Здравствуй наш великий, чувашский поэт К.В. Иванов.
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

ЦЕЛЬ: Продолжать знакомить детей с понятием «портрет», его особенностями, видами с картиной портретного жанра; формировать умение правильно воспринимать портрет поэта и соотносить с ним поэзию чувашского поэта КВ. Иванова.

Задачи:

Научить описывать портреты, обсуждать репродукции картин известных художников, описывать мысли и чувства, вызываемые картиной.

Развивать умение видеть и замечать состояние человека на портрете, способствовать развитию логического мышления.

Воспитывать внимательное отношение к окружающим, желание сопереживать чувствам других людей.

Помочь детям вспомнить содержание известных произведений К.В.Иванова.

Развивать интерес к чувашской художественной литературе, формировать эмоциональное отношение к художественным произведениям, воспитывать читателя, способного испытывать сострадание к героям произведения, помочь детям вспомнить названия и содержание прочитанных ранее произведений.

Обобщить знания детей о писателе, его произведениях.
Развивать артистические способности детей.
Воспитывать интерес к литературе, желание знакомиться с творчеством К.В.Иванова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл k._ivanov_portret.docx24.32 КБ

Предварительный просмотр:

ЦЕЛЬ: Продолжать знакомить детей с понятием «портрет», его особенностями, видами с картиной портретного жанра; формировать умение правильно воспринимать портрет поэта и соотносить с ним поэзию чувашского поэта КВ. Иванова. 

Задачи: 

Научить описывать портреты, обсуждать репродукции картин известных художников, описывать мысли и чувства, вызываемые картиной.

Развивать умение видеть и замечать состояние человека на портрете, способствовать развитию логического мышления.

Воспитывать внимательное отношение к окружающим, желание сопереживать чувствам других людей.

Помочь детям вспомнить содержание известных произведений К.В.Иванова.

Развивать интерес к чувашской художественной литературе, формировать эмоциональное отношение к художественным произведениям, воспитывать читателя, способного испытывать сострадание к героям произведения, помочь детям вспомнить названия и содержание прочитанных ранее произведений.

Обобщить знания детей о писателе, его произведениях.
Развивать артистические способности детей.
Воспитывать интерес к литературе, желание знакомиться с творчеством К.В.Иванова.

Активизация словаря: Вызвать интерес, чувство к писателю. Нарспи, Сетнер и многие чувашские слова. Мировая известность, жизнедеятельность

Предварительная работа

1.Тематическое занятие, посвященные жизнедеятельности Константинович Васильевича Иванова.

(Помочь детям осознать значения творчества Константина Васильевича Иванова и величие его личности).

2.Беседы с воспитателем в свободное от занятий время о жизни и деятельности

Константин Васильевича Иванова.

3.Просмотр слайд фильмов о жизни и деятельности Константин Васильевича Иванова.

4.Рассматривание книг, журналов,

5.Пополнить библиотеку группы книгами о К.В. Иванове и его произведениями:

                      * Иванов К. В. Сентти : сăвăсем / Константин Иванов ; В. А. Арапов ÿк. – Шупашкар :

                       Чăв. кĕн. изд-ви, 1990. - 32 с. : ил. (В книге собраны лучшие стихотворения К. Иванова  

                        для детей младшего возраста. Стихи пронизаны любовью к родной стороне, красоте    

                        (Помочь детям осознать значения творчества Константина Васильевича Иванова и величие его личности).

2.Беседы с воспитателем в свободное от занятий время о жизни и деятельности

Константин Васильевича Иванова.

3.Просмотр слайд фильмов о жизни и деятельности Константин Васильевича Иванова.

4.Рассматривание книг, журналов,

5.Пополнить библиотеку группы книгами о К.В. Иванове и его произведениями:

                      * Иванов К. В. Сентти : сăвăсем / Константин Иванов ; В. А. Арапов ÿк. – Шупашкар :

                       Чăв. кĕн. изд-ви, 1990. - 32 с. : ил. (В книге собраны лучшие стихотворения К. Иванова  

                        для детей младшего возраста. Стихи пронизаны любовью к родной стороне, красоте    

                        окружающей природы.

