Региональный компонент образовательной программы дошкольного образования в условиях билингвальной социальной ситуации развития детей
рабочая программа на тему

Калимуллина Рамиля Фатхиевна

Коллектив МАДОУ №88 разработал в части программы, формируемой участниками образовательного процесса подпраграммы: "Ребёнок изучает татарский язык", и "Ребёнок знакомится с малой Родиной- родным городом, и Республикой, приобщается к культуре родного края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл regionalnyy_komponent.docx26.04 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                        Педагоги   МАДОУ-  «Центр развития ребенка-

 Детский сад №88» Кировского района г.Казани:

                                                                                                   Соловьева   Алевтина  Юрьевна –  заведующий ,

                                                                                                 Калимуллина           Рамиля            Фатхиевна    –

                                                                                                 воспитатель    по    обучению татарскому  языку

                                                                                       Николаева Александра  Львовна - ст. воспитатель.  

                                                                                             

                                                                                                     Тел.(843) 294-39-47

                                                                                                      e-mail:  detskiisad88@yandex.ru

Региональный компонент образовательной программы дошкольного образования в условиях билингвальной социальной ситуации развития детей

 

              В настоящее  время  коллективы дошкольных образовательных организаций поставлены в условия самостоятельного выбора и разработки основной образовательной программы дошкольного образования  в части, разрабатываемой участниками образовательного процесса. При разработке данной части программы Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования  (введен в действие Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования») рекомендует учитывать социальную ситуацию развития детей и парциальные программы дошкольного образования. В настоящее время в Республике Татарстан в соответствии с Законом о языках РТ (Закон РТ от 08.07.1992 (ред.от 03.03.2012 – Ст.№3),  государственными языками являются русский и татарский языки. С 2012 г. в ДОО РТ внедряются проекты Учебно методического комплекта по обучению государственным языкам. Т.е. современные дошкольники получают дошкольное образование в условиях билингвальной социальной ситуации развития.  Поэтому, коллектив МАДОУ №88 разработал в части Программы, формируемой участниками образовательного процесса подпрограммы: «Ребенок изучает татарский язык» и «Ребенок знакомится с малой родиной – родным городом и республикой, приобщается к культуре родного края».

            Подпрограмма «Ребенок изучает татарский язый» разработана  с учетом парциальной   Программы:  «Балалар бакчасында рус балаларына татар теле өйрәтү: программа, методик  киңәшләр».       («Программа детского сада по  обучению русскоязычных детей татарскому языку») авторы: З.М.Зарипова, Р.С.Исаева, Р.Г.Кидрячева. Казань-2013,на основе материалов  нового учебно-методического комплекта МО и Н РТ по обучению детей двум государственным языкам РТ «Татарча сөйләшәбез» (З.М.Зариповой, Р.Г.Кидрячевой, Р.С.Исаевой). Программа обучения татарскому языку предназначена для детей 4-7 лет,  и учитывает психофизиологические особенности детей этого возраста, особенности детского контингента, посещающего ДОУ №88 .  Для 97% детей, посещающих ДОУ №88,  родным языком является русский язык, даже в татарских семьях (по результатам опроса родителей). Поэтому Образовательная программа «Ребенок изучает татарский язык» составлена с учетом УМК «Говорим по-татарски» Зариповой З.М., Кидрячевой Р. Г.

В подпрограмме описаны принципы  построения программы обучения татарскому языку и основные применяемые методики:

             1) Коммуникативной методики.

             2) Методики индивидуального подхода.

             3) Игровой методики.

             4) Методики театральной драматизации.

             5) Методики художественно-изобразительной деятельности.

             6) Словесного творчества.

Перечисляются виды деятельности, в ходе которых может осуществляться

образовательная деятельность по   обучению детей татарскому языку:  игровая, коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская, продуктивная, музыкально-художественная.        

Затем по каждому году обучения описывается работа по проектам:

1. Первый год обучения.  Пятый год жизни ребёнка.     Проект «Минем өем» («Мой дом».

2. Второй год обучения. Шестой год жизни.  Проект  «Уйный – уйный үсәбез» («Растем, играя»).

3. Третий год обучения. Седьмой год жизни. Проект «Без инде хәзер зурлар-мәктәпкә бара юллар” (“Мы теперь уже большие-дороги ведут нас в школу”);

перечисляются:

-  задачи воспитания и развития детей;

- вариативные формы, способы, методы и средства, деятельность разных видов и культурных практик, способы и направления поддержки детской инициативы.

