Проект "Солнышко " Детско – родительский проект для группы раннего возраста.
проект (младшая группа) на тему

ШУЛИК ВЕРА НИКОЛАЕВНА

Любовь к Родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям входят в понятие «патриотизм». Она проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, бережном отношении к народной памяти, национально-культурным традициям. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества у него разовьются, зависит прежде всего от родителей и окружающих его взрослых, как они его воспитают, какие впечатления обогатят. Таким образом, изучение семейного и общественного быта коми, его духовной культуры показывает наличие глубокого и разностороннего воздействия русской народной культуры. Поэтому приобщать к коми культуре детей дошкольного возраста необходимо с раннего возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_solnyshko_nashe.docx574.92 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация муниципального образования городской округ «Воркута»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад»№ 65 «Бусинка» г. Воркуты

«Кагаöссöвмöдашöрин-челядьöсвидзанiн» 65 №-а «Бусинка»

школаöдзвелöданмуниципальнöйсьöмкуд учреждение Воркута к

МБДОУ «Детский сад № 65» г. Воркуты

Детско – родительский проект II группы раннего возраста.

ТЕМА: «СОЛНЫШКО»

                         

Воспитатели:    Шулик В Н

                                                                                                          Мерц Т А.

                                        Воркута  2016

 Паспорт проекта

Тема: Солнышко.

 Руководитель проекта: Шулик  В Н . Мерц Т А.

Участники проекта: Воспитатели, дети II группы раннего возраста и их

                                  родители.

Возраст воспитанников: 1,5год – 2,5лет.

Вид проекта:

  • по доминирующему методу: практико-ориентированный;
  • по характеру содержания: ребенок и окружающий мир;
  • по характеру участия ребенка в проекте:  исполнитель;
  • по характеру контактов: осуществление как внутри одной возрастной группы, в контакте с семьей; на уровне ДОУ.
  • по количеству участников: групповой;
  • по продолжительности: краткосрочный.

Цель: Познакомить малышей с культурой Коми народов.

Основные задачи:

  1. Дать представление детям и родителям об коми орнаменте- солнце.
  2. Поддерживать интерес у малышей и их родителей к культуре коми народа.
  3. Формирование навыков рисования пальчиками, лепки из теста.

Ресурсы проекта: Аудиозаписи коми песен, детские музыкальные диски, коми фольклор о солнышке, сюжетные картинки с изображением солнца.

Предполагаемые продукты проекта:

Продукты деятельности педагогов:

-перспективное планирование:

- игры – занятия по данной теме:

- пособия – картинки по теме (орнамент- солнце), музыкальный диск, краски, тесто.

- буклет для родителей «Орнаменты коми народов (солнце)»,

Результат деятельности детей и родителей.

- Представление детей о солнышке.

- Интерес родителей к культуре коми народа.

- Сплочение коллектива – родитель – воспитатель – дети.

Продукты деятельности детей.

- Рисование пальчиками «Лучики для солнышка»

-Лепка тестом вместе с родителями «Орнамент- солце».

Актуальность: Любовь к Родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям входят в понятие «патриотизм». Она проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, бережном отношении к народной памяти, национально-культурным традициям. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества у него разовьются, зависит прежде всего от родителей и окружающих его взрослых, как они его воспитают, какие впечатления обогатят. Таким образом, изучение семейного и общественного быта коми, его духовной культуры показывает наличие глубокого и разностороннего воздействия русской народной культуры. Поэтому приобщать к коми культуре детей дошкольного возраста необходимо с раннего возраста.

Проблема: В настоящее время одной из актуальных проблем воспитания является воспитание национальной культуры детей. Общие задачи воспитания не могут решаться вне содержания той национальной культуры народных традиций, которые веками создавались народами, чей менталитет на данной территории является приоритетным.  Изучая историю и культуру своего народа, можно узнать о жизни, традициях, обычаях своего народа, что   поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов. Патриотическое чувство не возникает у людей само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитания, начиная с самого раннего возраста. Очень важно формировать у детей первые представления об окружающем мире, отношение к действительности и дать почувствовать себя гражданином своего отечества.

