Конспект занятия. Народная культура Амурской области. « Кто такие Казаки?».
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Альметкина Татьяна Александровна

                     Народная культура Амурской области.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл занятие " Кто такие Казаки" 21.1 КБ

Предварительный просмотр:

                     Народная культура Амурской области.

                              « Кто такие Казаки?».

Цель:

 • Познакомить детей с  появлением казаков на Амурской земле. Кто такие казаки.  Их традиции, жизнью и культурными ценностями казачества.

• Формировать патриотические чувства на народных традициях и правилах, по которым веками живёт Амурское казачество.

Задачи:

                 Образовательные:

 *Познакомить с историей возникновения Амурских казаков.

. * Закреплять представление детей о быте и укладе жизни казачьей семьи.

                           Развивающие:

* Развивать познавательные способности, интерес к жизни народа казаков.

*Расширять запас слов, обозначающих названия предметов, действий, признаков

                                    Воспитательные:

*Воспитывать интерес к истории родного края и казачества.

*Воспитывать чувство патриотизма, гордости за малую Родину.

                                 Интеграция областей:

    *Познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно – эстетическое развитие.

                             Методические приёмы:

Наглядный метод: ( презентация), гости в форме, шашки.

Словесный:  беседа, вопросы, объяснение.

Игровой:  игры, танец,

Оборудование: мультимедиа, аудиозаписи,

материал: презентация « Кто такие казаки».

Предварительная работа: приглашение казаков к нам в гости.

Ход занятия:

- Ребята, у каждого человека есть малая Родина, где он родился и живет.

Скажите, в каком посёлке вы родились и живёте.

Дети:  Магдагачи.            

Воспитатель : А может, кто знает, в какой области мы с вами проживаем?.

Дети: В Амурской области…

- Правильно, мы живем в Амурской области. Это название произошло от реки – Амур, которая протекает по всей нашей Амурской области.

Но сегодня я хочу рассказать вам о том, кто основал нашу область и первыми заселились на нашей земле. Это были  казаки.

 -Ребята, а вы знаете кто такие казаки?     (слайд 2)

Дети:  ( ответы детей).

Воспитатель: Это смелые, сильные, ловкие, решительные люди, которые любят свою Родину и готовы её защищать.

Существует мнение, что историю Амурских казаков нужно вести от казаков Хабарова и основания крепости Албазин на реке Амуре в 1651 году. Однако первые представители современных Амурских казаков появились на берегах Амура в 1854 году, когда проводился первый сплав из Забайкалья в устье Амура. Так у нас появилось Амурское казачье войско.

Слайд 3:

В давние времена, а наши края бежали со всей России люди от тяжелой жизни. Они селились по берегам рек нашего края.

Слайд 4:

-Почему по берегам рек расселялись и строили свои жилища люди?

-да потому , что где вода там и жизнь.

Слайд 5:

Казаки всегда были привязаны к рекам и называли свои войска по названиям рек, вдоль которых они обитали. Так и появились Амурские казаки, которые  поселившись вдоль  реки Амур.

Слайд 6:

Эти свободолюбивые люди – называли себя казаками.

Слайд 7:

«Казак» означает --- вольный храбрый, свободолюбивый человек, удалой воин.

Казачество возникло по воле правительства – указом царицы Елизаветы Петровны в 1746г. для зашиты российских границ от кочевников. В казаки были зачислены в основном крестьяне. Казаки расселялись по станицам, крепостям и занимались земледелием и скотоводством.

Слайд 8:

Люди обустраивали жилища, обзаводились семьями и жили. Казаки строили себе жильё из самана. Саман – это кирпич из глины с примесью соломы.. На строительство собирались всем селом. Женщины и дети месили ногами глину с соломой, мужчины формировали её в кирпичи, сушили, а затем выкладывали из них стены. Кладку обмазывали глиной. Хату внутри и снаружи обязательно белили. Белый цвет считался символом чистоты и опрятности. Крыши крыли камышом или соломой.

Слайд 9:

Казаки были сильные и уверенные в себе люди, ведь им приходилось делать самим всё, что нужно для жизни: жилище построить, семью кормить, одевать, и хозяйство обустраивать.                       (  Следом  слайд 10. )

Слайд 11:

Посмотрите, как красиво было у казаков, дома у них были большие длинные столы и лавки, за которыми рассаживалось вся семья, вышитые  рушники весели, стояли сундуки.

Слайд12:

Смелость , отвага, ловкость – воспитывалась в казаках с детства.

Слайд13:

 Мальчики в этих семьях росли, смелыми, ловкими, выносливыми, играли в военные игры. Они уже с детства готовились к будущей военной службе, а для этого нужно было научиться уверенно, скакать на коне, быстро бегать, размахивая деревянной шашкой.

Слайд 14:

Женщины на праздники надевали свои красивые казачьи  костюмы. Которые  вышивали   сами. Они украшали кружевами, тесьмой.

Слайд 15:

Мужчины носили форму темно – зеленную, брюки с тёмно желтыми лампасами, фуражка тёмно зелённая с желтыми околышем. В зимнее время, одевали папаху, и бекешу (это тёплое пальто до колен).

Слайд 16:

Также у казаков было оружие – это шашки, плётка ( нагайка), кинжалы.

