Программа "Ознакомление детей дошкольного возраста с Коми краем".
рабочая программа на тему

Щербакова Зинаида Николаевна

      Данная программа освещает определённый круг вопросов, связанных с историей, материальной и духовной культурой народа коми. Она предполагает систему мероприятий  с детьми 3 – 7 лет. В каждой возрастной группе происходит расширение и углубление темы. Знакомство с родным краем входит в образовательный процесс, выстроенный на основе доминирующих целей базовой программы, в которую гармонично вписывается краеведческий материал.  Введение регионального содержания с учётом принципа постепенного перехода  от более близкого ребёнку, личностно значимого (дом, семья), к менее близкому – культурно-историческим фактам. Осознанный выбор методов знакомства с родным городом, повышающих познавательную и эмоциональную активность детей (мини-музеи быта, предметы декоративно-прикладного искусства, музыка и т.д.).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 104 общеразвивающего вида» г. Сыктывкара

Принято

Педагогическим советом

Протокол №

от «____»_________   20   г.

Утверждаю

Директор МАДОУ

«Детский сад №104»            

  _______________Сабинская О.А.

приказ № ________ от «____»________20__  

 ПРОГРАММА

дополнительного образования

«Ознакомление детей дошкольного возраста с Коми краем»

Направленность:

познавательно-речевая

Для обучающихся 3 - 7 лет

 Срок обучения: 4 года                                                              

Составители программы:

воспитатель Щербакова З.Н.

Сыктывкар, 2017

Оглавление

Пояснительная записка

стр.3

Цель и задачи программы

стр.4

Содержание программы

стр.4

Ожидаемые результаты

стр.5

Список литературы

стр.7

Перспективный план

стр.8

Пояснительная записка

     «Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияние, нет способности, которая находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира…Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени. Среди нее ребенок будет жить - развиваться собственно самодовлеющей жизнью, его духовный рост будет совершенствоваться из самого себя, от природы…
                                                                                            Е. И. Тихеева.

        Развивающая среда призвана обеспечить реализацию образовательной программы, учитывать национально-культурные, климатические условия, в которых осуществляется образовательный процесс и должна соответствовать возрастным возможностям детей.

       Для нашей многонациональной  республики, государства и общества важно, чтобы юные граждане России выросли уважающими культуру своего народа. Все то, что способствует развитию творческих возможностей ребенка, дает более полное представление о богатстве национальной культуры, уклада жизни народа, его истории, языка, литературы, духовных целях и ценностях, что способствует развитию всесторонне развитой гармоничной личности, патриота своей Родины, высоконравственного  человека. Одним из средств, обеспечивающих возможность формирования у дошкольников эмоционально положительного отношения к окружающему миру, приобщения их к культурному наследию является народное искусство. 

      Данная программа освещает определённый круг вопросов, связанных с историей, материальной и духовной культурой народа коми. Она предполагает систему мероприятий  с детьми 3 – 7 лет. В каждой возрастной группе происходит расширение и углубление темы. Знакомство с родным краем входит в образовательный процесс, выстроенный на основе доминирующих целей базовой программы, в которую гармонично вписывается краеведческий материал.  Введение регионального содержания с учётом принципа постепенного перехода  от более близкого ребёнку, личностно значимого (дом, семья), к менее близкому – культурно-историческим фактам. Осознанный выбор методов знакомства с родным городом, повышающих познавательную и эмоциональную активность детей (мини-музеи быта, предметы декоративно-прикладного искусства, музыка и т.д.).

   

Цели и задачи программы

     Цель:  Создание условий для ознакомления детей дошкольного возраста с национальными и культурными традициями коми народа.

Задачи:  

1. Сформировать интерес к изучению родного края.

2. Сформировать у воспитанников старшего дошкольного возраста представлений о территориях Республики Коми, с их разнообразием животного и растительного мира, осознанного бережного отношения к природе.

3. Дать представления детей о культуре, быте Коми народа.

4.  Развивать воображение, интерес к произведениям народного творчества, национальным костюмам коми.