Этапы работы над проектом:

- 1 этап – погружение в проект:

- определение темы

- постановка цели и задачи

- создание методической базы

- сбор информации

- 2 этап – организация деятельности:

- создание перспективного плана

- накопление ресурсов

- 3 этап – осуществления деятельности:

- проведение игр – занятий

- работа с родителями (индивидуальные беседы, рекомендации «Как знакомить ребенка с родным коми краем», консультация «История возникновения коми орнамента»).    

- 4 этап – оформление:

- оформление педагогом: перспективный план.

- оформление детьми с родителями: «Творим вместе с мамой» (лепка из теста орнамента- солнца), подборка коми потешек,стихов о солнышке; информации «Орнаменты народов Севера»)

- 5 этап – презентация:

- презентация в ДОУ проекта.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 

История развития сувенира уходит корнями в глубокую древность. Она связана с магическими обрядами.  В далёкие времена, когда человек не мог разобраться в явлениях природы, он наделял её сверхъестественной силой. Чтобы отвести бедствия и несчастья, человек научился изображать божество в амулетах, создаваемых им из привычного  материала, - глины, дерева, металла. Таким образом, сувенир с самого начала своего существования играл роль знака, символа.  Кроме того, когда-то наши предки передавали из поколения в поколение в предметной форме жизненно важную информацию, и сувенир являлся связующей нитью членов рода и семьи, родовой памятью.В начале XIX века сувенир, получивший широкое распространение, приобретает иное значение. В тот романтический век медальон, хранящий частицу идеала, служил как бы связью между ним и человеком.

Характерной особенностью культуры народов севера (ханты, ненцев, селькупов) является то, что нанесению орнаментов уделяется особое внимание. Орнамент-зеркало древней культуры. Он служит не только для украшения предметов и вещей, но и несет в себе информацию о человеке, его роде, принадлежности к нации или народности. Он охраняет и защищает, так как в нём закодированная коллективная память бесконечного числа поколений, в которой как в зеркале отражаются их представления об окружающем мире, где живут духи и боги, люди и звери, рыбы и птицы, деревья и растения.

У каждого орнамента есть свое название: «Оленьи рога», «След медведя», «Ветка берёзы», «Лисий локоть» и т.д. Существуют орнаменты, которые наносятся только на мужскую или только на женскую или детскую одежду. 

Образцы предлагаемых орнаментов объединены  по группам:

  • огонь,
  • птицы,
  • животные,
  • растения.

                                 

Знакомство малышей с Коми культурой.

Каждый народ имеет свой

родной язык, свои песни,

сказки, музыку, танцы, быт…

Все это служит общему делу,

Все направлено к тому,

чтобы еще богаче стала

культура каждого народа,

каждой национальности,

чтобы еще выше поднялась

вершина общечеловеческих

достижений.

А.П.Усова.

Ознакомление детей с национальной культурой является важной составной частью формирования «базиса личностной культуры» дошкольника, составляющего основу обогащенного развития личности дошкольника и подготовки его к школе. В педагогическом процессе детского сада заключены большие возможности для освоения элементов национальной культуры. Для детей, воспитывающихся в детских садах северных районов страны, огромное значение имеет приобщение к национальной культуре народов севера.

Много ценного материала дают работы, посвященные исследованию материальной и духовной культуры коми народа ( А.И.Туркин, Б.А.Серебренников,, А.К.Матвеев и др.).

В области национальной культуры коми одним из первых объектов, подвергнутых детальному изучению, было народное жилище. Своеобразие крестьянских жилых построек коми выражается в односкатности кровли избы, в шестиоконности переднего фасада, в наличии крытого высокого крыльца на переднем фасаде и в отсутствии украшений. Однообразие темных бревенчатых стен нарушается ярко-белыми окнами, окрашенными белилами. Все это в сочетании с более мелкими деталями.

Такие черты типичны для жилища таежного русского Севера и создает особый колорит и специфичность традиционных типов крестьянского жилища коми.

