Мини-музей в детском саду, как средство патриотического воспитания дошкольников
статья (подготовительная группа) на тему

Фекина Екатерина Александровна

Основная цель данной статьи показать читателям, как педагогический коллектив детского сада, пытается через создание мини-музея повлиять на воспитание патриотических чувств у дошкольников. В статье уделено внимание идее возникновения  мини-музея, подробно описано его содержание. Данная статья может стать интересной и полезной для воспитателей детского сада, а также всем воспитывающим взрослым.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mini-muzey.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мини-музей в детском саду,

 как средство патриотического воспитания дошкольников

Как у маленького деревца, еле появившегося над землей,

                                     заботливый садовник укрепляет корень, от мощности

                              которого зависит жизнь растения на протяжении

                                     нескольких  десятилетий, так педагог должен                

                                     заботиться о воспитании у своих детей чувства                  

                                     безграничной любви к Родине.

                                                                      В.А.Сухомлинский

    Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста -одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, родному городу и родной стране. Наиболее сложной является работа по воспитанию любви к родному городу и родной стране. Встает вопрос: чем проявляются патриотические чувства у детей дошкольного возраста? Как дошкольник может эти чувства выразить? К чему должен стремиться педагог?

 Изначально, нам важно помнить, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному городу, к родной стране у него проявляются в чувстве восхищения своим городом, своей страной. Именно эти чувства нам необходимо вызвать в процессе работы  по ознакомлению с родным краем.

Наш детский сад находится   расположен в одном из живописных и уникальных по красоте уголков приволжской природы, на левом берегу Волги. Поселок, который славится как поселок речников.

 Наша задача состоит в том, чтобы  научить воспитанников  испытывать чувства гордости, радости, от того, что они живут в такой замечательной местности.

Мы понимаем, что такие чувства не могут возникнуть после нескольких, даже удачных занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка.

На протяжении многих лет, организуя работу по патриотическому воспитанию, педагоги детского сада использовали и используют различные  формы и методы работы:

  • целевые прогулки и экскурсии по территории поселка;
  • наблюдения за трудовой жизнью людей, изменениями в облике поселка;
  • беседы о родном  поселке;
  • использование фольклора (разучивание песен, стихов о родине и крае, пословиц, поговорок);
  • слушание песен о родном крае;
  • привлечение детей к посильному общественно-полезному труду;
  • поощрение инициативы и стремления детей самостоятельно поддерживать порядок в ближайшем окружении, бережно относиться к общественному имуществу,  правильно вести себя в общественных местах;
  • воспитание уважения к ветеранам войны и труда, рассказывая о подвигах воинов, устраивая тематические праздники, приглашая ветеранов воин, героев труда.

    Мы заметили, что познавательный  интерес у детей старшего дошкольного возраста вызывает посещение   краеведческого музея в Доме культуры поселка. В процессе посещения музея дети  знакомятся с историей поселения, которое началось более 150 лет назад. Привлекательным  экспонатом являлись модели водного транспорта: дети с восторгом рассматривали пароходы, баржи, различные судна. Они внимательно слушали рассказы о них. Это и подтолкнуло педагогов к идее создать в стенах детского сада  свой мини-музей о речном флоте, назвав его «Речничок».

    Остановимся подробнее  на создании в методическом кабинете мини- музея «Речничок». Посредством мини-музея  воспитанники детского сада глубже знакомятся с речным флотом, на котором добросовестно трудятся жители поселка- занимаются судоремонтом, перевозками пассажиров и грузов по водным магистралям.

   Назначение мини-музея является патриотическое воспитание дошкольников, суть которого, с нашей точки зрения, состоит в том, чтобы взрастить в детской душе семена любви к родному краю, истории своего поселка, ко всему, что создано трудом взрослых и близких людей. Мы считаем, что без знаний собственных корней, традиции и истории своего родного края нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну.

Задачи,  поставленные  педагогическим коллективом, следующие:

1.Содействие укреплению гордости за исторические и современные достижения поселка и ее граждан.

2.  Активизация интереса к изучению истории своего родного края  и формирования чувства уважения к прошлому  своей малой Родины, ее героическим страницам.

3.Воспитание патриотических чувств и гражданственности.  

      Какого же содержание мини-музея «Речничок»?  

       Во-первых, это макет реки Волга со всеми видами речного транспорта (пассажирский теплоход, грузовой, ракета и т.д.).

      Во-вторых, макеты: бакена, морских узлов, штурвала, якоря, кнехта, бинокля, а так же настоящая фуражка капитана и матросский воротник.

      В-третьих, альбомы: «Все для фронта, все для победы», отражающая жизнь судостроительно-судоремонтного завода имени 40-ой годовщины Октября в годы войны, «Речной транспорт» с фотографиями и описанием каждого лайнера. Содержательный  материал о судоремонтном заводе  и его тружениках можно черпать из красочной юбилейной  газеты «Борская правда», книги автора А.П.Моисеева «Верные традициям волгарей», что помогает воспитателям вводить детей в представленную тему.

    Украшением мини-музея является говорящая кукла «Морячок». Особенностью мини-музея является то, что все его экспонаты можно не только посмотреть, но и потрогать, примерить  и даже поиграть.

    В создании мини-музея приняли участие работники детского сада, родители.

    Одним из интересных приемов стало предложение   ребенку в старшей дошкольной группе взять на себя роль экскурсовода во время посещения музея детьми. Дети, побывавшие неоднократно в музее с воспитателем уже достаточно хорошо знакомы с экспонатами и могут рассказать  

    Организация  процесса формирования патриотических чувств воспитанников посредством мини-музея наших воспитанников строится на основных принципах:

  • от близкого к отдаленному;
  • опора на собственный опыт детей, реальные дела и события в семье, детском саду, поселке, стране;
  • взаимодействие с семьей;
  • систематичность;
  • передавая знания учитывать их воспитательную ценность.

     Таким образом,  педагогический коллектив  старается уделить большое внимание патриотическому воспитанию дошкольников и  организует процесс формирования гражданских и патриотических чувств.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мини-музеи в ДОУ как средство патриотического воспитания дошкольников

Мини-музеи в ДОУ как средство патриотического воспитаниядошкольников...

Экологическая тропа детского сада как средство экологического воспитания дошкольников

Представлен опыт организации экологической тропы на территории ДОУ...

Консультация для родителей "Детская литература как средство патриотического воспитания дошкольников»

Детская литература как средство патриотического воспитания дошкольниковОтечественная история культуры детства не мыслится без богатств детской литературы , без древних и новых произведений устног...

Мини-музей в детском саду, как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста одна из задач нравственного воспитания .Музей -это особое ,специальное организованное пространство ДОУ способствующее расширению кругозора...

Консультация: "Взаимодействие семьи и детского сада в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников"

Семья и дошкольное учреждение – два главных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития личности ребенка необходимо их взаимодействие. Опыт де...

"Мини - музей в чемодане Русская изба», как средство патриотического воспитания.

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"29807328","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]Фотоотчет можно посмотреть по ссылке: https://nsportal.ru/node/6375308...