Содержание программы

    В программу включены занятия как познавательного, так и эстетического цикла. Для достижения программных задач   необходимо использование различных форм деятельности – игр, экскурсий, бесед и т.д., что отражено в данной программе. Приобщение детей к народному искусству невозможно без знакомства с историей, традициями народа коми, поэтому большое внимание в работе уделялось познавательной деятельности. Для ознакомления дошкольников с историческим прошлым народа коми, традиционным костюмом и изделиями народных умельцев были организованы экскурсии в этнографический музей, библиотеку. Отличительной особенностью народного творчества коми является орнамент, которым украшают одежду, различные бытовые предметы. Поэтому немаловажную роль в приобщении дошкольников к народному искусству коми играет знакомство их с назначением орнамента, основными законами его построения, усвоение принципов украшения предметов. При рассматривании различных художественных изделий, иллюстраций было обращено внимание воспитанников на то, как мастера переносят увиденное в природе и быту в содержание ярких и разнообразных узоров, элементы которых имеют соответствующие названия: «Следы маленьких зверей», «Ель», «Чум», «Компас» и др. Для пробуждения у детей потребности не только самостоятельно создать изображение, но и сделать его красивым, своеобразным, проводились занятия по декоративному рисованию.  Дошкольники усваивали колорит, композицию, орнаментальные элементы, характерные для того или иного предмета, учились видеть взаимосвязь между компонентами узора. Для закрепления знаний о народном костюме и орнаменте коми, полученных на экскурсиях, в ходе бесед, а также развития умений дошкольников составлять узор из знакомых элементов в уголок по изобразительному искусству были помещены дидактические игры: «Одень куклу», «Составь узор» и др. Занятия аппликацией способствуют формированию у дошкольников изобразительных умений и навыков, развитию творческих способностей. Так, дети учились вырезать из бумаги элементы орнамента коми (симметричное вырезание), располагать их в композицию.

         В ходе самостоятельной деятельности совместно с детьми изготовлена дидактическая игра «Найди одинаковые варежки». Во время ее разработки закреплялись знания о народном костюме коми, умение составлять узоры по мотивам народного орнамента, также совершенствовались навыки в рисовании — владение кистью и карандашом. Для самостоятельной деятельности воспитанников в уголке национально-регионального компонента в группе размещены иллюстрации, открытки с изображением различных национальных костюмов, веретена, а также дидактические игры: «Одень куклу», «Назови три предмета одежды» (классификация видов старинной одежды), «Подбери правильно», «Найди одинаковые варежки», «Угадай элемент орнамента». Во время игр, рассматривания иллюстраций дети обсуждают сходство и различие видов одежды, обуви, элементы орнамента,  объясняют, что им нравится, а что нет и почему. Для активного включения родителей в работу по приобщению детей к народному искусству коми были разработаны  памятки: «Что читать детям о коми крае», «Учите видеть прекрасное в изделиях народных умельцев». Проведение  творческого конкурса: «Красная книга: растительный и животный мир», целью которого является приобщение  детей и  родителей (законных представителей)  к экологической культуре, повышение и развитие их творческого потенциала. Проведение мастер-класса  по изготовлению дидактических игр совместно детьми и родителями. Проведение викторины «Что я знаю о моей Республике» совместно с детьми и родителями.

Ожидаемые результаты

При условии реализации содержания материала данной программы в полном объеме мы ожидаем достижения   следующих результатов:

  • Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями  литературы, обладает  элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, истории. Способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности. Имеет первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях.
  • Проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою страну, ее достижения, имеет представление о ее географическом разнообразии, многонациональности, важнейших исторических событиях.
  • Проявляет любовь к родному краю; рассказывает о самых красивых местах родного города (поселка), его достопримечательностях, о замечательных людях, прославивших свой край.
  • Имеет представление о флаге, гербе; о том, что Земля — наш общий дом, на Земле много разных стран; о том, как важно жить в мире со всеми народами, знать и уважать их культуру, обычаи и традиции.
  • У ребенка развиваются эстетические чувства, художественное восприятие, образные представления, воображение, художественно-творческие способности.
  • Имеет представления о разнообразии народного искусства, художественных промыслов (различные виды материалов, разные регионы страны и мира).
  • Проявляет интерес к искусству родного края; любовь и бережное отношение к произведениям искусства.
  • Ребенок активно участвует в художественной деятельности по собственному желанию и под руководством взрослого.

