«Из чего построить дом?»
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Шелест Наталия Анатольевна

ООД познавательное развитие старшая группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon natasha.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Из чего построить дом?»

Цель: расширять представления о профессии строителя, различных строительных    материалах.

Задачи: 1. Расширять и уточнять представления детей о свойствах и качествах     различных строительных материалов.

               2. Обогащать познавательные знания (знакомство с бетоном, его свойствами      и качествами, способом его изготовления)

               3. Обогащать знания о строительных профессиях, инструментах, технике.

               4. Показать значимость профессии строителя.

               5. Продолжать работу по обогащению словаря детей: бетонный, каменный, бревенчатый, кирпичный, бетон, щебень, цемент, луб

              6. Воспитывать уважительное отношение к человеку труда.

Демонстрационный материал: игрушка лиса, Картинки или слайды с изображением домиков из сказки «Три поросёнка», других домов и строительных материалов. Материал для проведения игры-эксперимента «Изготовим бетон» (песок, щебень, цемент, вода, формочки, салфетки, ч готовые плитки бетона).   Фотографии или слайды с изображением различных зданий, города, домов. Набор строительных материалов. Игрушки: строительная техника, контурные рамки «строительная техника»

Методические приемы:

  1. Игровая мотивация
  2. Загадывание и отгадывание загадок
  3. Беседа
  4. Дидактические игры
  5. Игра-эксперимент
  6. Рассматривание иллюстраций, картинок, фотографий
  7. Поэтическое слово взрослого

Предварительная работа:

                                   Чтение художественной литературы (Е.Пермяк «Мамина работа», С.Баруздин «Строим дом», С.Михалков «Три поросёнка», В.Маяковский «Кем быть» и др.), Г. Люшнин «Строители», Рассматривание картинок связанных со строительными профессиями, составление описательных рассказов по ним. Проведение сюжетно-ролевых игр «Строим дом», «Строители»; дидактических игр «Кому что?» «Что лишнее?» «Угадай по описанию».

Ход занятия.

Воспитатель. Давайте представим, что нас пригласили в телестудию на детскую

                           передачу «Будущие строители». Вы согласны быть участниками передачи?           (Ответы.) А я кем буду?

Дети. Телеведущей.

Воспитатель. А те, кто придет к нам в гости?

Дети. Телезрителями.

Воспитатель. Участники передачи, занимайте, пожалуйста, свои места. Приготови-лись? Начали! Добрый день, уважаемые телезрители! Свою передачу я

                           хочу начать со знакомства участников с разнообразием строительных материалов.  Дорогие друзья (обращается к детям), к нам на передачу пришло письмо, в котором спрятана загадка. Мы должны отгадать, кто сегодня придет к нам в гости.

Посмотрите-ка, какая -

Вся горит, как золотая!

Ходит в шубке дорогой,

Хвост пушистый и большой.

Дети. Лиса.

Воспитатель. Правильно, это лисичка-сестричка (появляется лиса).  

Лиса: Здравствуйте! Я Лиса Патрикеевна. Мне нужна ваша помощь: с приходом  весны

             моя избушка растаяла  и мне негде жить

Воспитатель. Из какой же сказки к нам пришла лиса?

Дети. Из сказки «Заюшкина избушка».

Воспитатель. Почему растаял домик лисы? Из чего он был сделан?

Дети: У лисы домик был сделан изо льда, поэтому он и начал таять с наступлением  весны.

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, какая избушка была у зайца в сказке?

Дети: Лубяная избушка.

Воспитатель: Правильно. А из чего была сделана такая избушка?

Дети: Из дерева.

Воспитатель: Верно, избушка у зайца была сделана из дерева, ведь луб – это верхний слой коры дуба. А как вы думаете, кора – это прочный материал? Давайте проверим (предлагает одному ребёнку подойти к столу, взять кусок коры и разломать). Видите, кору можно разломить или порезать ножницами. Подходит она для строительства домов?

Дети: Нет . Кора ломается.

Воспитатель: Значит луб не подходит для строительства, хотя домик у зайчика не растаял весной, но он тоже не прочный.

Лиса. Вы не думайте, я зайчика выгонять из его домика не собираюсь. Он мой друг и обещал мне помочь в строительстве нового, красивого и большого дома. Но я не знаю, какой материал использовать, чтобы он получился крепким и надежным...

Воспитатель. Лисичка, ты правильно сделала, что к нам на передачу обратилась. Мы

                         тебе обязательно поможем. Правда, ребята?

