Конспект интегрированного занятия "Мордовский национальный костюм"
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Махрова Анна Валерьевна

Цель. Приобщение к истокам мордовской народной культуры.

Задачи. Закрепить названия цветов – познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие.

 Уточнить и закрепить знания детей об обычаях, традициях, народном творчестве, мордовском костюме – познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.

Учить симметрично располагать элементы на салфетке- художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.

Развивать у детей чувство цвета, ритма, формы- познавательное развитие.

Воспитывать любовь к малой Родине – социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие.

Развивающая среда. Аудиозапись мордовской народной музыки, мордовский национальный костюм, картинки, слайды с изображением национального костюма,  кукла одетая в мордовский национальный костюм, ленточки- синего, черного, красного, желтого цвета,  загадки на мордовском языке, бумага(салфетки), гуашь.

Предварительная работа. Рассматривание куклы в национальном костюме и отдельных элементов узора; рассматривание слайдов по теме; чтение мордовских стихов, загадывание загадок; разучивание «Мордовского танца»; разучивание песни «Веселые путешественники»; разучивание мордовской народной игры «Кругса».

Ход

Вводная беседа.

Воспитатель.

-Ребята, в какой Республике мы живем? (в Мордовии)

-Как называется столица Мордовии?  (Саранск)

-В каком городе мы живем? (в Рузаевке)

-А какие города вы еще знаете? ( Инсар, Темников, Ардатов, Ковылкино) (обязательно рассматриваем слайды  по интерактивной доске.)

(Звучит мордовская народная музыка. Входит девочка в мордовском национальном костюме)

Алда. Шумбратада шабат!  (Здравствуйте ,дети!)

Дети. Шумбрат!  (Здравствуйте !)

Воспитатель. Что привело тебя к нам, девочка?

Алда. Вы хотите немного попутешествовать?

Дети. Да!

Алда. Я хочу пригласить вас  в необычное путешествие на поезде. Занимайте места. А чтобы не было скучно,  пусть звучит песня.

 (Песня «Веселые путешественники»)

Алда. Итак, мы подъехали к первой станции «Музей»

(Детей встречает Агра и показывает куклу в мордовском национальном костюме)

Агра. Ребята, в какой костюм одета кукла?(Мордовский национальный костюм)

Агра. Дети, посмотрите внимательно, какие знакомые цвета вам встретились?(Ответы детей на мордовском языке: синий- сенем, черный-равжа, красный-якстерь, желтый-тюжя)

Алда. Как называется эта красивая рубаха?  (Панар)

Алда. А передник? (Ркава)

Алда.Платок?(Руця)

Алда.Сапоги?(Кемот)

Алда. Молодцы! А теперь в путь!

(Дети отвечают на вопросы и  прощаются с Агрой на мордовском языке)

( Едут дальше и поют песню «Веселые путешественники»)

Алда. Станция «Игровая»

(Встречает детей клоун- затейник и приглашает детей поиграть в игру)

Мордовская народная подвижная  игра «Кругса»

(Алда играет вместе с детьми )

Клоун-затейник. Молодцы, ребята! Вижу вы очень внимательные, это вам в жизни пригодится. Досвидания!

Алда. Поехали дальше.

(Дети поют песню «Веселые путешественники»)

Алда. Станция «Поэтическая»

(Детей встречает бабушка-загадушка)

Бабушка-Загадушка. Шумбратада, шабат! (Здравствуйте, дети!)

Дети. Шумбрат! (Здравствуйте!)

Бабушка – Загадушка. Меня зовут бабушка-Загадушка. Я очень люблю загадывать загадки. Попробуйте их отгадать.

1 Одежды себе не шью, а холст постоянно тку? (Паук и паутина)

2 Горбатая бабушка все поле обойдет? (Серп)

3 Куда я не пойду- везде я мать? (Солнце)

4 В поле идет величиной с блоху, с поля возвращается величиной с шапку? (Репа)

Бабушка – Загадушка.  Молодцы! С загадками справились. А стихи читать умеете? (Дети читают стихи)

1реб. Шуди ару ляйнясь,

          Кодане сиянь,

          И кудря волнанят

           Кепси тифтенянь.

 

2реб.  Ой тон,пакся,пакся,

           Ащат , кода карта,

           Ваномот мон яксян

           Ялганянень мархта.

 

 Бабушка-Загадушка. Молодцы, ребята! Все загадки мои отгадали и стихи хорошо читали.

Агра. Ну а нам пора спешить на поезд. Поехали! Досвидания, Бабушка-Загадушка.  (Дети поют песню «Веселые путешественники»)

Агра. Станция «Танцевальная». Весело весну встречаем, всех на танец приглашаем! (Звучит музыка. Дети исполняют «Мордовский танец» )

Агра. Поедем дальше?

Дети: Да! (Дети поют песню «Веселые путешественники»)

Агра. Станция «Рисовальная» (Детей встречает Карандаш)

Карандаш. Шумбратада, шабат! (Здравствуйте, дети!)

