Сказка про курочку Рябу, а ещё про то, как мама любит папу и папа любит маму… Мастер-класс работы с родителями в контексте программы «Социокультурные истоки»
проект (старшая группа) по теме

Полежаева Юлия Александровна

Давайте вспомним свою жизнь, свою семью. Сколько мы (и папа, и мама) приложили усилий к тому, чтобы разбить своё счастье. Но, слава Богу, что это не всегда сразу получается. «Но вот бежала мышка, хвостиком зацепила, яичко упало – и разбилось» Заметьте, не сама мышка разбила, а только хвостиком зацепила – и всё.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon skazka_pro_kyrochky_ryabu.doc89.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сказка про курочку Рябу, а ещё про то, как мама любит папу и папа любит маму…

Мастер-класс работы с родителями в контексте программы «Социокультурные истоки»

Картинка 1 из 3983

- Хотите, я вам расскажу сказку про курочку Рябу?

- Нет – отвечают родители, - не хотим, вы нам давайте что-нибудь более существенное, чем пересказ самой тупой сказки, которую мы знаем и сами бессчётное количество раз пересказывали.

- И всё-таки – настаивает , - давайте ещё раз попробуем про неё, про курочку Рябу.

«Жила-была курочка Ряба, и снесла она яичко. Да яичко не простое, а золотое». А символом чего является яичко на Руси? Правильно, началом жизни. Так ведь по сказке получается, что вначале Господь подарил человечеству жизнь, счастье золотое, в котором уже всё есть. А что сделал человек в образе деда и бабки? «Дед бил, бил, да не разбил, баба била, била, да не разбила»

Давайте вспомним свою жизнь, свою семью. Сколько мы (и папа, и мама) приложили усилий к тому, чтобы разбить своё счастье. Но, слава Богу, что это не всегда сразу получается. «Но вот бежала мышка, хвостиком зацепила, яичко упало – и разбилось» Заметьте, не сама мышка разбила, а только хвостиком зацепила – и всё. То есть достаточно было одному слову, какой-то небольшой силе извне, мышиному хвостику, зацепить – и всё, семейное счастье, человеческое счастье разбито. Но Бог праведен. Он не оставляет человека в беде. И вот курочка Ряба уговаривает человека: не плачь, деда, не плачь, баба, я снесу вам яичко, но не золотое, а простое. Человек рад и этому счастью. Но теперь ему надо хорошенько потрудиться, чтобы яичко, т.е. жизнь и семейное счастье, стало золотым. А для этого, кроме всего прочего, нужен труд души. Труд, и не малый. Для того, чтобы в семье поселилась любовь, уважение друг к другу, радость, счастье нужно приложить серьёзные усилия. Народная сказка говорит, что счастье возможно. Одним из условий семейного счастья является то, когда каждый: и папа, и мама, осознаёт своё изначальное предназначение как мужчины и женщины. Роль отца – сильное мужское начало, человек, который содержит созданную им семью, является опорой и надёжной защитой для каждого члена семьи.

Мама – хранительница очага. Если раньше мы это понимали в буквальном смысле, то сейчас подбрасывать постоянно поленья в печь не надо. Но необходимо поддерживать другой огонь. Огонь любви, в тепле которого комфортно всем членам семьи. Не правда ли, красивая семья, в которой такой отец и такая мать. Но, к сожалению, идеальные семьи в жизни встречаются нечасто. И тогда основой для решения многих проблем является не менее важное – уважительное отношение друг к другу.

Далее возникает следующий вопрос: «Уважаемые родители, что является главным для ребёнка в вашей семье?» Ответов множество. От еды и компьютера до внимания и ласки. И тогда учитель приглашает ученицу 2-го класса, чтобы она рассказала родителям, своим и другим, любимое стихотворение:

Мама на папу глядит, улыбается.

Папа на маму глядит, улыбается.

А день самый будний, не воскресенье.

И за окошком не солнце, а вьюга.

Просто такое у них настроение.

Просто они очень любят друг друга

После стихотворения помолчали, подумали… каждый о своём. Почему так значима для ребёнка любовь родителей друг к другу? Почему она даёт силы ребёнку, влияет на его самочувствие, настроение? И почему именно эта любовь согревает, даёт силы, свет, уверенность ребёнку в завтрашнем дне? Скорее всего, потому, что учат не столько умные слова и нотации, сколько созданная взрослыми среда, эмоциональная атмосфера в доме, семье. А если это так, то, может быть, взрослым в первую очередь необходимо пересмотреть свои взаимоотношения в семье, а потом читать нравоучения ребёнку, что правильно, а что неправильно.

Кстати, академик РАО В.П. Зинченко также подтверждает значимость семейной среды для формирования, так называемого, ока души, отмечая, что «В человеческом зрении мы имеем дело с двумя принципиально различными органами: телесный глаз, который, конечно же, представляет собой одно из чудес природы, и глаз духовный, или око души. Око души (духовное зрение) – это особый функциональный, а не анатомо-физиологический орган человека» И только от нас с вами, родителей, зависит качество формирования ока души. Ребёнок из детства выходит по-разному: один – радостным, способным удивляться всему, а другой – озлобленным, закомплексованным.  Мы сегодня пришли не просто слушать красивую сказку, а трудиться, искать ответы на многие, казалось бы, тупиковые вопросы. И было бы неплохо теперь каждому из нас озадачиться тем, как выстроить семейные взаимоотношения, которые способны воспитать гуманные качества в ребёнке.

