Проект "Народные игры бурят", в рамках празднования Праздника Сагаалган
проект по музыке

Киселева Елена Александровна

Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Что скажут о них наши потомки? Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; самореализовывать себя как личность любящую свою Родину, свой народ и все что связано с народной культурой: народные танцы, в которых дети черпают нравы, обычаи: считалки, стихи, потешки, народные игры, в которые дети очень любят играть.

Национальные бурятские игры всегда славились азартом: игроки проверяли силу и выносливость, а также смекалку. Многие жители Бурятии по сей день интересуются национальными играми, поскольку они - неотъемлемая часть культуры, истории.

Расчитан на возраст детей от 3 до 7 лет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект «Народные игры бурят»

Цели проекта:

  • Развитие толерантности.
  • Формирование здорового образа жизни.

Задачи проекта:

  • Создать систему работы, по приобщению детей к истокам бурятской народной культуры, через  бурятские народные подвижные игры.
  • Привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс  через  проведение бурятских  народных  подвижных игр, знакомство с календарным праздником Сагаалган, его обычаями и традициями.
  • Развивать навыки здорового образа жизни.
  • Воспитывать интерес  и любовь к бурятской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю,  к народным  играм и т. д.
  • Воспитывать толерантность, уважительное отношение  между людьми различных национальностей.
  • Знакомство детей с народными праздниками и традициями, народными играми.
  • Пополнить картотеку национальных бурятских игр

Постановка проблемы

Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Что скажут о них наши потомки? Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; самореализовывать себя как личность любящую свою Родину, свой народ и все что связано с народной культурой:   народные танцы, в которых дети черпают нравы, обычаи: считалки, стихи, потешки, народные игры, в которые дети очень любят играть.

Радость  движения сочетается с духовным обогащением детей.  Формируя у них  устойчивое отношение к культуре родной страны и родного края,  создавая  эмоционально-положительную основу для  развития патриотических чувств. Народные игры  способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми.

Игры  являются неотъемлемой частью  интернационального, художественного и  физического воспитания  детей разного возраста.

Игра – это школа воспитания. В ней свои «учебные предметы». Одни из них развивают у детей ловкость, меткость, быстроту и силу; другие учат  премудростям жизни, добру и справедливости, чести и   порядочности, любви и долгу. Игра формирует высокую нравственность.

Неоценимым национальным богатством являются календарные народные игры. Они  вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них  заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков – их быте, труде, мировоззрении.  Игры были  непременным элементом народных обрядовых праздников. 

Основным условием успешного внедрения народных игр в жизнь детей всегда было и остается глубокое  знание и свободное владение обширным  игровым репертуарам,  богатое и разнообразное по своему содержанию.

А.П.Усова; К.Д.Ушинский, П.Ф.Лесгафт отмечали, что в  национальных играх ребенок приобретает знакомство с привычками и  обычаями только  известной местности, семейной жизни, известной среды, его окружающей. Они считали подвижные игры ценнейшим средством всестороннего воспитания личности ребенка, развития у него нравственных качеств: честности, правдивости, выдержки, дисциплины, товарищества.  

К.Д.Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…» именно поэтому мои интересы обратились к нравственным ценностям, к национальной культуре бурятского народа.

Правильно организованное воспитание и процесс усвоения ребенком  опыта общественной жизни, сформированное условие для активного познания дошкольником окружающей его социальной действительности  имеет решающее значение в становлении основ личности.

С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания  и индивидуальности.

Проанализировав уровень воспитанности детей, пришла к выводу, что  у них  недостаточно формируется  нравственно-этические чувства, воспитывается любовь к Родине, родному краю. Данные исследования помогли разработать методический проект, основанный на  приобщение детей  к бурятской национальной культуре  в соответствии с лучшими традициями педагогики.

Проект составлен в соответствии с требованиями «Основной образовательной программы ДОУ», Программой «Тоонтонютаг - Родной край».

Проект  построен на основе главных методических принципов: учет возрастных особенностей детей, доступность материала, постепенность его усложнения.

Паспорт проекта:

  • Название проекта: «Народные  игры бурят»
  • Автор проекта: Киселева Елена Александровна, музыкальный руководитель МБДОУ Д/С №2 «Булжамуур» г.Улан-Удэ.
  • Тип проекта: практико-ориентированный, познавательный, спортивный, оздоровительный.
  • Участники проекта:

1.Три возрастные группы детей:

     младший возраст  - от 3-4 лет;

     старший возраст – от 5-6 лет;

     подготовительную к школе группу от 6 - 7  лет.

