Формирование этнотолерантности в старшем дошкольном возрасте средствами этнопедагогики
статья на тему

Фитиалова Елена Сергеевна

В статье раскрывается понятие "этнотолерантность". Актуальность проблемы ее формирования. Даются методические рекомендации по ее формированию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx38.45 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка детский сад № 16 города Белореченска
муниципального образования Белореченский район

Статья

«Формирование этнотолерантности в старшем дошкольном возрасте средствами этнопедагогики»

Подготовила

Старший воспитатель

Фитиалова Елена Сергеевна

г. Белореченск
2016

На земле нет одинаковых людей. Даже, когда люди слушают одну и ту же музыку, каждый по-своему ее воспринимает. Это — закон природы и социального развития. И эти различия надо воспринимать как данность и понимать, что толерантность необходима для сохранения человечества как биологического вида.По предложению ЮНЕСКО, поддержанному Генеральной Ассамблеей ООН, первое десятилетие нового века — Десятилетие мира и ненасилия в интересах детей планеты.

Российский ученый Ю.А. Шрейдер, писал: «Самая страшная, из грозящих нам катастроф, это не столько атомная, тепловая и тому подобные варианты физического уничтожения человечества (а может быть, и всего живого) на Земле, сколько антропологическая — уничтожение человеческого в человеке».

В Европе проблема этнической толерантности обсуждается уже в течение пяти столетий, и этот процесс наложил свой определенный отпечаток на сознание европейцев. Но наша страна, пользуясь их опытом, не может и не должна его слепо копировать. Формирование этнотолерантности должно проходить с учетом особенностей российских традиций и культуры. Сегодня нам необходимо подумать о взращивании новой этнотолерантной культуры отношений в обществе. Очень важно сознательно и целенаправленно «сеять», и тогда нам не придется «тащить траву из земли», а когда придет весна и пригреет солнышко, она вырастет сама.

Дошкольный возраст — самый сензитивный период активного познания мира и человеческих отношений, и чем больше ребёнок будет знать о своей стране, её истории, тем больше будет создано условий для формирования гражданина и настоящего человека, патриота.  Могонациональный российский народ состоит из  более 150 национальностей. Но многие дети даже не знают об этом. Не знают не только свей культуры и традиций, но и традиций представителей других народов России. Учитывая этот факт, этнокультурное воспитание наших детей должно опираться на традиционную культуру русского народа в сравнении её своеобразия с другими этнокультурами нашей страны.

Национальная доктрина образования Российской федерации гласит: «система образования призвана обеспечить историческую преемственность поколений и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию России». Формы, способы и средства воспитательной работы современного образования этнопедагогически осмыслены и инструментированы.

Актуальность вопроса формирования этнотолерантности в дошкольном возрасте на социально-педагогическом уровне определяется социальным заказом государства. Основным из целевых ориентиров дошкольного образования в Федеральном государственном образовательном стандарте (далее — ФГОС) является требование о том, что ребенок должен «обладать установкой положительного отношения к другим людям и самому себе, чувством собственного достоинства», он должен быть «способен учитывать интересы других и стараться разрешать конфликты».  

Педагоги дошкольного учреждения знакомят детей с традициями, духовными ценностями, вводят ребёнка в социальную систему взаимоотношений. Чем более неоднородным становится общество, тем труднее становится поддерживать мир и спокойствие в нём. От взрослого зависит характер взаимоотношений между детьми в коллективе.

В период старшего дошкольного возраста закладываются предпосылки и есть все основания для формирования этнотолерантности и, более того, если взрослые не помогут детям ее сформировать на этом этапе, у детей может стихийно сформироваться интолерантное мировоззрение, изменить которое в дальнейшем будет непросто или совсем невозможно. Формирование основ этнотолерантной культуры у старших дошкольников базируется на обучении их навыкам бесконфликтного общения в процессе взаимодействия с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей, их взгляды, обычаи и привычки такими, какие они есть. Воспитание у дошкольников этнотолерантного взаимоотношения между детьми обеспечит в дальнейшем их успешную социальную адаптацию.

В старшем дошкольном возрасте происходит формирование определенной для каждого ребенка устойчивой структуры мотивов, которая определяет особенности поведения в разных ситуациях. Она индивидуальна для каждого ребенка. А.H. Леонтьев называл дошкольное детство периодом «первоначального фактического складывания личности», формирования личностных механизмов поведения. В этой структуре мотивов главную роль играют сознательно принятые намерения. Ребенок в старшем дошкольном возрасте уже начинает контролировать свои непосредственные желания, овладевает своим поведением, подчиняет желания известной необходимости. Главными в структуре мотивов становятся не органические и материальные потребности, как это было ранее, а духовные и социальные мотивы. Дети уже осознают некоторые мотивы поведения и деятельности. Это проявляется в том, что ребенок в некоторых ситуациях может осознать и объяснить свое отношение к окружающим, причины своих поступков и дать им оценку. В этом возрасте начинают появляться первые отрицательные переживания (стыд, сожаление) из-за нарушения общепринятых правил поведения.

Обучение и воспитание детей исторически возникли с развитием человечества. Для того, чтобы сохранить себя на Земле, уже в древние времена людям было важно передать молодому поколению накопленный опыт добычи пищи, опыт охоты, сооружения жилища и т. д. Это были первоначальные виды обучения и воспитания — ребенок овладевал знаниями, умениями и навыками в процессе совместной деятельности со взрослым, подражая им. Новое поколение, переняв опыт предков, использовало его, добавляя при этом в него что-то новое, еще более совершенное. Постепенно, от поколения к поколению формировалась народная культура. Одновременно развивались и первые идей обучения и воспитания детей как продолжателей рода. Передавался и опыт общения людей друг с другом. Эти отношения из поколения в поколение закреплялись, развивались и совершенствовались в языке, живописи, символах. С развитием русской народной культуры появляются правила обучения и воспитания детей, советы и наставления, заповеди-запреты и заповеди-разрешения. С веками, передаваясь от поколения к поколению, они оттачивались, конкретизировались и дошли до нас, подтверждая понимание нашими предками великого значения воспитания и обучения детей для сохранения и процветания народа.

«Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа», — писал К. Д. Ушинский. Этнокультурное воспитание — это целостный процесс передачи ребенку-дошкольнику культурных ценностей, традиций, социальных норм того этноса, представителем которого он является и в среде которого он живет.

Появилась целая наука — этнопедагогика. Наука об эмпирическом опыте этнических групп в воспитании и образовании детей, о морально-этических и эстетических воззрениях на ценности семьи, рода, племени, народности, нации. Это направление сформировалось во второй половине 20-го века на стыке этнологических и психолого-педагогических наук. Этнопедагогика рассматривает традиционную культуру, быт, семейно-родственные отношения в их влиянии на становление личности. Впервые термин «этнопедагогика» был использован в 1972 г. ученым-педагогом Г.Н. Волковым.

В этнопедагогике следует выделить два важнейших раздела: национальное содержание и этнически обусловленные методы образования. К первому относится собственно национальная культура и рассмотренные именно в ее ракурсе общечеловеческие знания, а ко второму — методы, позволяющие в наилучшей степени учитывать психологические особенности восприятия и мышления представителей этноса. Эта наука создала целостную систему обучения и воспитания подрастающего поколения с учетом специфических особенностей этносов, народностей и регионов их проживания. Для этого в этнопедагогике используются различные средства:

  • устное народное творчество;
  • народные песни и музыка;
  • народные танцы;
  • народные промыслы и декоративно-прикладное творчество;
  • народные игры и состязания;
  • народный театр;
  • национальная пища и технология ее приготовления;
  • праздники.

Устное народное творчество подразделяют на виды и жанры: мифы, былины, легенды, сказки, афоризмы, пословицы, поговорки, загадки и т. д. Народные афористические изречения (пословицы, поговорки, присловья и др.) не потеряли своей актуальности и в настоящее время. Предельно короткие по форме и безгранично глубокие по смыслу, они охватывают фактически все темы, затрагивая жизненные и вечно актуальные вопросы морали и истины в их взаимопроникновении.

С рождения ребенка сопровождает поэзия пестования: колыбельные, пестушки, прибаутки, докучные сказки. Затем ребенок знакомится с бытовым устным народным творчеством: приговорками, поговорками, считалками, детскими сказками, страшилками. В его жизнь входит потешный фольклор: потешки, молчанки, голосянки, поддевки, сечки, небылицы, перевертыши, скороговорки.

Особенностью устного народного творчества является его ярко выраженная региональная принадлежность и историческая конкретность. Народная культура не остается неизменной, а развивается вместе с народом, вбирая в себя все ценное, что существовало ранее, и отображая новые социальные изменения.

