Программа по дополнительному образованию
рабочая программа (старшая группа) на тему

Пивкина Юлия Михайловна

Программа по дополнительному образованию с использованием регионального компонента по пению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл novaya_dop_programma.docx101 КБ

Предварительный просмотр:

1. Пояснительная записка.

 1.1Актуальность. Пение – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности, обладающий большим потенциалом эмоционального, музыкального, познавательного развития. Благодаря пению у ребенка развивается эмоциональная отзывчивость на музыку и музыкальные способности: интонационный звуковысотный слух, без которого музыкальная деятельность просто не возможна, тембровый и динамический слух, музыкальное мышление и память.   Пение принадлежит к такому виду музыкального искусства, которое можно назвать самым массовым и доступным. Его воспитательное воздействие очень велико благодаря единству музыки и слова в песне и в силу самой природы естественного певческого звучания, вызывающего сильнейшие эмоции.

    Сейчас  большое внимание уделяется регионализации, в том числе и в республике Мордовия, что способствует формированию любви к родному краю, уважения к народам, населяющим республику, воспитанию культуры межэтнического общения.  В настоящее время актуальным направлением воспитания является формирование у ребенка начал национального самосознания, интереса к национальной культуре. Знакомство детей с мордовским исполнительством и обучение их интонированию мордовских песен,  является актуальным и важным направлением воспитания ребенка. Таким образом, стоит отметить, что изучение мордовского исполнительства является сущностной необходимостью, и введение его в практику музыкального воспитания в дошкольных образовательных учреждениях  будет способствовать становлению музыкальной культуры детей, воспитанию в них чувства уважения к мордовскому музыкальному искусству и мордовскому народу в целом. Начинать знакомство с мордовским исполнительством ( пением) лучше  с дошкольного возраста, так как они  быстрее и активнее впитывают новый, интересный, полезный для них материал.   Ознакомление с традициями мордовского искусства  должно подаваться в доступной для детей форме, должны учитываться возрастные особенности детей.

  Программа «Вайгельне»(Голосок) направлена на развитие у детей вокальных данных, творческих способностей, исполнительского мастерства. 
Программа разработана на основе программы «
Мордовское музыкальное искусство в дошкольных образовательных учреждениях: региональный компонент». Авторы – Карпушина Л.П.; Миняева Г.Н.,  Саранск, 2003
Новизна
  программы состоит в том, что она  составлена с учётом образовательных областей. Материалы отражают региональные особенности содержания дошкольного образования в Республике Мордовия.

1. «Познавательное развитие», где дети знакомятся с культурой, историей, бытом,  традициями своего народа.

 2.«Художественно-эстетическое развитие», где используются произведения местных композиторов, знакомят с устным народным творчеством мордовского народа.

 3. «Социально коммуникативное развитие», где дети знакомятся с символикой Мордовии: гербом, гимном, флагом Мордовии; исполняют песни о своем родном городе.

 4. «Физическое развитие», где формируются навыки координации движений ,  проводятся музыкальные   подвижные игры.

 5. «Речевое развитие», где дети учат понимать, воспринимать мордовскую речь . Знакомятся с мордовскими словами.

1.2 Цель: познакомить детей с мордовским исполнительством через организацию пения .

Задачи: 

образовательные:

-формирование интереса к  мордовскому исполнительству..

- обеспечить знание традиционного мордовского музыкального  творчества, доступного для освоения в детском возрасте; 

воспитательные:

 -формировать интерес и стремление к познанию искусства мордовского народа.

развивающие:

- развивать умение  петь естественным голосом, без напряжения; постепенно расширяя диапазон.

- развивать музыкальный слух.

- развивать чистоту интонирования, четкую дикцию, правильное певческое дыхание, артикуляцию.

- развивать  умение  петь, выразительно передавая характер песни.

1.3. Содержание программы делится на 2 этапа обучения:

1год- знакомство с мордовскими народными песнями различных жанров и с песнями мордовских композиторов.

2год- разучивание и исполнение более сложных форм.

1.4. Основные методы, используемые при реализации программы:

 - наглядные - рассматривание картин ,  демонстрация видеофильмов

- практические -  вокальные упражнения, распевание, выразительное исполнение, слушание.

- словесные – рассказ, беседа, пояснения, указания.

1.5. Возраст детей, участвующих в реализации программы – 5–7 лет

  1 год обучения, дети 5–6 лет; 2-ой год обучения, дети 6–7 лет.

Дополнительной образовательной программы «Вайгельне»» реализуется в  течение двух лет.

Формы и режим занятий.

Основной формой работы с детьми является занятие, продолжительность которого соответствует возрастным нормам детей: 

– 1-й год обучения – 1 раз в неделю по 25 минут;

– 2-й год обучения – 1 раза в неделю по 30 минут.

1.6. Требования к уровню подготовки воспитанников

К концу первого года обучения дети должны уметь:

- петь различные жанры мордовской народной песни (колыбельная, пестушки, прибаутки, заклички и др.) и эмоционально отзываться на них;

- совершать несложные мордовские  танцевальные движения при исполнении народной песни;

- определять характер и образ музыкальных произведений.

 

К концу второго года обучения дети должны уметь:

     - петь различные жанры и песни  выразительно, с четким произношением текста,

     - петь на опоре, учитывая певческое дыхание.

     - импровизировать образные движения персонажей.

1.7. Ожидаемые результаты и способы их проверки.

Для проверки результативности проводится диагностика, результаты которой позволяют определить степень усвоения ребенком программных требований, предъявляемых детям в каждой возрастной группе.

Используются следующие методы: беседа, игра, игровые ситуации, а также применяются диагностические методики.

1.8. Средства, необходимые для реализации программы

Учебно-методическая литература.

Нотное  обеспечение.

Компьютер, проектор.

Аудио и видео записи мордовского исполнительства.

II Учебный план работы по программе «Вайгельне»

Продолжительность

Периодичность

в неделю

Кол-во часов

в неделю

Кол-во часов в год

25 мин-

1ый год обучения

1 раз

1

36 часов

30 мин.

2ой год обучения

1 раз

1

36 часов

II. Учебно-тематический план работы

1-ый год обучения

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

всего

теорет.

практ.

1.

Введение.

1

0,25

0,75

2.

Учимся петь

1

0,25

0,75

3.

Народные жанры. Фольклор.

1

0,25

0,75

4

Осенние песни.

1

0,25

0,75

5

Пестушки..

1

0,25

0,75

6

Заклички.

1

0,25

0,75

7

Потешки.

1

0,25

0,75

8

Прибаутки.

1

0,25

0,75

9

Частушки.

1

0,25

0,75

10

Зимние песни.

1

0,25

0,75

11

Святочные песни.

1

0,25

0,75

12

Песни из сказок.

1

0,25

0,75

13

Встречаем зиму.

1

0,25

0,75

14

Рождественские колядки.

1

0,25

0,75

15

Песни композиторов Мордовии.

1

0,25

0,75

16

Зимние народные песни.

1

0,25

0,75

17

Музыкальные инструменты.

1

0,25

0,75

18

Музыкальные   игры.

