«Путешествие по реке Енисей» (познавательная экскурсия)
методическая разработка (подготовительная группа) по теме

В рамках регионального компонента образования,  природное, культурно-историческое, социально-экономическое своеобразие местности предопределяет отбор содержания, усвоение материала, который позволяет выпускникам ДОУ адаптироваться к условиям жизни в ближайшем социуме, проникнуться любовью и уважением к малой  Родине.                                                                                                                           

Дошкольное детство является благодатным периодом для приобретения знаний о родном  крае. Каждый ребенок должен знать родословную и уважать свои корни. Это  наследство, которое мы должны не только использовать по назначению в жизни, а  беречь, как зеницу ока, развивая и распространяя ее среди потомков.

Гражданское патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. В каждом уголке России, в каждом городе, поселке, селе, есть свои природные особенности. Специфические черты истории и культуры, составляющие тот феномен, который формирует в человеке интерес и привязанность к родному краю, его патриотические чувства, историческое сознание, социальную активность.

Помочь лучше узнать свой край, глубже понять особенности его природы, истории и  культуры и их взаимосвязь с природой, историей и культурой страны одна из задач ДОУ.  

Работу по патриотическому воспитанию начинаю  с формирования у детей чувства любви к Родине, воспитания эмоционально-положительного отношения к тем местам, где они родились и живут,  умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях природы и истории родного края.

В дошкольном учреждении совместно с родителями  создан мини – музей «Сын Енисея Сын Сибири – Лесосибирск мой молодой», где дети  знакомятся с художественным и музыкальным творчеством, фольклором, традициями, легендами, играми. Родители наших детей являются не только помощниками, но и равноправными участниками процесса формирования личности ребенка.

Системность и динамичность предметно-развивающей среды позволяет ребенку  самостоятельно знакомиться с  материалами по краеведению. Комплексный подход в изучении родного края позволяет сформировать знания краеведческого содержания, так как материал включает характеристику основных объектов природы, населения, культуры, быта коренных народов.

Деятельность в данном направлении ориентирует детей на организацию личностного познания родного края, его обрядов и традиций, музыкальной культуры от непосредственного восприятия, изучения, ощущения к осмыслению. Дети как бы проживают явления природы и культуры, пропуская их через собственное творчество. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 9 «Сказка» города Лесосибирска».

 

«Путешествие по реке  Енисей»

(познавательная экскурсия с презентацией в мини - музей «Сын Енисея Сын Сибири – Лесосибирск мой молодой» для детей 5-7 лет)

             

 Воспитатель:  

                                                                              Захаркова Алена Игоревна

                                                                             

 г. Лесосибирск,  2016г.

В рамках регионального компонента образования,  природное, культурно-историческое, социально-экономическое своеобразие местности предопределяет отбор содержания, усвоение материала, который позволяет выпускникам ДОУ адаптироваться к условиям жизни в ближайшем социуме, проникнуться любовью и уважением к малой  Родине.                                                                                                                           

Дошкольное детство является благодатным периодом для приобретения знаний о родном  крае. Каждый ребенок должен знать родословную и уважать свои корни. Это  наследство, которое мы должны не только использовать по назначению в жизни, а  беречь, как зеницу ока, развивая и распространяя ее среди потомков.

Гражданское патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. В каждом уголке России, в каждом городе, поселке, селе, есть свои природные особенности. Специфические черты истории и культуры, составляющие тот феномен, который формирует в человеке интерес и привязанность к родному краю, его патриотические чувства, историческое сознание, социальную активность.

Помочь лучше узнать свой край, глубже понять особенности его природы, истории и  культуры и их взаимосвязь с природой, историей и культурой страны одна из задач ДОУ.  

Работу по патриотическому воспитанию начинаю  с формирования у детей чувства любви к Родине, воспитания эмоционально-положительного отношения к тем местам, где они родились и живут,  умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях природы и истории родного края. 

В дошкольном учреждении совместно с родителями  создан мини – музей «Сын Енисея Сын Сибири – Лесосибирск мой молодой», где дети  знакомятся с художественным и музыкальным творчеством, фольклором, традициями, легендами, играми. Родители наших детей являются не только помощниками, но и равноправными участниками процесса формирования личности ребенка.

Системность и динамичность предметно-развивающей среды позволяет ребенку  самостоятельно знакомиться с  материалами по краеведению. Комплексный подход в изучении родного края позволяет сформировать знания краеведческого содержания, так как материал включает характеристику основных объектов природы, населения, культуры, быта коренных народов.

Деятельность в данном направлении ориентирует детей на организацию личностного познания родного края, его обрядов и традиций, музыкальной культуры от непосредственного восприятия, изучения, ощущения к осмыслению. Дети как бы проживают явления природы и культуры, пропуская их через собственное творчество.

«Путешествие по реке  Енисей»

Цель: формирование у воспитанников ДОУ целостных представлений об окружающей природе, социальной значимости реки  родного города и месте человека в ней.

