«Кубанский колосок» НОД для старших дошкольников
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Данный материал поможет узнать детям некоторые особенности выращивания хлеба.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kubanskiy_kolosok.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

                «Кубанский колосок» НОД  для старших дошкольников   

  Терновая Т.А.,

воспитатель МБДОУ д/с № 8, станица Старощербиновская  Щербиновского р-на  Краснодарского края

                                         

Задачи:

-  Познакомить детей с некоторыми особенностями выращивания хлеба.

 - С трудом хлеборобов в настоящее время, сравнить с тем, как это делали в старину.

 - Воспитывать бережное отношение к хлебу, умение им  дорожить, уважение к труду механизатора, тракториста.

 - Обогащать словарь пословицами поговорками, словами конструктор, жатва, комбайн, копна и.т.д.

Словарная работа: ввести в словарь детей слова: конструкторы, пахота, тракторист, сеялки, сорные травы, комбайнёр, комбайн, обмолачивать, копна, мукомольный завод.

Предшествующая работа:

Рассматривание сюжетных картин о труде хлеборобов на Кубани,

картины «Жатва» Г.Г. Мясоедов, альбома «Сельскохозяйственные машины».

Разучивание поговорок, пословиц, стихотворений о хлебе. Беседа о том, « как хлеб на стол пришёл».

Оборудование: карточки с изображением колосьев ржи и пшеницы. Зёрна пшеничные или ржаные. Мука. Хлеб ржаной (чёрный) и пшеничный ( белый). Каравай.

Репродукции картины «На пашне» М.К. Клодта, картины «Сеятель» Г.Г. Мясоедова. Иллюстрации изображением мельницы, трактора, комбайна.

                                          Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, давайте с вами отправимся в путешествие на вертолёте над пшеничными полями Кубани. Проходите, рассаживайтесь, взлетаем. (дети с воспитателем садятся на коврик и имитируют взлёт).

Что мы видим в низу?

Дети: Огромные поля, засеянные пшеницей.

Воспитатель: Как выращивали хлеб в старину, вы уже знаете. А как происходит это сейчас?

Дети: В наше время убирать людям хлеб помогают сильные машины .

Воспитатель: Да, придумали эти машины конструкторы, а рабочие на машиностроительном заводе – собрали.

- Что происходит весной на полях?

Дети: Когда земля оттаёт, начинают трактора пахать землю.

- Правильно. Начинается пахота.

- А чем вспахивали землю в старину?

Ходит полем из края в край,

Режет чёрный каравай.   (Плуг)

Дети: Плугом.

Воспитатель: А чем пашут в наше время?

 Овсом не кормят, 

Кнутом не гонят,

А как пашет, семь плугов тащит? (трактор)

Дети: Тракторами.

Воспитатель: А кто ведёт его?

Дети: тракторист. Трактор тянет за собой железный плуг, который глубоко вспахивает землю.

Воспитатель:  И вот земля уже стала мягкой, рыхлой. Что же дальше?

Дети: Начинают сеять пшеницу.

Воспитатель: Правильно. К трактору прицепляют сеялки, и те ровными, аккуратными рядами укладывают в почву зёрна пшеницы.

За много лет до нашей эры,

Как это всё давным-давно.

Бросает в землю первый пахарь

Пшеницы первое зерно.

И зазвенел, налился колос,

В ладонях солнечного дня.

И пахаря счастливый голос

Воспрянул, над землёй звеня.

Ты не клюй меня, дружок, голосистый петушок.

В землю тёплую уйду, к солнцу колосом взойду,

В нём тогда таких, как я,

Будет целая семья! (Зёрнышко)

Воспитатель: А как сеяли раньше? Покажите? (дети имитируют).

-Вот пшеница и взошла! Но ведь с ней взошли и сорняки. Что же делать?

Дети: Вырывать их.

Воспитатель: Конечно! И вновь на помощь людям приходит машина, точнее самолёт. Он разбрасывает над посевами химическую жидкость, которая  уничтожает все сорные травы. И наша пшеничка спокойно созревает.

Был крупинкой золотой,

Стал зелёною стрелой,

Солнце летнее светило,

И стрелу позолотило. (Колосок).

 Золотист он и усат,

В ста карманах сто ребят. Что это? (колосок)

 А что же дальше?

Дети: Люди её убирают.

Воспитатель: Правильно, ребята, начинается жатва. А чем убирают пшеницу?

Он идёт, волну сечёт

Из трубы зерно течёт? (комбайн)

Корабль-великан не по морю плывет,

Корабль-великан по земле идёт.

Поле пройдёт – урожай соберёт. ( Комбайн)

Дети: Комбайнами. А управляет комбайнёр.

