Фольклорный праздник для подготовительной группы «ЯРМАРКА»
учебно-методический материал (подготовительная группа) на тему

Гренадерова Елена Вячеславовна

Цель: формирование интереса и уважения к мордовскому этносу, музыкальным традициям, воспитание любви к малой Родине.

Задачи:

Образовательные: 

Закрепить у детей знания о народных промыслах: дымковском, гжельском, городетском, жостовском, хохломском.

Развивать творческое воображение и  фантазию детей, вовлекая  их в театральные действия.

Закреплять понимание взаимосвязи русского декоративного прикладного искусства, русской народной музыки и русского фольклора.

Воспитательные:

Продолжать воспитывать уважение к труду народных мастеров.

Воспитывать чувство гордости за Россию, за русский народ, богатый старинными обычаями, трудолюбием умением  радоваться, и веселится от души.

Воспитывать интерес к русскому декоративно-прикладному  искусству.

Продолжать воспитывать в детях любовь к народным традициям, к народной музыке, к устному народному творчеству.

Коррекционные:

Совершенствовать навыки  росписи, на занятиях по изобразительному искусству, используя характерные для каждого промысла элемент и цветовую гамму.

Дошкольное образование согласно Федеральному закону от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской федерации» направлено на формирование общей культуры, развития физических, интеллектуальных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.

В данном сценарии отчетливо прослеживает линия развития социальных навыков детей: начиная с самого понятия «ярмарка» (место, где торгуют, меняются, веселятся) и, кончая приглашением всех гостей, пришедших на праздник к чаю. 

Ребенок должен овладеть умение жить в современных социальных условиях, жить в мире с самим собой, получить в игре навыки индивидуального и группового взаимодействия (это можно увидеть в играх «Боевые петушки», мордовская народная песня «Раужо баран», так как - это массовые игры, подразумевающие общие согласованные движения, для достижения общего игрового результата).

Поскольку ориентация нового документа направлена на социализацию и индивидуализацию детей, а также программа ДОУ формируется как программа психолого-педагогической поддержки, то все образовательное содержание программы (в том числе и по музыкальному воспитанию) становится условием и средством данного процесса.

Основное содержание такой программы по музыкальному воспитанию теперь представлено в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». 

Место проведения: МДОУ «Детский сад №68», музыкальный зал.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon yarmarka.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 68»

Фольклорный праздник

для подготовительной группы

«ЯРМАРКА»

                                                                Составитель: музыкальный

                                                                         руководитель Гренадерова Е.В.

Саранск-2017

Пояснительная записка

Цель: формирование интереса и уважения к мордовскому этносу, музыкальным традициям, воспитание любви к малой Родине.

Задачи:

Образовательные:  

Закрепить у детей знания о народных промыслах: дымковском, гжельском, городетском, жостовском, хохломском.

Развивать творческое воображение и  фантазию детей, вовлекая  их в театральные действия.

Закреплять понимание взаимосвязи русского декоративного прикладного искусства, русской народной музыки и русского фольклора.

Воспитательные:

Продолжать воспитывать уважение к труду народных мастеров.

Воспитывать чувство гордости за Россию, за русский народ, богатый старинными обычаями, трудолюбием умением  радоваться, и веселится от души.

Воспитывать интерес к русскому декоративно-прикладному  искусству.

Продолжать воспитывать в детях любовь к народным традициям, к народной музыке, к устному народному творчеству.

Коррекционные:

Совершенствовать навыки  росписи, на занятиях по изобразительному искусству, используя характерные для каждого промысла элемент и цветовую гамму.

Дошкольное образование согласно Федеральному закону от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской федерации» направлено на формирование общей культуры, развития физических, интеллектуальных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.

В данном сценарии отчетливо прослеживает линия развития социальных навыков детей: начиная с самого понятия «ярмарка» (место, где торгуют, меняются, веселятся) и, кончая приглашением всех гостей, пришедших на праздник к чаю. 

Ребенок должен овладеть умение жить в современных социальных условиях, жить в мире с самим собой, получить в игре навыки индивидуального и группового взаимодействия (это можно увидеть в играх «Боевые петушки», мордовская народная песня «Раужо баран», так как - это массовые игры, подразумевающие общие согласованные движения, для достижения общего игрового результата).

Поскольку ориентация нового документа направлена на социализацию и индивидуализацию детей, а также программа ДОУ формируется как программа психолого-педагогической поддержки, то все образовательное содержание программы (в том числе и по музыкальному воспитанию) становится условием и средством данного процесса.

Основное содержание такой программы по музыкальному воспитанию теперь представлено в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». 