1

0,25

0,75

19

Животные в песнях.

1

0,25

0,75

20

Масленица.

1

0,25

0,75

21

Весну встречаем.

1

0,25

0,75

22

Песни о маме.

1

0,25

0,75

23

Песни о цветах.

1

0,25

0,75

24

Культура Мордовии.

1

0,25

0,75

25

Мой край – Мордовия.

1

0,25

0,75

26

Пасхальные распевы.

1

0,25

0,75

27

Поем о природе.

1

0,25

0,75

28

В гостях у Вирявы.

1

0,25

0,75

29

Играем и поем.

1

0,25

0,75

30

Мордовские песни.

1

0,25

0,75

31

Песни композиторов Мордовии.

1

0,25

0,75

32

Концерт.

1

0,25

0,75

Всего                  

32

8

24

Учебно-тематический план работы

2-ой год обучения

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

всего

теорет.

практ.

1.

Введение.

1

0,25

0,75

2.

Фольклор.

1

0,25

0,75

3

Народное пение.

1

0,25

0,75

4

Календарные песни.

1

0,25

0,75

5

Осенние песни.

1

0,25

0,75

6

Праздничные песни.

1

0,25

0,75

7

О Мордовии поем.

1

0,25

0,75

8

Мы живем в многонациональной семье.

1

0,25

0,75

9

Песни о маме.

1

0,25

0,75

10

Зимние посиделки.

1

0,25

0,75

11

Песни при свечах.

1

0,25

0,75

12

Песни из сказок.

1

0,25

0,75

13

Новогодние песни.

1

0,25

0,75

14

Рождественские колядки.

1

0,25

0,75

15

Зимние народные песни.

1

0,25

0,75

16

Мы играем и поем.

1

0,25

0,75

17

Песни композиторов Мордовии.

1

0,25

0,75

18

Музыкальные инструменты.

1

0,25

0,75

19

Искусство Мордовии.

1

0,25

0,75

20

Масленичные гуляния

1

0,25

0,75

21

 Весну встречаем

1

0,25

0,75

22

Природа оживает.

1

0,25

0,75

23

Мы в театре.

1

0,25

0,75

24

Поем на родном языке.

1

0,25

0,75

25

В гостях у Верявы.

1

0,25

0,75

26

Природа в песнях.

1

0,25

0,75

27

Волшебная вода.

1

0,25

0,75

28

Праздничные песни.

1

0,25

0,75

29

Мордовская свадьба.

1

0,25

0,75

30

Весенние песни.

1

0,25

0,75

31

Играем и поем.

1

0,25

0,75

32

Концерт.

1

0,25

0,75

Всего

32

8

24

 

 

 

IV. Содержание дополнительной общеразвивающей программы.

  Черпая из богатейшей сокровищницы мордовского народного исполнительства, можно найти огромное количество образцов, ярких и выразительных, доступных для освоения детьми дошкольного возраста

   Рассматривая репертуар программы, надо отметить, что детям дошкольного возраста наиболее доступны для исполнения календарно-обрядовые песни – заклички, колядки; игровые, шуточные, хороводные песни; а также произведения детского музыкального фольклора – прибаутки, потешки, пестушки, которые больше похожи не на песни, а на творческие задания-упражнения, направленные на развитие дикции, ритмического чувства. Такие произведения детского музыкального фольклора являются умственной и физической тренировкой, школой нравственного и эстетического воспитания. Образность, сказочность сюжетов многих народных песен позволяет развивать фантазию детей; календарно-обрядовые песни позволяют насытить программу игровым материалом. Нередко произведения детского фольклора представляют собой шуточные подражания серьезным делам взрослых, в ходе освоения которых дети проходят как бы психологическую подготовку к производственно-хозяйственной деятельности. Особое значение имеет фольклорная музыкальная игра, которая компенсирует недостаточность физических, умственных и эмоциональных нагрузок, несет отдых и подпитывает детей положительной энергией. Народные музыкальные игры сочетают в себе практическую педагогику, искусство и физическую культуру в едином гармоническом сочетании.   

Значительной проблемой является отбор детских песен мордовских композиторов, которые в основном не несут в себе элементов национального своеобразия, и предназначены для расширения кругозора детей, приобретения знаний о творчестве мордовских композиторов и для решения общих воспитательных и развивающих задач музыкального образования. Как показала практика, наибольший интерес детей вызывают песни Г.Г.Сураева-Королева («Художница», «Арбузная заря», «Солнечные зайчики», Н.И.Бояркина «Птицы в пироге» и др.) Это многочисленные приуроченные песни: «Колядама морот» (калядки): «Ой, каляда! Течи чизэ каляда!» (Ой, коляда! Сегодня день коляды!); «пиземонь серьгядемат» (заклинание дождя): «Тук, тук, пиземня» (Пойди, пойди, дождичек); «маслянь морот» (масленичные песни): «Нармоннят, нармоннят» (Птички, птички), «Ай, сязьгата, сязьгата» (Ай, сорока, сорока); «вербавань морот» (вербные песни): «Верба кштий, комоти» (Верба пляшет, прыгает); «нюряфтома морот» (колыбельные песни): «Тютю, балю, баюня», «Удок, удок» (Спи, спи); «шабань налхксема морот» (детские потешки): «Кштий, кштий, комоти» (Пляшет, пляшет, прыгает), «Ай, шеерня, уройня» (Ай, мышонок вертлявый). Многие мордовские песни могут быть использованы для слушания и музыкально-ритмической деятельности: «тундонь серьгядемат» (заклинание весны): «Ёр еру, да, ёр, еруша»; «кужень морот» (круговые песни): «Селека» (Селезень), «Самсон леляй» (Дядя Самсон); «кувака морот» (долгие песни): «Вирь чиресэ» (На опушке леса), «Келу» (Береза), «Роман Аксась» (Романова Аксинья) и др.
 Замечательные песни Н.В.Кошелевой также используются на занятиях, однако тут существует определенные трудности, связанные с «языковым» барьером. Критерием отбора песен мордовских композиторов – общеприняты: художественность, доступность, педагогическая целесообразность (Д.Б.Кабалевский)
 
 В старшей группе  возрастает диапазон интонирования народных песен. Дети знакомятся с мордовскими народными песнями в объеме кварты-квинты со структурой м.3+б.2+б.2, б.2+м.3+б.2; причем к прежним жанрам добавляются мордовские весенние обрядовые песни (вербные песни, троицкие песни), а также шуточные песни и частушки. Привлекают внимание детей песни мордовских композиторов с яркими и выразительными мелодиями. Педагог должен ставить перед собой задачи по формированию важнейших вокальных навыков: навыка напевного и выразительного исполнения, четкой дикции, чистоты интонирования в пределах кварты-квинты.
     Возможности детей 6-го года по сравнению с другими возрастными группами значительно возрастают. Поэтому в подготовительной группе дети могут интонировать мордовские народные песни в объеме квинты, сексты, септимы различных « взрослых» жанров: лирические, эпические, свадебные, песни, исполнять разнообразные песни мордовских композиторов. Педагог ставит задачи по развитию навыков выразительного и напевного интонирования, четкого произношения текста, пения на опоре, цепного дыхания. В этом возрасте возможны первые попытки формирования навыка бурдонного двухголосного пения.
   
