят. Сейчас дети и их родители привыкли к режиму работы группы, и стараются его соблюдать.

  5. В течение всей недели педагоги находятся под пристальным вниманием родителей. Так как  родители нигде не работают, они присутствуют во время занятий, режимных моментов и поэтому  требуют особое внимание и к себе.  Воспитателям  приходится продумывать и определенную деятельность для них.

 Проблемы существуют, но мы видим положительный результат, который нельзя не отметить. Дети стали более организованными, все население с нетерпением ждет наших «кочующих» педагогов. Ведется большая работа по оказанию консультативной, педагогической помощи родителям. По просьбе родителей в марте нами был направлен учитель-логопед.

Но, а наш детский сад на этом останавливаться не собирается, впереди у нас новые горизонты – это организация такой же группы в д.Нумто. К октябрю месяцу обещают сдать в эксплуатацию такой же комплекс.

  Пока группа в д. Нумто не организована, мы организовали группу кратковременного пребывания в с. Казым. Её посещают 10 детей. Таким образом, у нас охвачены практически все дети с.Казым в возрасте от 1,5 до 7 лет. Исключением являются дети, которым по медицинским показаниям временно отказано в посещении детского сада.

  В группе работают педагоги нашего детского сада. В нашем детском саду отменены все отработки, вместо них 2 раза в месяц педагоги работают на группе кратковременного пребывания по 3 часа.                                                                          

25.08.2014г


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Доклад по теме: «Развитие вариативных форм дошкольного образования на территории сельского поселения Казым. Организация групп кратковременного пребывания детей по модели «Кочующий педагог». Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Белоярского района «Детский сад «Олененок» с.Казым»

Слайд 2

В состав муниципального образования сельского поселения Казым входит 3 населенных пункта, а именно: село Казым (административный центр), деревня Нумто, деревня Юильск. Расположены они на значительном расстоянии друг от друга 100 – 245 километров.

Слайд 3

Численность населения сельского поселения Казым составляет 1717 человек разных национальностей, в том числе - малочисленные народы Севера – 1255 человек.

Слайд 4

На сегодняшний день проживают в деревне Юильск - 11, в деревне Нумто - 21 ребенок в возрастеот 1,5 до 7 лет.

Слайд 5

В соответствии со статьёй 17. п. 4 Закона об образовании в Российской Федерации допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения, в том числе и в форме семейного образования.

Слайд 6

Одной из вариативных форм дошкольного образования мы считаем создание модели, совмещающей формы: - семейного образования, - организации работы консультативного пункта по оказанию психолого - педагогической помощи семьям , проживающим с родителями в отдаленных населенных пунктах и стойбищах сельского поселения Казым и воспитывающим детей дошкольного возраста на дому, - группы кратковременного пребывания детей с "кочующим" педагогом

Слайд 7

Целью организации групп кратковременного пребывания детей по модели «Кочующий педагог» : Обеспечение доступности дошкольного образования разработка, апробация и трансляция модели вариативной формы дошкольного образования для детей от 1,5 до 7 лет, проживающих в отдаленных населенных пунктах и стойбищах сельского поселения Казым

Слайд 8

Задачами создания групп кратковременного пребывания являются: Создание условий для обеспечения доступного дошкольного образования для детей от 1,5 до 7 лет, проживающих в отдаленных населенных пунктах и стойбищах сельского поселения Казым на базе МДОУ «Детский сад «Олененок» с. Казым». Более полный охват дошкольным образованием детей дошкольного возраста в сельском поселении Казым. Оказание педагогической и психологической помощи родителям, воспитывающих детей в домашних условиях. Создание благоприятных условий адаптации к социальному миру детей дошкольного возраста, облегчить вхождение в коллектив сверстников.

Слайд 9

Основной идеей открытия таких групп является : Создать благоприятные психологические условия для семейного воспитания и образования детей дошкольного возраста, оказание всесторонней помощи родителям и детям 1,5-7 лет в обеспечении равных стартовых возможностей при поступлении в школу

Слайд 10

На сегодняшний день группа в «кочующим» педагогом создана в д.Юильск. К сожалению, мы не имеем пока возможности создать такую группу в д. Нумто из-за отсутствия подходящего помещения. Временно группа кратковременного пребывания создана в Казыме для неорганизованных детей от 1,5 до 3-х лет.

Слайд 11

1 . Проведен опрос жителей д.Юильск на предмет необходимости создания данной группы. 2. Разработаны локальные акты в МДОУ по открытию групп (Приказ об открытии, разработано и утверждено Положение о группе кратковременного пребывания для детей в возрасте от 1,5 до 7-ми лет , проживающих в отдаленных населенных пунктах и стойбищах сельского поселения Казым, форма договора с родителями, внесены изменения в должностные инструкции педагогических работников, заключены дополнительные соглашения к трудовому договору с педагогическими работниками, разработана рабочая программа )

Слайд 13

В этом же месяце 2 педагога: Попова Оксана Петровна и Рандымова Лидия Ивановна отправились с миссией «кочующих» педагогов на первую неделю.

Слайд 26

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к проекту "Играя, развиваюсь" - Организация групп кратковременного пребывания для детей, не посещающих дошкольные учреждения.

За 9 лет работы данной группы у коллектива наработан богатый опыт, которым мы можем поделиться с коллегами, разработана соответствующая нормативно-правовая база, отобраны и апробированы диагностически...

Развитие вариативных форм дошкольного образования (организация работы в группе кратковременного пребывания воспитанников)

Организация и функционирование группы кратковременного пребывания является поддержкой государственной политики в сфере дошкольного образования в части обеспечение детей доступным дошкольным образовани...

Статья "Использование вариативных форм дошкольного образования на примере функционирования групп кратковременного пребывания"

В статье расрывется модель органзации дополнительного образования в дошкольных учреждениях...

Группа кратковременного пребывания как вариативная форма дошкольного образования

В статье раскрывается организация работы группы кратковременного пребывания....

Консультация для педагогов групп кратковременного пребывания детей 3-го года жизни: «Учёт возрастных особенностей детей раннего возраста при организации предметно- пространственной развивающей среды »

Материал раскрывает возрастные особенности детей 3-го года жизни и особенности организации предметно- пространственной развивающей среды в группе детей  данного возраста ....

«Модель организации вариативных форм дошкольного образования в дошкольной образовательной организации в современных условиях»

Выступление на Всероссийской педагогической конференции «Применение инновационных технологий в образовательном процессе дошкольной образовательной организации», всероссийский учебно-...

Рабочая программа реализации образовательной программы дошкольного образования МАДОУ Детский сад комбинированного вида «Радуга» группы кратковременного пребывания детей 1,5-2 лет

Период раннего детства имеет ряд качественных физиологических и психических особенностей, которые требуют создания специальных условий для развития детей этого возраста. Помимо того, что период раннег...