                        *Иванов, К. В. Килчẻ ырă çуркунне : поэма / Константин Иванов ; сост. Ваалем Ахун ;  

                         худож. В. И. Агеев. – Чебоксары : Чуваш. кн. изд-во, 1980 – 181 с. : ил. Иванов, К. В.

                         Сказки / Константин Иванов ; пер. с чуваш. Б. Иринина - Чебоксары : Чувашгосиздат,      

                         1954. –70 с. : ил. (Издание сочинений классика чувашской литературы К. В. Иванова с    

                         параллельными текстами на чувашском и русском языках подготовлено к 100-летию

                         со дня рождения. Собрание сочинений включает в себя все тексты первого издания и

                         вновь выявленные материалы. Собраны наиболее известные стихотворения.

6..Беседа с работником библиотеки Шелкуновой А.П. просмотр слайдфильма «Детство К.В.Иванова». (Вызвать положительные эмоции от увиденного и услышанного).

7.Занятия с преподавателем чувашского языка МБДОУ «Детский сад «Звёздочка» Максимовой С.А..    

                         *Знакомство с чувашскими словами и языком.

                          *Знакомство со стихотворениями «Çумăр», «Килсе çитрĕ кĕркунне...» Константина        

                          Васильевича Иванова на русском и чувашском языках. (Помочь детям понять  

                         содержание и суть стихотворения).

8. Беседы с учителем школы №3. Краеведом Пушковой О.Н. Просмотр слайд фильма «Путешествие».

9. Знакомство с картинами Константина Васильевича Иванова. (Портреты родителей, «Дочь И.Я. Яковлева», «Вышивальщица»).

10. Знакомство с фотографиями Константина Васильевича Иванова. (Друзья К.В.Иванова).

 10. Знакомство с фольклором чувашского народа. (Игры, танцы, заклички, считалки).

11. Беседа с сотрудником Дом-музея имени Н.И.Лобачевского Диной Нурмухаметовой «Многогранный талант К. В. Ивановым - живописец, графике, скульптор, фотограф, декоративно-прикладном искусстве, музыке».

                           *Слушание музыки и знакомство.

                           *Учитель, участвовал в составлении букварей и учебных пособий для чувашских

                            школ.

12.Рисование после прослушивания песен «Чибис», «Лист березовый». Предавать в рисунках свое отношение к содержанию и поступкам героев

13.Лепка по стихотворению К. В. Ивановым «Думы старого леса».

14.Аппликация по стихотворению К. В. Ивановым «Осень».

15.Дидактические игры:

                        * Игра-путешествие «Где это?».

                        *Игры-поручения «Собери портрет» (разрезная картинка); «Чего не стало?»,  

                               «Выбери нужное», «Кто что слышит?» «Эхо».

                         *Игры-предположения: «Что сначала-что потом?», «Это когда?» «Отгадай, кто   это?».

                         *Игра-загадка «Когда это было?».

                         *Игра-беседа «Вопрос-ответ».

                         * Игра-диалог «Давай поговорим?»

16.Оформление выставки детских работ по художественно эстетическому творчеству по произведениям поэта и музыканта Константина Васильевича Иванова.

17.Встреча с первым букварём для чувашских детей.

18.Знакомство с переведенными К. В. Ивановым произведениями Лермонтова, Пушкина, М.Лермонтова, Н.Огарева, А.Кольцова, Н.Некрасова, А.Майкова, рассказы К.Ушинского, Л.Толстого.

19. Знакомство с портретной живописью.

20. Учить детей описывать и обсуждать их эмоциональное, внешнее и психическое состояние героев портрета.

4.Выполнение домашнего задания.

1. Познакомиться со стихотворением К. В. Ивановым

2. Познакомиться с музыкой из сборника «Образцы мотивов чувашских народных песен и тексты к ним, II часть» записанных К. В. Ивановым «Лист березовый», «Черная коровушка», «Чибис», «На горе крутой».

3. Просмотреть и познакомиться с книгой о К,В. Иванове. «Зотов И. А. Живое наследие Константина Иванова».