2. Воспитатели, родители.

Этапы проекта:

1) Подготовительный: определение целей и формулирование задач, планирование действий.  

 2) Поисковый: определение источников информации, сбор и систематизация                       материалов.                                  

3) Трансляционно-оформительский: предзащита проекта, доработка проекта с учетом полученных замечаний и предложений, создание специальной среды с целью приобщения детей к бурятской народной культуре, народному искусству, пополнение картотеки народных игр.

4) Заключительный: проведение  игр, проведение национального бурятского праздника «Сагаалган»

Форма продукта: организация и проведение  игр в МБДОУ Д/С №2 «Булжамуур» г.Улан-Удэ, картотека национальных игр, фотографии.

Стратегия реализации

Мероприятия

Ответственные

Сроки

Ресурсы

1

Определение целей, формулирование задач

Проектная группа, руководитель проекта

январь

МБДОУ

2

Определение места  и даты проведения

заведующий

февраль

МБДОУ

4

Поиск источников информации

Муз.руководитель, воспитатели

январь

Интернет,

История Бурятии

Создание среды, для проведения игр

Муз.руководитель, воспитатели

январь

Интернет

Прикладное искусство Худ.литература

Живопись

5

Изучение игр

Муз.руководитель, воспитатели

февраль

Кости, луки, щит, скамейка, палочка

8

Проведение игр

Муз.руководитель, воспитатели

февраль

Фотоаппарат, поощрительные призы

Проведение праздника «Сагаалган»

Муз.руководитель, воспитатели

февраль

Муз.зал, муз.центр, национальные костюмы

9

 Фотографии о ходе проведения игр

Старший воспитатель

февраль

 Публикация на сайте МБДОУ

Перспективные планы

Месяц

Вид игры

Название игры

2 младшая группа

Подвижные

Трамвай

Наседка и цыплята

Кто бросит дальше

Птички и птенчики

Малоподвижные

Найди и промолчи

Хороводные

Ходит Ваня

Народные

Охотники и собаки

У медведя во бору

Старшая группа

Подвижные

Воробушки и кот

Птички в гнездышках

Поймай комара

Попади в круг

Малоподвижные

Найди свой цвет

Хороводные

Мыши водят хоровод

Народные

Летят не летят

Гуси – гуси

Подготовительная группа

Подвижные

Лохматый пес

С кочки на кочку

Поезд

Береги предмет

Малоподвижные

Найди зайчонка

Хороводные

Карусель

Народные

Салки – догонялки

Утица

Декабрь

Подвижные

Бегите ко мне

Мыши и кот

Кролики

Птичка и птенчики

Малоподвижные

Сбей кеглю

Хороводные

Каравай

Народные

Бабка Ежка

Птички

Январь

Подвижные

По ровненькой дорожке

Мыши в кладовой

Бегите к флажку

Воробушки и автомобиль

Малоподвижные

Угадай, кто, как  кричит

Хороводные

Колпачок

Народные

Лошадки

Жмурки

Февраль

Подвижные

Самолеты

Кто бросит дальше мешочек

Лохматый пес

Птички в гнездышках

Малоподвижные

Угадай, кто позвал

Узнай по голосу

Хороводные

Васька – кот

Народные

Салки

Лошадки

Март

Подвижные

Наседка и цыплята

Попади в круг

Кто дальше бросит

Трамвай

Малоподвижные

Найди свой домик

Хороводные

Греет солнышко теплее

Народные

Солнышко-ведрышко

 Лиса в курятнике

Апрель

Подвижные

Солнышко и дождик

Самолеты

С кочки на кочку

Воробушки и автомобиль

Малоподвижные

Найди и промолчи

Хороводные

Веснянка

Народные

Пчелы и ласточка

 Гуси - гуси

Май

Подвижные

Цветные автомобили

Кегли

По ровненькой дорожке

Поезд

Малоподвижные

Кто ушел

Хороводные

Летал, летал воробей

Народные

Пастух и стадо

Летят не летят

План проведения  игр

  • Объявление Программы проведения, педсовет.
  • Игры «Сурхарбан», «Волк и ягнята», «Иголка, нитка, узелок», «Табун», «Бабки-лодыжки», «Ищем палочку».
  • Праздник «Сагаалган»

Приложение 1

Главный принцип традиционных игр у бурят: кто быстрее пришел - победил, кто первый упал - проиграл. Национальные бурятские игры всегда славились азартом: игроки проверяли силу и выносливость, а также смекалку. Многие жители Бурятии по сей день интересуются национальными играми, поскольку они - неотъемлемая часть культуры, истории. Председатель Федерации традиционных игр народов Бурятии Алексей Гыргенов рассказал, что бурятские народные игры существуют со времен Чингисхана, ими всегда заканчивались молебны и большие мероприятия.