Дети. Правда!

Лиса. Я слышала, что у нас в сказочном мире три поросенка живут. Говорят, они

            красивые дома строят из различных материалов.

Воспитатель. Да, действительно, есть такая замечательная сказка про трех поросят.

                         Я ее с собой на передачу захватила. Мы сейчас с вами посмотрим, какие поросята строители. Только, лиса, запомни: в строительстве красота не главное. Ребята,  скажите лисичке, какими должны быть дома.

Дети. Крепкими, прочными, надежными.

Воспитатель. Правильно! Молодцы! Давайте совершим небольшое путешествие по

                          сказке «Три поросенка». Взгляните, вот первый домик, который построил себе Ниф-Ниф. Из чего он построен?

Дети. Из соломы.

Воспитатель. Как вы думаете, солома подойдет для строительства домика лисы?

                            Почему?

Дети. Нет, не подойдет! Потому что солома ломкая и непрочная.

Воспитатель. Верно, солома - непрочный материал, и в этом мы сейчас убедимся

                           (предлагает одному ребенку подойти к столу, взять солому и разломать ее пополам). Видите, как легко она ломается. (Другой ребенок дует на нее.) Поэтому, когда волк дунул на домик Ниф-Нифа, он разлетелся в разные стороны. А вот этот домик построил себе второй поросенок - Нуф-Нуф

(выставляет следующую картинку).

Лиса. А из какого материала он построен? Кто мне скажет?

Дети. Из прутиков, веточек и листьев.

Воспитатель. Веточки и прутики прочный материал?

Дети. Нет.

Воспитатель. Давайте в этом убедимся

(один ребенок ломает, гнет веточки, другойдует на них).

Можно использовать этот материал для строительства? Почему?

Дети. Нет, нельзя! Это не прочный материал.

Воспитатель. Ребята, может, вы мне подскажете: чей это домик?

 (Выставляет картинку с изображением домика Наф-Нафа.)

Дети. Это домик Наф-Нафа.

Воспитатель. Что можно рассказать про него лисе? Из чего он построен?

Дети. Этот домик построен из камня.

Воспитатель предлагает одному из детей потрогать камушки,

испытать их на прочность.

Воспитатель. Какой же домик получился у Наф-Нафа?

Дети. Прочный и надежный.

Воспитатель. Правильно. Наф-Наф оказался самым сообразительным, поэтому его

                          домик получился надежным и крепким. Вот какая увлекательная и познавательная  сказка «Три поросёнка»

Лиса: Теперь мне стало ясно, какие строители три поросёнка. А можно узнать из какого материала люди строят дома?

Воспитатель: Люди давно научились возводить самые разнообразные дома из различных материалов,

(на слайдах воспитатель показывает изображения домов из разных материалов, дети рассказывают из чего сделаны дома, последний слайд - изображение многоэтажного панельного дома).

Воспитатель. А это панельный дом, его строят из бетонных плит. Для вас это новые

                           слова. Давайте вместе проговорим: бетон, бетонный (дети повторяют). А какие дома получаются из этих строительных материалов?

Дети. Крепкие, надежные.

Лиса. Я тоже хочу жить в таком доме.

Воспитатель. Думаю, тебе, лисичка, будет интересно узнать, как получается этот

                           надежный строительный материал. Для этого мы проведем игру-эксперимент.

Проводится игра-эксперимент «Изготовим бетон».

Воспитатель. Давайте подойдем к столу и рассмотрим, что у нас есть. С какими

                          материалами вы уже знакомы?

(Дети называют и показывают песок и воду.)

Воспитатель: Я думаю, с этими материалами вы еще не знакомы. Это щебень (показывает). Что он вам напоминает?

Дети. Камушки.

Воспитатель. А это цемент (показывает). Посмотрите на него, он сыпучий, сухой,

                         как и песок. Давайте повторим названия этих материалов: щебень,                       цемент.

Воспитатель предлагает принести песок, воду, цемент, щебень. Все перемешивают и разливают по формочкам.

Воспитатель. Чтобы бетон стал прочным, необходимо дать ему время для застывания. Для строительства домов необходимо много бетонных плит, их делают на бетонном заводе, затем уже готовые плиты привозят на стройку.

Проводится игра «Назови какой».

Воспитатель. У меня в руках небольшая бетонная плитка. Мы будем передавать ее

                          по кругу и называть свойства бетона (твердый, прочный, качественный, надежный,  крепкий и т.д.).

Дети садятся на свои места.