Место проведения: МДОУ «Детский сад №68», музыкальный зал.

По периметру стоят столы, где расставлены изделия народно-декоративного прикладного искусства, мордовская кухня. Звучит мордовская народная музыка, выходят девочки в национальных костюмах со веночками в зал, и танцуют танец.

Мордовский танец с веночками (девочки).

(музыка Н.Кошелева)

1вед. Не за дальними горами, а за ближними лесами

          Где течет река Сура, жили-были два села

          И хотя и говорили там на разных языках,

          Это делу не мешало, все друг другу помогали

          В горе, в радости, в делах.

2вед. Вот эрзянское село правый берег заняло,

          Левый берег – русский друг сеял и пахал вокруг

          Но на праздники всегда выходило два села!

          На мордовский юбилей понаехало гостей –

          Отворяйте ворота! Всем на ярмарку пора!    

Ведущие поднимают павловские платки, образуя «ворота» и дети под мелодию «Левженских наигрышей» проходят под ними и останавливаются около своих стульев.

1вед.:  Шумбратада, вечкема ялгат! Пуромодо вейс!

Дети : Шумбратодо!

1вед.: Здравствуйте, гости дорогие!

Дети : Здравствуйте!

1вед.:  Ай да ярмарка у нас, просто загляденье!

            Ну, мордовские умельцы, ваше поздравление!

1реб.:  Из мордовского села мы приехали сюда

            К вам пришли мы не одни – песни, пляски принесли

            Да мордовские товары, что сработаны на славу!

2реб.:  Вот поделки деревянные! И забавные, и славные!

            Дешево продам, на совесть отдам!

3реб.:  Вышивка мордовская славилась всегда

            Может быть понравиться? Смотрите вот сюда:

            Все узоры разные, черные да красные.

            А зеленый след освежает цвет!

4реб.:  Деревянные мордовские красавицы

            Всему миру, всему свету очень нравятся!

5реб.:  А мы с мордовской песней дружим,

            По – мордовски говорим,

            Хорошо живем, не тужим,

            Песню спеть для вас хотим!

Мордовская народная песня «Раужо баран»

Звучит эрзянская народная песня «Раужо баран» («Черный баран»). Дети, держась за руки, идут по кругу.

  1. Где же ты был, черный баран?

Где же ты был, черный баран?

  1. На мельнице, на мельнице,

Мой хороший друг.

  1. Что ты там делал, черный баран?

Что ты там делал, черный баран?

  1. Муку молол, муку молол,

Мой хороший друг.

  1. Чем же ты молол, черный баран?

Чем же ты молол, черный баран?

6. И рогами, и ногами,

Мой хороший друг.

4 шага на носках, 4 шага на пятках.

4 пружинки, 4 хлопка вверху.

4 шага вперед, 4 шага назад.

4 шагов по кругу, руки на поясе, чередовать движения локтями вперед - назад.

Взяться за руки, бег, сгибая ноги назад.

Стоят на месте, руки имитируют рожки, 8 притопов, попеременно

2вед.: Ну, а вы  что привезли, чем порадовать пришли?

1реб.: У нас игрушки не простые, а волшебно-расписные,

           Белоснежны как березки, кружочки, клеточки, полоски.

2реб.: Не из дальней заграницы, не из города – столицы,

            А из Дымкова села в гости барышня пришла!

3реб.: Хохлома, да хохлома

           Разукрашу все дома,

           А потом и улицу

           Петуха да курицу!

4реб.: Звонкие, резные, ложки расписные

            От зари и до зари веселятся ложкари!

5реб.: Расступись честной народ, идет девичий хоровод!

Песня «На горе – то калина»р.н.п.

1 вед.: Песни пели, веселились, торговали и рядились,

            А теперь детвора, поиграть нам не пора?

Игра «Боевые петушки» (вытолкни из круга соперника).

 Дети хором: Петя, Петя, Петушок

                         Листя бойкане, дружок,

                         Патяся тюрхтяма,

                         Пильгса топатяма!

2 вед.: Эй, мордовские ребята, что притихли в уголке?

            Побыстрее в круг вставай! Тикше ледеме давай!

Инсценировка мордовской песни

«Кавто цёрат тикше ледить»обр.Н.И.Бояркина

(«Два парня косят траву»)

Ребёнок: Мокшане, эрьзяне, татары и русские

Дружной, единой семьёю живем

Край прославляем, Саранск величаем,

Татар созываем.

Татарский танец.

Ребенок: А из русского села песня звонкая слышна

Русская народная песня «Мордовочка моя».

1 вед.: Ну и удаль, ну и стать, молодой бы снова стать

            Как певали мы частушки, вы их знаете, подружки?