Дети могут назвать:

- старинное название города, в котором они живут, другие города республики (3-4 города).

- символику России и республики Коми.

- чем занимаются люди нашей республики (оленеводством, добычей угля, нефти, газа, обработкой древесины).

-  животных и растения тундры и тайги (песец, глухарь, тетерев, мох, лишайник, карликовая берёза).

- элементы коми орнамента, различать среди других орнаментов и называть их (5-6 элементов).

- старинные и современные коми игры, рассказывать правила игр, использовать считалки.

Используемая литература:

  1.  Программа «От рождения до школы».  Под ред. Н.Е. Вераксы
  2. Ознакомление детей дошкольного возраста с коми краем. Часть 3. Сыктывкар, 1990.
  3. Ознакомление детей дошкольного возраста с коми краем. Часть 1. Сыктывкар, 1993.
  4. Пантелеева Е.Н.,  Родник. Сыктывкар, 1998.
  5. Вестник УДО АМО ГО «Сыктывкар», № 3, 2005.
  6. Методические рекомендации к проведению занятий с детьми «Ознакомление детей дошкольного возраста с историей, традициями коми народа» (под ред. И. А. Пасынковой).
  7. Потолицына Н.Б., Хабарова Т.В., Гудырева Л.Н., Щеглова Н.В., Зайцева Н.Ф: Ознакомление с окружающим миром, Сыктывкар, 2007.

Перспективный план работы по ознакомлению с Коми краем детей во II младшей группе.

Содержание раздела программы

Тема, форма организации

Временная продолжительность

Задачи

Развивающая  предметно-пространственная среда

Методы и приёмы взаимодействия педагога с детьми

Итоговое мероприятие

«Моя Родина» «Осень родного края»

Звери в осеннем лесу. Занятие – беседа.

1 квартал

Знакомить с некоторыми особенностям поведения лесных зверей и птиц осенью.

Альбом «Животные Коми края», иллюстрации о диких животных родного края.

- рассматривание альбома, иллюстраций

«Животные Коми края»;

- д/и «Назови детёныша»;

- чтение рассказов, стихов С.Журавлёва «Азбука Пармы».

Коллективная работа…

Кто, где живет

«Мой город, моя страна, моя планета»

Дом, в котором я живу. Экскурсия с наблюдением за домами.

1квартал

Дать знания о том, что у каждого человека есть свой дом. Рассмотреть дома – дома бывают разные.

Улица им.Малышева.

предварительная работа - рассматривание картин с изображением домов из различного материала;

- экскурсия на улицу Малышева;

- наблюдение за различными домами, их сравнение.

Создание коллажа «Моя улица»

«Я и моя семья»

В гости к бабушке Матрёне.

Экскурсия в коми избу.

1 квартал

Познакомить с назначением объектов рукотворного мира, их строением, материалом. Познакомить с льняным полотенцем.

Коми изба

- предварительная работа – сюж.-рол. игры «Катя обедает», «Уложи Катю спать», «Семья»;

- рассматривание интерьера избы;

- беседа о назначении предметов;

- д/и «Разложи предметы», «Как зовут маму и папу», «Кто что делает».

Знакомство с предметами быта.

Экскурсия в коми избу.

2 квартал

Формировать обобщённые понятия – посуда, мебель.

Коми изба

- рассматривание посуды и мебели;

- беседа о назначении посуды, мебели;

- д/и «Чего не стало», «Накрой на стол».

«Красавица зима»

Как звери готовятся к зиме. Занятие – беседа

2 квартал

Формировать представления детей о приспособлении диких животных (медведь, заяц, лиса) к среде обитания.

Альбом «Животные Коми края», иллюстрации о подготовке диких животных к зиме

- рассматривание альбома «Животные Коми края»;

- рассматривание иллюстраций о подготовке животных к зиме;

- д/и «Назови детёныша»;

Викторина «Что я знаю о тайге».

Красавица зима Занятие – беседа.

2 квартал

Формировать обобщённое понятие о неживой природе зимой (снегопад, холод, мороз,).

