Знакомство детей с мордовской национальной культурой.
консультация ( группа) на тему

Демина Раиса Федоровна

Консультация для воститателей .

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mordovskaya_natsionalnaya_kultura.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для  воспитателей. «Знакомство  детей  с  мордовской  национальной  культурой».

«Много есть на свете, кроме нашей

страны, всяких государств и земель,

но одна у человека  родная мать,

одна у него и Родина».

К.Д.Ушинский

       Моя малая Родина… У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать все!

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

        Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства. И даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с нежностью, теплотой, с гордостью рассказывает о красоте и богатстве.

Знакомя детей с родным краем, национальными традициями мордовского народа педагог должен ставить перед собой следующие задачи:

а) воспитывать у детей любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

б) воспитывать любовь к Родине и родному краю и его истории: учить видеть историю вокруг себя (в домах, которые нас окружают, в предметах быта, в названиях улиц);

в) приобщать к культуре и традициям мордовского народа; воспитывать лучшие качества присущие ему: трудолюбие, доброту, сочувствие.

г) развивать творческие и интеллектуальные способности детей, их речевую культуру.

д) культивировать эмоциональное, поэтическое отношение к природе.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту.

Начиная работу по приобщению детей к национальной культуре мордовского народа педагог обязан сам хорошо знать природные, культурные, социальные, экономические особенности региона. Он должен продумать что целесообразнее показать и рассказать детям. А самое главное, необходимо, чтобы педагог любил свою Родину, свой край, город.

Для пополнения знаний об истории и достопримечательностях города и края педагог должен:

1. Посетить музеи: краеведческий, изобразительного искусства им. С.Д. Эрьзи, Трудовой и боевой славы и т.д.

2.Изучить краеведческую литературу, пополнить личную библиотеку о городе, селе, крае.

3. Вместе с родителями оборудовать уголок национальной культуры в группе (предметы мордовского народного быта, фотографии, слайды, открытки о городе, селе, крае и т.д.).

4. Подобрать библиотеку произведений писателей, поэтов, чьи имена связаны с мордовским краем и отражают быт, культуру, национальные традиции мордвы в доступной детям форме.

5. Сшить для куклы женский мордовский костюм.

6. Собрать и систематизировать мордовские народные пословицы, поговорки, отражающие лучшие стороны мордовского характера: доброту, трудолюбие, любовь к матери, к Родине.

7. Изготовить творческие развивающие игры.

8. Составить план работы с детьми по приобщению детей к национальной культуре.

Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, с Республикой.

Необходимо дать детям элементарные сведения о республике, в которой они живут, пояснить, почему она так названа. Дети узнают, что мордва – это нация, составляющая коренное население Мордовии – делиться на две основные группы – эрзя и мокша. Мордва любили жить в привольных местах. Занимались пчеловодством, звероловством, птицеводством. Любили строить деревянные избы среди лесов.

У мордвы раньше не было теплых и светлых домов, школ, детских садов, электрического света, радио. Дети вынуждены были с ранних лет работать. Сейчас они живут в домах, в которых ярко горит электрический свет, есть телевизоры, компьютеры. Дети ходят в д/сады, школы. Взрослые трудятся в колхозе, на заводах, фабриках.

Необходимо также то, чтобы дети знали о национальных блюдах мордвы. Особое внимание уделить народным обычаям и в частности обычаю гостеприимства и уважения к старшим. Мордва всегда очень радушно встречала гостей. В честь гостей обязательно пекли блины, пироги, ставили на стол квас.

 Богата и прекрасна природа Мордовии. Здесь сменяют друг друга дремучие смешанные леса, звонкие березовые рощи, чистые сосновые боры, кудрявые зеленые дубравы. Широкие поля чередуются с просторными лугами и долинами рек Мокши и Суры, их притоков. Синь небес отражается в глади больших и малых озер.

Разнообразен и животный мир мордовского края, где обитают лоси, кабаны, волки, лисы, зайцы, белки, хомяки, тушканчики, бобры. Изредка встречаются бурый медведь, лесная куница, черный хорек, барсук, норка, выдра.

Богата и прекрасна природа Мордовии. Но главное богатство – это люди. В нашей республике живет умный, мудрый, трудолюбивый народ. У него свои песни, сказки, традиции, прекрасный национальный костюм, язык. Через песни, сказки дети усваивают язык своего народа, его нравы, обычаи, черты характера.

