Статья "СОВРЕМЕННЫЙ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В ДОО: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА"
статья на тему

Бикинеева Ия Васильевна

Статья посвящена изучению современных тенденций развития воспитательно-образовательного процесса в дошкольных организациях и рассматривает инновационные технологии, как требования ФГОС ДО и как возможности организаций. 

 

Ключевые слова: ДОО, инновации, воспитательно-образовательный процесс, ФГОС ДО, технология.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx25.03 КБ

Предварительный просмотр:

СОВРЕМЕННЫЙ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ  ПРОЦЕСС В ДОО: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Балбина И. В.

воспитатель,

МБДОУ «Центр развития ребенка –

 детский сад №18 «Теремок»

Россия, г. Юрга

Кемеровская область

Макаревич А. В.

воспитатель,

МБДОУ «Центр развития ребенка –

детский сад №18 «Теремок»

Россия, г. Юрга

Кемеровская область

Статья посвящена изучению современных тенденций развития воспитательно-образовательного процесса в дошкольных организациях и рассматривает инновационные технологии, как требования ФГОС ДО и как возможности организаций.

Ключевые слова: ДОО, инновации, воспитательно-образовательный процесс, ФГОС ДО, технология.

Современное дошкольное образование – это первая ступень общей педагогической системы России, и на современном этапе она претерпевает  существенные изменения, вызванные актуальными требованиями социального заказа и требованиями к личности выпускника ДОО. Ее развитие привело к активности в сфере научных педагогических исследований, направленных на поиск инновационных путей совершенствования и определяется эта система эффективностью осуществления и внедрения в практику новейших научно-педагогических достижений.

Инновациями в деятельности дошкольных организаций в настоящее время является системное экспериментальное использование новейших технологий, благодаря чему, повышается эффективность обучения, и формируются важные предпосылки для подготовки детей к школе. [3, c. 34].

Крутой К.Л. и Маковецкая Н.В. определили следующие факторы, влияющие на инновационный потенциал ДОО: материально-техническая база организации; требования педагогической компетентности педагога: уровень профессиональной квалификации, специальное педагогическое образование; возможности внедрения нововведений, и контроль над процессом внедрения [4, с. 8].

Поскольку цель дошкольного воспитания — это разностороннее развитие детей дошкольного возраста и подготовка успешной адаптации к школе, то оно должно быть связано непосредственно с жизнью и современностью и строиться в соответствии с возрастными и психофизическими особенностями детей.

Новые знания, умения , навыки дошкольники усваивают и формируют не путем пассивного восприятия воздействий воспитателя, а в активной форме, в процессе различных видов детской деятельности (игровой, социально-коммуникативной, познавательно-исследовательской). Важная задача воспитательно-образовательного процесса заключается в том, чтобы правильно организовать эту деятельность, обогащать ее содержание, придавать ей нужные для решения воспитательных задач направления, а, самое главное, материально-техническое обеспечение.

Наибольшие проблемы в ДОО возникают именно на этом поле деятельности. К сожалению, не всегда есть возможность, как техническая, так и финансовая, обеспечить организацию необходимым качественным оборудованием, качественным и в достаточном количестве.

Последние два фактора взаимосвязаны, так как внедрение инноваций невозможно без компетентных кадров, то большой объем работы предполагается в рамках методической работы ДОО.

Методическая работа – это многоаспектный процесс, который помогает инновационные теоретические знания воплотить в практические действия педагогов, позволяя привносить свои идеи, свое видение и свои эмоции. Отсюда и требования к компетенциям педагога, как: креативность, творческое саморазвитие, умения в области ИКТ.

Обновление содержания образования требует от педагогов использовать в своей работе современные методы, формы, инновационные технологии обучения. В этом направлении уже видны успехи педагогов, которые активно делятся своим передовым опытом и наработками. [1, c. 54-59]

Особо остро в настоящее время стоит вопрос о качестве дошкольного образования, как перспективный показатель дальнейшего существования, развития или свертывания всей системы. В качестве основных ориентиров, определяющих качество современного дошкольного образования, выступают следующие: удовлетворение потребности семьи и ребенка в услугах дошкольной образовательной организации; благополучие ребенка в ДОО; сохранение и необходимая коррекция его здоровья; выбор организацией образовательной программы и ее научно-методическое обеспечение. Проблема качества образования является весьма актуальной в современных условиях реформирования системы образования. [2, c. 38-41]

Информационная эра диктует свои правила игры, игнорировать которые невозможно. Преимущества использования информационных технологий (ИКТ) в воспитательно-образовательном процессе очевидны. Необходимость внедрения новых информационных технологий в образовательный процесс МБДОУ «ЦРР - детский сад № 18 «Теремок» не вызывает сомнений. ИКТ занимают одно из важных мест в образовательном пространстве Центра развития ребенка. Педагог выступает в роли организатора самостоятельной деятельности дошкольников и позволяет качественно изменить содержание, методы и формы обучения.