Альбом с иллюстрациями о зиме, альбом с опытной деятельностью зимой

- рассматривание картин, иллюстраций о зиме;

- опыты со снегом;

- д/и «Когда что бывает?»;

- наблюдение за снегом;

- загадывание загадок о зиме

Растения тайги.

Беседа.

3 квартал

Формировать элементарные представления об отдельных растениях родного края

Гербарий,

картины и иллюстрации с изображением растений Коми края.

- рассматривание картин, гербария с изображением растений Коми края;

- загадки о растениях;

- чтение худ. Литературы;

- д/и «Узнай по описанию».

«Народные ремесла»

Ознакомление с коми орнаментом.

3 квартал

Познакомить детей с элементами коми орнамента «зубцы». Воспитывать интерес к коми орнаменту.

Куклы в коми национальном костюмах (мужском и женском) .Коми орнамент «следы», «ёлка», «пила».

-внесение кукол в коми костюмах;

- знакомство с элементами орнамента;

- д/и «Собери орнамент», «Лото орнамент»;

- аппликация «Украшение рубашки».

Создание альбома «элементы коми орнамента», его  дальнейшее пополнение.

Знакомство с женским коми национальным костюмом. Беседа

3 квартал

Познакомить детей с особенностями коми национальной одежды. Сравнить её с современной одеждой.

- рассматривание куклы в коми национальном женском костюме;

- худ. слово;

- рассматривание деталей одежды;

- д/и «Что лишнее?»

Умение различать коми народную одежду

Ознакомление с мужским народным костюмом. Беседа.

3 квартал

Познакомить детей с особенностями коми мужской национальной одежды. Сравнить её с современной одеждой.

внесение куклы в национальном мужском костюме;

- рассматривание деталей одежды;

- худ. слово;

- д/и «Одень коми куклу».

Умение различать мужскую и женскую коми одежду.

Создание  дид. Игры «одень коми куклу» совместно с детьми и родителями.

Перспективный план работы по ознакомлению с Коми краем детей в средней группе.

Содержание раздела программы

Тема, форма организации

Временная продолжительность

Задачи

Развивающая  предметно-пространственная среда

Методы и приёмы взаимодействия педагога с детьми

Итоговое мероприятие

«Осень»

Урожай.

1 квартал

Формировать понятия об овощах, произрастающих в республике Коми. Познакомить с понятием «урожай». Закрепить знания о внешнем виде и вкусе овощей.

Набор овощей, корзинка, картинки с изображением овощей

- загадки;

- д/»Узнай по вкусу», «Узнай на ощупь», «Что растёт на огороде»;

- аппликация «помидоры в банке».

Создание семейной  «Книги про овощи, ягоды, грибы» (иллюстрации, картинки для раскрашивания, описание овоща, загадки, сказка).

Ягоды - дары северной природы.

1квартал

Формировать понятие, что ягоды – плоды. Познакомить детей с клюквой (форма, вкус, цвет),  учить сравнивать её с другими ягодами. Дать знания, что ягоды полезны для животных и человека.

 Картины с изображением клюквы, брусники, морошки

- рассматривание картинок с изображением ягод;

- д/и «Узнай по вкусу»;

- рисование «Клюква на болоте»

Зимовка зверей  в лесу.

1 квартал

Формировать представления о приспособлении диких животных (белка, медведь…) к среде обитания. Формировать знания о подготовке птиц к зиме. Устанавливать связи между средой обитания животных и птиц и их внешними признаками.

- загадки и о животных и птицах;

- чтение рассказов Е.Чарушина;

- д/и «Назови детёныша», «Кто прилетел к кормушке»;

- изготовление кормушек (конструирование)

 Умение узнавать зверей и птиц Коми края. Знание среды их обитания

Изготовление кормушек совместно с родителями и развешивание на участке детского сада.

«Мой город, моя страна, моя планета»

Путешествие по городу Сыктывкару.

Беседа.

2 квартал

Познакомить с названием улиц, на которых живут дети. Рассказать о самых красивых местах микрорайона и его достопримечательностях

Открытки, фотографии, просмотр презентации с изображением       г. Сыктывкара.