Песенно-музыкальное народное творчество делится на вокальное (песенное), инструментальное и вокально-инструментальное. Песенное народное творчество подразделяют на жанры (колыбельные, пестушки, свадебные, плачи-причитания, позднее лирические и частушки), которые выполняют разнообразные функции в жизни человека.

Народный танец является одним из древнейших средств народной педагогики. Возникший на основе магических действ разнообразных обрядов, он постепенно усложнялся и расширял свои функции. Большое значение танец имеет для физического развития ребенка — позволяет научить его ритмично двигаться, сформировать чувства координации и пластичности движений. В процессе занятий танцами у ребенка развивается художественно-образное восприятие и мышление, происходит знакомство с танцевальным народным творчеством.

Особым средством воспитания в народной педагогике является театр. Народный театр возник на основе обрядовых действ, в которых содержались элементы перевоплощения человека в тотемное животное и другие образы. Театрализация всегда присутствовала в народных обрядах и праздниках, где постепенно развивалась, усиливая творческое, игровое начало. Народный театр органически связан с устным народным творчеством, музыкой и песнями, танцами, декоративно-прикладным искусством (создание театральных реквизитов, костюмов). Ряженные и скоморохи – яркие представители народного театра. Театрализация действия присутствовала в календарных и семейных обрядах (святочное ряженье, свадьба и т. д.).

Также средством воспитания народной педагогики являются народные подвижные игры, которые сопровождаются игровым фольклором: считалками и жеребьевками. Народные игры всегда занимали определенное место в традиционном воспитании всех народов во все времена. Отметим, что игры разных народов очень похожи в некоторых компонентах содержания, правилах, но, при этом имеют свои особенные черты, связанные с природно-климатическими условиями, с национальной культурой. Игры не только направлены на развитие жизненно необходимых физических качеств и двигательных навыков, но и способствуют воспитанию решительности, смелости, находчивости, коллективизма, высокой нравственности, а также прекрасно подготавливают детей к хозяйственной деятельности.

  В заключении, мы можем сделать вывод о том, что этнопедагогика, обладая таким широким спектром средств, дает возможность оказать влияние на социальное, духовное, нравственное, психическое, развитие старших дошкольников, тем самым, способствовать успешному формированию у них этнотолерантности.

Список используемой литературы:

  1. Актуальные вопросы современной педагогики: материалы III междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2013 г.). — Уфа: Лето, 2013.

  2. Асмолов, А.Г., Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А. Осмыслах понятия «толерантность»  /А.Г. Асмолов, Г.У. Солдатова, Л.А. Шайгерова// Век толерантности: Научно-публицистический вестник. — М.: МГУ, 2001.
  3. Сиротюк, А.С. Модель профессиональной деятельности психолога по формированию толерантности у детей дошкольного возраста в процессе инклюзивного психического развития //Казанская наука. 2012. № 3.
  4. Теория и практика образования в современном мире 2012 февраль. Том 1 Материалы Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012.

  5. Федорова, С.Н.Диагностическое сопровождение развития этнокультурной личности дошкольника: учеб.пособие / С.Н. Федорова. — Йошкар-Ола: ГБОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования», 2013.
  6. Федорова, С.Н.Диагностическое сопровождение развития этнокультурной личности дошкольника: учеб.пособие / С.Н. Федорова. — Йошкар-Ола: ГБОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования», 2013.
  7. Чумичева, Р. М. Воспитание социокультурной толерантности у детей / Р. М. Чумичева // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. — 2012. № 11.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс с педагогами на тему: «Формирование связной речи и коммуникативной функции речи детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»

Мастер-класс с педагогами на тему: «Формирование связной речи и коммуникативной функции речи детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности». Технологии: ИКТ, здоровье...

Научно-практическая статья «Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста средствами социально-культурной деятельности»

Формирование толерантности детей в настоящее время актуально. В справочных изданиях термин толерантность определяется как  «терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению». Такая терпимость из...

Формирование нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста средством игр драматизации

"Формирование нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста средством игр-драматизации"...

Методическая разоаботка "Формирование начал экологически осознанного отношения к родному краю – селу Пуреху детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельности".

1. Актуальность проблемы экологического воспитания дошкольников.           На всех стадиях своего развития человек тесно связан с окружающим миром.  Но с тех пор как...

Формирование экологической культуры детей старшего дошкольного возраста средствами проектной деятельности.

Данный проект является краткосрочным.Содержит цели и задачи, а также систему работы по формированию экологической культуры....