Рабочая программа по дополнительтному образованию "Родные просторы"
рабочая программа (средняя группа)
Рабочая программа по дополнительному образования "Родные просторы" направлена на формирование начал экологической култьтуры
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_dopolnitelnogo_obrazovaniya.docx | 57.27 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД №31 «МЕДВЕЖОНОК»
Утверждаю:
Заведующий МБДОУ ДС № 31
«Медвежонок»
_______________ Н.В.Дирлам
Приказ №_____от __________
Рабочая учебная программа
по дополнительному образованию
“Родные просторы”
Воспитатели: Вязовцева В.А.
Щербанюк З.А.
г. Нижневартовск 2018
Содержание
- Целевой раздел
1.1.Пояснительная записка --------------------------------------------------------- 3
1.2.Отличительные особенности программы. ----------------- --------------- 3
1.3. Планируемые результаты------------------------------------------------------ 4
1. 4. Основные принципы реализации программы------------------------------ 4
2. Содержательный раздел
2.1.Содержание образования по образовательным областям --------------- 6
2.2.Формы работы по образовательным областям ---------------------------- 7
2.3.Методическое обеспечение --------------------------------------------------- 9
- Организационный раздел
3.1.Тематическое планирование ------------------------------------------------- 10
3.2. Особенности организации предметно-пространственной
развивающей среды ---------------------------------------------------------------- 14
3.3.Материально-техническое обеспечение программы ------------------- 15
3.4.Перечень литературных источников ----------------------------------------
l. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Сегодня как никогда стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования нового поколения. Основой как национального, так и мирового развития общества должна стать гармония человека и природы. Каждый человек должен понимать, что только в гармонии с природой, возможно, его существование на планете Земля. Воспитывать экологическую культуру, ответственность начинать надо с дошкольного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения. Поэтому мы решили организовать клуб по формированию у детей основ экологической культуры «Родные просторы».
Работа с детьми предполагает совместную деятельность, сотворчество педагога, детей и родителей. Занятия строятся с учетом наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия ребенком окружающего мира и направлены на формирование экологических знаний (знания о мире животных; знания о растительном мире; знания о неживой природе; знания о временах года) и экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам.
- Отличительные особенности программы
Базисная программа «Истоки», которая имеет открытый характер, позволяет творчески использовать различные педагогические технологии. Данная образовательная программа рассчитана на работу с детьми среднего дошкольного возраста – 4- 5 лет. Оптимальные условия для развития ребёнка – это продуманное соотношение самостоятельной, непосредственно-образовательной и совместной деятельности. Объём деятельности в год составляет 36 часов. В процессе НОД сочетается групповая и индивидуальная работа. Образовательный процесс строится в соответствии с возрастными и психофизиологическими особенностями детей.
Цель: формирование основ экологической культуры и познавательной активности детей
Задачи:
-Формирование у дошкольников основных представлений и понятий о живой и неживой природе;
-Формирование навыков экологически грамотного, нравственного поведения в природе;
- Развитие понимания взаимосвязей в природе и места человека в них;
-Воспитание любви и бережного отношения ко всему живому на Земле и развитие эстетическое восприятие природы.
-Обеспечение непрерывности экологического образования в системе: ДОУ – семья.
-Совершенствование диалогической речи детей: умение слушать собеседника, понимать вопросы, смысл знаний, уметь задавать вопросы, отвечать на них.
1.3. Планируемые результаты освоения Программы
-Сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе.
-Сформированы знания о взаимосвязи в природе интерес к явлениям и объектам природы, навыки бережного отношения к растениям, животным, птицам, насекомым.
-Умение экспериментировать, анализировать и делать выводы.
- Повысится экологическая культура, появится понимание необходимости в экологическом воспитании детей.
- Создание единого воспитательно-образовательного пространства ДОУ и семьи по экологическому воспитанию дошкольников.