Предварительная работа: экскурсии по микрорайону, наблюдения за общественными зданиями.

- рассматривание открыток и фотографий;

- беседа о микрорайоне;

- д/и «Узнай по описанию», «Дом, в котором я живу»;

- составление рассказов о городе.

Создание альбома с фотографиями своего дома, двора, любимых общественных мест.

В гостях у бабушки Матрены.

Экскурсия в коми избу.

2 квартал

Познакомить детей с внутренним строением и обустройством деревянного дома (керка)

Коми изба, посуда коми народа (ковш, солонка, туесок); мебель (лавка, скамейка, печка).

Предварительная работа: наблюдение за домами.

- беседа об устройстве дома;

- д/и «Что было бы, если бы в доме не было печки;

- сюжетно-ролевая игра «Семья».

«Народные ремесла» Приобщение к духовному и материальному наследию коми народа.

Что делали коми из дерева.

2 квартал

Познакомить детей с орудиями труда из дерева (прялка, веретено).

Предметы домашней утвари, сделанные из дерева.

загадки;

- д/и «что из чего».

Ознакомление с коми орнаментом.

.

3 квартал

Познакомить детей с элементом коми орнамента «рога оленя», «круг». Развивать творчество. Воспитывать интерес к коми орнаменту.

Предметы, одежда с коми орнаментом

- д/и «Лото», «Собери узор», «Найди одинаковые варежки»;

- рисование «Украшение варежки;

- аппликация «шапку».

Пополнение альбома «Коми орнамент» новыми элементами.

Герои коми сказок.

3 квартал

Познакомить детей с творчеством коми народа. Воспитывать положительные чувства через приобщение детей к произведениям народного творчества.

Книги с коми сказками, иллюстрации к ним.

Посещение экспозиции «Коми сказки»

- чтение сказок;

- беседы по сказкам;

- драматизация отрывков;

- рисование героев сказок.

Изготовление персонажа из природных материалов.

Создание музея «Коми сказка»

 

Ознакомление с вязанием коми народа.

3 квартал

Познакомить детей с узорным вязанием коми. Дать знания о качестве вязанных вещей (тёплые, красивые).

Кукла в вязанной одежде, иллюстрации с изображением одежды, элементы одежды: гетры, варежки)

- рассматривание изделий;

- беседа;

- д/и «Подбери, что нужно»;

- украшение шаблона чулка элементами коми орнамента (рога оленя, круг).

Перспективный план работы по ознакомлению с Коми краем детей в старшей группе.

Содержание раздела программы

Тема, форма организации

Временная продолжительность

Задачи

Развивающая  предметно-пространственная среда

Методы и приёмы взаимодействия педагога с детьми

Итоговое мероприятие

«Мой город, моя страна, моя планета»

Сыктывкар- столица Республики коми.

Беседа.

1 квартал

Воспитывать в детях любовь к родному городу и интерес к его достопримечательностям Дать детям знания о том, что город Сыктывкар – главный город, столица Коми. Расширить представление детей об облике старого города. Познакомить со старинным название города – Усть-Сысольск.

Иллюстрации с видами города, фотографии, просмотр презентации.

рассматривание иллюстраций и фотографий, беседа по их содержанию;

- д/и «Кто работает в нашем городе»;

- чтение стихов о Коми крае

- разучивание песен о Сыктывкаре.

Путешествие по «реке времени» в прошлое Сыктывкара.

Земля – наш общий дом.

1квартал

Дать представление о Земле, о разных частях света и их климатических условиях. Учить находить на карте нашу республику. Дать представление о климатических условиях республики Коми.

Карта, иллюстрации и книги о Коми крае.

 - беседа о Земле, рассматривание карты,

- беседа о климатических зонах;

-сюж.-рол. игра «Путешествие»;

- чтение энциклопедии «Всё обо всём»;

-сюжетное рисование «Земля моя - Коми»;

- разучивание стихов

Экскурсия по городу Сыктывкару.

1 квартал

Воспитывать любовь к родному городу. Обогащать представления детей о родном городе

 - беседа по ходу экскурсии;

- рассматривание достопримечательностей;

- после экскурсии – беседа об увиденном, рассматривание открыток с видами города.

