Закрепление знаний детей татарского языка через игровую деятельность в режиме дня.
статья (старшая группа) на тему

Базан Юлия Сергеевна

Семинар-практикум «Федераль Дәүләт Белем бирү Стандартлары кысасында татар телен өйрәтүдә педагогларның үзара эшчәнлеге» для воспитателей по обучению татарскому (родному) языку» организован методическим объединением №6 для воспитателей по обучению татарскому языку на базе МБДОУ№10 «Маленький принц» города Набережные Челны Республики Татарстан

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_kmo.docx20.25 КБ

Предварительный просмотр:

Закрепление знаний детей татарского языка через игровую деятельность в режиме дня.

Обучение дошкольников государственным языкам в республике Татарстан с использованием новых учебно-методических комплектов предполагает создание языковой среды, совместную работу педагогов и родителей.

Процесс обучения мы должны строить с целью удовлетворения познавательных, игровых, личностных потребностей ребёнка.

В Республики Татарстан татарский и русский языки являются равноправными государственными языками и определен вектор развития образования детей в республике – растущее поколение должно стать поколением билингвальным, т.е. владеть двумя языками.

С учётом ФГОС и УМК «Говорим по-татарски», создаём комфортные условия и организуем деятельностный подход к познанию языка и окружающего мира.

Мы  в течение дня закрепляем знания дошкольников по татарскому языку в различных видах деятельности исходя из интересов детей, ориентируясь на личность каждого ребенка и способствуя реализации его творческого потенциала. Воспитатель татарского языка - наш путеводитель, а мы закрепляем знания, т.к. у нас в течение рабочего дня множество возможностей применять слова татарского языка в подходящих ситуациях и самое главное в непроизвольной форме.

Обучение детей татарскому языку производится применительно к конкретным ситуациям, в которых оказываются дети в детском саду (например, пожелание приятного аппетита перед приемом пищи). Мы, педагоги, в течение дня используем татарский язык во время различных режимных моментах (одевании на улицу, прогулок, приемов пищи), в сюжетно – ролевых, подвижных, дидактических играх, на детских праздниках.

В нашем детском саду, в том числе и в нашей группе создана картотека дидактических, сюжетно-ролевых игр, наглядно демонстрационных материалов.

На самом первом этапе работы мы включаем игровые упражнения, направленные на выработку мимики, жестов. При закреплении слов әни, әти, бабай, әби применяется пальчиковая  игра - «Бу бармак…» («Этот пальчик»):

Бу бармак – бабай,

Бу бармак – әби,

Бу бармак – әти,

Бу бармак – әни,

Бу бармак – нәни бәби,

Аның исеме чәнти!

Проигрываем утренние приветствия: Полина показывает платье на себе и говорит: “Мин кыз: чиста, матур”. Олег: “Утыр кыз Полина. Мин малай. Мин әйбәт”.

Особое внимание уделяю методу артикуляции. Очень важно, чтобы ребенок правильно произносил звуки и слова. Например,

Нә-нә-нә

Бу курчак кечкенә.

Мак-мак-мак

Бик матур шакмак.

Закрепление  слов производится применительно к конкретным ситуациям, в которых оказываются дети в детском саду: появляются во время полдника эт, песи, просят  покормить (бир сөт, бир ипи, бир чәй); при построении в пары играем – кыз-малай, где быстрее нужно найти девочку и встать с ней в пару, при исполнении трудовых поручений: протираем пыль или моем игрушки и закрепляем слова “чиста”, “матур”.

На втором этапе переходим к сюжетно-ролевым играм. Для этого нужно подбирать материал, соответствующий словарной норме. Сюжетно-ролевые игры «Магазин», «В автобусе», “Телефон”, «Семья». Проигрываем игровые ситуации в ходе сюжета: во время самостоятельной деятельности одного ребенка незаметно вывожу за дверь, играем  “Кем юк?”, “Бу кем?” В игре  “Магазин”, выбираются роли продавца и покупателя. Дети приходят в магазин и проговаривают в этой игре .

- Исәнмесез.

- Исәнме.

- Хәлләр ничек?

- Әйбәт.

- Кәбестә бирегез әле.

- Нинди кәбестә?

- Зур кәбестә.

- Ничә кәбестә?

- Бер кәбестә.

- Мә, бер кәбестә.

- Рәхмәт.  Сау булыгыз.

- Сау булыгыз.

 В игре “Автобус”  зашла в автобус бабушка или дедушка- “Утыр әби”, “Кил бабай”. Также можно разыгрывать с детьми театрализованные игры по знакомым произведениям (авторским или фольклорным). Дети могут инсценировать лишь хорошо известные сказки, рассказы или стихи, в которых большое место занимает диалог и которые при разыгрывании легко превращаются в маленькие сценки. Например дети любят инсценировать сказку «Теремок» на свой лад, где главные роли - әби, бабай, песи, эт. В игре дошкольник получает удовольствие от самого ее процесса, даже если игра предполагает определенный результат. Испытывая удовольствие от самих игровых действий, ребенок захочет играть в эту игру снова и снова. А играя многократно, можно добиться хороших результатов.
В совместной деятельности,   предлагаю детям игрушки, атрибуты, маски зверей для разыгрывания «Репки», «Колобка»,  «Три медведя», «Кто что любит», и др., добиваюсь того, чтобы дети передавали настроение, меняли мимику. Дети учатся правильно произносить слова и словосочетания на татарском языке, отвечать на поставленные вопросы, следить за развитием действия.

