Использование дидактических игр при ознакомлении детей с традиционным бытованием калмыцкого народа
учебно-методический материал (старшая группа) на тему

Все мы с вами помним, как в калмыцком эпосе «Джангар», юбилей, которого мы отмечаем в этом году, Джангар, расставаясь со своим сыном Шовшуром, говорит:

                «Помни, мой мальчик, от отца рождается сын,

                 Чтобы стать надежной опорой страны,

                 Помни, что Бумба в тебе нуждается, сын»!

Эти слова сейчас актуальны, как никогда, потому, что нам необходимо дать детям понимание, что каждый человек сын своего народа, пусть даже малого, ведь у малого народа богатое наследие, великая культура, свой родной язык. И путь к познанию этих ценностей начинается со знания традиционного бытования калмыков, его жизненного уклада и любви к родному языку.

И именно игра путем игровых действий, игрового анализа и закрепления изучаемых лексических единиц позволяет нам заинтересовать детей.

         В педагогической копилке учителей родного языка имеются игры позволяющие знакомить детей с жизнью кочевого народа. При этом эти игры  предлагались авторами в рамках своих тем  самообразований и в практике применения педагогами национальной системы дошкольного образования послужили первоначальной основой накопления игрового дидактического материала.

В целях расширения и пополнения игрового материала, создания единого коммуникативно-деятельностного подхода, расширения лексического словаря ребенка  мной и  старшим воспитателем Балакаевой Е.Н., проведена работа по созданию игрового пособия, необходимого для детей старшего дошкольного возраста, которое мы назвали «Өврмҗтәдевтр» (Увлекательная тетрадь). В это пособие вошли игры опытных педагогов  Бадмаевой Г. М., Куркаевой Л.М и других, опыт работы педагогов нашего дошкольного образовательного учреждения и авторские игры разных лет.

Цель:  Пополнение знаний детей о традиционном бытовании   калмыцкого народа посредством игровой деятельности и активизация калмыцкой речи детей.

Задачи:

-       расширять лексический минимум, развивать родную речь, закреплять умение составлять простые предложения и короткие рассказы;

-       обогащать знания детей по УНТ;

-       пополнять знания детей о кочевом народе посредством различных форм взаимодействия (экскурсии, игры, продуктивная деятельность, беседы, рассматривание иллюстраций и т.д.)

-       воспитывать интерес  и уважение к истории и традициям своей семьи и культуре  калмыцкого народа.

 

Пособие  соответствует разработанному плану студийно-кружковой работы с детьми старшего дошкольного возраста. План состоит из разделов,  где указаны: тема, цель, изучаемые и закрепляемые слова, жанр фольклора, дополнительные игровые задания (подвижные, сюжетно – ролевые, дидактические игры, лепка, раскрашивание и др.). В план обязательно вводятся игры из рабочей тетради, так, например: по представленной теме «Семья» включены такие игры: «Садн», (в этой игре дети знакомятся с терминологией родства по отцовской линии  и по материнской. Дети отмечают кружочками своих родственников и называют их, а также могут меняться рисунками и называть родственников своих друзей).

 Игра «Хойрдгчинь ол». (дети соединяют карандашом 2 части пословиц  и называют их.)

 

В рабочую тетрадь  «Өврмҗтәдевтр» включены игры:

1. общей направленности с заданиями:

повторить («Кен ю өмснә?») (дети повторяют названия одежды,отмечают разными по цвету фишками мужскую и женскую одежду, знакомятся с новыми словами: токуг, сиик, шиврлг)

закрепить  («Кезәңкболнөдгә») (закрепляют названия мебели и отрисунков мебели  калмыков – кочевников протягивают  линию к кибитке)

найти («Юн бултҗ?») (шкаф с посудой, на первой полке выставлена вся посуда, на остальных нет, найти, нарисовать и назвать посуду, которая спряталась)

2.   игры, связанные с продуктивной деятельностью:

соедини  («Үлгүр ол»), («Би  идхдән дуртав») - Дети должны выбрать любимое блюдо и «поставить» на стол, проведя линию.  Затем  рассказать о своем любимом блюде.

дорисуй  («Чиләһәд зур, нерәдлһинь кел»)–Художник «дарит» детям  незаконченные картинки, дети должны дорисовать и закрепить их  названия:

заштрихуй, закрась («Ээҗин авдр») - По заданию воспитателя дети находят нужный предмет, закрашивают его цветными карандашами и называют его.

По обобщающему слову находят предметы на рисунке, входящие в эту группу и называют его.

