Методическая разработка "Экскурсия по экологической тропе с дошкольниками"
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

Шипицына Анна Петровна

Данная методическая разработка является опорным конспектом к НОД по экологическому воспитанию дошкольников. Содержит информацию о растениях, игры, наблюдения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologiya_dlya_publikatsii.docx23.91 КБ

Предварительный просмотр:

                                  Экологическая тропа

Задачи: Закреплять знания о растениях на экологической тропе; учить замечать изменения, происходящие в природе ; развивать наблюдательность; активизировать память  и внимание детей.

Объекты:  калина бульдонеж, береза кучерявая, лиродендрон, дуб пробковый, вейгелла , айва японская, жасмин месни (знакомство).

Видовые точки: 1. Лаборатория

                               2. «Березовая роща»

                               3. «Растения весеннего цветения»

Ход:

1. «Лаборатория».  

Беседа.

В:Какое сейчас время года?

В:Какой месяц?

В: Какие изменения происходят в конце зимы?

В: Что характерно для нашего климата в конце февраля?

 

В: Ребята, а нам письмо! Ясногорик обращается с просьбой украсить экологическую тропу с помощью калины бульдонеж.

В: Как же мы это сделаем?(Ответы детей).

Воспитатель направляет детей к этому растению.

В:Давайте вспомним, друзья, как цветет это растение?(ответы детей: Цветет калина белоснежными шарами недолго, всего 2-3 недели (конец мая – первая половина июня), изящно свисающими на ветках, изогнутых под их тяжестью).  

В: Почему назвали так это растение?(ответы детей: когда бутоны раскрываются полностью – шары становятся снежно-белыми, как снежки).  

 Она хорошо растёт на сухих почвах, но требует достаточного полива, поэтому лучше её выращивать на влажных почвах.

В: Ребята, а как же мы можем помочь Ясногорику, нам ведь нужно, чтоб калины бульдонеж стало много?(ответы детей)  

В: Оказывается, калина бульденеж хорошо размножается : отводками, делением куста, зелеными летними черенками.

В:Мои юные помощники. Давайте обратимся к схеме, которая нам поможет правильно рассадить растение. Отводками размножают весной: в лунку глубиной 10-12 см пригибают и пришпиливают побег, засыпают его перегноем, уплотняют, почву содержат влажной. Побеги укореняются к осени, правда, корешки получаются более слабые, чем у черенков, а через 2 года их отделяют от основного куста.

Практическая деятельность воспитателя и детей.

Воспитатель следит за правильностью и. аккуратностью ее выполнения.

По окончанию работы воспитатель спрашивает: «Чему вы сегодня научились? Отводки какого растения вы посадили?   Когда на ваших отводках появятся новые листочки, вы увидите, что они прижились.

  Ребята фиксируют в дневниках наблюдения дату рассадки растений с целью дальнейших наблюдений.

 

2. « Березовая роща».

Наблюдение за березой.

Цель: продолжать знакомить с деревом , ставшим символом Росссии; рассказать о том, какую пользу приносит береза людям.

Береза кудрявая дерево до 15 м высотой, с чисто-белым стволом, не образующим в основании темную грубую корку, за что получила еще одно название – береза белоствольная. Крона березы кудрявой  широковетвистая, яйцевидная. Ветви направлены вверх. Кора молодых ветвей гладкая, красновато-бурая, позже чисто-белая. Листья такой березы   блестящие, яйцевидные или ромбические, до 6 см, после распускания клейкие и душистые.

 

 Береза кудрявая предпочитает более сырые почвы и влажный климат.

Примерные вопросы:

В: Ребята, обратите внимание на стволы берез в нашей Березовой роще

В: Какой ствол самый широкий?(ответы детей: Внизу у самой земли. Самый узкий наверху, самая вершина.)

В:А хотите посмотреть, что происходит с насекомыми под корой?(Ребята рассматривают кору и берут один слой бересты. Под лупой рассматривают дырочки, трещинки в коре, есть ли насекомые, спят ли они или уже проснулись после зимы.)

В:Ребята. знаете ли вы строение(части) дерева? (Опираясь на схему, ребята рассказывают.)

Дидактическая игра «Путешествие»

Цель: найти дорогу по названиям знакомых растений и других природных объектов.

Ход игры: Воспитатель выбирает одного-двух ведущих, которые по заметным ориентирам определяют дорогу, по которой должны пройти все дети к спрятанной игрушке.

 

Приметы: если февраль будет дождливый, то такими же можно ожидать весну и лето; если февраль будет дождливый, то предвещает засуху.

Лириодендрон.

Загадка

 Тюльпановое дерево с бороздчатой корой

А листья формы необычной

Отгадайте, что это ? (Лириодендрон)

В: А как же узнать лириодендрон по форме крон?( Ответы детей: верхние ветви изгибаются в одном направлении).