Этапы освоения программы
Весь образовательный цикл делится на 4 блока
1 блок «Где мы живем»
2 блок «Многообразие растительного и животного мира»
3 блок «Сезонные изменения»
4 блок «Природа и человек»
Примечание: Основной формой работы являются занятия 1 раз в неделю с подгруппой детей 15 - 20 минут, во второй половине дня. Индивидуальная работа предполагается в свободное от занятий и вечернее время, направленное на решение конкретных задач.
Результативность знаний и умений зависит от эмоционального настроя взрослого и детей, степени восприятия программного материала, его усвоения, систематического посещения занятия и т.д. При оценке достижения детей целесообразно считать развитие познавательных и творческих способностей от допустимого уровня к достаточному и от достаточного к высокому.
1. 4. Основные принципы реализации программы
- "позитивный центризм" (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);
- дифференцированный подход к каждому ребенку, учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;
- развивающий характер обучения, основанный на детской активности;
- сочетание научности и доступности материала;
- наглядность;
- рациональное сочетание разных видов деятельности, характерный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
- профессиональная компетентность педагога;
- систематичность и последовательность. Воспитание эффективно, если оно системно;
- принцип от близкого к далекому;
- принцип системно-организованного подхода, который предполагает скоординированную работу всех специалистов ДОУ;
- принцип учета региональных условий.
- Содержательный раздел
2.1.Содержание образования по образовательным областям
Образовательная область | Содержание психолого - педагогической работы |
Социально- коммуникативное развитие | 1.Развитие свободного общения, связной речи, доказательной речи в процессе освоения основ экологической культуры через ситуативное общение, беседы, рассказывание, рассуждение, отгадывание загадок. 2.Побуждение детей к самооценке и оценке действий и поведения окружающих, развитие нравственных и волевых качеств через создание игровых ситуаций, ситуаций морального выбора, сюжетно – ролевые игры. 3. Побуждать детей к самостоятельности, способствовать развитию трудовых умений и навыков в процессе выполнения поручений, изготовления атрибутов для сюжетно – ролевых игр, масок для игр – драматизаций, оформлении альбомов, коллажей. |
Познавательное развитие | 1. Активизация мышления детей через решение проблемных ситуаций, просмотр и обсуждение познавательных книг, иллюстраций на экологическую тематику, моделирование правил и ситуаций поведения в природе. 2.Способствовать более глубокому восприятию материала через обучающие и познавательные презентации, интерактивные игры, познавательные фильмы. |
Речевое развитие | 1.Широкое использование фольклора: художественных произведений, заучивание стихотворений, отгадывание загадок. Способствовать развитию любознательности. 2.Развивать умение слушать и обсуждать прочитанное. |
Художественно- эстетическое развитие | 1.Способствовать более глубокому эмоциональному восприятию материала через музыкальное сопровождение. 2. Побуждать детей к самостоятельности, изготавливать атрибуты для сюжетно – ролевых игр, масок для игр – драматизаций, оформлении альбомов, коллажей. 3. Развитие образного представления, наблюдательности, способности замечать характерные особенности предметов или объектов и передавать их через различные виды продуктивной деятельности (рисование, аппликацию, конструирование. |
Физическое развитие | 1. Соблюдение двигательной активности через участие детей в подвижных играх, эстафетах, играх – соревнованиях, способствующих развитию психофизических качеств, координации движений, умению ориентироваться в пространстве, закреплению навыков безопасного поведения в природе. 2.Формирование первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни через организацию режимных процессов, наблюдений, бесед и т.д.
|
2.2. Формы работы по образовательным областям
Образовательные области | Формы работы |
Физическое развитие |
|
Социально- коммуникативное |
|
Речевое развитие |
|
Познавательное развитие |
|
Художественно- эстетическое развитие |
|
2.3.Методическое обеспечение
Для реализации программы в зависимости от поставленных задач на занятиях используются различные методы обучения чаще всего работа основывается на сочетании следующих методов.
Для того чтобы дети самостоятельно выдали выводы, необходимо обеспечить ребёнку максимальную самостоятельность в деятельности не давать прямых инструкций, создавать условия для проявления собственных опытов и выводов.