 

3. игры, развивающей направленности с использованием палочек

Кьюзинейра, блоки Дьенеша. «(Бамб цецг») – из палочек Кьюзинейра выкладывают тюльпан и  составляют рассказ,  («Аһрус усл»).- выкладывают из палочек Кьюзинейра и блоков Дьенеша корыто для воды, называют животных, люди, какой профессии за ними ухаживают и составляют небольшой рассказ.

 

В пособие включены игры, как на калмыцком языке, так и на русском. В содержании игр включены не только правила, но и подобраны рассказы, подвижные игры, песни, пословицы, загадки, стихи калмыцких авторов, беседы. Например: Игра: «Что нужно?».

 

В ходе игр активно используются фишки («Юн кергтә?»), шестигранный кубик («Байркөвүнәэрдм»)- Дети поочередно  кидают кубик, на котором цифры  соответствуют той или иной профессии на картинке и составляют  небольшой рассказ.

альчики («Цаһан сар» и «Зул сар»)

 

В соответствии с требованиями ФГОС в работе реализуются

принципы интеграции образовательных областей:

 

Физическое развитие: реализуются через подвижные игры калмыцкого народа.

-       Социально- коммуникативная область (сюжетно- ролевые игры), например «Ээҗ тал гиичт одый» и др.

 

-       Познавательное развитие  (Традиции приема пищи, календарные праздники, встреча гостей, традиции чая,  терминология родства) 

-       Художественно- эстетическое. (Использование продуктивной деятельности: дорисуй, закрась, соедини, укрась кибитку).

-       Речевое развитие. (пословицы, стихи, скороговорки, загадки).

 

 Результаты усвоения  изучаемого материала отслеживаются диагностическими заданиями по следующим разделам:

-       жилище калмыков  (утварь, мебель);

-       семья (одежда, продукты питания, терминология родства);

-       природа (домашние животные, дикие животные и птицы, тюльпаны);

-       народные праздники,  УНТ.

В ходе проведения диагностики используются игры  как из рабочей тетради, так и другие. Задания: нарисуй кибитку и расскажи, опиши свою семью по фотографии и т.д.  Ежегодно в мае месяце кружковцы участвуют в  празднике, в который включаются разные виды деятельности – это фольклор, дидактические игры, игры-соревнования, песни.

 

Тетрадь адресована  учителям родного языка ДОУ, воспитателям групп при проведении игровой деятельности среди детей старшего дошкольного возраста.

Данная работа была представлена на городском конкурсе « Лучшая методическая разработка, где заняла 1- е место в номинации «Духовно- нравственное, гражданско – патриотическое воспитание».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Дидактические игры153.46 КБ

Предварительный просмотр:

                  1.Дидактическая игра: «Я покажу, ты скажи»

Цель: расширять запас слов по теме «Кибитка» (решетки, дымоход, войлок, дверь.)

Материал: кибитка, разрезные картинки: решетки, дымоход, войлок, дверь.

Ход игры: Воспитатель закрепляет названия частей кибитки, показывая картинку. Затем воспитатель показывает отдельные части кибитки, а дети должны правильно их назвать. Правильно назвавший все части кибитки  игрок становится победителем.

                      2.Дидактическая игра: «Соедини по точкам»

Цель: обогащать словарный запас, закрепить части кибитки (кибитка, дымоход, решетки, шесты), закрепить знания детей о числовом ряде.

Материал: карточки- схемы, карандаши.

 Ход игры: Нарисовать кибитку, соединяя точки по порядку  от 1 до10.

Вопросы:

  1. что получилось, после соединения цифр?
  2. как называются части кибитки?

Задание: Дорисовать недостающие части кибитки.

«Кибитка моя»  К.Эрендженов

Иду я, судьбы не тая,

Дорогой счастливой и длинной…

Кибитка, кибитка моя

Над светлой степною равниной!

Когда-то родился я здесь

В кочевьях на склонах зеленых,

И всадники добрую весть

О том разнесли по хотонам.

Еще пеленали меня

В кибитке на войлоке белом-

Отец мне готовил коня,

Чтоб вырос я Джангаром смелым.

 Я в альчики бойко играл

С такими ж мальчишками вместе,

Здесь дедушка жизнь пролистал,

Уча меня азбуке чести.

Кибитка, кибитка моя…

Я понял под этою крышей,

Что все мы большая семья,

Что Родины нету превыше.

3.Дидактическая  игра: «Дорисуй и назови».

Цель: расширять запас слов, закрепить знания детей о строении кибитки, о предметах, которые находились в калмыцкой кибитке, уметь строить небольшой рассказ.

Материал: карточки, карандаши.