Работа с родителями:

1.Оформление родительского уголка……

2.Консультация «Готовимся ко дню рождения Константина Васильевича Иванова» вызвать интерес к

творчеству чувашского поэта Константина Васильевича Иванова, помочь родителям открыть перед ребенком мир поэзии, воспитывать трудолюбие.

3.Изучить своеобразие литературных произведений, вошедших в круг детского чтения и определить их соответствие уровню восприятия дошкольника на разных этапах его детства

4. Выпуск папки передвижки, помочь осознать значение творчества Константина Васильевича Иванова «Величие его личности»

5.Беседа за круглым столом.

6.Походы в детскую и взрослую библиотеку.

7.Рассматривание книг, журналов

8.Просмотр видео презентаций.

9.Выпуск альбомов.

10. Посещение памятных мест, связанные с именем основоположника чувашской поэзии Константина Васильевича Иванова?

                Музей К.В.Иванова в Чебоксарах

                Улица, бульвар и театр имени К.В.Иванова в Чебоксарах

                Памятник К.В.Иванову в Чебоксарах

11.Участие родителей в празднике, посвященном юбилею поэта.

12. Посещение выставок портретного жанра в «Доме музее Н.В. Лобачевского» и в «Школе искусств».

Оборудование: Магнитофон, проектор для просмотров аудио фильмов Портреты писателей и портрет К.В. Иванова, ларец украшенный резьбой использованный чувашским орнаментом. Иллюстрации к произведениям К.В.Иванова.

Ход мероприятия.

Звучит чувашская  песня «Лист берёзовый» на слова К.В.Иванова, музыка Пазухина.

Воспитатель: Сегодня я получила электронное письмо от ребят с.Слакбаш (Слакпуç) Белебеевского района Республики Башкортостан, где родился наш поэт К.В.Иванов. Это письмо с тайной.

В этом письме наши друзья прислали целую галерею портретов. Я их распечатала.

Вот они.

Дети очень хотят, чтобы вы решили задачу на внимание и ответили на вопрос.

Воспитатель: Внимание!

Воспитатель: - Сегодня ещё раз познакомимся с новым жанром живописи – портрет.

Воспитатель: Сейчас вам напомню, что  портрет - это изображение художником на картине человека или нескольких людей, передача его (их) душевного состояния, характера. 

Воспитатель: Давайте вспомним, как называют художника, который пишет портреты?

Дети: Художника, который пишет портреты, называют художником-портретистом. 

Воспитатель: Перед вами галерея портретов поэтов, но она не заполнена.

Воспитатель: Портрета каково поэта не хватает?  

Воспитатель: Хочу вам подсказать.

Воспитатель: Мы теперь об этом поэте очень много знаем и сегодня 27 мая и у него день рождение.

Дети: К.В.Иванова, это чувашский поэт.

Воспитатель: Сегодня, ребята, я вас приглашаю в путешествие. Это не простое путешествие в лес или по городу. Это путешествие в мир жизни и деятельности чувашского поэта К.В.Иванова. Мир, который любят взрослые и дети.

Воспитатель: А вы любите, когда вам читают?

Воспитатель: Тогда в путь.

Воспитатель: И первая игра нашего путешествия "Расскажи о человеке, который изображён на портрете".

Воспитатель: Взгляните на его портрет.

(Показ.)

Воспитатель: (Я ещё раз хочу рассказать о нашем знаменитом поэте).

Он прожил недолгую жизнь – 25 лет, но как он много сделал, его знают во всём мире. Его книги знаете вы, знали ваши папы, мамы и даже бабушки и дедушки. Имя Константина Иванова высоко чтят в Чувашии, Башкортостане и всей России. Именем великого поэта названы улицы, библиотеки в городах Чебоксары, Чувашский академический драматический театр. Ему установлены многочисленные памятники. На его родине открыт мемориальный музей — филиал Национального музея РБ, ежегодно проводится фестиваль поэзии «Сильбийские родники». Имя Константина Иванова занесено во многие энциклопедии мира. 1990 год — год столетия поэта — был объявлен ЮНЕСКО Годом Иванова. Указом Главы Чувашской Республики 2015 год также объявлен годом Константина Иванова.

За короткую творческую деятельность написал стихотворения, стихотворные сказки, баллады, трагедии, поэмы, серию рассказов по семейным преданиям.