Методика работы по освоению мордовского исполнительства в целом созвучна методике работы по музыкальному образованию дошкольников и методике освоения народного музыкального искусства.   При возможности необходимо активно задействовать «зрительный ряд»: слайды, репродукции картин, старинные вещи, что создаст у детей атмосферу «погружения» в старину.
     Один из эффективных приемов введения в мир мордовского музыкального искусства – это путешествия, причем путешествовать могут как по « вертикали» («вглубь времени»), так и по « горизонтали» («Путешествие в мордовское село», «Путешествие по Саранску», «Путешествие в лес, на речку», «Путешествие в театр»).
     Формы приобщения детей дошкольного возраста к мордовскому музыкальному искусству разнообразны. Это комплексные, тематические, интегрированные занятия, монозанятия (посвященные творчеству какого-либо композитора), занятия-путешествия, занятия-инсценировки, занятия-праздники, занятия-встречи (на занятия приглашаются исполнители как профессиональные, так и самодеятельные – бабушки, дедушки, родители, знакомые), занятия-просмотр видеосъемок встреч с народными исполнителями, народных праздников, занятия- посещения концертов, занятия-посиделки и т.п.

4.1. Перспективный план работы по программе «Вайгельне»

(старшая группа)

Тема занятия

Программное содержание и структура.

Музыкальный материал.

1.Введение

1. Вступительная беседа..Беседа о пении, правильном дыхании, дикции. Постановка голоса.

2.Распевание.

3. Основная часть Работа над чистотой интонирования, правильной дикцией и артикуляцией, дыхания по фразам, динамическими оттенками.

4. Заключительная часть

« Солнышко» рус нар песня

« Ладушки» Г.Сураев-Королев, Ст.М.Гладнова

2.Учимся петь.

1. Вступительная беседа.

2. Распевание.

Работа над вокально-хоровыми навыками. Задачей предварительных упражнений является подготовка голосового аппарата ребенка к разучиванию и исполнению вокальных произведений.

3. Основная частьРабота направлена на развитие исполнительского мастерства, разучивание песенного репертуара, отдельных фраз и мелодий по нотам. Работа над чистотой интонирования, правильной дикцией и артикуляцией, дыхания по фразам, динамическими оттенками.

4. Заключительная часть Работа над выразительным артистичным исполнением.

« Ладушки» Г.Сураев-Королев, Ст.М.Гладнова

« Солнечные зайчики» Ген. Сураев-Королев, Сл.А Громыхина

3.Народные жанры. Фольклор.

1. Вступительная беседа. Что такое фольклор. Беседа о жанрах.

2. Распевание. Учить петь в грудном регистре. Постановка голоса.

3. Основная частьРабота направлена на, разучивание песенного репертуара, отдельных фраз и мелодий по нотам. Работа над чистотой интонирования.

4. Заключительная часть Закрепление.

« Баю, баю, баю, бай» Эр.нар.п

« А сезяка, сезяка» эр. Нар.песня

« Солнышко» рус нар песня

4.Осенние песни.

1. Вступительная беседа о народном календаре.

2. Распевание. Продолжать знакомить с народными песнями  в обьеме м.3, б.2.

Работа над вокально-хоровыми навыками.

3. Основная частьРабота направлена на разучивание песенного репертуара, отдельных фраз и мелодий . Работа над чистотой интонирования.

4. Заключительная часть 

«Туйтя, туйтя, пиземне»(э)

« А сезяка, сезяка» эр. Нар.песня

« Мордовская плясовая» Муз.  и сл.Н.Сураевой-Королевой.

5. Пестушки.

1. Рассказать о жанре пестушки.

2. Распевание. Продолжать знакомить с народными песнями  в обьеме м.3, б.2.

Работа над вокально-хоровыми навыками.

3. Основная частьРабота направлена на разучивание песенного репертуара, отдельных фраз и мелодий . Работа над чистотой интонирования.

4. Заключительная частьВыразительное исполнение.

«Варсиня, Варсиня» мокш.нар.п.

Туйтя, туйтя, пиземне»(э)

« Баю, баю, баю, бай» Эр.нар.п

6.Заклички.

1. Рассказать о жанре заклички..

2. Распевание. Продолжать знакомить с народными песнями  в обьеме м.3, б.2. Расширять диапазон. Работа над вокально-хоровыми навыками.

3. Основная частьРабота направлена на разучивание песенного репертуара, отдельных фраз и мелодий . Работа над чистотой интонирования.

4. Заключительная частьВыразительное исполнение. Пение с движениями, которые дополняют песенный образ и делают его более эмоциональным и запоминающимся.

«Туйтя, туйтя, пиземне»(э)

« Каляда,каляда» (э)

« Чика, листь»(э)

« Сака, сака Кизоня»(э)

7.Потешки.

1.  Рассказать о жанре потешки.

2. Распевание. Продолжать знакомить с народными жанрами. Расширять диапазон. Работа над вокально-хоровыми навыками.

3. Основная частьРабота направлена на разучивание песенного репертуара, отдельных фраз и мелодий . Работа над чистотой интонирования в обьеме кварты.

4. Заключительная частьВыразительное исполнение. 

« Косо, косо да Утяша»(э)

« Нумолне» (э)

« Балюта, балюта»(э)

8.Прибаутки.

1.  Рассказать о жанре прибаутки. Продолжать знакомить с народными песнями..

2. Распевание. Расширять диапазон. Работа над вокально-хоровыми навыками. Учить петь в грудном регистре.

3. Основная частьРабота направлена на разучивание песенного репертуара, отдельных фраз и мелодий . Работа над чистотой интонирования в обьеме кварты.

4. Заключительная частьВыразительное исполнение.

« Ладушки» Г.Сураев-Королев, Ст.М.Гладнова

« Балюта, балюта»(э)

« Ай, катоня, катоня»(э)

9.Частушки.

1. Познакомить  с жанром  частушки. Продолжать знакомить с мордовскими народными песнями..

2. Распевание. Расширять диапазон. Работа над вокально-хоровыми навыками. Учить петь  легко, не форсированным звуком.

3. Основная частьРабота направлена на разучивание частушек, отдельных фраз и мелодий. Работа над чистотой интонирования

4. Заключительная частьВыразительное исполнение.

« Кавто церат тикше ледить» (э)

Мордовские частушки

10.Зимние песни

1. Вступительная беседа..Беседа о содержании песни. Расширять кругозор детей..

2.Распевание. использовать различные попевки. Начинать распевание попевок (вокализа, упражнений) следует в среднем, удобном диапазоне, постепенно транспонируя его вверх и вниз по полутонам.

3. Основная часть Работа над чистотой интонирования, правильной дикцией и артикуляцией, дыхания по фразам, динамическими оттенками.

4. Заключительная часть. Закрепление  выученного материала. Выразительное исполнение.

 

«Снеговик» Г.Сураев-Королев, ст.Г.Белозерова.

« Зимушка-сударушка» рус нар песня.