Расположение жилищ в деревнях ( селах), как правило, рядовое, в один или несколько порядков. Исследование показало наличие большой близости между коми и русскими поселениями.

Одежда коми включает в себя: платье, холщовки, портки и штаны, суконные и овчинные кафтаны, шубы, колпачки кожаные и войлочные и др.

Мужской костюм состоял из длинной холщовой рубахи на выпуск, подпоясанный ремнем или поясом, холщовых штанов, заправленных в шерстяные чулки, на которых навертывались онучи, и бахил, или сапог. Верхней одеждой служили кафтан и зипун, а зимой – овчинная шуба. На голову надевали войлочный колпак или овчинную шапку.

Женская одежда была более разнообразна и богата, чем мужская. Горничная одежда состояла из холщовой рубашки со сборками, широкими рукавами, крашенинного сарафана и короткой распашной кофты.

Верхней рабочей одеждой служили дубник и шабур, а зимой – овчинная шуба. В праздники женщины надевали различные суконные свитки. На ногах как мужчины, так и женщины в обычные дни носили шерстяные чулки с онучами и кожаные коты. На головах были перевязки, платки.

Русскими заимствованиями богата и народная пища. Здесь следует отметить расширение ассортимента используемых продуктов: зерновых и огородных культур, домашней птицы, привозимых товаров ( чай, сахар, пряности и т.д.), а также способов заготовки и хранения, особенно варенья, соленья, маринады, сушка, вяление, квашение, замораживание продуктов. С новыми продуктами пришли и новые кушанья, приемы их приготовления. Наряду с традиционными пирогами с рыбой, грибами, ягодами появилась начинка из редьки, лука, капусты, моркови, картофеля. Русскими заимствованиями являются сочни, оладьи, блины, колобки. Надо полагать, что крупный круглый хлеб, ржаную ковригу коми пекли издавна, а мелкие «ярушки» взяли у русских соседей.

Пища коми народа близка к пище окружающих их народов: русских, карелов, удмуртов и некоторых других, живущих в лесной полосе Восточной Европы. Близкими являются хлеб, хлебобулочные изделия, разнообразные каши, рыба, различные похлебки, кисели, пиво.

Яркие примеры русских заимствований дает анализ фольклора. Былинный эпос у коми народа не сложился. Однако отдельные эпические сказания о своих богатырях-охотниках ( Пера-богатырь) имеется в фольклоре коми народа. Очень богат и разнообразен сказочный фольклор коми.

Широк и разнообразен песенный репертуар коми. Многие коми песни заимствованы у русских песен, переведенных на коми язык, которые ничем, как языка исполнения, не отличаются от своего русского оригинала. Несомненно под русским влиянием у коми появились частушки, которые сочиняются и исполняются как на коми, так и на русском языках. В широком распространении русских песен среди коми определенную роль сыграла близость их музыкальных систем.

Относительно более мелкие формы фольклора: пословицы, поговорки, загадки.

Много общего в приметах и гаданиях, которые особенно широко практиковались на рождество и крещение.

Пути проникновения русского фольклора в коми были разнообразны.

Много общего у коми и русского народов в играх и развлечениях молодежи. Вечерние гуляния летом и посиделки зимой организовывались одинаково. Для них характерны игровые представления, пляски ( русская кадриль, краковяк), хороводы, различные игры.

Таким образом, изучение семейного и общественного быта коми, его духовной культуры показывает наличие глубокого и разностороннего воздействия русской народной культуры. Поэтому приобщать к коми культуре детей дошкольного возраста необходимо с раннего возраста.