Девочки: Как частушки нам не знать?

                 Любим петь мы и плясать!

Мальчики: Выходите-ка, подружки,

                    Пропоем сейчас частушки!

«Частушки»

1.Посиделочки мордовские

Припевочкой начнём.

Мы- Саранские девчата,

Вам частушки пропоём.

2.Седяк, седяк, балалайка,

Карман мельгат морамо,

Ялгать марто эрзянь кельсе

Седейшкава кортамо.

3.Листя, ялгай, тон киштеме

Аракая ве пелев

Ялга ютксо тонь кочкитень

Гармония икелев.

4.Уж ты, Коля, Николай,

Сиди дома не гуляй!

На полати полезай,

В балалаечку сыграй!

5.Эх, раз, штоли,

Ещё раз, штоли

Коли кштиме а машты,

Те ломань штоли.

6.Листя, ялгай, тон куншкас

Илязо уль тесна

Ведь ошсо эрямось

Пек уш интересна.

7.Минек Ваня мазы цёра

Кудрянь коряс мельс туи,

Сон парсте моры и кишти,

Но а види, а нуи.

8.Мы частушки вам пропели

И садимся в решето.

Уезжаем, уезжаем

За частушками ещё.

1вед.: Что, товары раскупили, ничего не позабыли?

2вед.: Ярмарка закрывается, но веселье продолжается!

Инсценировка мордовской песни «Ульцава ютый».

(«По улице идет»)

2вед.: Моли тусто вирьга вачо верьгиз. Инкелензэ понгсь Сеель.

          - Шумбрат, верьгиз леляй! – пшкадсь Сеелесь.

          - Мон севтян тонь, Сеель! – мерсь верьгизесь.

          - Кода севсамак? Монь оршамопелем салмуксов. Пупават.

          - Мон васня наратан

Парный мордовский танец.

(музыка А.Путушкина)

Реб.:  Мордовский край, тебя я славлю, твои успехи и твои дела!

          И тебя поздравляю , родная  земля!

2 реб.: Мордовия! Какие люди!

            С такими и на праздник и на труд!

            Так пусть же каждый час твой светел будет

            Во все века, которые грядут!

Хор воспитателей, песня «Умарина»

(«Яблоня»)

Под мордовскую народную мелодию  дефиле костюмов, взрослых, детских. Уходят из зала.

 

Список использованной литературы

1.Балашов В.А. Бытовая культура мордвы. 1996 г.

2.Бурнаев А.Г. Элементы традиционной мордо вской хореографии,-Саранск,1995г.

3.Карпушина Л.П.,Абудеева Н.Б. Освоение Музыкального искусства Мордовии в дошкольных образовательных учреждениях: учебное пособие/ МОРМ, МРИО, Саранск, 2009г.

4.Мордовские народные песни.-Саранск,1990г.

5.Сураева-Королева Н.В. Маленькие бубенчики. Саранск,2005г.

6.Хрестоматия к программе «Валдоня» /Составители: Карпушина Л.П.,

Ерюшкина О.С./-Саранск,2007г. 

7. Комратова, Н.Г., Грибова, Л.Ф., Моя малая Родина// Управление ДОУ.-2005

8. Кошелева Н., Вирень ёфкс. Лесная сказка. Вирень ёвкс. Саранск, 1999

9.Князева, О.Л, Маханева, М.Д., Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа: учебно- методическое пособие.- Детство- Пресс, 1998.

10.Люлякина, С.М., Тонеть, Мордовиям моран. Саранск, 1990.

11.Журнал «Дошкольное воспитание». - №3-1998, №2- 2002

 

 

       

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фольклорный праздник для старшей группы ЯРМАРКА

Сценарий праздника к 1000-летию единения мордовского народа с народами России для старшей группы детского сада...

Сценарий осеннего праздника в подготовительной группе "Ярмарка"

Сценарий праздника разработан на фольклорном материале. Праздник начинается зазывалами-скоморохами, которые являются ведущими праздника. Здесь и прославление матушки Осени, и продавцы с товаром, и инт...

Фольклорный праздник в старшей группе "Ярмарка"

Красочный, весёлый праздник, отражающий традиции русского народа....

Осенний праздник в подготовительной группе "Ярмарка"

Осенний праздник в подготовительной группе "Русская ярмарка"...

Сценарий осеннего праздника для подготовительной группы « Ярмарка дружбы»

Сценарий осеннего праздника для подготовительной группы « Ярмарка дружбы»...

Сценарий осеннего праздника в подготовительной группе" Ярмарка"

Сценарий осеннего утренника в подготовительной группе "Ярмарка"...