11.Святочные песни.

1. Вступительная беседа о традициях и празднике «Святки».

2.Распевание. использовать различные попевки, выученные ранее прибаутки, потешки , заклички.

3. Основная частьРазучивание песни. Работа над чистотой интонирования, правильной дикцией и артикуляцией, дыхания по фразам, динамическими оттенками.

4. Заключительная часть. Закрепление  выученного материала. Выразительное исполнение.

« Паро уряж, патинем» эр. нар. песня

« Гурь,гурь, саласкане» эр.нар.п.

12.Песни из сказок.

1. Вступительная беседа.

2. Распевание. Расширять диапазон. Работа над вокально-хоровыми навыками. Учить петь  легко, не форсированным звуком.

3. Основная частьРабота направлена на разучивание частушек, отдельных фраз и мелодий Работа над чистотой интонирования

4. Заключительная частьВыразительное исполнение.

« Ау, ау, аукаем» рус.нар.п.

« Мы ходили-походили по проулочкам» р.н.п.

« Дед Мороз» Н.Митин, ст.А.Громыхина.

13. Встречаем зиму.

1. Вступительная беседа..Беседа о зимних праздниках.. Расширять кругозор детей..

2.Распевание. использовать различные попевки. Начинать распевание попевок (вокализа, упражнений) следует в среднем, удобном диапазоне, постепенно транспонируя его вверх и вниз по полутонам.

3. Основная часть Работа над чистотой интонирования, правильной дикцией и артикуляцией, дыхания по фразам, динамическими оттенками.

4. Заключительная часть. Закрепление  выученного материала. Выразительное исполнение.

« Зимушка-сударушка» рус нар песня.

Снеговик» Г.Сураев-Королев, ст.Г.Белозерова.

14. Рождественские колядки.

1. Вступительная беседа о традициях и празднике «Рождество».

2.Распевание. Использовать различные попевки, выученные ранее прибаутки, потешки , заклички. Работа над чистотой интонирования в обьеме кварты.

3. Основная частьРазучивание рождественских колядок. Работа над чистотой интонирования, правильной дикцией и артикуляцией, дыхания по фразам.

4. Заключительная часть. Закрепление  выученного материала. Выразительное исполнение.

« Каляда,Каляда» эр.закличка

« Каляда, щакай давай паряка» м.н.п.

« Колядки, Колядки» рус.нар.песня

15. Песни композиторов Мордовии.

1. Вступительная беседа. Показ презентации о композиторах Мордовии.

Знакомство с творчеством Г. Сураева-Королева.

2. Распевание. Расширять диапазон. Работа над вокально-хоровыми навыками. Учить петь  легко, не форсированным звуком.

3. Основная частьРабота направлена на разучивание текста песни,отдельных фраз и мелодий. Работа над чистотой интонирования

4. Заключительная частьВыразительное исполнение.

« Ванине» Г.Сураев-Королев

«Снеговик» Г.Сураев-Королев, ст.Г.Белозерова.

16.Зимние народные песни

1. Вступительная беседа..Беседа о зимних праздниках.. Расширять кругозор детей. Расширять словарный запас детей.

2.Распевание. использовать различные попевки. Начинать распевание попевок (вокализа, упражнений) следует в среднем, удобном диапазоне, постепенно транспонируя его вверх и вниз по полутонам.

3. Основная часть Работа над чистотой интонирования, правильной дикцией и артикуляцией, дыхания по фразам, динамическими оттенками.

4. Заключительная часть. Закрепление  выученного материала. Выразительное исполнение.

« Зимушка-сударушка» рус.нар.песня

«Вот уж зимушка проходит»  рус нар.песня.

17. Музыкальные инструменты

1. Вступительная беседа о музыкальных народных инструментах Знакомство с песнями о музыкальных инструментах. Расширять кругозор детей. Расширять словарный запас детей. Развивать память.

2.Распевание. использовать различные попевки. Начинать распевание попевок (вокализа, упражнений) следует в среднем, удобном диапазоне, постепенно транспонируя его вверх и вниз по полутонам.

3. Основная частьРазучивание текста. Работа над чистотой интонирования, правильной дикцией и артикуляцией, дыхания по фразам, динамическими оттенками.

4. Заключительная часть. Закрепление  выученного материала. Выразительное исполнение.

« Цингор, цингор, Пайгонязе» м.н.п.

« Кнопочки баянные» детская песня

18.Музыкальные  игры

1. Вступительная беседа о мордовских подвижных играх.

2. Распевание. Учить петь в грудном регистре. Постановка голоса.

3. Основная частьРабота направлена на разучивание слов музыкальных игр, отдельных фраз и мелодий по нотам. Работа над исполнением и одновременным показом движений.

4. Заключительная часть Закрепление.

« Савор, савор, саворне» ( м) (Карусели)

« Хоровод» р.н.и.

19.Животные в песнях.

1. Вступительная беседа. Беседа о содержании песни.

2. Распевание. Расширять диапазон. Работа над вокально-хоровыми навыками. Учить петь  легко, не форсированным звуком.

3. Основная частьРабота направлена на разучивание частушек, отдельных фраз и мелодий Работа над чистотой интонирования

4. Заключительная частьВыразительное исполнение.

« Ай, катоня, катоня»(э)

« Летающий котенок» Г.Сураев-Королев, ст.А.Громыхина.

20.Масленица.

1. Вступительная беседа о традициях и празднике «Масленица». Развивать у детей интерес к народным праздникам.

2.Распевание. Использовать различные попевки, выученные ранее прибаутки, потешки , заклички. Работа над чистотой интонирования в обьеме кварты.

3. Основная частьРазучивание масленичых попевок и песен. Работа над чистотой интонирования, правильной дикцией и артикуляцией, дыхания по фразам. Развивать память.

4. Заключительная часть. Закрепление  выученного материала. Выразительное исполнение.

« Чика, листь, листь» Эр.закличка

« Мастянь чи, паро чи»эр.нар.песня

21.Весну встречаем.

1. Вступительная беседа..Беседа о весенних праздниках.. Расширять кругозор детей.. Прививать интерес к народным праздникам.

2.Распевание. Использовать различные попевки. Начинать распевание попевок (вокализа, упражнений) следует в среднем, удобном диапазоне, постепенно транспонируя его вверх и вниз по полутонам.

3. Основная часть Работа над чистотой интонирования, правильной дикцией и артикуляцией, дыхания по фразам, динамическими оттенками.

4. Заключительная часть. Закрепление  выученного материала. Выразительное исполнение.

« А тунда» На моитв песни.А.Насауленко

22.Песни о маме

1. Вступительная беседа. Показ презентации о композиторах Мордовии.

Знакомство с творчеством Н. Митина.

2. Распевание. Расширять диапазон. Работа над вокально-хоровыми навыками. Учить петь  легко, не форсированным звуком.

3. Основная частьРабота направлена на разучивание текста песни, отдельных фраз и мелодий. Работа над чистотой интонирования

4. Заключительная частьВыразительное исполнение.

« О маме» Н.Митин, ст.А.Громыхина

« Тишина» Н.Сураева-Королева,ст. В.Орлова

23. Песни о цветах.