Мордовская детская художественная литература (сказки, рассказы, стихотворения) открывает ребенку мир человеческих чувств и взаимоотношений, дает прекрасные образцы литературного языка.    Мордовская художественная литература и фольклор несут в себе черты национальных традиций, а также содержат много информации о родном крае, верованиях, культуре народа, что, в свою очередь, побуждает наблюдать, размышлять, рассуждать, активно пополняя тем самым словарный запас ребенка.

В мордовских народных сказках раскрываются традиции народа, его устои, глубокая почтительность и уважение младших к старшим, доброта, отзывчивость, сострадание к ближнему.

Чтобы дети хорошо поняли сказки, нужно подобрать соответствующие игрушки, иллюстрации. В конце чтения можно проводить драматизацию сказок.

Знакомство с мордовским фольклором нужно с детьми младшего возраста с колыбельных песенок.

После того как дети запомнят колыбельные песенки, они будут их применять в игре «Дочки матери».

Многовековой опыт человечества показал, что игра – важнейшее средство в воспитании ребенка. Она имеет такое же непреходящее значение, как и народная поэзия, сказки, легенды. Народная игра содержит в себе информацию о традициях многих поколений, которые через игровое общение усваивали культуру своего народа.

Мордовские народные игры несут символичную информацию о прошлом, передают традиции, соответствуют детской природе, удовлетворяют потребности ребенка в познании окружающего мира, в двигательной и умственной активности, развивают воображение и творческие наклонности.

Воспитывать в детях чувство патриотизма, любви к родному краю помогают мордовские песни и танцы.

Народные песни способствуют возникновению интереса к родной культуре. Они близки и понятны детям. В свободное время можно вместе с детьми слушать аудиозаписи с мордовскими песнями и песнями мордовских композиторов. На музыкальных занятиях разучивать танцы и песни.

 Современная культура Мордовии имеет свои истоки – многонациональное народное искусство. Человек всегда стремится понять себя и окружающий мир, его могущество, красоту, таинственность. Ощущая свою зависимость от природы, он поклонялся земле и солнцу, воде и огню, растениям и животным. И поэтично воспевал свое восхищение ими в сказаниях и легендах, самобытном орнаменте: украшений жилища, в затейливых узорах, вышивок одежды.

В Мордовии исконно были распространены вышивка, резьба по дереву (прялки, солонки, ковши, сундуки), изготовление металлических украшений.

Большую помощь в ознакомлении с мордовским костюмом оказывает знакомство с творчеством художника Ф.В. Сычкова. Дети учатся видеть и понимать содержание картин, чувствовать настроение художника.

Полученные знания можно закрепить на занятиях по аппликации и рисованию.

Особой силой эмоционального воздействия обладает народная игрушка (птичка-свистулька, стилизованная матрешка-мордовочка и др.).

Важно ознакомить детей с произведениями скульптора С.Д. Эрьзи. Имя скульптора широко известно не только в нашей стране, но и за рубежом. С его скульптурами можно знакомить детей по альбому «Эрьзя», автор составитель М.Н. Баранова.

Методика ознакомления детей с родным краем, городом и воспитание любви к нему разнообразна. Это и непосредственное восприятие детьми окружающего, т.е. наблюдения, прогулки экскурсии, и демонстрация иллюстративного материала (фотографии, открытки, видеофильмы), рассматривание альбомов, экспонатов из краеведческого музея, художественных произведений и беседы во время прогулок, и рассказы воспитателя об истории города, края и его людях.

Во время экскурсий и прогулок дети больше узнают о своем городе, селе, микрорайоне, учатся видеть изменения, происходящие вокруг, могут сравнить старое и новое в облике города, видят, как люди заботятся о родном городе, поселке и т.д.: улицы чистые, посажены цветы, деревья…

      В воспитании у детей любви к родным местам, формировании уважения и интереса к людям других национальностей большую роль имеют праздники и развлечения. Участие в праздниках: «Семейной песни», «Мордовская кухня» и т.д. вызывает у детей эмоциональный отклик, позволит лучше узнать обычаи и традиции мордовского народа.

Работа по приобщению детей к национальным традициям более эффективна, если установлена тесная связь с родителями детей.

Работа с родителями всегда была существенной частью деятельности детского сада. Ведь те культурные эталоны, духовные ценности, которых придерживается семья, как правило, усваивает и ребенок.