Воспитатель: Молодцы, комбайн – это очень интересная машина, которая выполняет сразу несколько операций        : сначала срезает пшеницу, обмолачивает ее (отделяет зёрна), потом высыпает зёрна в кузов машины и затем собирает солому в копны.

А как собирали и жали хлеб в старину? Покажите? (дети имитируют)

Месяц-новец днём на поле блестел,

К ночи на небо слетел. (серп).

Ну, вот мы и собрали с вами урожай. И, по-моему, прилетели в бригаду к хлеборобам.

Воспитатель: Устали при перелёте? Давайте разомнёмся!

(физкультурная минутка).

Воспитатель: Дети проходите за стол. Нет здесь никого, наверное, все в поле. Посмотрите, что это – мука!

А как она получилась?

Дети: Перемололи на мельнице.

Воспитатель: Затем нашу муку отвезут на хлебозавод или пекарню и спекут нам хлеб, булочки, батоны – всё, что мы так любим, без чего не обходится ни один завтрак, обед и ужин!

Посмотрите, вот вам и белый хлеб, а вот и ржаной.

 Хлебом надо дорожить! Хлеб надо беречь! Хлеб – наше богатство!

-Кто знает пословицы о хлебе? А может, кто расскажет стихотворения? (дети вспоминают выученные ранее пословицы и стихотворения)

Не потрудиться, так хлеб не уродится.

Нет хлеба, нет обеда!

Хлеб – моё богатство!

Хлеб всему голова!

Вырос он, под синим небом, и пришёл на стол он хлебом.

Хлеб народное богатство – береги его!

Гречневая каша – матушка наша, хлебец ржаной – отец родной.

Сколько ни думай, а лучше хлеба ничего не придумаешь!

И.Токмакова « Что такое хлеб?».

Только снег сошёл в апреле, как поля зазеленели.

Мы говорим «Хлеб»

Золотой простор бескрайний, там работают комбайны.

Мы говорим «Хлеб».

Вот зерно течёт рекою, чтобы сделаться мукою.

Мы говорим «Хлеб».

Тесто тужится в квашне, запекается в огне.

Мы говорим «Хлеб».

Ешь его, расти и помни:

В мире нет труда огромней, чтоб на стол к тебе явился

Свежий хлеб.

                                                 ♦

Пышный, мягкий, пропеченный, подрумяненный слегка,

Хлеб с горбушкой золоченой шёл к тебе из далека.

В каждый дом, на каждый стол, он пожаловал, пришёл.

В нём здоровье, наша сила, в нём чудесное тепло.

Сколько рук его растило, охраняло, берегло!

В нём земли родимой соки, солнца свет весёлый в нём.

Уплетай за обе щёки, вырастай богатырём!

Воспитатель: Молодцы, много знаете пословиц и стихотворений. Помните ребята,  сколько труда и сил  хлеборобов вложено в хлеб. Относитесь к нему с любовью и уважением к тем, кто трудится для того, чтобы на нашем столе всегда  был вкусный, душистый хлеб!

Если мы хотим кого-то встретить с честью и почётом,

Встретить щедро от души, с уважением большим,

То гостей таких встречаем, пышным круглым караваем.

Он на блюде расписном, с белоснежным рушником.

(Появляется  колхозница с караваем)

Колхозница: С караваем соль подносим,

Поклоняясь, отведать просим:

Дорогой наш гость и друг,

Принимай хлеб-соль из рук!

                                                   (Дети пьют чай с караваем).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий для драматизации украинской народной сказки "Колосок" детьми старшей группы.

Драматизацию сказки "Колосок" можно использовать как часть итогового занятия, для закрепления темы про хлеб. Мы с детьми старшей группы любим показывать драматизацию для младших групп. Знакомимся со с...

Конспект пересказа украинской сказки «Колосок» в старшей группе.

Задачи:Образовательные.Учить детей  составлять пересказ украинской  народной  сказки «Колосок» логично, последовательно, близко к тексту. С опорой на иллюстрации.Учить отвечать на вопро...

Авторское учебно-методическое пособие по казачьей направленности для старших дошкольников «Кубанское лото»

Цель: « Кубанское лото» направлено на расширение представлений детей о казачестве, его традициях и обычаях.Задачи-способствовать расширению и закреплению представлений и знаний детей об ис...

Авторское учебно-методическое пособие по казачьей направленности для старших дошкольников «Пазлы Кубанское казачество"»

Авторское учебно-методическое пособие по казачьей направленности для старших дошкольников «Пазлы Кубанское казачество"»...

Знакомство старших дошкольников с жизнью и бытом Кубанских казаков

Данная презентация подготовлена для детей старшего дошкольного возраста с целью закомства с прошлым нашей Кубани. Дети могут увидеть как раньше жили казаки. Познакомится с жилищем и разными вещами про...