"Хакасский обряд"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Конспект образовательной деятельности по изучению хакасского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_izucheniyu_hakasskogo_yazyka.docx38.19 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности

в старшей  группе

Тема: «Хакасский обряд».  

Цель: создание социальной ситуации развития посредством исполнения хакасского обряда

Задачи:

 

  • обеспечить условия для самостоятельного выбора: материалов для деятельности, партнеров для  взаимодействия («Социально-коммуникативное развитие»);
  • создать условия для положительного общения в микро-группе: помогать друг другу при  формирования пучков и их завязывания;
  • создать условия для расширения представлений детей о традициях хакасского народа;
  • создать условия для развития речевой и деятельности детей (знакомство с новыми хакасскими словами и с их произношением);
  • создать условия для закрепления хакасских слов;
  • создать условия для развития воображения и образного мышления

Ход образовательной деятельности

Организация рабочего пространства

Деятельность взрослого

Деятельность детей

Психолого-педагогические условия/  задачи

Вводная часть

- В конце осени  у хакасского народа был  и есть обычай отмечать праздник урожая Уртун-той.  

- У нас есть возможность попасть на этот праздник и посмотреть, а может даже поучаствовать в хакасских обрядах.

- Вы готовы?

- Когда отправляемся!

Дети находятся вокруг педагога

Создание  мотивационных  условий к деятельности

Основная часть

В музыкальном зале стоит импровизированная юрта. Звучит хакасская мелодия. Встречает детей женщина в хакасском костюме.

В юрте находиться корзины с урожаем овощей и фруктов

Педагог показывает пучки колосков обвязанных цветными ленточками

На стены юрты вывешиваются картинки с изображением хлеба, плодов овощей и фруктов, земли.

По краям «поля» (ковра) лежат колоски, в юрте лежат разные по размеры и цвету ленточки

- Изеннер, паларар. (говорит на хакасском языке). Я рада вас видеть на нашем празднике

- У каждого народа существует праздник в конце осени. Как вы думаете почему?

- Правильно, осенью собирают урожай фруктов и овощей. А вы знаете, как звучат название овощей на хакасском языке? (если дети затрудняются, то педагог помогает)

- А как  звучат название фруктов на хакасском языке? (если дети затрудняются, то педагог помогает)

- Сегодня вы попали на национальный хакасский праздник

Уртун-той.  Наши предки всегда имели большую связь с природой, с матушкой Землей. Праздник устраивался прямо в поле, сидя за маленькими хакасскими столиками. Под руководством почетного  работника совершалось в сторону окружающих гор  благословление земле. То есть люди благодарили землю за урожай.  

- Во время уборки урожая на краю пашни оставляли пучки несрезанных колосьев.  И с ними делали обряд.

- Делали этот обряд дети. Считалось, что если ребёнок сделает этот обряд правильно, то его желание исполниться. У вас есть возможность   выполнить этот обряд.   Желаете его исполнить?

- Обряд делали группами или парами. Брали пучки колосков, обвязывали их цветными ленточками и произносили на хакасском языке слова благодарности духу-хозяину пашни Хыра улуз за полученный урожай.

- Как вы думаете, какие слова дети произносили?

- Хыра улуз ас-тамахтар учун….. спасибо за урожай! (Педагог говорит на хакасском языке и вешает картинку урожая)

- Хыра улуз спасибо за хлеб! (Педагог говорит на хакасском языке и вешает картинку хлеба)

 - Хыра улуз спасибо за землю! (Педагог говорит на хакасском языке и вешает картинку земли)

 - За что благодарили Хыра улуз?

- Ребята предлагаю вместе поблагодарить за урожай

- Хыра улуз алгыс ас-тамахтар учун (говорит вместе с детьми)

- За хлеб

- Хыра улуз  алгыс халас учун

 - За землю        

- Хыра улуз алгыс чирибис учун.

- Ну а теперь вы готовы совершить этот обряд. Загадывайте желания.

- Чтобы правильно сделать обряд, какие условия надо выполнить?