«Народные ремесла» Приобщение к духовному и материальному наследию коми народа.

Беседа о народном творчестве нашего края. Знакомство с пижемской росписью

2 квартал

Способствовать воспитанию интереса к народному творчеству нашего края, гордости и уважения к местным умельцам

Предметы из дерева, бересты, меха, посуда с элементами росписи, вязаные чулки, рукавицы, фотографии

экскурсия в музей на выставку народно-прикладного искусства;

- рассматривание различных предметов;

- рисование и роспись различных предметов.

Создание выставки с элементами росписи различных предметов.

Народные сказки коми.

2 квартал

Продолжать знакомить детей со сказочными героями народа коми. Воспитывать положительные чувства к сказочным героям.

Книги с коми народными сказками и иллюстрации к ним. Кукольные персонажи из музея группы

- чтение и

  рассказывание сказок;

- драматизация отрывков.

-рисование персонажей коми сказок

Постановка сказки.

Знакомство с народными коми играми

2 квартал

Познакомить детей с подвижными играми коми

Картотека коми народных игр

Разучивание игр.

«Мой край родной»

 Дары леса.

3 квартал

Уточнить знания детей о лесе, о том, что растёт в лесах коми. Учить узнавать и описывать дары леса. Воспитывать бережное отношение к природе, к родному краю, заботу о лесе и его богатствах.

Гербарии, иллюстрации с изображением грибов, ягод. Морс из клюквы, сушёные и солёные грибы, фотографии леса.

- д/и «Что где растёт?», «В лесу»;

- беседа о дарах леса;

- чтение худ. литературы о лесе;

- рассматривание ягод, грибов;

- угощение дарами леса;

- беседа об охране леса

Создание «Красной книги» животных Коми края.

Жители тайги, тундры.

3 квартал

Систематизировать представления детей о животном мире тундры, тайги.

Книги о тундре и тайге, атлас Республики Коми, энциклопедии, иллюстрации, картинки с животными тундры и тайги.

рассматривание и чтение книг, энциклопедий;

- д/и «Кто где живет?»

Богатства Коми края.

3 квартал

Познакомить детей с природными богатствами края, способами их добычи, их использование людьми.

Образцы древесины, бумага, уголь, иллюстрации дерево- обрабатывающего предприятия

беседы;

- чтение книг;

- рассматривание картин;

- рисование по теме

Перспективный план работы по ознакомлению с Коми краем детей в подготовительной группе.

Содержание раздела программы

Тема, форма организации

Временная продолжительность

Задачи

Развивающая  предметно-пространственная среда

Методы и приёмы взаимодействия педагога с детьми

Итоговое мероприятие

«Мой город, моя страна, моя планета»

Сыктывкар- столица Республики коми.

Беседа.

1 квартал

Расширить представления о Коми крае, конкретизировать знания о Сыктывкаре. Познакомить детей с флагом, гербом , гимном республики.

Карта республики Коми, открытки с изображением флага, герба республики Коми, фотографии с изображением достопримечательностей г.Сыктывкара

рассматривание альбомов, открыток, картин, глобуса;

- чтение произведений о Сыктывкаре;

- отгадывание загадок; - рисование наиболее запомнившихся объектов .

Слушание гимна.

Викторина «Что я знаю о моей Республике»

Беседа о Сыктывкаре:  прошлое и настоящее с внесением фотографий.

1квартал

Познакомить детей с достопримечательностями Сыктывкара, главной улицей – Коммунистической.

Альбом, книги, открытки о Сыктывкаре.

Просмотр презентации.

 

рассматривание иллюстраций, открыток, беседа по их содержанию;

- рисование «Моя улица», «Мой микрорайон»;

- составление рассказов.

Экскурсия по городу Сыктывкару.

1 квартал

Воспитывать любовь к родному городу. Обогащать представления детей о родном городе

 - беседа по ходу экскурсии;

- рассматривание достопримечательностей;

- после экскурсии – беседа об увиденном, рассматривание открыток с видами города.

«Народные ремесла» Приобщение к духовному и материальному наследию коми народа.