1. Вступительная беседа. Беседа о содержании песни.

2. Распевание. Расширять диапазон. Работа над вокально-хоровыми навыками. Учить петь  легко, не форсированным звуком.

3. Основная частьРабота направлена на разучивание частушек, отдельных фраз и мелодий Работа над чистотой интонирования . Развивать память.

4. Заключительная частьВыразительное исполнение.

« Кавто церат тикше ледить»Э.нар.песня

« Вай, луга, луга» Э.п.

« Ромашки» Р.н.п.

24.Культура Мордовии.

1. Вступительная беседа. Рассказать о культурном наследии Мордовии.

2. Распевание. Расширять диапазон. Работа над вокально-хоровыми навыками. Учить петь  легко, не форсированным звуком.

3. Основная частьРабота направлена на разучивание текста песни, отдельных фраз и мелодий. Работа над чистотой интонирования , дикцией, правильным дыханием.

4. Заключительная частьВыразительное исполнение.

« Мордовские матрешки» Н.Сураева-Королева.

« В солнечной Мордовии» Г.Сураев-Королев.

25.Мой край –Мордовия.

1.Вступительная беседа. Дать детям рассказать что они знают о своем родном крае.

2. Распевание. Распевки в пределах кварты, квинты. Распевание закрытым ртом. Учить детей петь не крикливым голосом. Развивать диапазон детского голоса.
Учить брать дыхание после вступления и между музыкальными фразами.

3. Основная частьРабота направлена на разучивание слов песни о Мордовии, и городе Саранске. отдельных фраз и мелодий по нотам.

4. Заключительная часть Закрепление, выразительное исполнение.

« Моя Мордовия» Н.Кошелева,ст.М.Трошкина.

26.Пасхальные распевы.

1. Вступительная беседа о традициях и празднике «Пасха». Развивать у детей интерес к народным праздникам.

2.Распевание. Использовать различные попевки, выученные ранее прибаутки, потешки , заклички. Работа над чистотой интонирования в обьеме кварты, квинты.

3. Основная частьРазучивание Пасхальных песен . Работа над чистотой интонирования, правильной дикцией и артикуляцией, дыхания по фразам. Развивать память. Развивать диапазон детского голоса.
Учить брать дыхание после вступления и между музыкальными фразами.

4. Заключительная часть. Закрепление  выученного материала. Выразительное исполнение.

« Пасхальная песенка» детская песня

« Христос.Воскрес» детская песня

27.Поем о природе

1. Вступительная беседа. Беседа о содержании песни.

2. Распевание. Расширять диапазон. Работа над вокально-хоровыми навыками. Учить петь  легко, не форсированным звуком.

3. Основная частьРабота направлена на разучивание текста песен., отдельных фраз и мелодий.  Работа над чистотой интонирования . Развивать память.

4. Заключительная частьВыразительное исполнение.

« Луганяса келуня» Э.н.п.

« Лейне» Г.Вдовин, ст.А.Петайкина

28. В гостях у Вирявы.

1. Вступительная беседа. Рассказ о богине Виряве. Познакомить детей со старинными преданиями.

2. Распевание. Расширять диапазон. Работа над вокально-хоровыми навыками. Учить петь  легко, не форсированным звуком.

3. Основная часть. Исполнение песен о природе, цветах и животных. Работа над чистотой интонирования . Развивать память. Учить брать дыхание после вступления и между музыкальными фразами.

4. Заключительная частьВыразительное исполнение.

« Ай шякшята, шякшата»(м)

« Нумолня» (э)

« Тук, тук пиземне» (э)

« Намонятне, лиеда»

Н.Кошелева, ст.В.Корчиганова.

29. Играем и поем

1. Вступительная беседа о мордовских подвижных играх.

2. Распевание..Постановка голоса. Работа над вокально-хоровыми навыками. Учить петь  легко, не форсированным звуком.

3. Основная частьРабота направлена на разучивание слов музыкальных игр, отдельных фраз и мелодий по нотам. Работа над исполнением и одновременным показом движений.

4. Заключительная часть Закрепление. Повторение игры по выбору детей.

«Кужонь моро» Хороводная.Н.Бояркин.

« Селека» Селезень. Эр.Нар.песня

30.Мордовские песни.

1. Вступительная беседа. Просмотр видеозаписей с исполнением мордовских песен.

2. Распевание. Работа над вокально-хоровыми навыками. Работа над чистотой интонирования в обьеме кварты, квинты.

3. Основная частьРабота направлена на развитие исполнительского мастерства, Работа над чистотой интонирования, правильной дикцией и артикуляцией, дыхания по фразам, динамическими оттенками.

4. Заключительная часть Работа над выразительным артистичным исполнением.

« Ванине» Г.Сураев-Королев

« Косо тон ульнить раужо баран» эр.нар.песня

31.Песни композиторов Мордовии.

1. Вступительная беседа. Показ презентации о композиторах Мордовии.

Знакомство с творчеством Е.Кузиной.

2. Распевание. Расширять диапазон. Работа над вокально-хоровыми навыками. Учить петь  легко, не форсированным звуком.

3. Основная частьРабота направлена на разучивание текста песни отдельных фраз и мелодий. Работа над чистотой интонирования , дикцией и правильным дыханием.

4. Заключительная частьВыразительное исполнение.

« Где лягушки?»Е.Кузина, ст.А Грибачева

32.Концерт

 На последнем заключительном занятии проводится концерт. Дети исполняют песни , выученные в течение года на кружке«Вайгельне».

Расширять диапазон детей. Работа над вокально-хоровыми навыками. Учить петь  легко, не форсированным звуком. Учить брать дыхание после вступления и между музыкальными фразами.

 Развивать певческий голос, способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей. Петь естественным звуком, выразительно, выполнять логические ударения в музыкальных фразах, отчётливо пропевать гласные и согласные в словах.

4.2. Перспективный план работы по программе «Вайгельне»

(подготовительная группа)

Тема занятия

Программное содержание

Музыкальный материал.

1.Введение

1. Вступительная беседа..Беседа о пении, правильном дыхании, дикции. Постановка голоса.

2.Распевание.

Упражнять в точном интонировании ,удерживать интонации на повторяющихся звуках. Выравнивание гласных и согласных звуков. Формировать звучание голоса ближе к фальцетному. Следить за правильной певческой артикуляцией.

Учить детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат.

3. Основная часть Работа над чистотой интонирования, правильной дикцией и артикуляцией, дыхания по фразам, динамическими оттенками.

4. Заключительная часть.

« Веснушка Осень» рус нар. песня

« Детский сад» Н. Митин, ст. Товаркова

2.Фольклор.

1.Вступительная беседа. Что такое фольклор. Беседа о жанрах.

2. Распевание. Учить петь в грудном регистре. Постановка голоса.

3. Основная частьРабота направлена исполнение ранее выученных потешек, закличек, прибауток  и т.д., отдельных фраз и мелодий по нотам. Работа над чистотой интонирования.

4. Заключительная часть Закрепление.