Система теоретических, практических занятий, направленных на формирование основ экологической культуры.
• целевые прогулки;
• экскурсии;
• развлечение с экологическим содержанием (КВН, викторины);
• экологические акции;
• просмотр видеофильмов;
• экспериментирование;
• моделирование;
• конструирование
- Организационный раздел
3.1.Тематическое планирование
неделя | № | Наименование разделов | Количество часов | Форма отчета | Источник | ||
Всего | Теоретическая часть | Практичес кая часть | |||||
I | «Где мы живем» сентябрь – октябрь | 7 | 3,5 | 3,5 | |||
1 | 1 | «Есть в осени первоначальной…» | 0,5 | 0,5 | М. П. Костюченко, «Окружающий мир. Интегрированные занятия с детьми 4-7 лет» стр. 107 | ||
2 | 2 | «В гости к деревьям» | 0,5 | 0,5 | экскурсия | ||
3 | 3 | «Дары осени» | 0,5 | 0,5 | Горькова Л.Г. Обухова Л.А. «Комплексное развитие дошкольников» (с. 138) | ||
4 | 4 | «Царство грибов» | 0,5 | 0,5 | Горькова Л.Г. Обухова Л.А. «Комплексное развитие дошкольников» (с. 150) | ||
5 | 5 | «Что мы знаем о родном крае» | 0,5 | 0,5 | Бондаренко Т.М. «Комплексные занятия в детском саду» (с.395) | ||
6 | 6 | «Путешествие в кладовую родного края. Лес» | 0,5 | 0,5 | Горькова Л.Г. Обухова Л.А. «Комплексное развитие дошкольников» (с. 217) | ||
7. | 7 | «Осенние месяцы» | 0,5 | 0,5 | М. П. Костюченко, стр. 119. | ||
II | «Многообразие растительного и животного мира» ноябрь – декабрь | 9 | 4,5 | 4,5 | |||
8 | 1 | «Лес- многоэтажный дом» | 0,5 | 0,5 | Е.В. Гончарова «Экология для малышей», стр. 95 | ||
9 | 2 | «Экологические цепочки» | 0,5 | 0,5 | Бондаренко Т.М. «Комплексные занятия в детском саду» (с.368) | ||
10 | 3 | «Поздняя осень» | 0,5 | 0,5 | Итоговая беседа об осени | Бондаренко Т.М. «Комплексные занятия в детском саду» (с.341) | |
11 | 4 | «Здравствуй, гостья зима» | 0,5 | 0,5 | |||
12 | 5 | «Зимующие птицы» | 0,5 | 0,5 | Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» стр. 216 | ||
13 | 6 | «У кормушки» | 0,5 | 0,5 | http://50ds.ru/vospitatel/3464-konspekt-zanyatiya-u-kormushki.html | ||
14 | 7 | «Деревья зимой» | 0,5 | 0,5 | М. П. Костюченко, стр. 119. | ||
15 | 8 | «В зимнем лесу» | 0,5 | 0,5 | http://vospitatel.com.ua/zaniatia/jivotnye/v-zimnem-lesu.html | ||
16 | 9 | «Дары леса» | 0,5 | 0,5 | Бондаренко Т.М. «Комплексные занятия в детском саду» (с.358) | ||
III | «Сезонные изменения» январь - февраль | 6 | 3 | 3 | |||
17 | 1 | «Край суровый, край прекрасный» | 0,5 | 0,5 | Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию!» (с.205) | ||
18 | 2 | «Хороша ты, Зимушка-зима» | 0,5 | 0,5 | экологический КВН | http://50ds.ru/vospitatel/10284-ekologicheskiy-kvn-khorosha-ty--zimushka-zima-.html | |
19 | 3 | «Лесные хищники» | 0,5 | 0,5 | Е.В.Гончарова «Экология для малышей», стр. 98 | ||
20 | 4 | «Мороз не велик, а стоять не велит» | 0,5 | 0,5 | |||
21 | 5 | «Ловись рыбка, мала и велика» | 0,5 | 0,5 | Бондаренко Т.М. «Комплексные занятия в детском саду» (с.382) | ||
22 | 6 | «Проводы зимы» | 0,5 | 0,5 | Итоговая беседа на тему «Зима» | Бондаренко Т.М. «Комплексные занятия в детском саду» (с.375) | |
IV | «Природа и человек» март – апрель – май | 14 | 7 | 7 | |||
23 | 1 | «К нам весна шагает быстрыми шагами…» | 0,5 | 0,5 | |||
24 | 2 | «Зима недаром злится…..» | 0,5 | 0,5 | Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию!» (с.234) | ||
25 | 3 | «Весенний лес» | 0,5 | 0,5 | Горькова Л.Г. Обухова Л.А. «Комплексное развитие дошкольников» (с. 214) | ||
26 | 4 | «Реки и озера ХМАО» | 0,5 | 0,5 | Бондаренко Т.М. «Комплексные занятия в детском саду» (с.382) | ||