История возникновения Коми орнамента

Человек всегда стремился к красоте. Люди украшали свое жилище, одежду, предметы домашнего обихода. На посуде, орудиях труда хорошо различимы узоры – точки, прямые и волнистые линии, треугольники, кружочки, растительные формы (цветы, ягодки, листочки и др.) В далекие вре-мена такие узоры служили не только украшением. Вязаные вещи, благодаря узорам, были не толь-ко нарядными, но и теплыми, т. к. вязка из нескольких цветных нитей получалась толще. Еще для людей узоры имели обрядовую, магическую силу. Определенные линии, рисунки имели свое значение. Например, с надеждой на хороший урожай, люди изображали дождь – вертикальными линиями, точками и галочками – семена и всходы растений. Для многих вещи с узорами служили оберегами от злых духов и нечистой силы. В наше время такие узоры служат «посланиями из прошлого».

- Мужчины – папы ходили на рыбалку, охоту – они добывали еду. Женщины  - мамы – готовили еду, шили одежду всей семье, а дети пока были совсем маленькими – играли, когда подрастали – помогали взрослым.  Всю посуду тоже делали своими руками, а чтобы посуда, одежда, мебель были красивыми, люди придумывали узоры (орнамент).

«А что такое орнамент?»

Оглядись, посмотри, как красиво –
Из орнаментов разных узор.
На одежде, рукавичках. Красный с белым,
На клеёнке штришками «забор»,

Разрисован и бабушкин фартук,
На платочках - квадратиков ряд,
И на мамином сереньком платье,
На кайме ярко стразы горят.

Кружева на салфетках, накидках,
Составляют цветочный набор,
А на стёкла зимою налипнет,
Из снежинок и льдинок узор.

Орнамент – это украшение изделия различными геометрическими, растительными или животными элементами.

Орнамент служит не только украшением, но и заговором от злых  сил природы (объяснить), поэтому вышивались эти узоры там, где одежда кончалась, на подоле, на манжетах, у воротника.

Рукодельницы украшали орнаментом пояса. Пояс оберегал от нечистой силы, а охотнику помогал не заблудиться в лесу.

В орнаментах встречаются простые геометрические элементы.

Так же было распространено узорное вязание. Для чего вывязывали узор? Вещь становилась теплее, и узор исполнял роль оберега.

 Солнце – популярный коми орнамент. Солнце дарит тепло и защиту. Если в центр символического изображения солнца добавить точку, то толкование узора меняется, он символизирует росток будущей жизни. Именно такой орнамент вышивали девушки на одежду в качестве приданого (когда отдают девушку замуж, ей должны дать постель, одеяло, подушки…). Девочки и старушки такой узор не носили никогда.

Орнамент "ШОНДi" ( Солнце)

http://i.warm-fashion.com/u/pic/a8/c5d41c471e11e49e214b24c55aa83f/-/IMG_7688%D1%81.jpg

Этот элемент орнамента называется на коми "ШОНДi" ( Солнце) - солнце - светлый оберег, оно как солнце защищает жизнь, греет и согревает своим теплом, защита от нечистой силы.

Орнамент используется в основном в районе Сысолы и Вычегды, реже в других районах коми.

у славян название этого орнамента - ОРЕПЕЙ, РЕПЕЙНИК - Славянский обережный знаки"цепляющий" (притягивающий) счастье, удачу и благополучие. Символ счастья, душевного спокойствия, и равновесия. Подходит и женщинам и мужчинам.

            ТВОРИМ ВМЕСТЕ С МАМОЙ.

                       Лепка из теста- орнамент солнышко.

Цель: Формировать интерес к работе с тестом в совместном творчестве     родителей и детей.

  • Задачи: - Познакомить с историей возникновения соленого теста, технологическими возможностями этого материала.
  • Учить детей отщипывать и раскатывать тесто прямыми движениями рук, развивать мелкую моторику.
  • Вызвать интерес к данному виду деятельности, интерес к культуре коми народа.

 Материал: доска для лепки, соленое тесто, картинки с изображением солнца и орнамента-солнца.

                                  Ход мероприятия.