« Нумолня ялгакай» прибаутка

« Утушки» потешка

 « Чика, листь , листь, закличка

« Ах, вы сени» рус.нар.песня

3.Народное пение.

1. Вступительная беседа. Просмотр видеозаписей с исполнением мордовских песен.

2. Распевание. Работа над вокально-хоровыми навыками. Работа над чистотой интонирования в обьеме кварты, квинты. Учить петь в грудном регистре.

3. Основная частьРабота направлена на развитие исполнительского мастерства, Работа над чистотой интонирования, правильной дикцией и артикуляцией, дыхания по фразам, динамическими оттенками.

4. Заключительная часть Работа над выразительным артистичным исполнением.

« Косо тон ульнить раужо баран» э.н.п

« Тютю балю»

Л.Кирюков, сл. Ф.Атянина.

4.Календарные  песни.

1. Вступительная беседа о народном календаре, и осенних праздниках.

2.Распевание.

Продолжать знакомить с народными песнями  в обьеме м.3, б.2. Способствовать развитию у детей выразительного пения, без напряжения, плавно, напевно. Работа над вокально-хоровыми навыками

3. Основная частьРабота направлена на разучивание песенного репертуара, отдельных фраз и мелодий . Работа над чистотой интонирования.

4. Заключительная частьИсполнение песен по выбору детей. Формировать сценическую культуру (культуру речи и движения).

«Тук, тук, пиземне» (э)

« Умарина» эр.нар.пенся

5. Осенние песни

1. Вступительная беседа о природе и приметах осени.

2.Распевание. Побуждать детей к активной вокальной деятельности.

Развивать образное мышление, мимику, эмоциональную отзывчивость.

Учить детей использовать различные эмоциональные выражения: грустно, радостно, ласково, удивлённо и.т.д.

3. Основная частьРабота направлена на разучивание песенного репертуара, отдельных фраз и мелодий . Работа над чистотой интонирования. Петь лёгким, подвижным звуком, напевно, широко, с музыкальным сопровождением и без него.

4. Заключительная частьИсполнение песен по выбору детей. Формировать сценическую культуру (культуру речи и движения).

« Листопад» Н.Сураевой-Королевой.

« Чья корзина тяжелей? Н. Сураева-Королева

« Осень в Саранске» О.Алиевой

6.Праздничные песни.

1.  Рассказать о песнях, приуроченных к различным праздникам.

2. Распевание. Расширять диапазон. Работа над вокально-хоровыми навыками. Закреплять у детей умение чисто интонировать при поступенном движении мелодии, удерживать интонацию на одном повторяющемся звуке; точно интонировать интервалы. Упражнять в точной передаче ритмического рисунка мелодии.

3. Основная частьРабота направлена на разучивание песенного репертуара,  проговариванием текста ,отдельных фраз и мелодий . Работа над чистотой интонирования . Развивать речь детей и память.

4. Заключительная частьВыразительное исполнение

« Саранск- ты город старинный»

7.О Мордовии поем.

1.Вступительная беседа. Дать детям рассказать что они знают о своем родном крае.

2. Распевание.  Распевание закрытым ртом.  Побуждать детей к активной вокальной деятельности.

Развивать образное мышление, мимику, эмоциональную отзывчивость.

3. Основная частьРабота направлена на разучивание слов песни о Мордовии, и городе Саранске. отдельных фраз и мелодий по нотам.

4. Заключительная часть Закрепление, выразительное исполнение.

« Песня о Мордовии» Г.Сураев-Королев

« Земля мордовская» А.Аверкин, Ст. П.Черняева

8.Мы живем в многонациональной семье.

1.Вступительная беседа. Беседа о национальностях, проживающих  в нашей республики. Прививать толерантность и уважение к другим народам.

2. Распевание.  Распевание закрытым ртом.  Побуждать детей к активной вокальной деятельности.

Развивать образное мышление, мимику, эмоциональную отзывчивость.

3. Основная частьЗнакомство с песнями других народов. Работа направлена на разучивание песенного репертуара,  проговариванием текста ,отдельных фраз и мелодий .

4. Заключительная часть Закрепление, выразительное исполнение.

« Дрибушечки» Укр.нар.песня

« Яратыгыз» Тат.песня

« Ой, на дворе дождь» рус.нар.песня

9. Песни о маме

1. Вступительная беседа. Знакомство с песнями на мордовском языке.

2. Распевание. Расширять диапазон. Работа над вокально-хоровыми навыками. Учить петь  легко, не форсированным звуком.

3. Основная частьРабота направлена на разучивание текста песни,отдельных фраз и мелодий. Работа над чистотой интонирования

4. Заключительная частьВыразительное исполнение.

« Мамины руки» Н.Митин, ст. Н.Таяновского.

« Грустно без мамы»  Н. Сураева-Королева

10.Зимние посиделки.

1.  Вступительная беседа..Беседа о зимних праздниках.. Расширять кругозор детей..

2.Распевание. использовать различные попевки. Начинать распевание попевок (вокализа, упражнений) следует в среднем, удобном диапазоне, постепенно транспонируя его вверх и вниз по полутонам.

3. Основная часть Работа над чистотой интонирования, правильной дикцией и артикуляцией, дыхания по фразам, динамическими оттенками.

4. Заключительная часть. Закрепление  выученного материала. Выразительное исполнение.

« Уж ты, зимушка сударушка» рус.нар.песня

« Гололедица» Н. Сураева-Королева

11 Песни при свечах.

1.  Вступительная беседа о традициях и празднике «Святки», о гаданиях.  

2.Распевание. использовать различные попевки, выученные ранее прибаутки, потешки , заклички.

3. Основная частьРазучивание песни. Работа над чистотой интонирования, правильной дикцией и артикуляцией, дыхания по фразам, динамическими оттенками.

4. Заключительная часть. Закрепление  выученного материала. Выразительное исполнение.

« По деревне идет Ваня пастушок» рус.нар.песня

12.Песни из сказок

1. Вступительная беседа.

2. Распевание. Расширять диапазон. Работа над вокально-хоровыми навыками. Учить петь  легко, не форсированным звуком.

3. Основная часть.

 Продолжать работу над развитием голоса детей. Петь плавно, добиваясь чистоты  звучания каждого интервала

 Продолжать учить детей петь естественным голосом, без напряжения, правильно брать дыхание между музыкальными фразами и перед началом пения;

Совершенствовать умение вовремя начинать пение после музыкального вступления, точно попадая на первый звук.

4. Заключительная частьВыразительное исполнение.

« Колыбельная Н.Бояркин, ст.О.Панковой

13. Новогодние песни.

1. Вступительная беседа..Беседа о новогодних праздниках.. Расширять кругозор детей. Расширять словарный запас детей.

2.Распевание. Продолжать работу над развитием голоса детей.

Петь плавно, добиваясь чистоты  звучания каждого интервала

 Продолжать учить детей петь естественным голосом, без напряжения, правильно брать дыхание между музыкальными фразами и перед началом пения.

 3. Основная частьРазучивание текста песни, пропевание мелодии разными приемами. Работа над чистотой интонирования, правильной дикцией и артикуляцией, дыхания по фразам, динамическими оттенками.