Лиса. Молодцы! Много свойств бетона вы назвали, и я теперь знаю, из какого материала нужно построить свой домик, чтобы он был прочным, крепким и надежным.

Воспитатель. Чтобы настоящий дом построить, много мастеров должно потрудиться. А каких - мы сейчас с вами вспомним.

1 -и ребенок.

Растет этаж за этажом,

И с каждым часом,

С каждым днем

Все выше, выше новый дом, (Каменщик.)

2-й ребенок.

Топором, рубанком

Выстругивает планки,

Сделал подоконники

Без сучка-задоринки. (Плотник.)

3-й ребёнок:

Брызжет краска по стене, Солнце светится в окне.

Стали стены голубыми,

Словно небо в вышине. (Маляр.)

Воспитатель. Какие еще строительные профессии вы знаете? (Ответы.) Бетонщик фундамент для дома закладывает, крановщик кирпичи наверх подает, каменщик стены из кирпича кладет, штукатур отделывает стены и потолки, а маляр их красит. Все эти профессии нужны, чтобы строить прочные и надежные дома.

Воспитатель:  У каждого строителя есть помощники, без которых они не могут обойтись и некоторые из них спрятаны в моём ящике.

Проводится  дидактическая игра «Назови инструмент» (дети берут один инструмент, называют его и говорят, что им можно делать).

Воспитатель: Как можно назвать все эти предметы одним словом?

Дети: инструменты.

Воспитатель: Правильно. Строители не могут обойтись без помощи строительной техники и предлагаю вам посетить выставку строительной техники.

(дети рассматривают машины: подъёмный кран, бетономешалку, экскаватор, бульдозер, грузовик)

Воспитатель: А теперь я предлагаю вам подойти к столу и собрать контурные рамки со строительной техникой, назвать её и сказать, что может делать эта машина. Лисичка, ты, наверное, впервые в нашем городе? Ребята, скажите, как называется наш город? (Ответ детей) Верно. Наш  Борисоглебск с каждым днем становится все краше: появляется много прочных и красивых зданий, и мы тебе сейчас их покажем.

Показ слайдов

Воспитатель: Вам знакомы эти места? (Называют.) Молодцы! А чьим трудом все это создано? Кого мы должны благодарить за эту красоту?

Дети. Строителей.

Лиса. Спасибо! Я теперь знаю, какая это нужная и важная профессия - строитель. А

             еще спасибо вам за помощь.

Воспитатель. Верно заметила лиса – профессия строителей действительно имеет

                         огромное значение в нашей жизни. Какие же здания должны они строить?

Дети: Прочные, крепкие, светлые, тёплые и красивые.

Воспитатель: Правильно. Я надеюсь, что среди вас тоже есть будущие строители, которые совсем скоро удивят нас новыми прочными и красивыми домами. В заключении нашей передачи хочется прочитать стихотворение

Точно в срок построит он  

Небоскреб и стадион,

Детский садик и больницу,

Магазинов вереницу,

Даже дом, скажу вам я,

Где живёт моя семья

И другие жители   

Строили - строители           (Показ слайдов)

Воспитатель: На этом наша передача заканчивается. Благодарю вас за внимание. До новых встреч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Из чего же, из чего же, из чего же сделаны наши...

Цель проекта: Создание условий для развития ребенка в детском саду, в семье с учетом гендерного подхода в воспитании. Задачи: Прививать нравственные качества характерные для девочек и мальч...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста образовательная область «Познание» На тему: «Из чего построить дом?»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возрастаобразовательная область «Познание» На тему: «Из чего построить дом?»...

Дидактическая игра «Из чего суп?» «Из чего компот?» «Из чего салат?» «Из чего сок?»

Развития навыков словообразования относительных прилагательных; расширение словарного запаса; слов обобщений; у детей дошкольного возраста....

Занятие в средней группе "Из чего построим дом"

Открытое занятие в средней группе, образовательная область - познание....

Дидактическая игра «Из чего суп?», «Из чего компот?», «Из чего салат?», «Из чего сок?».

Развитие навыков словообразования  относительных прилагательных. Расширение словарного запаса у дошкольников....

НОД по познавательному развитию по теме: "Из чего же, из чего же сделаны наши девчонки......., из чего же, из чего же сделаны наши мальчишки......?"

Цель: Выявить и закрепить понятия ребенка о себе как о представителе определенного пола, о некоторых психологических характеристиках мальчиков и девочек, способствовать формированию позитивного о...