27 | 5 | «Где живет капелька» | 0,5 | 0,5 | |||
28 | 6 | «Здравствуйте, птицы!» | 0,5 | 0,5 | |||
29 | 7 | «В гостях у феи природы» | 0,5 | 0,5 |
| ||
30 | 8 | «Экологическая тропа» | 0,5 | 0,5 | http://50ds.ru/metodist/10274-ekologicheskaya-tropa-v-usloviyakh-dou.html | ||
31 | 9 | «Правила поведения в лесу» | 0,5 | 0,5 | http://doshkolnik.ru/ecologia/651-prezentaciya-pravila-povedeniya-v-lesu.html | ||
32 | 10 | «Лесная аптека» | 0,5 | 0,5 | М. П. Костюченко, стр. 130 | ||
33 | 11 | «К первоцветам в гости» | 0,5 | 0,5 | М. П. Костюченко, стр. 131 | ||
34 | 12 | «Природа и человек» | 0,5 | 0,5 | Е.В.Гончарова «Экология для малышей», стр. 134 | ||
35 | 13 | «Поздняя весна не обманет» | 0,5 | 0,5 |
| Е.В.Гончарова «Экология для малышей», стр. 108 | |
36 | 14 | Диагностика |
| ||||
Всего: | 36 | 18 | 18 |
План по взаимодействию с родителями
№ | Тема | Форма |
1 | «Природа нашего города» | Стендовая информация |
2 | «Семейное древо» | Выставка рисунков |
3 | «Знатоки родной природы» | Совместная викторина |
4 | Акция «Поможем городской синичке» | Изготовление кормушек |
5 | «Новогодняя красавица» | Конкурс поделок |
6 | «Знаете ли вы свой край родной» | Анкетирование |
7 | «Край родной-навек любимый» | Стендовая информация |
8 | «Экологическая акция «Марш парков» | Изготовление поделок и участие в конкурсе |
9 | Акция «Прилет птиц» | Изготовление скворечников |
10 | «Наш красивый детский сад» | Субботник, озеленение территории ДОУ |
11 | «Родные просторы» Нижневартовска | Стендовая информация |
12 | «Знатоки родных просторов» | КВН |
3.2. Особенности организации предметно – пространственной развивающей среды
Организация развивающей среды в ДО с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели; предметы для опытно-поисковой работы - магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее;
большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций.
В детском саду педагоги оформили экологическую лабораторию, которая предназначена для проведения занятий экологического содержания. Здесь сосредоточены все необходимые иллюстративные, макетные, плакатные материалы о природе, способствующие формированию у детей системы представлений о мире природы, разнообразии растений и животных, сезонных изменениях в природе, позитивном содействии человека на природное окружение в целях сохранения и приумножения природного достояния. Экологическая лаборатория предназначена для организации детской исследовательской деятельности в природе. Этот вид экологического образования обеспечивает детям не только осознание связей и зависимостей, существующих в мире природы, но и дает возможность практически освоить элементарные навыки, необходимые для организации экологически грамотного ухода за выращиваемыми растениями. В процессе этой деятельности дошкольники осознают свою позитивную роль в жизни природы родного края. Она оказывает благотворное влияние не только на развитие эмоциональной и интеллектуальной сфер, но и на развитие духовности и нравственности. (Т.А. Серебрякова)
Экологически предметно пространственная развивающая среда – это место для осуществления детской деятельности экологической направленности. Организуя деятельность в развивающей среде, педагог поощряет инициативу детей. Не давая прямых ответов на их вопросы, а создавая проблемные ситуации, помогает детям организовать опыты в лаборатории или в экологическом центре, чтобы найти решение. Благодаря этому у них формируется стойкий интерес к природе, познавательная активность, самостоятельность, инициативность.