 Деревья, особенно американский вид, часто возвышаются над кронами других лиственных деревьев, таких как клёны и дубы.

Лириодендрон легко узнать по форме кроны, где верхние ветви изгибаются в одном направлении.

 

 Дуб пробковый.

Загадка

Кудрявой кроною большой

шумит в лесах он день-деньской.

Он - царь деревьев на Руси!

(Кого угодно ты спроси!)

Его обходит лесоруб -

ведь слишком твёрд и крепок ... (ДУБ).

В: Ребята, сравните, пожалуйста лириодендрон и дуб.В чем их сходства, а в чем различия?

Ребята производят сравнение.

Сходства

Различия

   

 3. «Растения весеннего цветения».

Подвижная игра. «Мяч передавай-слово называй»(дети называют первоцветы)

Цель: развивать фонематические представления, быстроту реакции.

Ход игры: играющие выстраиваются в колонны. У первых игроков по мячу(диаметр 25-30см). Ребенок называет слово на заданный звук и передает мяч назад двумя руками над головой. Следующий игрок самостоятельно придумывает слово на этот же звук и передает мяч дальше.

Наблюдение за цветением вейгеллы, айвы японской.

Примерные вопросы:

В: Ребята, оказывается садоводы называют вейгелу "вестником тепла". Как только это растение зацветет, так это означает, что холода и заморозки на почве уже не вернутся

В: А знаете ли вы сколько раз в  году цветет вейгелла?(Ответы детей.В течение года Вейгела цветет дважды: весной, а потом в конце лета. В эти периоды куст покрывается множеством цветков-колокольчиков, они могут иметь белый, розовый, красный или желтый окрас.)
В: Как выглядят соцветия вейгеллы? (Ответы детей. В первые дни цветения они довольно бледны, но со временем становятся более красочными.)

 

Примерные вопросы: 

В: Ребята, вам интересно, как цветет айва японская? (Ответы детей.)Воспитатель подходит с детьми к айве японской.

В: Какие цветы у айвы?(Ответы детей.Весной айва ярко цветет алыми цветами, похожими на яблоневые) 

В:Какая особенность цветения айвы японской существует?(Ответы детей.Цветение начинается, когда листочков еще практически нет) 

В: Мои друзья, как выглядят ветви и побеги?( Ветви и побеги растения дугообразные, густо покрыты темно-зелеными, блестящими листьями)

Сообщение новых знаний.

А знаете ли вы, что настоящими зимнецветковыми жасминами являются жасмин Месне, первоцветный .Изящные, трубчатые, почти без запаха цветки жасмина голоцветкового без устали распускаются на прутьевидных безлистных побегах с января и до конца апреля, а пик цветения наступает в феврале, когда кусты сплошь становятся желтыми.

Жасмин — вечнозелёный кустарник вырастает до 1,8-3 м в высоту

Отличия растения от других:

  • это прямостоячие или вьющиеся кустарники с тонким и гладким стеблем, который покрыт простыми, темно-зелеными,  листьями. Завершается стебель крупными цветами правильной формы.
  • Цветы жасмина   собраны в щитки, которые в зависимости от вида растения бывают боковыми или верхушечными.
  •  Аромат жасмина очень приятный и нежный, но в условиях маленького помещения (к примеру, дома) запах может стать сильно концентрированным и приводить к головным болям.

 В: Ребята, обратите внимание: время цветения этого растения: в конце зимы и ранней весной.

 

Первые упоминания о душистом жасмине найдены в древнеегипетских папирусах. Легенда о жасмине рассказывает что Эллины верили, что жасмин подарила людям богиня мудрости Афина. Во Франции из его стволов изготавливали дудки и флейты. В Китае его добавляли в чай, им промывали глаза, из него делали удивительный сироп от кашля. Считалось, что он очищает кровь. В Индии жасмин называли «лунным светом любви», девушки украшали им свои волосы и использовали в косметике.

Польза: Цветы жасмина медоносны, а молодые листья - хорошая приправа к салатам. Ученые заметили, что жасминовый запах тонизирует и возбуждает функции головного мозга, стимулирует творчество, рождение оригинальных идей. Также он укрепляет чувство собственного достоинства, ощущение благополучия, помогает адаптироваться к незнакомой обстановке.

 

4. Итог экологической тропы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Создание экологической тропинки на территории ДОУ"

В данной разработке раскрывается способы и этапы построения экологической тропинки на террритории сада....

Экскурсия по экологической тропе для дошкольников (5-7лет)

Дети, сегодня мы с вами пойдем на экскурсию по экологической тропе. Но чтобы мы не сбились с пути, мы будем пользоваться картой. Давайте ее рассмотрим (рассматриваем карту и отправляемся в путь).Перва...

Методический материал (к экологической тропе)

Методический материал(к экологической тропе)...