Природа родного края как важнейший элемент сенсорного воспитания детей дошкольного возраста.
статья по теме

Голуб Оксана Николаевна

Опыт работы с родителями

Скачать:


Предварительный просмотр:

Природа родного края как важнейший элемент сенсорного воспитания детей дошкольного возраста

Человек является частью природы, и сенсорное восприятие ребёнка — это часть данных ему природой возможностей вырасти и успешно адаптироваться в окружающей среде.

Стремление активно познавать окружающий мир является частью жизненной программы любого живого существа, в том числе человека. Сенсорное развитие дошкольников, забота о создании у них целостной картины сенсорного восприятия мира – основная задача родителей, которые хотят, чтобы их ребёнок рос не только счастливым и здоровым, но и гармонично развитым. Продвинутые родители знают, что нужно поощрять природную любознательность ребенка. И вот к услугам чада – яркие игрушки, развивающие пособия, гаджеты с доступом в интернет, кружки и спортивные   секции, а главное – расписание, чтобы всюду успеть и получить на выходе гармонично развитую личность. Однако эти условия для познания мира искусственны, тогда как из виду упускается естественная площадка для развития: природа.

Природа Тувы является могущественным источником, из которого дети черпают многие знания и впечатления. Тува – это   край, где снежные вершины гор тянутся к синему небу и белым облакам. Где степь поет ветрами, а леса бескрайним морем раскинулись по земле. Где реки стремительны и могучи. Где человек живет в гармонии с природой. Трудно найти еще один регион на планете с таким разнообразием природных условий на сравнительно небольшой территории. Альпийские луга радуют буйством цветов и красок. Первозданная природа Тувы, лечебные аржааны, могучие реки, высочайшие горы, загадочные озера, обширные охотничьи угодья — все это стоит внимания любознательных дошкольников.

 Поэтому я рекомендую родителям: совмещать отдых на природе с воспитанием у детей сенсорной культуры. В процессе всей жизнедеятельности детей происходит накопление ими сенсорного опыта, обогащение их мироощущения, активизация положительных знаний, связанных с восприятием явлений окружающего, пробуждение интересов, формирование потребностей. Следовательно, своевременное сенсорное воспитание на данном возрастном этапе – главное условие познавательного развития, правильной и быстрой ориентировки в бесконечно меняющимся окружении, эмоциональной отзывчивости, способности воспринимать красоту и гармонию природного мира. Сенсорная культура прекрасно осуществляется в процессе ознакомления детей с многообразием форм, красок, звуков в природе, развития у них умения наблюдать. На природе дети способны наблюдать и учиться отличать оттенки цветовой гаммы, запахов и звуков, они в полной мере воспринимает красоту окружающего мира и наслаждается ею. Неорганизованная и неоднородная природная среда на каждом шагу дарит сюрпризы, вдохновляет ребенка на поиски и открытия. Красота природы не оставляет безучастными даже самых маленьких детей. Интерес к окружающим объектам неживой и особенно живой природы появляется очень рано. Дети замечают всё: трудолюбивого муравьишку на лесной тропинке, подвижного жучка на зеркальной глади воды, крохотного паучка в густой траве. Внимание детей привлекают сезонные изменения в природе, яркость красок, многообразие звуков, запахов. Они открывают для себя новый мир: стараются всё потрогать руками, рассмотреть, понюхать, если возможно, попробовать на вкус.

Находясь на природе, дети могут трогать и обследовать на ощупь кору деревьев, а прогуливаясь   босыми ногами по поверхности, ощущают прикосновение песка, травы, гравия. Все, что можно дать детям в руки, предлагается им для обследования, в которое включается как можно больше органов чувств. Дети берут в руки разные по форме и размеру камни, веточки, шишки, листочки и т.д. гладят и осматривают их, жмут, нюхают, пробуют, слушают, как они скрипят или шуршат, т.е. обследуют их всеми сенсорными способами. Каждое ощущение взрослый может обозначать словом, а потом попросить детей повторить за ним. На полянке или на берегу озера, реки, можно проводить сеансы релаксации с получением солнечных, воздушных ванн и процедур, где дети ощущают тепло солнечных лучей или прохладу ветерка, брызги воды.

 Таким образом, у детей накапливается   опыт сенсорного развития: развития воображения, восприятия. А именно с восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание и его другие формы - запоминание, мышление. Природу, как неисчерпаемый источник форм, красок, звуков, можно широко использовать в целях сенсорного воспитания детей дошкольного возраста. Поощряйте желание ребёнка бегать босиком, подолгу возиться с водой, землёй и песком. Эти занятия не только разовьют сенсорную восприимчивость дошкольника, но и привьют ему любовь к природе, сформируют устойчивый интерес к её законам и событиям.

Используемая литература:

1. Ананьев, Б.Г., Рыбалко, Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей / Б.Г. Ананьев, Е.Ф. Рыбалко. - М.: Просвещение, 2004. – 203с.

2. Башаева, Т.Б. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук: Популярное пособие для родителей и педагогов / Т.В. Башаева. – Ярославль: Академия развития, 2007. – 240с.

3. Дубровская, Н.В. Цвет и особенности его восприятия детьми дошкольного возраста /Н.В. Дубровская// Дошкольная педагогика. – 2003. – №6 (15) – С. 21

4. Кирпичникова, Н. Развиваем сенсорику и мелкую моторику [Текст]/Н. Кирпичникова// Дошкольное воспитание. – 2009. - №2 – С. 76.

5. Пилюгина, Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию: пособие для воспитателя детского сада / Пилюгина Э.Г. – М.: Просвещение, 2003. – 96 с.