-Здравствуйте, мамы и папы! Сегодня вы познакомитесь с искусством «тестопластика» создание объемных и рельефных изделий из соленого теста, которые используются как сувениры. Со своими детьми, я предлагаю вам слепить из теста солнышко, но солнышко не простое, а коми орнамент- солнце. Рассказываю историю возникновения коми орнамента ( информация «История возникновения коми орнамента»)

Основным инструментом в лепке является рука (вернее обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом, ножницами. Чем раньше ребенку дают возможность лепить, тем лучше развиваются его навыки владения собственными ручками. А когда ребенок начнет понимать, что из одного комка он может создать неисчислимое количество образов, - лепка становится любимым занятием на долгие годы…

Соленое тесто в последнее время стало очень популярным материалом для лепки. Тесто доступный дешевый и легкий в использовании материал. Его можно заготавливать впрок и хранить в холодильнике несколько дней. Тесту можно придать разные цвета, добавляя краски в воду при замешивании или раскрасить высохшее изделие. Тесто самый удобный материал для лепки с детьми раннего возраста: оно эластично, легко мнется, в отличие от пластилина, и малыши легко с ним справляются.

Поделки из теста очень древняя традиция, но и в современном мире высоко ценится все, что сделано своими руками. На Руси поделки из муки и соли – мукосольки дарили на Новый год в знак благополучия, плодородия, сытости.

Считалось, что любая поделка из соленого теста находящаяся в доме - символ богатства и благополучия в семье.

А теперь попробуйте отгадать загадки:

Из меня пекут ватрушки,

И оладьи, и блины,

Если делаете тесто,

Положить меня должны. ( Мука).

Отдельно я не так вкусна,

Но в пище – каждому нужна. (соль).

Меня пьют, меня льют,

Всем нужна я.

Кто я такая? (вода)

Вода, мука, соль, - главные ингредиенты для соленого теста. Я еще добавляю детский питательный крем для эластичности.

-Вместе с детками разомнем ручки для лепки. Повторяйте за мной, помогайте своим малышам.

Разотру ладошки сильно,

Каждый пальчик покручу

Поздороваюсь с ним сильно,

И вытягивать начну.

Затем руки я помою,

Пальчик в пальчик я вложу,

На замочек их закрою,

И тепло поберегу.

Выпущу я пальчики,

Пусть бегут как зайчики.

-А теперь берем пакетик с соленым тестом, отщипываем от него кусочек, пакетик закрываем, потому что тесто на воздухе затвердевает и покрывается корочкой. Вкладываем кусочек теста в ручки малышей и делаем вместе с ними разминку с соленым тестом. Перекладываем тесто из ладошки в ладошку, катаем колобка в ладошках, катаем колобка на столе, на досточках.

Надавливаем  на   колобка  и  получаем  лепешку,

По  лепешке  побежали  паучки,

Пришли  мышки  стали  рыть норки,

Налетели  гуси,  стали   щипать,

Пришел  мишка  косолапый  стал  топтать  по  тесту.

Пришел  слон  и  ножищами  по  тесту топ  топ.

Собираем  тесто  и  скатываем  колобок,  а  потом  колбаску.

-Ребята, к нам в гости пришел зайка, посмотрите какой он грустный. Давайте спросим, почему он грустный? Читаю отрывок из стих- ния К. Чуковского «Краденое солнце»;

Солнце по небу гуляло,

И за тучи забежало,

Глянул заинька в окно,

Стало тихо и темно.

-Ребятки, давайте позовем солнышко, чтобы стало светло и весело и нам и зайчику. Читаю закличку:

Солнышко, солнышко

Загляни в оконце,

Ждут тебя детки,

    Ждут малолетки.

Показываю картинку солнышка.

- Вот какое красивое солнышко к нам заглянуло.

Показываю картинку солнышко-орнамент.

- У солнышка есть лучики, значит солнышко светит ярко и сильно греет.

Смотрит солнышко в окошко,

Греет нашу комнату.

Мы захлопали в ладоши,

Очень рады солнышку!

-Зайчик очень рад солнышку и предлагает поиграть:

Руки вверх,

Руки вниз,

Солнце, солнышко качнись,

Солнце с лучиком качнулось,

И ребятам улыбнулось.

Все действия дети выполняют совместно с родителями.