Задачи:

  • обогатить знания дошкольников о реке Енисей, его истории, красоте природы, и значимости реки для жизни человека;
  • воспитывать патриотические чувства, духовно-нравственную культуру детей, через литературные, познавательные образы.

Предшествующая работа: экскурсия на набережную Енисея, просмотр слайдов, беседа «Что вы знаете о реке Енисей», чтение художественной литературы: «Голубая дорога» Н.В. Алешина; «Енисей Батюшка» С. Баруздин; «Три клада природы» С. Викулова.

Оборудование и материалы: экран для слайдового сопровождения, проектор, ноутбук, музыкальный центр; касса, билеты.

Ход мероприятия

Дети  входят в зал друг за другом под песню «Родина моя»

Ведущая. Здравствуйте, ребята! Сегодня мы собрались, чтобы совершить путешествие по нашему краю. Как вы думаете, на чем можно совершить путешествие? Для того чтобы отправиться в путь на теплоходе, необходимо  в кассе приобрести билеты и сесть на место которое указано в билете.

Дети рассаживаются

Чтение стихотворения Николая Гордеева о Сибири.

Сибирь моя, держава снеговая,

Отечество моё и колыбель

Зачем, когда в чужих краях бываю,

Меня зовет к себе твоя метель?

Зачем манят кедровники и плесы,

Трубит сохатый праздничным гудком,

Зачем твои чалдонушки – березы

Мне машут белым утренним платком?

Сибирь! И чаще бьётся сердце,

И тает грусть, как лёгкий дым,

Могла бы кажется согреться

Одним лишь именем твоим!

Беседа о Крае, в котором мы живём.

Воспитатель: - Ребята, в какой стране мы живем?

- Как называется столица нашей родины?

Матушка-Россия богата и сильна. Она славится большим количеством городов, деревень.

-  Ребята, как называется край, в котором мы живём? (Красноярский край)

- Какие города Красноярского края Вы знаете?

- Как называется город, в котором мы живём?

- Из каких двух слов он состоит? (Лес и Сибирь)

- Что означают эти 2 слова?

- Как называется река, на берегу которой построен наш город?

На берегу могучей реки люди любят рыбачить, загорать, отдыхать, играть в разные игры.

Физминутка «А над речкой - мы с тобою!»

Над волнами чайки кружат,

Полетим за ними дружно.

Брызги пены, шум прибоя,

А над речкой — мы с тобою!

(Дети машут руками, словно крыльями.) 

Мы теперь плывём рекою

И резвимся на просторе.

Веселее загребай, и рыбешек догоняй. (В.А. Шишкина)

(Дети делают плавательные движения руками.)

 

Воспитатель: - Садитесь поудобнее,  расскажу вам интересную легенду. (Слайд 1)

Давным-давно это было. В глуши лесной существовало одно королевство, которым правил принц Енисей. (Слайд 2)

В  королевстве  жили  без горя, засухи и воин, люди обращались друг к другу

«Брат». В этом королевстве было много богатств деревья, животные, птицы, грибы, орехи, ягоды, много рыбы. (Слайд 3)

Но самым главным богатством была живая вода и плодородные земли. (Слайд 4)

Долго они жили без бед, но в один день  в королевство пришли завоеватели. (Слайд 5). Они захватывали деревню за деревней, (добавляется анимация по щелчку 3 раза). Никто не мог дать им  отпор, ведь в королевстве никто не мог сражаться, никто не знал, что надо делать.

Но принц Енисей не растерялся, он решил пойти к колдунье, которая жила не по далеку. (Слайд 6  добавляется анимация по щелчку1раз).

Принц: Что нам делать, о, великая колдунья? Наше королевство погибает!

Колдунья: Не печалься принц. Есть один  способ прогнать завоевателей. Но он очень дорого обойдется тебе и твоему государству.

Принц: Я на все пойду, чтобы спасти королевство.

Колдунья: Хорошо, Чужаков привлекает живая вода и плодородная почва. Если я лишу вас этого, то чужаки уйдут.

Делать было нечего, и Енисей согласился.

И тут, случилось, что-то, очень ужасное. (Анимация по щечку 1раз).

Грянул гром, завыли ветры, и через несколько минут от цветущей долины не осталось ничего.

Река, протекающая по городу, высохла. (Слайд 7), фермы и поля выветрились. (Слайд 8)). Долина стала пустынею. (Слайд 9)

Взглянув на это, завоеватели ушли, Енисей пришел  в королевство, но народ был очень недоволен всем этим.

Енисей опять пошел к колдунье. (Слайд10, добавляется анимация по щелчку1раз).

Принц: Великая колдунья, народ опять недоволен, ты не могла бы вернуть нам лес, деревья, животных, воду.

Колдунья: Увы, это мне не под силу. Но тебе сможет помочь колдун, который живет  в далекой стране, за горами, за лесами, иди, не бойся.

Пошел Енисей искать колдуна. (Слайд 11)

Великое множество опасностей подстерегало принца на пути. (Слайд 12)

Дикие животные, дремучая тайга, высокие горы, зной и ветер, но выжить Енисею помогала вера в королевство, вера в справедливость, вера в будущее.