3.3. Материально-техническое обеспечение программы
Учебно-методические пособия
№ | Автор | Название | Количество |
1 | Николаева С.Н. | Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников | 1 |
2 | Воронкевич О.А. | Добро пожаловать в экологию! Дидактический материал для детей 4-5 лет. Средняя группа. Коллажи, мнемотаблицы, модели, пиктограммы. ФГОС | 1 |
Природные материалы: мел, песок, камни, ракушки, перья, уголь и так далее. Микроскопы, глобус, лабораторное оборудование, мерная посуда.
Материалы и оборудование для трудовой деятельности (фартуки, тряпочки, губки, клеенка, пульверизатор, лейки, грабельки и т.д.) и опытнической деятельности хранятся в закрытой полке и свободном доступе для детей. При их подборе мы учитывали, что материалы и оборудование должны иметь сертификат качества и отвечать гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям. Содержание уголка природы изменяется в зависимости от поставленных целей и задач, а также в зависимости от сезона.
В группе имеется видеоаппаратура, мультипликационные и познавательные фильмы о природе: «Ежик в тумане», «Путешествие капельки», «Умка», «Живая природа», «Тайны морей и океанов» и другие.
Художественная литература:
В. Бианки, Е.Чарушин, Ю. Дмитриев, М. Пришвин и др.
Развивающая среда:
- Видеотека: «Животные Севера», «Лекарственные растения», «Грибы и ягоды» и т.д.
- Альбом «Времена года»;
- Альбом «Природа края»;
- Альбом «Животные;
- Альбом «Птицы»;
- Альбом «Рыбы»;
- «Календарь наблюдений»;
- Художественная литература и журналы;
- Обучающие экологические настольно-печатные игры;
- Занимательные книги по экологии;
- Акварель, гуашь, кисточки;
- Цветная бумага;
- Ножницы;
- Природный материал;
- Карандаши цветные, фломастеры,
- Ватман, альбомы, картон;
- Мех, ткань, пуговицы, бусы;
- Атрибуты к подвижным играм;
- Гербарии растений;
- Коллекция камней;
- Простой карандаш; набор цветных карандашей;
- Трафареты с фигурами животных, насекомых, рыб, деревьев, растений.
Перечень литературных источников
- Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева – М.: Мозаика-Синтез, 2004.
- «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве», Москва 1995 Николаева С. Н.
- Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду: Работа с детьми средних и старших групп детского сада: Книга для воспитателей детского сада / С.Н. Николаева.- М.: Просвещение – 1999
- Н.Г.Калегина «Опыт работы по экологическому воспитанию дошкольников» Книжный дом Казань-1994
- «Окружающий мир в дидактических играх дошкольников», Москва 1992 Артемова Л. Н.
- «Развивающие игры для детей дошкольного возраста», Москва 1991 Богусловская З. М., Смирнова Е. О.
- Экологическое воспитание дошкольников: Пособие для специалистов дошкольного воспитания / Автор составитель Николаева С.Н. - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ» - 1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...
Рабочая программа "Родные просторы"
Рабочая программа "Родные просторы" предназначена для детей от 5-7 лет....
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...
Программа дополнительного образования"Родные просторы"
1. Программа дополнительного образования для старшего возраста...
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...
Рабочая программа "Родные просторы"
Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по – иному. Многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь, это относится к нашему прошлому. Что заботило, рад...
- Мне нравится (2)