-А теперь давайте, дорогие наши мамы, вместе с детьми , сделаем много солнышек, чтобы у нас в группе стало ещё светлее и теплее.  Посмотрите, какое солнышко получилось у меня. Показываю. Потрогайте лучики моего солнышка. Дорогие  мамочки, вы тоже вместе с детьми можете слепить такое солнышко. Для этого отщипывайте от большого кусочка теста маленькие кусочки и делаем колбаски (мамы показывают  и делают вместе с детьми).

- Затем  концы колбасок соединяем в форму орнамента-солнца. Вот и получились у вас солнышки. Вы сделали солнышки теплыми и лучистыми. Зайка рад, что вы ему помогли найти солнышко, он вам в подарок приготовил угощения.

 

               ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПРОЕКТА  

Игры - занятия

Совместная деятельност.

Индивидуальная  работа

Самостоятельная деятельность

ППР,образовательная среда

Прогулка

Участие родителей

утро

Развитие речи

А. Барто, «Смотрит солнышко в окошко»

Беседа с детьми про солнышко,

П/И «Солнышко и дождик».

Рисование карандашом «Солнышко»

Рассматривание картинок с изображением солнышка.

Потешки, картинки по теме, листки бумаги для рисования, карандаши.

Наблюдение за солнцем, П/И «Солнышко и дождик»

Подборка коми потешек,стихов о солнышке, информация «Национальный орнамент Коми».

вечер

Рисование пальчиками «Лучики для солнышка»

Прослушивание песенок про солнышко

Чтение стихов про солнышко.

Д/И «По дорожке к солнышку мы идем»- строим дорожку.

Желтая краска, муз. диск, строител мат-ал

Д/И «По дорожке к солнышку мы идем»

Лепка из теста «Орнамент- солнце».

Стихотворение А. Барто «Смотрит солнышко в окошко».

Цель: Познакомить детей с содержанием стихотворения.

Задачи:- Развитие речи, обогащение словаря.

              - Развивать у детей способность слушать чтение худ. Текста и            

                активно реагировать на его содержание.  

              - Вызвать интерес к окружающему миру.  

Материал: Иллюстрации по теме занятия.

Ход занятия.

Дети, со мной, стоят у окна в группе.

- Посмотрите, как светло у нас в группе. Вы  знаете  почему? (Ответы детей). Солнышко заглянуло к нам в окошко, и его лучи осветили всё вокруг, потому что, когда солнышко просыпается  и протягивает нам свои лучики, становится светло и радостно. Посмотрите на картинку (Показываю картинку с изображением солнца). Что вы на ней видите? На картинке мы видим желтое круглое солнышко, которое направило свои лучики во все стороны. Вот и к нам оно заглянуло, чтобы порадовать нас солнечным светом и теплом.

Рассказываю стихотворение «Смотрит солнышко в окошко».

                                        Смотрит солнышко в окошко,

                                        Светит в нашу комнату.

                                        Мы захлопали в ладоши:

                                         Очень рады солнышку.

Дети хлопают в ладоши.

- Какое  у нас настроение в этот солнечный день? (Ответы детей). Радостное! А как вы  думаете, какое настроение у солнышка? (Показываю детям картинку- солнышка).

- У солнышка  тоже веселое настроение? (Ответы детей). Веселое. Солнышко улыбается, значит у него тоже хорошее настроение. Песенка о солнышке тоже веселая.

Пою песенку «Смотрит солнышко в окошко», предлагаю детям хлопать в ладоши в такт песенки.

- А теперь мы поиграем в игру «Солнышко», чтобы нам было ещё веселее и радостнее.

Игра «Солнышко».

               

      Ночь в окошко заглянуло,           Наклоняют голову, подкладывая под щеку

      Наше солнышко уснуло.              ладошки.

       Солнце просыпается-                   Поднимают вверх руки и улыбаются друг другу.     

      Деткам улыбается.

-Посмотрите , как ещё ярче светит наше солнышко. От этого теплого яркого света и нам становится веселее. Солнышко согреет  и нас, и травку, и цветочки. (Рассматриваем картинку солнышко). Поэтому скажем спасибо солнышку, за то, что оно нас согревает и приносит нам веселье и радость.