Народные игры у бурят обязательно были приурочены к уборке урожая, к окончанию покоса в советский период. Кстати, советские годы наложили огромный отпечаток на культуру Бурятии, в том числе на игры. Именно в это время игры бурят немного видоизменились. Широкое распространение получили национальные игры и виды спорта. Во многих из них произошло переосмысление сюжетов, изменились условия применения этих игр.

Например, игра "Слепая баба" (Хохор хамга-шаалга") носила прежде обрядовый характер, отображая условно мор, падеж скота от болезней. Играющие убегали от "слепой бабы" как от слепой силы, от злой судьбы. Теперь обрядовый смысл забылся и получилась веселая детская игра вроде "Жмурок".

Современные игры в Бурятии сейчас такие же в своей основе, как и в других советских республиках, но многие из них имеют и самобытные черты, связанные с особенностями истории народа и с природными условиями республики.

В краю потомственных скотоводов много разнообразных игр, участники которых изображают животных (лошадей, верблюдов, волков, маралов и др.) или используют кости животных (разные виды игры"Шагай", игры "Хонгордоолго""Таалсалга"). В популярных среди молодежи шуточных танцах-играх часто также изображаются действия животных или птиц ("Медвежий танец" - "Баабгайн наадан", "Танец тетеревов" - "Хурайн наадан"). В этих танцах-играх нашел отражение охотничий промысел, распространенный в лесных районах Бурятии.

В Бурятии существует огромное множество национальных игр - от подвижных до интеллектуальных. Каждая игра отличается от другой по смысловой нагрузке, которая участвует в развитии логики, мышления, скорости и быстроты реакции. Также в играх присутствует много понятийных вещей - названий на бурятском языке, ассоциаций с животным миром и другое. Игру можно расценить и как метод воспитания ребенка, который с малых лет узнает пять основных видов скота в Бурятии - баран, овца, лошадь, корова, коза.

 Благодаря играм ребенок с малых лет формировался как личность - он становился серьезнее и в итоге вырастал настоящим мужчиной, который мог стрелять на скаку, бороться с соперником, пользоваться ножом.

Например, игра "Верблюжонка верблюд ловит" ("Ботогон буурашалга") напоминает игру "Кошки-мышки", только действующие лица в ней иные - типичные животные для степных районов: верблюд (буура), верблюжонок (ботогон). Эти роли (роли водящих) распределяются по желанию или по считалке. Остальные играющие образуют круг, взявшись за руки. "Верблюжонок" становится в круг, а "верблюд" остается за кругом и пытается прорваться в него, но образующие круг препятствуют этому, не расцепляя рук. Если "верблюду" все же удается прорваться, то он пытается схватить "верблюжонка". Тот увертывается и выскакивает из круга (его пропускают под руками), а "верблюда" снова задерживают. Если "верблюду" долго не удается поймать "верблюжонка", его заменяет кто-нибудь другой по желанию. Когда "верблюжонок" пойман, игра заканчивается или возобновляется с новой парой водящих.

Еще одна игра - игра в "Лодыжки" ("Шагай") широко распространена среди бурят. Лодыжки - специально обработанные кости надкопытных суставов овечьих ног. Игра с такими костями имеет несколько разновидностей, принять участие в которой могут два человека и более. Игроки кладут на землю, на дощечку или на стол в общую кучку условленное число лодыжек, например, каждый по пять костей. Первый игрок подбрасывает одну лодыжку и той же рукой берет лодыжки из кучи и ловит подброшенную вверх. Лодыжки, которые он успел схватить из общей кучи, откладывает в сторону до конца игры. Потом повторяет все снова и так продолжает игру до тех пор, пока не уронит подброшенную лодыжку. Тогда вступает в игру следующий игрок. Выигрывает тот, кто заберет больше лодыжек из общей кучи. Выигрыш подсчитывают, когда в куче не останется лодыжек.