 К.Иванов вошел в историю чувашской литературы и как переводчик. Благодаря ему чувашский народ читал произведения М.Лермонтова, Н.Некрасова, А.Кольцова, Н.Огарева, К.Бальмонта на родном языке. Классик принял активное участие в подготовке сборника “Образцы мотивов чувашских народных песен и тексты к ним”, при его участии был подготовлен и издан новый “Букварь для чуваш с использованием русской азбуки”. Иванова современные поэты называют «чувашским Пушкином»

Воспитатель: Ребята из Селекбаш ещё прислали волшебный ларец украшенный резьбой использованный чувашским орнаментом.

Воспитатель: Посмотрим, что же сегодня приготовил для нас волшебный ларец.

(Дети открывают волшебный ларец, а там несколько картинок).

Вот они.

(На экране иллюстрации к произведениям К.В. Иванова).

Воспитатель: Иллюстрации к каким произведениям здесь изображены?

Дети называют.

Воспитатель: Что объединяет эти произведения?

Дети: Их написал К.В.Иванов.

Воспитатель: Назовите ещё с какими произведениями К.В. Иванова мы знакомы?

Воспитатель: Сейчас дети нашей группы выступят перед нами.  А мы посмотрим, послушаем и вспомним названия этих произведений.

(Дети называют, воспитатель помогает).

Хороводная игра «Ходит Ваня»

Воспитатель: А сейчас внимание на монитор.

Сколько разных портретов, что можно о них сказать?

Дети: На них изображён один человек, это К.В.Иванов, только в разные годы.

Воспитатель: Взглянув на портрет, что можно сказать о К.В. Иванове?

Дети: Константин Васильевич, как будто спокоен и задумчив.

Дети: Чуваш с могучем сердцем

Дети: Солнце чувашской народа.

Дети: Цвет лица смуглявый.

Дети: Черты - тонкие, красивые.

Дети: Вдумчивое лицо оживляли и делали особенно привлекательные глаза: небольшие черные, блестящие, как горячие угольки».

Дети: Прямой, целеустремленный взгляд пронзает душу каждого на нас.

Дети: Решительность и твердость застыла на губах.

Дети: Константин Васильевич вырваться из плена тревог и сомнений, преодолел боль и раскаяние, обрел надежду и веру в себя, в человека, а в жизнь.

Дети: Свет любви и покоя озаряет его лицо.

Дети: Непослушные волосы, словно слегка взлохмаченные ветром, легкий, быстрый поворот головы, печаль и тревогу в ясных, устремленных вдаль глазах, в суровой складке губ. 

Дети: Очень простой и милый человек в своем обращении, он всегда одевался в обычную европейскую одежду, немного строго, но элегантно.

Дети: Не только среди людей, а и дома, среди членов своей семьи, он не допускал любой нерадивости в костюме и требовал того же от детей и близких, учитывая, что считал, что культурный человек…всегда должен быть пристойно и опрятно одетым, а тем более, когда он находится в обществе. Этого требует уважение к членам этого общества.

Дети: Высокоинтеллигентный, умел вести и поддерживать всякий разговор так, что каждый имел удовольствие разговаривать с ним.

Дети: Всегда деликатный, старался никогда никого ничем не обидеть...

Дети: К каждому радушный, скромный, ʜᴎϲколько не высокомерный, умел войти в чужое положение, ощутить его, понять чужую душу.

Дети: Особенно был чуток на чужую боль...

Дети: Бескорыстный вплоть до пожертвования, все делал по внутреннему убеждению, а ничего из интереса...

Дети: Горячий патриот, любил свой край и народ больше всего, гоᴛᴏʙ был ему отдать все свои силы, все свои знания, весь свой талант...».

Воспитатель: Физкультминутка

Мы идем с друзьями в лес. (Идут друг за другом).

Много здесь вокруг чудес! (Хлопают в ладоши).

Справа березки стройные стоят, (Поднимают руки вверх. Отводят правую руку в   сторону).  

Слева елочки на нас глядят. (Поднимают руки вверх. Отводят левую руку в сторону).

Справа – звери. (Отводят правую руку в сторону).

Слева – птицы. (Отводят руку в сторону).