- Содержание программы (о чем узнают дети)

 - Итоги освоения программы: достижения ребёнка:  и то, что вызывает озабоченность:

Описываются:

-   взаимодействие педагога с родителями детей;

-  особенности проведения педагогического мониторинга (описаны в соответствии с ФГОС ДО и программы «Балалар бакчасында рус балаларына татар теле өйрәтү: программа, методик  киңәшләр» («Программа детского сада по  обучению русскоязычных детей татарскому языку») авторы: З.М.Зарипова, Р.С.Исаева, Р.Г.Кидрячева. Казань-2013; Даны критерии оценивания развития татарской речи в разных возрастных группах, описание методики мониторинга, диагностические таблицы.

            Подпрограмма  Основной образовательной программы дошкольного образования МАДОУ №88  « Ребенок знакомится с малой родиной – родным городом и республикой, приобщается к культуре родного края»    разработана с учетом «Региональной программы дошкольного образования» Шаеховой Р.К., нового учебно-методического комплекта МО и Н РТ по обучению детей двум государственным языкам РТ «Татарча сойләшәбез». Предназначен для детей дошкольного возраста (3-7 лет).

Раздел состоит из описания:

- образовательных задач для разных возрастных групп;

-  вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы, особенностей образовательной деятельности разных вида и культурных практик, способов и направлений поддержки детской инициативы;

- перечислены средства патриотического и этнокультурного образования и воспитания дошкольников: народная игровая культура, устное народное творчество, декоративно-прикладное искусство разных народов, поликультурное пространство музея.

- перечислены основные методы воспитания патриотизма и этнотолерантности у детей, способы и направлений поддержки детской инициативы.

Особенности взаимодействия с семьями воспитанников, отраженные в Программе констатируют, что: успешная реализация данного направления работы возможна лишь при активном участии родителей, которые знакомят детей в повседневной жизни с семейными ценностями, народными традициями, ближайшим окружением, улицами родного поселка (Юдино),  города Казань;  приобщают своих детей  к посещению музее;  организуют посещение театров, цирка, Казанского зоопарка, памятных мест и достопримечательностей, экскурсии по городу,  путешествия по РТ, РФ и миру.

          Содержание раздела интегрируется со всеми образовательными областями программы. Поэтому при необходимости мониторинг по краеведению может быть включен воспитателями в мониторинг усвоения содержания соответствующих образовательных областей. И использоваться для индивидуализации образования детей и оптимизации работы с группой. Перечислены итоги освоения содержания  программы к концу дошкольного детства. (в Приложении к Подпрограмме дан перечень рекомендуемых произведений литературы для чтения  детям и для заучивания наизусть из хрестоматии «На поляне Детства»).

Программа – это живой рабочий инструмент педагогов ДОУ,  в который постоянно могут вноситься  уточнения,  изменения, дополнения, в зависимости от социальной ситуации, пожеланий родителей, интересов и достижений воспитанников.

Разработка Программы, соответствующей ФГОС ДО была предусмотрена как планом-графиком действий по обеспечению ФГОС ДО в МАДОУ «ЦРР – Детский сад №88», так и дорожной картой «Создание билингвальной среды в МАДОУ «ЦРР – Детский сад №88». С данной задачей коллектив ДОУ справился и будет продолжать совершенствовать Программно-методическое обеспечение образовательного процесса в соответствии с современными требованиями.

Данная методическая разработка может быть рекомендована для изучения и  применения педагогам ДОО РТ, студентам ВУЗов и ССУЗов, родительской общественности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методические рекомендации: «Организация предметно – пространственной развивающей среды в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы дошкольного образования в условиях введения ФГОС дошкольного образования»

Современная ситуация развития системы образования Российской Федерации характеризуется  актуализацией проблем и задач дошкольного образования.  Дошкольный возраст рассматривается как фундаме...

Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования Кадровые условия реализации Программы (опыт работы)

Данная статья посвящена актуальной проблеме современного образования - профессиональным компетенциям педагога - дошкольника, приведены краткие результаты проекта, реализованного в дошкольном образоват...

Городское методическое объединение для воспитателей "Региональный компонент образовательной программы дошкольного образования. Ознакомление детей с городом Москвой"

14 февраля 2018 года среди дошкольных подразделениях комплекса на базе д/п «Поколение» состоялось городское методическое объединение для воспитателей "Региональный компонент образоват...