Ход игры: Учитель дает задание дорисовать кибитку, сундук, шкаф. Дети дорисовывают и составляют предложения на русском и калмыцком языках.

Вариант 1: Эн ишкә гер. Ишкә герт харач, уньн, терм бәәнә. Ишкә гер өндр, өргн, сәәхн, ик. Нанд ишкә гер таасгдна.

Вариант 2: Переносное жилье калмыков-кочевников называется кибиткой. Кибитка состояла из шестов, решеток, деревянного круга – дымохода, двери деревянной и войлочной, которая сворачивалась на верх деревянной двери, покрыта войлоком В кибитке посредине утраивали очаг. Здесь стоял треножник, на котором ставили чугунок – котел с деревянной крышкой. С левой стороны стоял шкаф  - үкүг, в котором хранилась продукты, на шкаф и полки складывали посуду. Рядом был столик, который  когда надо было обедать его выдвигали на середину. С правой стороны стоял сундук – авдр. В сундуках хранили одежду, украшения, оружие. В кибитке были кровати хозяев и их детей.)

«Кибитка»  Утнасн Осорин

Ее с почтеньем ставят на пригорок

Среди  бескрайних травяных просторов.

 Она  легка удобна при кочевке,

Не требует хлопот при установке.

Кошмою узорной верх накрыт,

Орнамент ленты душу веселит.

Лампадки огонек на алтаре,        

Места гостей на правой стороне…

4. Дидактическая игра: «Дорисуй мнемосхемы по загадкам».

Цель: Продолжать учить детей разгадывать загадки,  используя мнемосхемы.

Материал: карточки – мнемосхемы, карандаши.

 Ход игры. Учитель раздает карточки, в которых изображена первая часть загадки в виде мнемосхемы, дети разгадывают загадку и дорисовывают вторую часть. В ходе игры закрепляют  знания детей о кибитке.

Загадки:

  1. Ах дү дөрвүлн нег махлата — у четырёх братьев одна шапка (ширә - стол)
  2. Геснь ик, орань цоорха – живот большой. а крыша с дырой (кибитка)
  3. Көл hар уга юмн киилг сурҗ — без рук, без ног требует рубашку (ишкә гер — кибитка)

5. Дидактическая игра: «Задание художника».

Цель: Развитие интереса детей о предметах мебели,  использовавшихся калмыками  в прошлом  (сундук, шкаф, кровать, стол). Закрепить знания детей о кибитке и о предметах, находившихся в кибитке.

Материал: картинки, карандаши.

Ход игры. Художник «дарит» детям  незаконченные картинки, дети должны дорисовать и закрепить их  названия: стол-ширә, шкаф -үкүг, кровать - орн, сундук –авдр.

Загадки:

  1. Ах дү дөрвүлн нег махлата — у четырёх братьев одна шапка (ширә - стол)
  2. Геснь ик, орань цоорха – живот большой. а крыша с дырой (кибитка)
  3. Көл hар уга юмн киилг сурҗ — без рук, без ног требует рубашку (ишкә гер — кибитка)
  4. Авдр деерән hарад адьяhан дуудҗ — взобрался на сундук и зовёт дядю Адьяна (зурмн — суслик)

  1. Есть у бабушки-старушки 
    Очень маленький секрет: 
    Платья, книжки и игрушки, 
    Занавески, погремушки,

Кукол и велосипед – 
Всё она упрямо прячет, 
Чтоб не смог добраться внук. 
Есть у бабушки на даче 
Ветхий старенький… 
(Сундук)           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование дидактических игр при ознакомлении детей с природой

При ознакомлении детей с природой не мало важную роль играют дидактические игры, в статье описаны этапы ознакомления с дидактическими играми, виды дидактических игр....

Использование дидактического синквейна при ознакомлении детей дошкольного возраста с прфессиями

В практике работы дошкольных образовательных учреждений при ознакомлении дошкольников с профессиями используются разные методы и приемы. Одним из таких приемов является дидактический синквейн.Си...

Использование дидактических игр при ознакомлении детей с природой.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста имеет большое значение, т.к. в этом возрасте закладываются основы экологической культуры личности, что является частью духовной культуры.Дошкольное ...

Использование дидактических игр для ознакомления старших дошкольников с традициями русского народа

Воспитание на народных традициях способствует развитию веротерпимости, межнациональной толерантности и активному общению. Рассказать детям об этих традициях можно через дидактические игры, которые с...

Использование дидактических игр при ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с профессией врача

Статья посвящена исследованию актуальной проблемы ознакомления детей старшего дошкольного возраста с профессией врача через использование дидактических игр. Ознакомление дошкольников с миром профессий...