Сообщение для воспитателей: "Роль национальных праздников в воспитании и обучении детей дошкольного возраста"
консультация на тему

Хуснутдинова Гульнара Марсельевна

Сообщение для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_natsionalnyh_prazdnikov.docx20.85 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №126 комбинированного вида

с татарским языком воспитания и обучения»

Московского района г.Казани

СООБЩЕНИЕ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

«Роль национальных праздников в обучении и воспитании дошкольников» 

Подготовила: музыкальный руководитель

Хуснутдинова Гульнара Марсельевна

 «Утрата народом своего искусства, своих художественных ценностей – это национальная трагедия и угроза самому существованию нации…»

М.П. Мусоргский

Праздники и развлечения - яркие и радостные события в жизни детей дошкольного возраста. Сочетая различные виды искусства, они оказывают большое влияние на чувства и сознание детей. 

В нашем садике проходит много разных утренников их в нашем календаре не мало, и год от года их число увеличивается. Но особым очарованием обладают именно все же «вечные» народные торжества, пришедшие из глубины веков.

Подготовка и проведение национальных праздников и развлечений служат нравственному воспитанию детей: они объединяются общими переживаниями, у них воспитываются основы коллективизма; произведения фольклора, песни и стихи о Родине, о родной природе, труде формируют патриотические чувства; участие в праздниках и развлечениях формирует у дошкольников дисциплинированность, культуру поведения. Разучивая песни, стихи, танцы, дети узнают много нового о своей стране, природе, о людях разных национальностей. Это расширяет их кругозор, развивает память, речь, воображение, способствует умственному развитию.

Проблема национального воспитания в настоящее время является очень важным в нашей работе детского сада. Знакомя детей с народностями нашей страны, в том числе с культурой и традициями татарского народа, мы ставим цель: вызвать у ребят искренний интерес к ним, воспитать дружелюбие, уважение к людям другой национальности, культуру межнационального общения.

Детство - то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры.

Вместе с воспитателями мы продолжаем расширять и углублять эти знания и впечатления. На музыкальных занятиях знакомим детей с национальными инструментами, их звучанием; татарским искусством народного танца; с композиторами Республики Татарстан, прослушиваем их произведения. Прекрасны и татарские песни. Разучивая их, отмечаем национальный характер, обороты, колорит, мелизматику.

Наряду с традиционными детскими праздниками проводим народные татарские праздники: «Сабантуй» («Праздник плуга»), «Науруз» («Встреча весны»), тематические занятия по творчеству Г.Тукая, драматизация татарских народных сказок.

Любой праздник - это всегда радостное событие в жизни детей. Они ждут его с нетерпением, готовятся к нему. Яркие впечатления, связанные с ним, долго живут в их памяти.

Особенно любим детьми татарский народный праздник Сабантуй - праздник весны и труда, который проходит в нашем саду каждый год. 

В празднике участвуют все дети нашего сада. Под звуки праздничной музыки все собираются на полянке детского сада. Открывает сабантуй ведущий, поздравляет с национальным праздником труда. Вслед за торжественным открытием праздника следует его развлекательная часть. Дети с удовольствием поют песни, танцуют, рассказывают стихи, разученные  предварительно на музыкальных занятиях.  Праздник полон веселья, неподдельной детской радости.

Большое оживление вносят различного рода шуточные состязания, их довольно много. Это различные состязания в беге: бег в мешках, бег по двое, когда нога одного привязана к ноге другого, бег с полными ведрами воды на коромысле, бег с яйцом в ложке. Много смеха вызывает бой мешками, набитыми сеном, которое ведут на бревне, или состязание, во время которого нужно с завязанным глазами разбить палкой горшок, стоящий на земле. Очень популярны такие игры как перетягивание каната, палки. Все эти состязания требуют от детей быстроты, ловкости, смелости, настойчивости в преодолении трудностей.

В ходе повседневной жизни мы психологически готовим детей к подобным соревнованиям и требуем, чтобы они придерживались следующих правил:

Победив, не зазнавайся. Не смейся над проигравшим. Помни: в игре вы - противники, вне   игры товарищи.
В играх дети проявляют наблюдательность, умение ориентироваться в изменяющихся условиях, учатся бистро принимать решение, приводить его в исполнение, самостоятельно выбирая способ достижения цели.

Такие игры мобилизуют все силы и возможности детей, убеждают их в том, что без дисциплинированности каждого участника победы не добиться. Кроме того, игры приучают детей к четкому выполнению правил и соблюдению норм общечеловеческих отношений, способствуют воспитанию у  дошкольников положительных моральных качеств.

Ни один праздник не обходится без сюрприза. Не стал исключением и праздник Сабантуй. Гостями праздника были татарские персонажи – Кыз, Джигит, Шурале, бабушка, дедушка, которые продолжают веселье. В заключение праздника дети с завязанными  глазами с помощью воспитателя отрезают себе угощение, которые висят на ниточках.

Проводя с детьми такие праздники, я убеждаюсь, что эта форма работы помогает эффективно решать задачу национального воспитания и даёт хороший эффект. Через неделю, после сабантуя, услышав татарскую народную мелодию, ребята радостно оживились и с большим удовольствием  приняли предложение потанцевать под эту песню. Все - и девочки, и мальчики - каждый по-своему, но очень увлеченно и выразительно, в татарской манере исполняли пляску. Проводя такие развлечения, мы развиваем у них интерес, фантазию, увлеченность.  Знакомство детей с традициями и культурой татарского народа создает благоприятную среду, способствующую полноценному нравственно-эстетическому, национальному воспитанию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебное издание Татьяна Борисовна Филичева, Галина Васильевна Чиркина ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ Программа и методические рекомендации для дошкольного образовательного учреждения компенсирующег

Учебное издание Татьяна Борисовна Филичева, Галина Васильевна Чиркина ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ Программа и методические рекомендации дл...

Презентация: "Роль национальных праздников в воспитании и обучении детей дошкольного возраста"

Презентация по теме: " Роль национальных праздников в воспитании и обучении детей дошкольного возраста"...

Консультация для воспитателей " Роль игры в развитии наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста"

Значение игры в воспитании ребенка рассматривается во многих педагогических системах прошлого и настоящего. Большинство педагогов расценивают игру как серьезную и нужную для ребенка деятельность....

Консультация для воспитателей "Роль музыкально-дидактических игр в развитии музыкальных способностей детей дошкольного возраста."

Игра - основной вид деятельности дошкольника. Дидактическая игра формирует у детей музыкальные способности, способствует развитию звуковысотного слуха и побуждает к самостоятельной деятельности....

Консультация для воспитателей : Роль народной игрушки в процессе воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста

Консультация для воспитателей в которой рассказывается о роли народной игрушки в процессе воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста....

Консультация для воспитателей "Роль музыкально-дидактических игр в воспитании и развитии детей дошкольного возраста"

Роль музыкально-дидактических игр  заключается в том, чтобы помочь ребёнку услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыкальных звуков, а именно: их высоту, силу, длительность, тембр. Игр...