Игра "Белое дерево" ("Сагаан модон") широко распространена едва ли не у всех народов, для которых традиционным является скотоводство, особенно степное. Ее считают своей народной игрой казахи, киргизы, каракалпаки, калмыки, буряты и, многие другие народы. Поиск нужного предмета (белой палки, белого шерстяного мяча и т. п.) в степи лунной ночью позволяет развить и проявить навыки, высоко ценимые среди потомственных скотоводов. Отсюда популярность и традиционность игры во многих скотоводческих районах, включая Бурятию. Здесь эта игра имеет некоторые особенности, связанные с наличием в Бурятии не только степной, но и лесистой местности: в игре используются большая жердь и маленькая деревянная палочка.

Одна из самых популярных игр у бурят - "Разбивание хребтовой кости" ("hээр шаалган"), которая является древней бурят-монгольской традиционной игрой. Сначала производится жеребьевка костей, после чего спортсмены должны разбить такую кость одним ударом руки. Оказывается, для этого не нужна особая сила. Нужно просто точно и резко ударить кость тыльной стороной ладони, и тогда она переломится. Бывает такое, что игроки ломают себе руки. Но, несмотря на травмоопасность, национальная забава очень популярна, причем в ней принимают участие даже женщины. Шээр шаалган - совершенно зимний вид спорта, поскольку хребтовые кости крупного рогатого скота собираются именно зимой, во время заготовки мяса. Чаще всего в эту игру играют в дни Праздника белого месяца (Сагаалгана).

При разработке сценария народного праздника особое внимание уделяем подбору словесно-музыкальных, драматических, игровых и хореографических произведений бурятского  фольклора, соответствующих содержанию праздника, интересные и доступные для ребят.

Главным показателем успешности праздника является эмоционально  окрашенность атмосферы. Эту атмосферу определяет естественность поведение детей, заинтересованность, радостные эмоции, рождаемые действиями персонажа. Чем больше на празднике сюрпризов, тем больше праздник соответствует главному назначению – радовать детей.

Насыщенность народного праздника творческими импровизациями, сюрпризными моментами стимулирует интерес детей, усиливает их впечатления и переживания, обогащает художественное и эстетическое восприятие. А главное, обеспечивает естественное приобщение детей к национальным традициям, утверждает в их сознании фундаментальные, духовные и эстетические ценности. 

Особое внимание уделяется укреплению связей с родителями. Совместное участие в творческих мероприятиях  помогает объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием.  Создание условий для совместной творческой и игровой  деятельности, сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей способствует  единению педагогов, родителей и детей. Что формирует положительное отношение  друг к другу. 

Приложение 2.

Игра «Сурхарбан»

Стрельба из лука по связкам соломенных бабок или щиту, составленному из вязок соломы или спутанных веревок, широко бытует под названием сурхарбан, как один из спортивных элементов национального праздника. Другой ее вариант: стрелу пускают не на соломенную бабку, а просто вдаль. Побеждает тот, чья стрела улетит дальше.

Правила игры. Соблюдать правильный прием стрельбы.

Игра «Волк и ягнята»

Один игрок – волк, другой – овца, остальные – ягнята. Волк сидит на дороге, по которой движется овца с ягнятами. Овца впереди, за нею друг за другом гуськом идут ягнята. Подходят к волку. Овца спрашивает:

– Что ты здесь делаешь?

– Вас жду.

– А зачем нас ждешь?

– Чтобы всех вас съесть!

С этими словами он бросается на ягнят, а овца загораживает их.

Правила игры. Ягнята держатся друг за друга и за овцу. Волк может ловить только последнего ягненка. Ягнята должны ловко делать повороты в сторону, следуя за движениями овцы... Волку нельзя отталкивать овцу.

Игра «Иголка, нитка, узелок»

Играющие становятся в круг, держась за руки. Считалкой выбирают иголку, нитку и узелок. Все они друг за другом то забегают в круг, то выбегают из него. Если же нитка или узелок оторвались (отстали или неправильно выбежали за иголкой из круга или вбежали в круг), то эта группа считается проигравшей. Выбираются другие игроки. Выигрывает та тройка, которая двигалась быстро, ловко, правильно, не отставая друг от друга.

Правила игры. Иголка, нитка, узелок держатся за руки. Их надо не задерживая впускать и выпускать из круга и сразу же закрывать круг.