4. Заключительная часть. Закрепление  выученного материала. Выразительное исполнение.

« Дед Мороз» Н.Митин, ст.А.Громыхина.

14. Рождественские

колядки.

1. Вступительная беседа о традициях и празднике «Рождество».

2.Распевание. Использовать различные попевки, выученные ранее прибаутки, потешки , заклички. Работа над чистотой интонирования в обьеме кварты, квинты, септимы..

3. Основная частьРазучивание рождественских колядок. Работа над чистотой интонирования, правильной дикцией и артикуляцией, дыхания по фразам.

4. Заключительная часть. Закрепление  выученного материала. Выразительное исполнение.

« Ай каляда, каляда» (М)

« Рождественские колядки» рус.нар.песня

15. Зимние народные песни

1. Вступительная беседа..Беседа о зимних праздниках.. Расширять кругозор детей. Прививать интерес к народной культуре Мордовии.

2.Распевание. использовать различные попевки. Начинать распевание попевок (вокализа, упражнений) следует в среднем, удобном диапазоне, постепенно транспонируя его вверх и вниз по полутонам. Закреплять навыки хорового и индивидуального пения с музыкальным сопровождением и без него.

3. Основная часть Работа над чистотой интонирования, правильной дикцией и артикуляцией, дыхания по фразам, динамическими оттенками.

4. Заключительная часть. Закрепление  выученного материала. Выразительное исполнение.

« Валенки « Рус нар.песня

16.Мы играем и поем.

1.Вступительная беседа о мордовских подвижных играх.

2. Распевание. .Постановка голоса. Работа над вокально-хоровыми навыками. Учить петь  легко, не форсированным звуком. Развивать ритмический слух. Учить детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат;

3. Основная частьРабота направлена на разучивание слов музыкальных игр. Работа над исполнением и одновременным показом движений.

4. Заключительная часть Закрепление. Повторение игры по выбору детей.

« Раю раю выбираю»

« В платки»э.нар.игра

« Минек пандось» наша горка(э)

17. Песни композиторов Мордовии

1. Вступительная беседа. Песни о зиме  композиторов Мордовии.

2. Распевание. Расширять диапазон. Работа над вокально-хоровыми навыками. Учить петь  легко, не форсированным звуком. Упражнять детей  во взятии глубокого дыхания. Развивать артикуляцию, прикрытый звук.

 3. Основная частьРабота направлена на разучивание текста песни,отдельных фраз и мелодий. Работа над чистотой интонирования. Исполнение песен. Развивать вокальный слух, исполнительское мастерство, навыки эмоциональной выразительности.

4. Заключительная частьВыразительное исполнение.

« Дед Мороз» Н.Митин, ст.А.Громыхина.

« Гололедица» Н. Сураева-Королева

18.Музыкальныые инструменты

1. Вступительная беседа о музыкальных народных инструментах. Сочетание игры на музыкальных инструментах и исполнение. Расширять кругозор детей. Расширять словарный запас детей. Развивать память.

2.Распевание. использовать различные попевки. Начинать распевание попевок (вокализа, упражнений) следует в среднем, удобном диапазоне, постепенно транспонируя его вверх и вниз по полутонам.

3. Основная частьРазучивание текста. Работа над чистотой интонирования, правильной дикцией и артикуляцией, дыхания по фразам, динамическими оттенками.

4. Заключительная часть. Закрепление  выученного материала. Выразительное исполнение. Формировать сценическую культуру (культуру речи и движения).

« Троллейбус» Г.Вдовин, ст.Е.Руженцевой.

19.Искусство Мордовии

1. Вступительная беседа. Рассказать о культурном наследии Мордовии, знаменитых и известных личностях.

2. Распевание. Развивать певческий голос, способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей. Подготовить речевой аппарат к работе над развитием голоса.

 3. Основная частьРабота направлена на разучивание текста песни, отдельных фраз и мелодий. Работа над чистотой интонирования, дикцией, правильным дыханием.

4. Заключительная частьВыразительное исполнение.

« Мордовские матрешки» Н.Сураева-Королева.

« В солнечной Мордовии» Г.Сураев-Королев.

20.Масленичные гуляния.

1. Вступительная беседа о традициях и празднике «Масленица». Развивать у детей интерес к народным праздникам.

2.Распевание. Использовать различные попевки, выученные ранее прибаутки, потешки , заклички. Работа над чистотой интонирования в обьеме квинты, сексты, септимы.

3. Основная частьРазучивание масленичых попевок и песен. Работа над чистотой интонирования, правильной дикцией и артикуляцией, дыхания по фразам. Развивать память.

4. Заключительная часть. Закрепление  выученного материала. Выразительное исполнение.

« Дай пачалксе» Дай блин.эр.нар.песня

« Как вставала я ранешенько» рус.нар.песня

« Блины» рус.нар.песня

.

21.Весну встречаем

1. Вступительная беседа..Беседа о весенних праздниках.. Расширять кругозор детей.. Прививать интерес к народным праздникам.

2.Распевание. Использовать различные попевки. Начинать распевание попевок (вокализа, упражнений) следует в среднем, удобном диапазоне, постепенно транспонируя его вверх и вниз по полутонам.

3. Основная часть Работа над чистотой интонирования, правильной дикцией и артикуляцией, дыхания по фразам, динамическими оттенками.

4. Заключительная часть.

« Благослви мати, весну закликати» рус нар.пенся

« Весна в Мордовии» Г.Вдовин, ст.К.Смородина

22.Природа оживает.

1. Вступительная беседа. Беседа о содержании песни.

2. Распевание. Расширять диапазон. Работа над вокально-хоровыми навыками. Учить петь  легко, не форсированным звуком. Формировать более прочный навык дыхания, укреплять дыхательные мышцы, способствовать появлению ощущения опоры на дыхании, тренировать артикуляционный аппарат.

Учить детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат;

3. Основная частьРабота направлена на разучивание текста песен, отдельных фраз и мелодий.  Работа над чистотой интонирования . Развивать память.

4. Заключительная частьВыразительное исполнение.

« Земля моя любимая».А.Аверкин,ст.П.Черняева

23. Мы в театре

1. Вступительная беседа о театре. Просмотр презентации о музыкальном театре Им.Яушева.

2. Распевание. Развивать певческий голос, способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей. Подготовить речевой аппарат к работе над развитием голоса.

 3. Основная частьРабота направлена на показ академического исполнения. Исполнение округлыми прикрытым звуком,. Работа над чистотой интонирования, дикцией, правильным дыханием.

4. Заключительная частьВыразительное исполнение.

« Дом, в котором музыка жива» муз и сл. С.Терханова

24.Поем на родном языке.

1. Вступительная беседа.

2. Распевание. Работа над вокально-хоровыми навыками. Работа над чистотой интонирования в обьеме кварты, квинты.

3. Основная частьРабота направлена на развитие исполнительского мастерства. Исполнение песен на мордовском языке. Повысить жизненный тонус, настроение детей, уметь раскрепощаться.

4. Заключительная часть Работа над выразительным артистичным исполнением.