- По краям нашего поля лежат колоски, а в юрте разноцветные ленточки. Предлагаю разделиться на группы выбрать ленточки и обвязать колоски для обряда.

Самостоятельная деятельность детей

- Ребята, колоски обвязаны, теперь можно произнести слова благодарности Хыра улуз.

Еще раз  педагог показывает обряд (в центре ставит пучок колосков и произносит на хакасском языке слова обряда….)

- Теперь предлагаю вам дети исполнить обряд.

Педагог подсказывает, если дети забыли.

- Спасибо дети за исполненный обряд. Хыра улуз обязательно исполнит ваши желания. Будем прощаться. Алымчохтар.

 Дети заходят в зал.

Здороваются на хакасском языке.

Предположение детей

Дети рассматривают корзины с овощами и фруктами.

Дети называют название фруктов и овощей на хакасском языке

Дети рассматривают пучки колосков

Предположение детей

Дети вместе с педагогом произносят слова благодарности

Каждый ребёнок «про себя» загадывает желание

Предположение детей (разделиться на пары или на группы и произнести слова благодарности Хыра улуз)

Дети делятся на пары или на группы, выбирают ленточки.

Самостоятельно дети обвязывают колоски в пучки.

Дети исполняют обряд

Дети прощаются на хакасском языке.

Создание  условий для мыслительной и речевой  деятельности.

Создание  условий для закрепления хакасских слов

Создание  условий для развития воображения и образного мышления

Создание  условий для мыслительной и речевой деятельности

Создание  условий для знакомства с новыми хакасскими словами

Создание  условий для мыслительной и речевой деятельности

Создание  условий для выбора: партнеров для деятельности; ленточек для обвязывания колосков.

Создание  условий для самостоятельной деятельности

Создание  условий для мыслительной и речевой деятельности

Заключительная часть

- Ребята, где мы побывали?

- Что мы там делали?

- Зачем хакасы делали этот обряд?

- С какими новыми словами мы сегодня познакомились?

- Как вы думаете, это обряд мы можем делать и где?

Дети анализируют деятельность

Условия для рефлексии деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по ознакомлению с хакасским орнаментом.

Как знакомить детей дошкольного возраста с хакасским орнаментом? На этой страничке вы найдете методические рекомендации по данному разделу....

Конспект НОД по хакасскому языку Тема «Национальное украшение хакасских женщин пого»

Конспект НОД по хакасскому языкуТема «Национальное украшение хакасских женщин пого»...

Физминутки на хакасском языке, хакасские национальные игры.

Хакасский язык - с детского сада!  Знание двух языков - это всегда большой плюс для ребенка.  В нашем детском саду изучению хакасской народной культуре уделяется немалое внимание. Одной из о...

«Семейно-бытовые обряды казаков. Обряды, связанные с рождением и крещением ребенка».

Цель:Рассказать  о  семейно- бытовом   обряде в казачестве,  связанном   с рождением и крещением ребенка»....

ПРИБЩЕНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ К ХАКАССКОЙ КУЛЬТУРЕ НА ОСНОВЕ НАРОДНОГО ФОЛЬКЛОРА И МУЗЫКАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА ХАКАССКИХ КОМПОЗИТОРОВ

Чтобы у детей появился интерес к истории родного края, чтобы они познали и полюбили свою землю, чтобы у них появилось чувство гордости, необходимо с детства научить любить то, что их окружает.Мне, как...

Хакасский язык для малышей: сказки на хакасском языке

Изучение  хакасских народных  сказок – это расширение знаний детей о своём родном крае, о своей малой родине – Хакасии. Еще не научившись читать, каждый ребенок узнает, что ...

«ТРОИЦА: ТРАДИЦИИ И ОБРЯДЫ» Мастер-класс по изготовлению народной куклы Троица (или Березка) с элементами народных обрядов и игр.

laquo;ТРОИЦА: ТРАДИЦИИ И ОБРЯДЫ». Мастер-класс по изготовлению народной куклы Троица (или Березка) с элементами народных обрядов и игр....