Игра «Табун»

Участники игры становятся в круг лицом к его центру, крепко держась за руки, изображают лошадей. В середине круга находятся жеребята. Они изредка издают звуки, подражающие лошадиному ржанью. Вокруг табуна ходит жеребец, охраняющий жеребят от нашествия волков. А два – три волка рыскают, норовят разорвать круг, схватить жеребенка и увести его в свое логово, чтобы накормить волчат. Жеребец, охраняющий табун, наводит страх, пугает волков. Если он осалит волка, то тот считается убитым. Игра продолжается до тех пор, пока жеребец не отгонит или не перебьет всех волков.

Правила игры. Волк может разрывать круг. Пойманного жеребенка он должен ловко увести к себе в логово.

Игра «Бабки-лодыжки»

Бросание лодыжек (таранных костей) имеет много разновидностей:

1. Несколько лодыжек расставляют в ряд друг против друга по краям стола. Игроки разделяются на две команды. Они по очереди щелкают любую лодыжку из своего ряда в противоположную сторону. Сбитые лодыжки соперников они забирают себе. Выигрывает та команда, которая больше сбила лодыжек.

2. Большим пальцем щелкают по одной лодыжке, чтобы попасть в другую. Если попадание было удачным, то игрок сшибает следующую и т. д. Сбитые лодыжки забирают себе.

3. Бег лодыжек: игрок щелчками по лодыжкам добивается, чтобы его лодыжки обогнали лодыжки соперника.

4. Бодание баранов: два игрока одновременно щелчками с противоположных сторон пускают друг на друга лодыжки. Побеждает тот, чья лодыжка упала на бок или перевернулась.

5. Кидание лодыжек с ладони вверх. Пока одна летит вверх, надо собрать в кучу лодыжки, расположенные врассыпную на столе.

Правила игры. Следует точно соблюдать приемы игры.

Игра «Ищем палочку»

Участники игры становятся по обе стороны бревна (скамейки, доски), закрывают глаза. Ведущий берет короткую палочку (10 см) и бросает подальше в сторону. Все внимательно слушают, стараются отгадать, куда упала палочка. По команде «Ищите!» игроки разбегаются в разные стороны, ищут палочку. Выигрывает тот, кто найдет ее, незаметно подбежит к бревну и постучит палочкой. Если же другие игроки догадались, у кого находится палочка, то стараются догнать его и запятнать. Тогда палочка переходит к тому игроку, который догнал. Теперь уже он убегает от остальных.

Правила игры. Осаленный должен быстро передать палочку.

Источники:

1.Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. Пугачева Н.В., Есаулова Н.А., Потапова Н.Н. Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005.

2.http://ulanmedia.ru/news/sport/29.05.2015/439922/traditsionnie-igri-buryatii-kto-bistree-prishel---pobedil-kto-perviy-upal---proig.html

3.http://festival.1september.ru/articles/524302/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий физкультурно-экологического досуга "Путешествие с капелькой" в рамках празднования "Дня Земли"

В игровой форме дать детям представление о важности воды в жизни человека. Использовать различные методы и приемы для активизации взаимодействия детей. Через экологическое, физическое, познавательно-р...

Презентация "Хадаки" для детей 5-8 лет (в рамках знакомства с праздником Сагаалган)

Цель: Познакомить детей с хадаком- длинным ритуальным шарфом, буддийским символом.Задачи: 1. Дать понятие детям, что хадак- универсальный дар на любой праздник;          ...

Положение Районного конкурса «Хоорхэн Баатар», «Арюухан Дангина» среди воспитанников ДОУ в рамках проведения традиционного национального праздника «Сагаалган- 2020»

ПоложениеРайонного конкурса «Хоорхэн Баатар», «Арюухан Дангина» среди воспитанников ДОУ в рамках проведения традиционного национального праздника «Сагаалган- 2020&r...

Конкурс поделок "Жилища бурят-юрта",посвященный к празднику Сагаалган

Конкурс поделок "Жилища бурят-юрта",посвященный к празднику Сагаалган...

План мероприятий месячника патриотического воспитания в рамках подготовки празднования праздника 23 февраля подготовительная к школе группа группа

      Патриотическое воспитание является актуальной проблемой воспитания подрастающего поколения.Ребёнок не рождается патриотом, он им становится. Патриотизм – это любовь к...

Сценарий праздника «Сагаалган — бурятские народные игры»

Сценарий праздника «Сагаалган — бурятские народные  игры»...

Сценарий встречи праздника Сагаалган «Сагаалган – праздник Белого месяца» (в средней группе «Пчёлки»)

Сценарий встречи праздника Сагаалган«Сагаалган – праздник Белого месяца»...