На деревьях зеленеют листочки. (Поднимают руки вверх, покачивая ими вправо-влево).

А в траве расцветают цветочки. (Выполняют упражнение «Цветок»).

В лесу красота и покой, а нам уже пора домой. (Разводят руки в стороны, садятся на свои места).

Воспитатель: Расскажите мне, кто был по профессии Константин Васильевич?

Художник-живописец, фотограф, иллюстратор, декоратор, конструктор, мастер.

Кем работал в гимназии К.В. Иванов? (Учителем рисования и чистописания, вёл кружок фотолюбителей.).

 Воспитатель: Поиграем в нашу любимую игру «Какое слово я загадала?»

А из какова стихотворения К.В. Иванова эти слова…..

 Заклички с движениями из фольклёра собранного К.В.Ивановым.

Воспитатель: А сейчас в нашем путешествии я предлагаю игру «Цветные нотки». (Дети разгадывают загадку, разгадавший ребенок загадку, открывает цветную нотку. В ней знакомое изображение предмета из произведения К.В. Иванова).

Заговоры с движениями из фольклёра собранного К.В.Ивановым.

Воспитатель: А сейчас поиграем в игру “Доскажи словечко”.

Я буду читать начало строчки из произведения К.В Иванова, а вы продолжайте.

Чувашский перепляс под музыку П.В.Пазухина «Чибис» .

Воспитатель: Вам понравилось играть, петь, плясать и рассказывать стихи?

Воспитатель: Чей портрет теперь у нас будет постоянно находится в уголке книги?

Воспитатель: О ком мы сегодня говорили на занятии?

Воспитатель: Как зовут писателя?

Воспитатель: Чему учат эти стихи? Понравились они вам?

Воспитатель: Что интересного и нового вы узнали?

Воспитатель: Я хочу, чтобы вы дома нарисовали со своими родителями то произведение, которое вам больше всего понравилось, только рисовать надо не просто, а рисовать в нетрадиционной технике рисования, а мы потом будем ими любоваться и поместим эти рисунки в нашу книгу, которую хотим создать.

Воспитатель: А сейчас мы разделимся на группы и будем рисовать свои картинки по произведениям К.В.Иванова с использованием нетрадиционной техники рисования.

(дети рисуют),

 Воспитатель: А с портрета на вас будет смотреть Константин Васильевич с благодарностью, что вы о нём очень много знаете и через свою книгу хотите познакомить всех детей и взрослых с его творчеством.

Пение песни К.В.Иванову «Лист берёзовый» на слова К.В. Иванова музыка П.В.Пазухина .

Итог занятия и мероприятия после занятия:

Воспитатель: Молодцы занимались хорошо, отвечали на вопросы. Рисунки очень красивые получились. Мы эти рисунки, нарисованные сегодня и рисунки, которые вы нарисуете с родителями используем для оформления книжки, которую мы с вами создадим.

Воспитатель: Занятие закончено. До свидание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Габдулла Тукай - великий татарский поэт

консультация для педагогв дошкольных образовательных учреждений о жизни и творчестве татарского  поэта  Г.Тукая...

Материал для уголка родителей ко дню рождения великого татарского поэта Г.Тукая.

Материал для родительского уголка ко рождения Г. Тукая....

Викторина для педагогов, посвященная жизни и творчеству великого татарского поэта, публициста и общественного деятеля Габдуллы Тукая

Материал для проведения мероприятия, посвященного жизни и творчеству знаменитого татарского поэта Г.Тукая...

Конспект образовательной деятельности подготовительной группы Тема: «А.С.Пушкин – великий русский поэт. Знакомство с творчеством А.С.Пушкина»

Конспект образовательной деятельности подготовительной группы №10 Тема: «А.С.Пушкин – великий русский поэт.Знакомство с творчеством А.С.Пушкина»...

А.С.Пушкин-великий русский поэт.

Краткая биография и отрывки из произведений А.С.Пушкина....

КОНСПЕКТ совместной деятельности педагога и детей (НОД) по теме «А. С. Пушкин – великий русский поэт»

Конспект содержит конструктор совместной деятельности педагога и детей, а также полный информационный материал с иллюстрациями....