К сожалению, современная семья утратила многое из старых добрых традиций, включающих и воспитательные функции.

Однако народная педагогика эффективна лишь при соблюдении определенных условий:

– в семье надо создать и развивать свои традиции;

– семья не должна существовать изолированно;

– родителям желательно владеть воспитательными методами народной педагогики (фольклором, песенным и танцевальным искусством);

– дети в условиях дома должны выполнять посильную работу, выработать систему правил и норм поведения, участвовать в посильном общественном труде, помощи другим людям;

– члены семьи должны постоянно обращаться к истокам национальной культуры, а педагоги и психологи детского сада оказывать им постоянную поддержку в этой работе.

В заключении мне хотелось сказать о значимости выбранной мной темы, что важным аспектом воспитания ребенка-дошкольника является развитие таких качеств личности, которые определяют его отношение к родному краю, обществу. Эта задача решается во многих видах деятельности детей дошкольного возраста. В этой работе помогает нам примерный региональный модуль программы дошкольного образования «Мы в Мордовии живем». Она учитывает современные требования к садиковому образованию программы для дошкольных учреждений и пути ее реализации в Республике Мордовия.

Проживание на территории Мордовии дает возможность знакомству детей с окружающей действительностью, связанной с национальной культурой мордовского народа, историей, обычаями, традициями.

В своей группе мы проводим циклы занятий «Мой город, моя Республика», «Символика Мордовии», рассматриваем альбомы (подготовленные и оформленные педагогами). «Флаг, герб, гимн Мордовии» (продолжение). «Народный костюм» (морд.), «Памятники Мордовии», проводим  фольклорные праздники «Колядки», «Рождество», «Масленница», «Проводы зимы», праздник «Слава матерям Мордовии», «Неделя мордовской кухни», «Посиделки», проводим инсценирование сказок, знакомим с работами Ф.Сычкова, С.Эрьзи, посещаем краеведческий музей, знакомим детей с произведениями Н.Кошелевой, Сураева - Королева (слушание грамзаписей).

Литература

  1. Мы в Мордовии живем: примерный региональный модуль программы дошкольного образования /(О.В.Бурляева и др.).- Саранск: Мордовское  книжное издательство, 2011.
  2. «Родной край». Жуковская Р.И. М. Просвещение, 1985.
  3.  «Республика Мордовия». Баргова Т.С., Голубчик Е.М. и др. Саранск, 1998 г.
  4. «Родиноведение». Ануфриева Н.А. Саранск,1997 г.
  5. «Достопримечательности Мордовии». Терехин А.Ф. Саранск, 1989 г.
  6. «Биографии Саранских улиц». Куклин В.Н. Саранск, 1990 г.
  7. «Начальная школа». № 9, 1993 г.
  8. «Мордовские народные игры». Саранск, 1996 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Знакомство детей дошкольного возраста с мордовской национальной культурой".

Знакомство детей дошкольного возраста с мордовской национальной культурой....

Консультация для воспитателей. «Знакомство детей с мордовской национальной культурой».

Знакомя детей с родным краем, национальными традициями мордовского народа педагог должен ставить перед собой следующие задачи:а) воспитывать у детей любовь и привязанность к своей семье, дому, детском...

Конспект открытого занятия в старшей группе по проекту «Приобщение детей к мордовской национальной культуре» «Мордовский фольклор»

Знакомство детей с мордовскими пословицами и поговорками. Заучивание заклички "Солнышко выйди - выйди". Отгадывание загадок об овощах. Проведение мордовской народной игры "Раю-Раю"...

Использование сказки в процессе знакомства детей с русской национальной культурой

Использование сказки в процессе знакомства детей с русской национальной культурой...

Проект по знакомству дошкольников с мордовской национальной культурой с использованием модели «Мордовская изба»

Проект по знакомству дошкольников с мордовской национальной культурой с использованием модели «Мордовская изба»Актуальность: Приобщение детей к истокам региональной культуры, ра...

Консультация для родителей "Знакомим детей с Мордовской национальной культурой"

Консультация для родителей "Знакомим детей с Мордовской национальной культурой"...

Консультация для родителей "Знакомство дошкольников с мордовской национальной культурой"

      Материал знакомит родителей дошкольников с мордовской национальной культурой...