Вместе с детьми мы смотрим татарские мультфильмы, анимационные сюжеты, которые скачали с сайта Министерства образования и науки Республики Татарстан (montatarstan.ru). После просмотра обсуждаем, пересказываем сюжет.

В нашем детском саду проводятся как русские, так и татарские национальные праздники. Где дети с большим желанием участвуют, рассказывают стихи, поют песни, играют в разные подвижные игры.
Наши русскоязычные воспитанники принимают активное участие на праздниках, посвященных Дню родного языка.
Играем в татарские народные игры, как «Түбәтәй», «Яшел яулыгым», «Су анасы», и. др. Необходимо проводить «Конкурс чтецов»  среди детей на татарском языке, выставки рисунков по сказкам А. Алиша.  На занятиях желательно проводить  речевые упражнения, базой для которых являются считалки, кричалки, потешки, прибаутки.

На различные темы можно испльзовать дидактические игры: “Наряди ёлочку», «Что делает?», «Считай», «Большой-маленький», «Бир але», «Собери овощи», «Что лишнее?», «Накорми куклу» и т.д.

Подвижные игры: «День – ночь», «Карусель», «Ветер дует», «Покажи-ка мне, дружок», «По чём горшок?».

Таким образом: тематика двуязычия становится из экзотики повседневностью, т. е. является жизненно важным вопросом для современной системы дошкольного воспитания.
Бесспорным является положительное влияние двуязычия на развитие памяти, сообразительность, быстроту реакции, математические навыки и логику. Двуязычные дети хорошо учатся и лучше усваивают абстрактные науки, литературу и иностранные языки. Таким образом, в рамках преемственности, мы закладываем фундамент обучению детей в школе.

Заключение. Мы  целенаправленно и последовательно создаем положительную мотивацию удовольствия от общения и сотворчества   для каждого ребенка в течение всего воспитательно-образовательного процесса, организуя ситуации, вызывающие потребность в общении, учитывая возраст детей и их речевой опыт, используя разнообразные и привлекательные для ребенка методы и приемы (игровые, сюрпризные, проблемно-поисковые), творческие задания, стимулирующие речевую активность и способствующие развитию инициативной речи, творческих речевых умений. Отдельные речевые действия совершаются в сенсомоторных, предметно-практических, соревновательных, воображаемых, занимательных, сказочных и т.п. игровых обстоятельствах.

 Включение различных видов деятельности (лепки, аппликации, рисования,  пения и др.) и, соответственно, различных анализаторов, способствует более прочному усвоению материала.

Используемая литература:

1. Бурганова Р.А., Хисамова Ф.М. Малыши изучают татарский язык. Пособие для воспитателей детских садов. На татарском языке. – Казань: Магариф, 2005. – 207 с.

2. Исаева Р.С. Играя изучаем татарский язык. Методическое пособие. – Набережные Челны, 2010. – 58 с.

3. Муяссарова И.Х. Отдохнем чуть-чуть: Физкультминутки и сюжетные игры (на татарском языке). – Казань, 1998. – 60 с.по обучению детей татарскому языку в детском саду. – Казань: Школа, 2004. – 84 с. «Учим татарский язык, используя УМК»

      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексный подход к обучению детей татарскому языку через дидактические игры

Комплексный подход  к обучению детей татарскому языку через дидактические игры...

Консультация « Повышение качества обучения детей татарскому языку через применение УМК.»

Консультация« Повышение качества обучения детей татарскому языку через применение УМК.»...

Расширение знаний о родном крае через игровую деятельность.

Ø Тема самообразования, которая проходила через проектную деятельность: «Расширение знаний о родном крае через игровую деятельность»Начало и окончание работы над темой: 2014 - 2015 уч. годОбразов...

Перспективный план по самообразованию по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность» 1 младшая группа, Сафиуллиной Илгизи Гаязовны. Тема «Экологическое воспитания детей дошкольного возраста через игровую деятельно

Экологическое образование дошкольников- это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-пол...

Закрепление знаний детей экономических терминов через разгадывание загадок

Ø  воспитать умение определять и различать потребности человека; Ø  расширить представление детей о труде взрослых; Ø  формировать представления о расходах, понимать основные ...

Обучение детей татарскому языку через театральную деятельность

Цель: Обучение детей татарскому языку, используя разные виды театра.Задачи: обогащение словарного запаса детей, совершенствование звуковой культуры речи, развитие диалогической и монологической и...

Статья "Формирование знаний экологического воспитания у детей дошкольного возраста через игровую деятельность"

В статье представлен материал, который используется для формирования знаний экологического воспитания у дошкольников....