Наконец спустя несколько месяцев дороги Енисей нашел колдуна. (Слайд 13 Анимация по щелчку 1 раз)

Принц: О, великий колдун, в моем королевстве было все хорошо, пока не пришли чужаки и не превратили королевство в пустыню. Сможешь ли ты вернуть, все как было?

Колдун: Я вижу, что ты готов на все ради своего королевства. Плодородие я смогу вернуть, а вот реку живой воды – нет.

Принц: Я готов пожертвовать собой, ради реки!

Колдун: Хорошо, это смелый поступок, будь по - твоему.

Снова над королевством грянул гром, (Анимация по щелчку 1 раз)

подул ветер. (Слайд14)

Пустыня превратилась вновь, в цветущую долину. (Анимация по щелчку 1 раз)

И появилась бурная могучая река. (Слайд 15)

Народ радовался и ликовал. (Слайд16)

Принцу так больше никто и не видел. Долго печалился народ, что не пришел принц домой, и решили  назвать реку в честь своего принца-ЕНИСЕЙ. (Слайд 17)

Енисей-Батюшка славится своей красотой, силой и мощью. (Слайд18 анимация по щелчку 3 раза)

Это самая полноводная река в мире. По ней плывут большие и маленькие корабли, (Слайд19 анимация по щелчку 3 раза)

Сплавляют лес. (Слайд 20 по щелчку 4 раза)

Очень много речной рыбы водится в Енисее. (Слайд21)

Стоят большие гидра - электростанции, которые вырабатывают электроэнергию необходимую для жизни людей. (Слайд22)

Есть  в  мире   много  рек  и  речек. (Слайд23)
Но  эта  быстрая   река,
Могучая,  красива   очень,
Стремительна  и  глубока.
Течёт   та  по  меридиану, (Слайд24)
Провёл  как  специально кто,
Рекой важнейшей  нашей станет,
Большая жизнь кипит на ней. (Анимация по щелчку)

Проводится игра «Четыре стихии»

Играющие стоят. Ведущий договаривается. Если он скажет слова:

«земля» - Сибири, все должны опустить руки вниз;

если слово «вода», рыбы которые водятся в Енисее - вытянуть руки вперед;

слово «воздух» - птицы Сибири - поднять руки вверх;

слово «огонь» - хлопки руками. Кто ошибается, тот проиграл.

Воспитатель: - Вот и закончилось наше путешествие по реке Енисей? Какие самые интересные моменты в легенде вам запомнились? В группе нарисуйте пожалуйста рисунки, про то, что вам всего больше понравилось. Мы из ваших работ сделаем выставку о нашей могучей реке Енисей. Пригласим детей других групп  и родителей на нашу выставку.

Список используемой литературы:

1. Кондрыкинская, Л. А С чего начинается Родина М.: ТЦ Сфера,2005г.

2. В.А. Шишкина, М.Н. Дедулевич. Прогулки в природу. М., Просвещение,2003.

3. Интернет источник https://znanija.com/task/2785797 (дата обращения 24 ноября 2016г.)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Легенда о реке Енисей Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 9 «Сказка» города Лесосибирска» Воспитатель Захаркова А.И

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 11

Кто на Енисее не бывал, тот красоты не видал!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательная экскурсия в осенний лес «По тропинке в лес пойдем» Средняя группа

Эксурсия носит познавательный характер. Расширяется кругозор детей. Закрепляются знания о связи живой и неживой природы. Дети учатся выделять изменения в жизни растений в разное время года...

Познавательная экскурсия в "Казачий музей" детского сада

Детство – это время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Именно в детском возрасте необходимо начинать развитие интереса к своему народу, его культуре, истор...

Социальное партнерство с МБУ «Нижневартовским краеведческим музеем им. Т.Д. Шуваева». Познавательная экскурсия "Как животные к зиме готовятся"

Зима - самое тяжелое время года для животных. Они мерзнут, даже простужаются, не могут добыть себе пищу из-под снега. Как животные готовятся к зиме? Некоторые зверюшки меняют свой наряд на более теплы...

Дидактическая игра «Познавательная экскурсия по посёлку»

Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний о Родине, базисных представлений о нашей стране, народе, обычаях, истории, культуре, формирование на их основе ...

Консультация на тему "Проведение природоведческих познавательных экскурсий"

Экскурсия-один из видов занятий по ознакомлению детей с природой.Во время экскурсии ребенок может в естественной среде наблюдать явления природы, сезонные изменения, увидеть, как человек преобразует п...

Конспект познавательной экскурсии в Экологический центр юного натуралиста «Маленькое путешествие в большой мир природы»

Конспект познавательной экскурсии в "Центр Юного натуралиста" совместно с родителями. (подготовительная группа)...

Познавательная экскурсия по городу для детей старшего дошкольного возраста «Город в двух частях света»

Цель: формирование нравственно-патриотических качеств у дошкольников; воспитание чувства любви к своему городу.Задачи:- развивать познавательный интерес у детей,- обобщать и систематизировать зна...