Слайд 17:

В храмах казаки хранили всё самое ценное: воинские награды, оружие. Это являлось одной из традиций казачества.

Шапку они снимали только в церкви, при службе и оголяют шашку одну треть – это означает, что казак готов защищать честь России.

Слайд 18:

Главным у казаков был атаман, его выбирали из самых смелых казаков.

Слайд 19:

Атаман – это казачий командир, у него хранилось казачье знамя, с ним в бой шли казаки. Атаман всегда был впереди, он отвечал за воинскую дисциплину и порядок.

Слайд 20:

Жизнь была не лёгкой и опасной, так как часто нападали враги на русские земли, а казаки любили всегда свою Родину – Русь и готовы были в любой момент встать на её защиту.

Слайд 21:

А если вдруг начиналась война – казак садился на коня, брал шашку в руки и воевать обязан был до победы.  

Слайд 22:

Казак – вольный человек,
храбрый воин.
Главная казачья заповедь - 
«Люби Россию, ибо она твоя мать.

Слайд 23:

                                            Традиции казаков.

Рождение мальчика у казаков считалось большим счастьем, так как каждый мужчина при рождении получал земельный надел – «пай»

Начиная с двух лет его регулярно сажали на коня, чтобы привыкал к седлу. При рождении мальчика было принято покупать коня, чтобы они привыкали друг к другу.

Авторитет отца и матери самым главным казаки ставили.

Крёстная мама дочку хозяйству обучала, пока родная-  по дому хлопотала.

Но, а крёстный отец сына военному искусству обучал, чтобы тот был храбрый боец.»

Перед старшими шапки снимали, место уступали, ведь слово старшего – это закон.

Уважали и старшую сестрицу, она мать заменяла, возилась с детьми, была мастерицей.

Детям, тем, кто баловался, мог, и посторонний казак надрать уши.

Слайд 24:

                                          Казачьи заповеди

Главный член казачьего общества должен знать и следовать главным принципам казачьей нравственности, которая в основе своей имеет нормы христианской морали.

1.люби Россию, ибо она твоя мать, и не чего в мире не заменит тебе её.

2.честь и доброе имя для казака дороже жизни.

3. казаки всегда равны в правах, помни: «Нет ни князя, ни раба, но все рабы божьи».

4.служи верно своему народу, а не вождям.

5. по тебе судят обо всём казачестве и народе своем.

6.держи слово казака дорого.

7.чти старших, уважай старость.

8.погибай, но товарища выручай.

9.держись веры предков, поступай по обычаям своего народа.

10.будь трудолюбив, не бездействуй.

11.береги семью свою, служи её примером.

Слайд 25:

Но вот ребята я вам рассказала совсем немного про казаков. Кто такие казаки, про их быт, традиции, принципы. В дальнейшем мы свами будем знакомиться более подробно.  

 Сейчас казаки живут совсем по-другому. Но есть в нашей Амурской области на территории Магдагачинского района село Черняево. Там есть музей «Амурского казачества», в музее сохранили все предметы быта на следующих занятиях мы с вами более подробнее познакомимся с музеем Амурского казачества села Черняева.

Ребята казаки на праздниках играли в свои народные игры, вот, например, мужчины садились на своих коней и с шашкой в руке скача на своём коне должен разрубить арбуз, стоящий на бревне. Но и дети тоже любили играть и сейчас мы с вами поиграем в их казачьи игры.

                            Игра «Плетень», «Перетяни канат»

Ребята и у нас в посёлке тоже есть казаки и сейчас я хочу вам представить наших гостей это -------

Доманов Вадим Владимирович по званию – вахмистр.

И Менжинский Николай Фёдорович тоже по званию-----вахмистр.

И с ними совсем юный казачок.

Они сегодня вам расскажут о жизни наших казаков в нашем посёлке и где ещё есть казаки, в каких деревнях и селах.

Выступление казаков……….

Спасибо вам большое за ваши выступления, нам с ребятами понравилось очень, и мы надеемся, что эта встреча не последняя с вами, мы ещё будем встречаться и в дальнейшем. И на прощание мы хотим вам с ребятами подарить вам не большие вам сувениры от нас. Большое вам спасибо!!!!!!  (все хлопают).

И так ребята закончилось первое наше знакомство с замечательными людьми Амурскими казаками.

Что нового вы узнали?    Вам понравилось наше занятие?

                                  Всем спасибо!!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия во 2 младшей группе "Что такое хорошо, что такое плохо"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад "Тополек"...

Занятие: "Народные культуры и традиции"

Вызвать у детей интерес к русским  народным традициям. Закрепить знания детей о названии страны, в которой они живут, о её быте.  Расширять знания о народных культурах и трад...

конспект занятия: "Народная культура и традиции".

Цель. Закрепить знания детей о названии страны, в которой они живут, о её природе, некоторых исторических событиях, культуре.Уточнить знания детей о таком понятии, как традиция, вспомнить традиции рус...

Конспект занятия для детей старшей группы "Что такое хорошо, что такое плохо"

Конспект занятия «Что такое хорошо, что такое плохо?»  по образовательной области "Чтение художественной литературы" предназначен для воспитателей старшей группы. Цель занят...