Грамотное использование современных информационных технологий позволяет существенно повысить мотивацию детей дошкольного возраста, к обучению сюжетно-ролевой игре, так как позволяет воссоздавать реальные предметы, явления в цвете, движении и звуке. Что способствует реализации всех потенциалов личности – познавательного, морально-нравственного, творческого, социально-коммуникативного и художественно-эстетического развития. Появление и широкое распространение технологий, мультимедиа и Internet-ресурсов позволяет использовать информационные технологии в качестве средства общения, воспитания и интеграции в обучении. Для поддержания познавательного интереса дошкольников к движениям и формирования положительных эмоций при выполнении упражнений, утреннюю гимнастику, пальчиковые и подвижные игры педагоги проводят в музыкальном сопровождении. Презентации используют в кругу общения,  в дидактических играх, при чтении сказок, разучивании стихотворений, потешек. В образовательной ситуации используют презентации на различные тематики.

Режимные моменты с применением ИКТ становятся более эмоциональными, яркими с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием аудио и видеозаписей. Все это обеспечивает компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями. При этом информационные технологии должны только дополнять воспитателя, а не заменять его.

Чтобы вовлечь родителей в образовательный процесс, так же помогают ИКТ. Используя цифровую аппаратуру и программы редактирования фотографий, наши педагоги создают коллажи, фото-отчеты, плакаты, фотовыставки и размещают в информационном уголке для родителей.

Использование инновационных технологий на базе Центра развития ребёнка дают возможность расширить творческие способности самого педагога, что оказывает положительное влияние на воспитание и развитие дошкольников, и повышается качество образования. Желание быть на шаг впереди, всегда находиться в постоянном творческом поиске, прогнозировать образовательные потребности общества, осваивать новые педагогические и информационные технологии - все это условия поступательного развития нашего учреждения, в основе которого, безусловно, лежит инновационный процесс.

Таким образом, теоретические и практические аспекты современной системы воспитательно-образовательного процесса — это систематическая, интегрированная и организованная деятельность, направленная на непрерывное улучшение качества дошкольного образования.

Список литературы:

  1. Атемаскина Ю.В. Богословец Л.Г. Современные педагогические технологии в ДОУ.- Санкт-Петербург: Изд-во «Детство-Пресс», 2011. – 112 c.
  2. Зубкова Е. Н. Методическая работа в ДОУ как фактор управления качеством воспитательно-образовательного процесса // Актуальные задачи педагогики: материалы IV междунар. науч. конф.— Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 38-41.
  3. Дичкивская И. М. Инновационные педагогические технологии. - М.: Альма-матер, 2006. - 352 с.
  4. Крутой К.Л., Маковецкая Н.В. Управление дошкольным образовательным учреждением: организация контроля и руководства. - Изд. Второй. - М.: ООО "Липс" ЛТД, 2003. - 88 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль народной куклы в приобщении детей дошкольного возраста к народной культуре.(Т.П.Смехова, В.А.Кудрявцева) Деятельность ассоциации дошкольных образовательных учреждений в условиях малого города: теория и практика. Киров, 2009г.

В статье рассматриваются вопросы взаимодействия педагогов ДОУ г.Омутнинска по повышению компетентности в вопросах приобщения детей дошкольного возраста к народной культуре....

Проблема развития коммуникативных умений в теории и практике обучения

На сегодняшний день стандартная школа направлена на решение двух основных задач. Во-первых, она должна вооружить учащихся прочными знаниями, во-вторых, подготовить к жизни, сформировав важнейшие...

Представлен опыт воспитателя Миняевой Елены Владимировны на тему: «Сказкотерапия. Теория и практика».

        Одним из наиболее важных качеств современного человека является активная мыслительная деятельность. Критичность мышления, поиск нового, желание и умение приобретать ...

Коррекция лексико-грамматической стороны речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня через использование игровых методов в условиях группы кратковременного пребывания. Теория и практика.

Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы ОНР и и его проявлений у старших дошкольников.Глава 2. Логопедическая работа с детьми к группе кратковременного пребывания через использование игровых метод...

Хороший материал для консультирования педагогов "Теория и практика взаимодействия с трудными детьми"

Теоретический материал из курса лекций Светланы Кривцовой, Натальи ДяткоПрофилактика личностных расстройств  у детей дошкольного возраста. Теория и практика взаимодействия  с «трудными ...

Технология "Тренировочное рисование". Теория и практика.

Презентация знакомит педагогов с технологией "Тренировочное рисование" И. И. Мамайчук и раскрывает особенности ее применения на практике. Применяется при работе с детьми с ОВЗ для правильного формиров...

Мультимедийная презентация - консультация для педагогов ДОУ ФГОС ДО - от теории к практике

Содержит информацию - цели, задачи ФГОС ДО, схематично - путь их реализации, раскрывается понятие "культурные практики", консультация по структуре календарного плана, рекомендации к планированию, пути...