Лучики для солнышка.

                                    Рисование пальчиками.

Цель: познакомить детей с техникой рисования пальчиками.

Задачи:   – научить рисовать короткие линии пальчиками;

                 – продолжать знакомить с основными цветами (желтый);

                 -  развивать мелкую моторику рук,

                 – координацию движения рук;

                 – воспитывать в детях интерес к изобразительной деятельности;

                 – бережное отношение к вещам,

                 – доброжелательное отношение друг к другу.

Материал: синий картон, где изображен желтый  круг,  желтая  пальчиковая

                    краска, салфетки.

Ход занятия.

Вступительная часть.

Чтение сказки К. Ушинского «Утренние лучи» (в сокращении):

          Выплыло на небо яркое солнышко и стало рассылать повсюду свои золотые лучи – будить землю.

          Первый луч полетел и попал на жаворонка. Встрепенулся жаворонок, выпорхнул из гнездышка и запел свою серебряную песенку.

          Второй луч попал на зайчика. Передернул ушами зайчик и весело запрыгал по росистому лугу.

           Третий лучик попал в курятник. Петух захлопал крыльями и запел: «Ку-ка-ре-ку!»

            Четвертый луч попал в улей. Выползла из улья пчелка, расправила крылья и полетела собирать медок с душистых цветов.

             Пятый луч попал в комнату к маленькому мальчику: светит ему прямо в глаза, а он повернулся на другой бок и опять заснул.   

 

     -А вы ребята просыпаетесь, когда солнышко вас будит?... Надо рано вставать, умываться и делать зарядку. Давайте сейчас сделаем солнечную зарядку для пальчиков.

Солнце смотрит к нам в кроватку,                  (сжимают и разжимают кулачки)

Надо сделать нам зарядку.

Раз, два, три, четыре, пять.                               (поочередно сгибают пальцы)

Ра з, два, три, четыре, пять.                        (поочередно разгибают пальчики)

                           

                                        Практическая работа.

Присаживаемся на стульчики, за столы. Посмотрите  на свои ручки  и пальчики. Что можно делать ручками  и пальчиками?  (Держать ложку – кушать, хлопать, держать зубную щетку – чистить зубы, держать карандаш и кисточку – рисовать. А еще рисовать можно одними пальчиками, без кисточки).

Мы сегодня с вами будем волшебниками – будем рисовать, пальчиками.

 Показываю синий картон, где изображен желтый круг.

    - Вот и солнышко к нам пришло. Ребята посмотрите внимательно, чего не хватает у нашего солнышка? Правильно, лучиков. Как же оно разбудит всех утром? Давайте сделаем лучики нашему солнышку! .

 А какого цвета краска нам понадобится? (желтая). Молодцы. Закатаем рукава и внимательно смотрите, мы будем рисовать лучики для солнышка. Посмотрите внимательно, как я буду рисовать. Я беру пальчик и обмакиваю его в краску (не весь – кончик пальчика) и прикладываю его к солнышку. Мой пальчик идет в сторону от солнышка, так я нарисовала лучик для солнышка. Убираю пальчик и следующий лучик рисую. Посмотрите палец грязный, что нужно делать? (ответы детей) Вытереть мокрой салфеткой.

Давайте с вами потренируемся, как будто краска стоит возле нас, обмакиваем палец в краске, прикладываем к ладошке, рисуем дорожку на ладошке. Еще раз попробуем (2-ой раз) обмакиваем в краску и прикладываем и рисуем.

Теперь можно и солнышку нарисовать лучики. Вы дружные ребята? (да). Вот и солнышку мы будем вместе дружно рисовать лучики.

Краску в розетке можно взять в руку. Рисуйте аккуратно, набирайте на палец краску хорошо чтобы лучики были яркие, красивые. Лучики рисуйте от солнышка в сторону.

Помогаю в процессе работы всем детям.

- Когда заканчиваете, вытирайте пальцы салфетками.

- Посмотрите, ребятки, какое у нас солнышко получилось красивое, яркое. Вы молодцы , хорошо нарисовали лучики для солнышка.

А теперь споем песенку для нашего солнышка.

Заключительная часть.

Песенка-игра «Солнышко»

Ласковое солнышко вот как встает-        (поднимают руки,

Выше, выше, выше!                                                     встают на носки)

К ночи солнышко зайдет-        (опускают руки,

Ниже, ниже, ниже.                                                приседают)

Хорошо, хорошо        (приплясывают)

Солнышко смеется.

А под солнышком всем

Весело поется.

Солнышко говорит вам : «Спасибо!» Ну а мы ему скажем сейчас скажем:  «До свидания»!

Теперь пойдемте мыть наши ручки, чтобы они были чистые.

СТИХИ ПРО СОЛНЫШКО.

Солнце в форточку в ванну попало,

Мыло с мочалкой оно увидало...

Решило умыться, смыть все веснушки,

Мылом потерло щечки и ушки...

Мыло рыдает, глаз пальчиком трет,

Скоро ли солнышко дальше уйдет,

Солнце смеется мылу в ответ,

На небо смотри — тучек-то нет!

Автор: Л. Гржибовская

Колокольчик синенький

Прозвенел букашке:

«Ты скажи мне, милая,

Что там за ромашка

Выросла над облаком

Желтая такая,

Яркая, лучистая,

Очень уж большая?»

«Это, кроха, не цветок, —

Та в ответ смеется, —

Это крупное светило

Под названьем солнце».

Автор: Т. Маршалова

Солнце

С неба смотрит солнце

Миллионы лет.

Льет на землю солнце

И тепло и свет.

Но посветит солнце

И уходит прочь,

А живое сердце

Греет день и ночь.

Значит, сердце лучше

Солнца самого.

Никакие тучи

Не затмят его!

Автор: Д. Гулиа

Солнце

Солнцем сердце зажжено.

Солнце — к вечному стремительность.

Солнце — вечное окно

В золотую ослепительность.

Роза в золоте кудрей.

Роза нежно колыхается.

В розах золото лучей

Красным жаром разливается.

В сердце бедном много

Зла сожжено и перемолото.

Наши души — зеркала,

Отражающие золото.

Автор: А. Белый


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Солнышко " Детско – родительский проект для группы раннего возраста.

Консультация и тематическое родительское собрание к  детско - родительскому проекту "Солнышко"...

Детско – родительский проект с детьми I группы раннего возраста «Умные игры для здоровья»

Актуальность Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических недостатков. Мы чаще говорим о физическом здоровье и ...

Детско-родительский проект "Будь здоров,малыш!" вторая группа раннего возраста.

Охрана жизни и укрепления физического и психического здоровья детей – одна из основных задач дошкольного образования. Особенно остро эта задача стоит в адаптационный период, когда у детей наблюдается ...

Презентация детско-родительского проекта "Мастер -класс по тестопластике "В гости к бабушке Арине" в группе раннего возраста

Тестопластика – одна из самых популярных техник среди мастеров народных промыслов. Из теста издавна выпекали не только хлеб, но и декоративные изделия. Лепка из теста - это просто и здорово - по...

Методическая разработка "Детско - родительский проект для детей раннего возраста «Домашние животные»

Детско - родительский проект для детей раннего возраста «Домашние животные»...

Детско-родительский проект "Книги от слез или Семейное книгоиздательство как способ преодоления дезадаптации детей раннего возраста в ДОУ"

Детско-родительский проект «Книги от слез или Семейное книгоиздательство как способ преодоления дезадаптации детей раннего возраста в ДОУ» разработан для детей раннего возраста и их ...

Познавательно - практический детско - родительский проект "Покормите птиц зимой" (группа раннего возраста).

Проект разработан с целью создания необходимых условий по формированию первичных представлений о жизни зимующих птиц в родном городе у детей раннего возраста через различные виды детской деятельности....