Беседа о народном творчестве нашего края. Продолжаем знакомство с пижемской росписью.

2 квартал

Способствовать воспитанию интереса к народному творчеству нашего края, гордости и уважения к местным умельцам.

Предметы из дерева, бересты, меха, посуда с элементами росписи, вязаные чулки, рукавицы, фотографии

экскурсия в музей на выставку народно-прикладного искусства;

- рассматривание различных предметов;

- рисование и роспись различных предметов.

Создание персонажей сказок из природного материала для музея Коми сказок.

Народные сказки коми.

2 квартал

Продолжать знакомить детей со сказочными героями народа коми. Развивать наблюдательность. Воспитывать положительные чувства к сказочным героям.

Книги с коми народными сказками и иллюстрации к ним.

- чтение и

  рассказывание сказок;

- драматизация отрывков.

-рисование персонажей коми сказок

Знакомство с народными коми играми

2 квартал

Познакомить детей с подвижными играми коми

Картотека коми народных игр

Разучивание игр.

«Мой край родной»

 Дары леса.

3 квартал

Уточнить знания детей о лесе, о том, что растёт в лесах коми. Учить узнавать и описывать дары леса. Воспитывать бережное отношение к природе, к родному краю, заботу о лесе и его богатствах.

Гербарии, иллюстрации с изображением грибов, ягод. Морс из клюквы, сушёные и солёные грибы, фотографии леса.

- д/и «Что где растёт?», «В лесу»;

- беседа о дарах леса;

- чтение худ. литературы о лесе;

- рассматривание ягод, грибов;

- угощение дарами леса;

- беседа об охране леса

Дополнение «Красной книги» Коми края растениями, находящимися под охраной.

Жители тайги, тундры.

3 квартал

Систематизировать представления детей о животном мире тундры, тайги. Расширить представления детей о животном мире РК (бобёр, олень, песец, куница, медведь, белка, тетерев, глухарь и др.) Показать особенности приспособления к обитанию в условиях Севера (зависимость внешнего вида, сезонного поведения от условий среды).

Книги о тундре и тайге, атлас Республики Коми, энциклопедии, иллюстрации, картинки с животными тундры и тайги.

рассматривание и чтение книг, энциклопедий;

- д/и «Кто где живет?»

Богатства Коми края.

3 квартал

Познакомить детей с природными богатствами края, способами их добычи, их использование людьми.

Образцы древесины, бумага, уголь, иллюстрации – шахта, буровая вышка, лес, карта республики Коми с условными изображениями полезных ископаемых

беседы;

- чтение книг;

- рассматривание картин;

- просмотр презентации;

- рисование по теме

Создание коллекции природных ископаемых.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра - викторина для детей старшего дошкольного возраста «Наш Коми край»

Игра - викторина для детей старшего дошкольного возраста  «Наш Коми край»(Участвуют 2 команды, выбрать капитанов)Ведущий: Родился я в Коми крае-...

Дидактические игры по ознакомлению детей дошкольного возраста с родным краем.

Формировать положительное отношение к природе родного края , вызвать интерес к коренному населению Севера можно через дидактические игры....

Дидактические игры по ознакомлению детей дошкольного возраста с родным краем.

Формировать основы положительного отношения к природе, развивать интерес к коренным народам Севера, их традициям, культуре....

Комплексно-целевая программа нравственно-патриотического воспитания по ознакомлению детей дошкольного возраста с родным краем «Родная Брянщина моя»

Нравственно-патриотическое воспитание детей является одним из основных направлений дошкольного образования.В соответствии с целями и задачами нравственно-патриотического воспитания детей  д...

Ознакомление детей дошкольного возраста с родным краем.

Принципы работы, виды занятий, литература, основные объекты и понятия....

Игра-викторина для детей старшего дошкольного возраста «Наш Коми край»

Знакомить детей с багатством нашего Коми края....

Ознакомление детей дошкольного возраста с родным краем в условиях реализации ФГОС дошкольного образования

Российскому обществу, активно продвигающемуся к постиндустриальному, некогда замечать, как человек, выполняя поставленные задачи и просто удовлетворяя свои потребности, разрушает природные ресурсы. Эт...