А сейчас мы плавненько перейдём к следующему вопросу и поговорим о том, что такое детство. В учебнике по истоковедению содержится следующий ответ: детство – это ценность, а не только объект проектирования и воспитания. И нам, взрослым, следует это признать: ребёнок сейчас, в пору его детства, должен качественно проживать этот отрезок жизни. А мы период детства рассматриваем только, как возможность подготовить его во взрослую жизнь.

Да, мы все родом из детства. И, в конце концов, помним из него преимущественно хорошее. Мы любим своих детей, и нас не нужно уговаривать любить их ещё больше. Мы беспокоимся об их судьбе больше, чем когда-то беспокоились о судьбе собственной, и нам хочется, чтобы наши дети были счастливее, способнее и умнее нас. Казалось, что мы всё делаем, что в наших силах и всё же… Всё же, что не так?

Может быть то, что и у нас у всех, и у каждого в отдельности, чего греха таить, представления о детстве, осознание его роли в дальнейшем развитии и становлении взрослого человека весьма примитивны. У одних на устах расхожий штамп: «Детство и молодость – это недостаток, который с годами проходит» У других - избыточная забота о будущем ребёнка, которая коверкает его настоящее. Да и преждевременное взросление – это тоже не достижение, а беда – пропуск этапов или периодов детского развития, которые имеют непреходящую ценность.

Мы забываем, что именно в детстве мы научились радостям и горестям, пережили свои ад и рай, неоднократно переживали «конец света», получили первые уроки свободы и рабства.     Детские страдания пробуждали в нас сознание, побуждали к поискам смысла, учили претерпеванию, преодолению трудностей, воли или же, наоборот, ожесточали нас.

     Проявленные к нам забота и любовь вызывали в нас доверие к миру, открывали нас и в нас человеческие качества, вводили в мир человеческих отношений. Задумавшись о своём детстве, вспомнив его, каждый придёт к простому заключению, что детство есть самоценная жизнь, а вовсе не подготовка к ней. А решаемые в детстве задачи грандиозны по своей сложности. Особенно сейчас, в период перестроечных рыночных отношений. Мало кто из взрослых сейчас до конца понимает взаимоотношения в подростковой среде. Что и как формирует группировки, что в них является ценностью?  Подростки свято охраняют свои отношения, редко кого из взрослых впускают туда.

Нам лишь кажется, что наше детство бесконечно. Его плотность объясняется детской способностью удивления, останавливающего время. Поэтому-то оно и является началом познания.

Прозорливый А. Эйнштейн в своё время сказал, что созданная им теория относительности – это детская игрушка по сравнению с детской игрой. Детская гениальность удивляет учёных. А. Флоренский говорил, что гений – это сохранение детства всю жизнь, а талант – это сохранение юности всю жизнь. Пора и дары детства – это любознательность, удивление, разгорающееся воображение и неуёмная энергия. А пора и дары юности – это мечты, пламенное воображение, стремление к самоопределению, задор, кураж.

     Значит – ребёнок – гений, юноша – талант, а взрослый?..

     На этот вопрос есть неплохой ответ у М. Волошина:

     «Ребёнок непризнанный гений

     Средь буднично серых людей…»

Между прочим, это среди нас с вами, которым, видимо, морально тяжело признать детскую гениальность. Если мы отнесёмся внимательно ко всем высказываниям, к своим наблюдениям, то придём к печальному выводу: гениальность даётся с рождения, пока у ребёнка есть интерес, удивление, а в ходе дальнейшей человеческой жизни не только не приобретается, а утрачивается.

Нужны какие-то загадочные, неизвестные нам счастливые обстоятельства, чтобы она сохранялась, опредмечивалась, а не угасала, а тем более не затаптывалась, не подавлялась. Так что же нам делать, как воспитывать своих детей? Вопросов здесь остаётся много, на которые придётся искать ответ, может быть, и всю жизнь. Ясно сейчас одно: воспитание «в лоб» (это можно, это нельзя) малоэффективно, если конечно, оно не подменяется насилием (а любое насилие - это только на время заставить замолчать или надолго загнать в угол). Мы ценим и помним тех родителей, тех учителей, которые нас не воспитывали, а дарили нам своё внимание, свои знания, а нередко – любовь и дружбу, т.е. школа равновесия души и глагола. Замечательно, что в русском языке глагол, как логос, - это и слово, и значение, и мысль, и действие, и деяние, и поступок. И только в союзе с душой превращает любое знание, действие, мысли в понимание, принятие чего-либо.

На нашем первом занятии, уважаемые родители, мы озвучили, обозначили вопросы, которые должны быть главными, на наш взгляд, для родителей. Следующие занятия подразумевают более подробное освещение следующих тем:

  1. Женщина – хранительница очага (для мам)
  2. Мужчина – надёжный защитник и опора (для пап).
  3. Что значит: «Купаться в родительской любви»?
  4. Детство – это ценность.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное развитие педагога, детей и родителей в реализации программы «Социокультурные Истоки в дошкольном образовании» (Из опыта работы педагога)

Публикация материала из опыта работы старшего воспитателя по реализации программы "Социокультурные истоки"....

Анкета для родителей по реализации программы "Социокультурные истоки"

Анкетирование родителей по программе "Социокультурные истоки"...

План работы кружка "Дорога добра" по программе "Социокультурные истоки"

Материал в помошь воспитателям при организации работы кружковой деятельности по программе "Социокультурные истоки"...

Взаимодействие с родителями через реализацию программы "Социокультурные истоки"

Актуальной становится задача объединения усилий дошкольного образовательного учреждения и семьи и создания единого контекста воспитания и развития на основе общности цели, содержания и педагогических ...

План работы с родителями по реализации программы «Социокультурные истоки»

Программа «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте...