Проект коми край родной!
проект (подготовительная группа) на тему

Макарова Людмила Ивановна

В современных условиях, как показывает анализ научно-педагогической литературы, проблема патриотического воспитания теоретически разработана недостаточно, кроме этого анализ работы дошкольных образовательных учреждений показывает, что патриотическому воспитанию подрастающего поколения уделяется недостаточно внимания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_komi_kray_rodnoy_9.doc125 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 92 общеразвивающего вида»

Проект: «Коми край родной!»

(Для детей подготовительной к школе группы)

Составила:

Макарова Людмила Ивановна,

воспитатель I категории

                                       

г. Сыктывкар, 2016г.

Введение

Проблема нравственно – патриотического воспитания в современном мире актуальна и сложна. 

Патриотическое воспитание составляет одно из важных направлений государственной политики в образовании. Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-новому, многое для себя открываем заново. В современных условиях очевидна необходимость разработки и реализации новых подходов гражданского и патриотического воспитания. Нравственно – патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

Важно донести до сознания воспитанников: образы, воспитывающие мужество, смелость, самоотверженность, героизм, а также уважение к государственной символике, любовь к родному городу, краю, Родине, мировоззрение педагогов, их личный пример, взгляды суждения, активная жизненная позиция – самые сильнодействующие факторы воспитания.

Актуальность

В современных условиях, как показывает анализ научно-педагогической литературы, проблема патриотического воспитания теоретически разработана недостаточно, кроме этого анализ работы дошкольных образовательных учреждений показывает, что патриотическому воспитанию подрастающего поколения уделяется недостаточно внимания.

 Однако по проблеме патриотического воспитания имеется некоторое число исследований отечественных и зарубежных учёных (К.А. Гельвеций, Л.И. Лепелетье, A.M. Радищев, К.Д. Ушинский, В.Г. Белинский, Н.А. Добролюбов, В.Г. Чернышевский и др.). В советской педагогике проблема разрабатывалась такими учеными, как В.А. Сухомлинский, Л.М. Фарбер, И.А. Каиров, И.С. Марьенко и др.

Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что большинство ученых (В.В. Белоусова, Н.И. Болдырев, К.Е. Щуркова, И.Ф. Харламов, Г.И. Щукина, Л.И. Мищенко и др.) рассматривают патриотическое воспитание как часть нравственного, другие ученые (Н.И. Болотина, О. И. Павелко, Л.Ф. Спирин, П.В. Конаныкин и др.) считают патриотическое воспитание частью идейно-политического.

На воспитание патриотизма оказывает влияние воспитательно-образовательный процесс ДОУ. Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном системы образования в нашей стране, призваны формировать у детей первые представления об окружающем мире, давать возможность детям почувствовать себя с самых ранних лет гражданами своего Отечества.

В последние годы по-прежнему остаются актуальными вопросы, связанные с ознакомлением дошкольников с различными сторонами окружающей действительности и воспитанием у них на этой основе любви к родной природе, истории и культуре края, созданной трудом родных и близких людей, соотечественников.

Доказано важность отбора доступных детям сведений об окружающем мире, их систематизации, необходимость формирования у детей положительного отношения к получаемым знаниям, организации деятельности по их закреплению.

Большое значение для патриотического воспитания детей имеет их активная разнообразная деятельность, так как быть патриотом - это не только знать и любить свою страну, но и активно действовать на благо её. В этом контексте патриотическое воспитание и гражданское является не самоцелью, а естественным процессом и результатом всей проводимой работы по ознакомлению детей с родным краем.

Решение проблемы воспитания патриотизма детей дошкольного детства на сегодняшний день является трудной задачей. Это связано, прежде всего, с особенностями возраста детей, многоаспектностью понятия патриотизм, отсутствием концепций, теоретических и методических разработок по патриотическому воспитанию. Данная проблема не нашла должного отражения в современных психолого-педагогических исследованиях. Большинство авторов указывают на важность и значимость патриотического воспитания детей дошкольного возраста, но не предлагают целостной системы работы в данном направлении. Характерной особенностью исследований, связанных с воспитанием патриотизма детей дошкольного возраста, является обращение к отдельным аспектам проблемы.

Современная концепция патриотического воспитания дошкольников (С.А.Козлова). Патриотическое воспитание в контексте всестороннего развития личности. Программа «Я — Человек» в свете концепции патриотического воспитания.

В программе «От рождения до школы» проблема патриотического воспитания дошкольников акцентируется на формировании любви к малой родине, России, государственной символике.

С.Н. Николаева (программа «Юный эколог») патриотическое воспитание рассматривает в русле экологического воспитания. Программа Николаевой С.Н. «Юный эколог» рассматривает человека как звено в экологической системе и ставит задачу бережного, заботливого и созидательного отношения к природе.

Программа «Наследие» предлагает введение детей в традиционную русскую культуру. Программа Л.В. Пименовой «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» ставит задачи нравственно-патриотического воспитания по трем направлениям: человек в истории, человек в культуре, человек в родном крае.

Авторский коллектив В. Логиновой, Т. Бабаевой, Н. Ноткиной (программа «Детство»), О.Л. Князева, М.Д. Маханева («Приобщение детей к истокам русской народной культуры»), Е.В. Пчелинцева («Непреходящие ценности малой Родины»); авторский коллектив Т.С. Комаровой, Т.А. Ротановой и др. («Народное искусство в воспитании детей»), Л.Е. Никонова («Воспитание начал патриотизма детей старшего дошкольного возраста»), Е.И. Корнеева («Фольклорные праздники и развлечения в патриотическом воспитании дошкольников») и др. сделали акцент на приобщение детей к культурному наследию народа.

В.А. Сластенин, говоря о воспитании патриотизма, делает акцент на обеспечение поэтапности: от привития любви к малой Родине, к своим родным местам, к природе родного края, его историческому прошлому - к формированию бережного отношения к истории Отечества, его культурному наследию; воспитание готовности к защите Родины; установлению братских и дружеских отношений с представителями других стран и народов. Мы с удовлетворением приняли идею поэтапного формирования патриотизма, которая нам близка, так как она позволяет осуществлять воспитание с учетом возрастного развития детей. Мы считаем, что ребенка дошкольного возраста нужно приобщать к познанию малой Родины и формировать чувство привязанности к ней, а на следующих возрастных этапах - к истории и культуре Отечества.

С.А. Козлова, Т.А. Куликова в учебном пособии «Дошкольная педагогика», разработанном с учётом новейших психолого-педагогических исследований в нашей стране и за рубежом, раскрывают решение проблемы воспитания основ патриотизма детей дошкольного возраста следующим образом: воспитание качеств личности - бережливость по отношению к вещам, книгам, природе; обучение готовности трудиться на благо своей группы и товарищей; приобщение к красоте окружающей природы; приобщение к традициям и обычаям народа, страны, к искусству. Средствами патриотического воспитания авторы пособия считают само окружение, в котором живут дети, художественную литературу, музыку, изобразительное искусство, игру, труд, праздники, которые отмечаются в стране и в детском саду. Критериями воспитанности патриотизма названы: знание ребенка о названии страны, ее географии, природе, символике, имен, которые прославили Родину; интерес к приобретенным знаниям, который выражается в чтении стихов, пении песен.

В пособии определена целенаправленная работа по воспитанию патриотизма, но в то же время мы считаем, что формирование патриотизма лучше начинать с познания малой родины (семьи, места, где он живет - город, село) и формирования чувства сопричастности к ней, а затем уже и к большой Родине - России.

Анализ исследований, связанных с воспитанием патриотизма детей дошкольного возраста показал, что в исследованиях сделан акцент на отдельные аспекты воспитания патриотизма. Целенаправленно воспитание рассматривается в основном с позиции развития у ребенка познавательных процессов, речи, реже - личностных качеств, совсем редко обращается внимание на развитие у него эмоций, чувство сопричастности к малой родине.

Таким образом, анализ программ «показал, что современные программы уделяют внимание данной проблеме, но делают это чаще всего по отдельным, разрозненным вопросам».

Проект: «Коми край родной!» актуален, так как в ходе реализации данного проекта знакомим дошкольников с бытом, традициями, культурой, народными промыслами коми народа. Узнаем много нового о земле, где родились, а именно о символах и знаках коми орнамента. В процессе проектной деятельности формировались чувства патриотизма, любовь к родному городу.

Ребёнок, ставший участником проекта, реализует свои возможности в разных видах деятельности. В музыкальной деятельности будем слушать аудиозапись гимна России и Коми; проведём беседы о композиторах Коми, о вокальной Коми народной музыке и оркестровой. В игровой деятельности проведём дидактические и подвижные игры на систематизацию знаний. В изобразительной деятельности дети знакомятся с различными средствами воплощения художественного замысла. Итоговым мероприятием проекта станет викторина «Изучаем республику Коми».

Проблема проекта. Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным городом, его бытом, традициях и народных промыслах коми народа.

При всей своей занятости, родители мало уделяют внимания этой проблеме. В семьях нет достаточной литературы, которая рассказывала бы о родном городе, о быте, традициях и народных промыслах коми народа. Родители имеют недостаточно знаний о своем крае, дети в свою очередь не владеют достаточной информацией о своём крае. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.

Поэтому мы решили решить эту проблему через приглашение в ДОУ сотрудников музея, познавательные НОД, беседы, продуктивную деятельность, дидактические и подвижные игры.

Таким образом, исходя из вышесказанного, мы сформулировали цель, задачи, ожидаемый результат проекта.

Цель: Систематизировать знаний детей о родном крае, городе, способствующих формированию нравственных ценностей.

Задачи:

  1. Знакомить с бытом, традициями, культурой, народными промыслами коми народа.
  2. Формировать представления о символах и знаках коми орнамента.
  3. Формировать чувства уважения к народностям коми и их традициям.
  4. Развивать чувства ответственности и гордости за достижения республики Коми.
  5. Развивать у детей творческие способности и познавательную активность.
  6. Воспитывать уважение к культуре и труду коми народа.

Методы и формы работы:

  1. Прослушивание - аудиозаписи гимна России и Коми (приучать их слушать стоя).
  2. Беседы - о композиторах Коми (А. Осипов, В. Чисталев, Я. Перепелица, В. Мастеница, композиторы города Воркуты), о вокальной Коми народной музыке, оркестровой (Коми народных инструментах).
  3. Игры - на музыкальных инструментах (в самостоятельной деятельности, способствующей импровизации в музицировании), дидактические игры на закрепление, систематизацию знаний, подвижные игры.
  4. Интегрированные НОД.
  5. Поисковая деятельность совместно с родителями.
  6. Продуктивная деятельность (разучивание и рисование любимого танца).
  7. Обучение игре на коми народных инструментах и рисование любимого инструмента.
  8. Просмотр видеофильмов и презентаций.
  9. Викторина.

Ожидаемые результаты: 

Сформировать понятия в сознании детей патриотических ценностей: любовь к родному краю, чувство гордости за свой город, Коми край.

Систематизировать знания детей о своей Родине.

Расширить кругозор и обогатить словарного запаса детей.

Дети должны знать, как называется наша республика, столица, город; чем знаменит и как называется наш город; историю жизни коми народа.

Активное участие родителей в совместной деятельности с ребенком в условиях семьи и детского сада.

Информационная характеристика проекта:

Участники проекта: Дети, родители и воспитатели подготовительной к школе группы № 5 МАДОУ «Детский сад №92 общеразвивающего вида».

Продолжительность: краткосрочный, 1 неделя.

Практическое значение проекта: состоит в комплексном приобщении детей к духовной и материальной культуре северных народов коми, истории родного края через проектную деятельность на основе педагогики сотрудничества: дети, родители (законные представители), педагоги.

Обеспечение проекта:

  1. Книги, портреты коми писателей
  2. Художественные произведения, сказки, предания
  3. Открытки, иллюстрации с видами и достопримечательностями г. Сыктывкара, природой Коми края
  4. Тематические альбомы, фотоальбомы, журналы, альбомы репродукций

коми народные игры

  1. Символика г. Сыктывкара, Республики Коми
  2. Презентации «Сыктывкар – столица Республики Коми»; «Просторы Коми края».

Этапы, программа реализации проекта:

Срок (дата)

Действия детей

Действия педагогов

Действия родителей

I этап Организационный

18.04.2016

1. Постановка цели и задач.

2. Определение методов исследования.

3. Подбор наглядно-иллюстративного материала.

4. Подбор материала для продуктивной деятельности.

5. Мониторинг сформированности представлений старших дошкольников о родном крае.

Анкета для родителей "Ознакомление детей с Коми краем"

Приложение №1

II этап - Основной

«Свой уголок – свой простор»

19.04.2016

Рассматривание иллюстраций;

Дидактические игры «Построй избу», «Помоги плотнику»;

Сюжетно – ролевые игры.

Знакомство с коми избой;

Знакомство с коми национальной кухней;

Знакомство с коми фольклором (загадки, пословицы, поговорки, потешки и т.д.); Приложение №5

Подвижные игры «Стой олень», «Кто ты», «Игра в царя», «Воробей». Приложение №9.

Подбор иллюстраций, альбомов, отражающие коми быт.

«Знакомство с коми орнаментом»

20.042016

Рассматривание узоров;

Дидактическая игра с картинками «Укрась избу узором» Приложение №3, «Составь такой же элемент», «Найди ошибку».

Составление узоров из пазл и палочек.

Знакомство с коми узором. Приложение №3

Игры с картинками «выложи узор».

Изготовление страниц для тематического альбома по коми орнаменту в ИЗОцентр.

«Один наряд и в пир, и в мир, и в добры люди»

21.04.2016

Рассматривание альбома.

Игры с разрезными картинками.

Дидактическая игра «Виды одежды»

Знакомство с женскими и мужскими костюмами. Приложение №4

Рассматривание иллюстраций.

Дидактическая игра «Бабушкин сундук», «Соберём приданое девице», «Одень куклу».

Отгадывание и придумывание загадок.

Консультация

«Родной свой край люби и знай». Приложение №13

«Знакомство с коми писателями, поэтами, композиторами»

22.04.2016

Рассматривание иллюстраций в книгах, портретов.

Рассматривание портретов, чтение художественной литературы.

Знакомство с коми музыкальными инструментами.

Прослушивание коми песен, грамзаписей.

Чтение художественной литературы по ознакомлению детей с произведениями коми писателей

Приложение №6

Презентация окоми музыкальных инструментах. Приложение №14.

«Сказки народа коми»

23.04.2016

Рассматривание иллюстраций в книгах.

Просмотр коми сказки «Дедушка Нёрым» Приложение №7

Чтение сказок народа коми «Пера – богатырь», «Яг – морт», «Медвежьи няньки».

Коми подвижные игры. Приложение №9

Мастер – класс «Кукла – скрутка». Приложение №15

III этап - заключительный

24.04.2016

НОД «Коми край родной». Приложение №10

Викторина «Изучаем республику Коми» Приложение №11, 12

Мониторинг сформированности представлений старших дошкольников о родном крае. Приложение №16

Оценка результатов и отчетность:

По окончании работы над проектом педагоги группы углубили знания о родном крае, городе. Приобщили детей и их родителей к коми культуре. (Приложение)

Список используемой литературы:

1. Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие – М: 2005

2.Азбука Юного Гражданина Республики Коми.

3. Бударина Т.А, Корепанова О. Н, Куприна Л.С, Маркеева О.А Знакомство детей с устным народным творчеством – СПб, Издательство « ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2003

5. Гаврилова И. Г. Истоки русской народной культуры в детском саду-СПб, «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2008

6. Данилина Г.Н. Дошкольнику – об истории и культуре России.- М; АРКТИ,2003

7. Дмитриенко З.С, Ветохина А.Я. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Методическое пособие-СПб; «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО» «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2009

8. Зеленая Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живём в России. М., «Скрипторий»,2008

9. Козлова С.А. Мой мир-М; - Сфера,2000

10. Кондрыкинская Л.А. С чего начинается Родина? - М, Сфера, 2004

11. Маханева М.Д. Нравственно- патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. – М, АРКТИ, 2004

12. Миловский А.С. Песнь жар-птицы: Рассказы о народных праздниках- М, 1987

13. Николаева С.Р, Катышева И.Б, Хомченко В. А, Комбарова Г.Н. и др. Народный календарь-основа планирования работы с дошкольниками - СПб, «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009

14. Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду-М, Линка-Пресс,2003

15. Пугачёва Н.В., Есаулова Н.А. Конспекты занятий по этнографии и народоведению в ДОУ, М., «Центр педагогического образования», 2007

16. Смирнова Т.В., Филиппова Т.Ю. Дошкольникам о Москве и родной стране, М. «Скрипторий», 2010

17. Форталева Н.П. Экскурсии – средство приобщения детей к истории родного края. Управление ДОУ-2005,№1

18. Шорыгина Т. А. Родные сказки. Нравственно-патриотическое воспитание-М, Прометей; Книголюб,2003

19. Программа«От рождения до школы», примерная общеобразовательная программа дошкольного образования : Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А

20.Я познаю мир. Игрушки: энциклопедия-М, АСТ,1999.

Список используемой интернет источников:

  1. Интернет ресурс:.http:/ maam.ru.
  2. Интернет ресурс:.http://detsad-romashka.ucoz.ru
  3. Интернет ресурс:.http://detsad-kitty.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Свой край родной люби и знай"

Долгосрочный проект  по знакомтсву детей с родным краем рассчитанный на учебный год для детей подготовительной группы....

Конспект занятия "Коми край родной"

Занятие по окружающему миру формирует у детей представления о Республике Коми, её символах государственности. Воспитывает интерес к родному краю, желание узнавать о его истории, культуре, традициях; з...

Спортивный досуг «Коми край родной» ( средняя)

Формирование интереса детей и родителей к Коми краю....

Краткосрочный проект "Коми Край"

Воспитывать интерес к родному краю, желание изучать историю, природу Коми края, родного города....

Проект по нравственно - патриотическому воспитанию старших дошкольников "Коми край родной - любимый"

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию – это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и...

Мероприятие в рамках природоохранного социально – образовательного проекта «Эколята – дошколята» Проект «Любимый край – родной ЯМАЛ» Тема: «Растения северного края, под нашей защитой»

Лес, тундра, тайга, болота, реки и озёра – картины природы родного северного края.Но природа – это не только красота,  без которой не может обойтись человек, это дом для коренных жите...