« Школав» В школу. Г. Сураев-Королев, ст Живайкиной.

25.В гостях у Верявы..

1. Вступительная беседа. Рассказ о богине Виряве. Познакомить детей со старинными преданиями.

2. Распевание. Расширять диапазон. Работа над вокально-хоровыми навыками. Учить петь  легко, не форсированным звуком.

3. Основная часть. Исполнение песен о природе, цветах и животных. Работа над чистотой интонирования  Развивать память. Учить брать дыхание после вступления и между музыкальными фразами.

4. Заключительная частьВыразительное исполнение.

« Вирь чиресе» морд.нар.песня

« Сеельне» ежик

Г.Сураев-Королев.

26.Природа в песнях..

1. Вступительная беседа. Беседа о содержании песни.

2. Распевание. Расширять диапазон. Работа над вокально-хоровыми навыками. Учить петь  легко, не форсированным звуком. Чисто интонировать в заданном диапазоне.

Закреплять навыки хорового и индивидуального выразительного пения.

3. Основная частьРабота направлена на разучивание текста песен., отдельных фраз и мелодий.  Работа над чистотой интонирования  Развивать память.

4. Заключительная частьВыразительное исполнение.

« Луганяса келуня» Э.н.п.

«Пельне,» Облако

27.Волшебная вода.

1. Вступительная беседа. Беседа о богине Ведяве. Знакомство со старинными преданиями.

2. Распевание. Расширять диапазон. Работа над вокально-хоровыми навыками. Учить петь  легко, не форсированным звуком. Удерживать интонацию на одном повторяющемся звуке; точно интонировать интервалы.

3. Основная частьРабота направлена на разучивание частушек, отдельных фраз и мелодий Работа над чистотой интонирования . Развивать память.

4. Заключительная частьВыразительное исполнение.

« Лейне» Г.Вдовин, ст.А.Петайкина

28. Праздничные песни.

1.  Рассказать о песнях, приуроченных к различным праздникам.

2. Распевание. Расширять диапазон. Работа над вокально-хоровыми навыками. Закреплять у детей умение чисто интонировать при поступенном движении мелодии, удерживать интонацию на одном повторяющемся звуке; точно интонировать интервалы. Упражнять в точной передаче ритмического рисунка мелодии.

3. Основная частьРабота направлена на разучивание песенного репертуара,  проговариванием текста ,отдельных фраз и мелодий . Работа над чистотой интонирования . Развивать речь детей и память.

4. Заключительная частьВыразительное исполнение.

« Детский сад» Н.Митин, ст.Товаркова

29. Мордовская свадьба.

1.Вступительная беседа о мордовской свадьбе. Познакомить детей с известным обрядом мордовского народа. Расширять кругозор детей.. Прививать интерес к народным традициям.

2.Распевание. Использовать различные попевки. Начинать распевание попевок (вокализа, упражнений) следует в среднем, удобном диапазоне, постепенно транспонируя его вверх и вниз по полутонам.

3. Основная часть Работа над чистотой интонирования, правильной дикцией и артикуляцией, дыхания по фразам, динамическими оттенками.

4. Заключительная часть.

Свадебные причитания

« Куда наряжают девчат» обр.П.Гайни

« Вай дали,дали» эр.нар песня

30.Весенние  песни

1. Вступительная беседа..Беседа о весенних праздниках.. Расширять кругозор детей.. Прививать интерес к народным праздникам.

2.Распевание. Использовать различные попевки. Начинать распевание попевок (вокализа, упражнений) следует в среднем, удобном диапазоне, постепенно транспонируя его вверх и вниз по полутонам.

3. Основная часть Работа над чистотой интонирования, правильной дикцией и артикуляцией, дыхания по фразам, динамическими оттенками.

4. Заключительная часть.

Пасхальная песенка» детская песня

« Христос.Воскрес» детская песня.

31.Играем и поем

1. Вступительная беседа о мордовских подвижных играх, игра в оркестре.

2.Распевание..Постановка голоса. Работа над вокально-хоровыми навыками. Учить петь  легко, не форсированным звуком.

3. Основная частьРабота направлена на разучивание слов музыкальных игр, отдельных фраз и мелодий по нотам. Работа над исполнением и одновременной игрой в оркестре.

4. Заключительная часть Закрепление. Повторение игры по выбору детей.

« Нармоннят, нармоннят» мокш.нар.песня

« Сака, сака кизоня» мокш.нар песня

32.Концерт

На последнем заключительном занятии проводится концерт. Дети исполняют песни , выученные в течение года на кружке«Вайгельне».

Учить петь  легко, не форсированным звуком. Учить брать дыхание после вступления и между музыкальными фразами.

 Развивать певческий голос, способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей. Петь естественным звуком, выразительно, выполнять логические ударения в музыкальных фразах, отчётливо пропевать гласные и согласные в словах. Совершенствовать вокальные навыки:

  1. Петь естественным звуком без напряжения;
  2. Чисто интонировать в удобном диапазоне;
  3. Петь а капелла, под аккомпанемент, под фонограмму;
  4. Слышать и оценивать правильное и неправильное пение;
  5. Самостоятельно попадать в тонику;

Самостоятельно использовать навыки исполнительского мастерства, сценической культуры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программно-методический материал к программе «Умный язычок» Составитель программы - педагог дополнительного образования Остапенко Л.А. для детей 5-7 лет

Программно-методический материал к программе «Умный язычок».Составитель программы -  педагог дополнительного образования Остапенко Л.А....

Конкурс. Разработка программы. Рабочая учебная программа по дополнительному образованию. Кружок «Почитай-ка». Возрастная группа: подготовительная группа компенсирующей направленности для детей с ТНР

Книга – великий учитель и друг, без нее немыслимо гармоничное развитие человека, потому что она формирует не только память, интеллект, но и воображение, нравственное и духовное лицо каждого из н...

Рабочая программа по дополнительному образованию «Экспериментирование с живой и неживой природой» составлена для детей 3 – 4 лет в соответствии с возрастными особенностями детей, СТЭМ образование

Рабочая программа по дополнительному образованию «Экспериментирование с живой и неживой природой» составлена для детей 3 – 4 лет в соответствии с возрастными особенностями детей, на ...

Рабочая программа по дополнительному образованию Кружок - «Музыкальная шкатулка». один год (срок реализации программы)

Рабочая программа по дополнительному образованиюКружок -  «Музыкальная шкатулка».один год(срок реализации программы)...

Рабочая программа по дополнительному образованию по развитию хантыйской речи «Наие» Возраст детей 6-7 лет. Срок реализации программы: 2019-2020 учебный

ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГМУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ШУРЫШКАРСКИЙ РАЙОНМУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮ/РКЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«ШУРЫШКАРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА «ОБРАЗОВАТ...

Программа кружка (дополнительного образования дошкольников) "Цветная логика. Блоки Дьенеша - как дополнительное развитие дошкольников"

Данный материал будет полезен воспитателям и педагогам дополнительного образования в работе с дошкольниками с использованием в игровой деятельности, как элемент НОД  блоков Дьенеша....