Дети. Шумбрат!  (Здравствуйте!)

Карандаш. Я очень рад , что вы остановились на моей станции ! Я не просто карандаш, я ведь друг надежный вам. Стоит мне взмахнуть своим волшебным карандашом и вы превратитесь все в художников. (Взмахивает карандашом и дети садятся за столы. Просит детей, чтобы они расписали салфетки мордовским орнаментом . Показывается образец и вместе с детьми разбирает его)

Карандаш.  Ребята, какие геометрические фигуры спрятались в орнаменте? (квадрат, ромб) Какую форму имеет ваша салфетка? (Квадратную)

Дети приступают к рисованию мордовского орнамента.)

 (В ходе работы воспитатель и Карандаш помогает детям индивидуально.)

Алда и Карандаш. Ребята, все ваши салфетки очень красивые и веселые. Молодцы!

Алда. А теперь нам пора возвращаться в детский сад. Поехали! (Дети поют песню «Веселые путешественники»)

Дети Карандашу. Няемозонк! (Досвидания!)

 

 

 

Анализ занятия.

Воспитатель. Вот мы и приехали в детский сад. Я хочу вам сказать, что вы все были активны, внимательны. Хорошо читали стихи, отгадывали загадки, танцевали.

А салфетки получились как у настоящих художников! Молодцы!

Приложение.

Мордовская народная игра «Кругса»

Цели. Сближать детей, учить узнавать друг друга, развивать внимание.

Ход. Дети берутся за руки, образуют круг, ходят и приговаривают:

Отгадай, чей голосок,

Становися во кружок

И скорей кого-нибудь

 Своей палочкой коснись.

Отвечай поскорей,

Отгадать поторопись!

Эти слова адресуются стоящему в центре круга игроку с плотно завязанными глазами. Когда дети кончат приговаривать, они перестают ходить, а водящий приближается к ним и ощупывает их головы: по головному убору, длине волос, другим признакам он должен узнать стоящего перед ним игрока. Тот, чье имя будет угадано, становятся водящим. Если же игрок не будет узнан, он становится в круг и  игра продолжается дальше.

Правила. После каждого узнавания игрока дети становятся в круг, игра начинается сначала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

1.Самородов К.Т.  Мордовские пословицы и присловья. Мордовское книжное издательство. Саранск. 1988 г.

2.ВласенкоГ.Я. Танцы народов Поволжья. Самарский университет. 1992г.

3. Прокина Т.П. Мордовский народный костюм. Саранск. Золотая коллекция 2007 г.

4. Зайцева В.Н. Детские песни и песенки. Изд-во Москва. 2006 г.

5. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. Москва.  «Просвещение» 1983г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannoe_zanyat._mord_kostyum_-_kopiya.docx22.8 КБ

Предварительный просмотр:

Структурное подразделение

«Детский сад №50 комбинированного вида»

МБДОУ «Детский сад «Радуга» комбинированного вида»

Рузаевского муниципального района

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО  ЗАНЯТИЯ

 

«МОРДОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ»

(Подготовительная группа)

ПОДГОТОВИЛА

ВОСПИТАТЕЛЬ: МАХРОВА  А.В.

                                 

Цель. Приобщение к истокам мордовской народной культуры.

Задачи. Закрепить названия цветов – познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие.

 Уточнить и закрепить знания детей об обычаях, традициях, народном творчестве, мордовском костюме – познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.

Учить симметрично располагать элементы на салфетке- художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.

Развивать у детей чувство цвета, ритма, формы- познавательное развитие.

Воспитывать любовь к малой Родине – социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие.

Развивающая среда. Аудиозапись мордовской народной музыки, мордовский национальный костюм, картинки, слайды с изображением национального костюма,  кукла одетая в мордовский национальный костюм, ленточки- синего, черного, красного, желтого цвета,  загадки на мордовском языке, бумага(салфетки), гуашь.

Предварительная работа. Рассматривание куклы в национальном костюме и отдельных элементов узора; рассматривание слайдов по теме; чтение мордовских стихов, загадывание загадок; разучивание «Мордовского танца»; разучивание песни «Веселые путешественники»; разучивание мордовской народной игры «Кругса».

Ход

Вводная беседа.

Воспитатель.

-Ребята, в какой Республике мы живем? (в Мордовии)

-Как называется столица Мордовии?  (Саранск)

-В каком городе мы живем? (в Рузаевке)

-А какие города вы еще знаете? ( Инсар, Темников, Ардатов, Ковылкино) (обязательно рассматриваем слайды  по интерактивной доске.)

(Звучит мордовская народная музыка. Входит девочка в мордовском национальном костюме)

Алда. Шумбратада шабат!  (Здравствуйте ,дети!)

Дети. Шумбрат!  (Здравствуйте !)

Воспитатель. Что привело тебя к нам, девочка?

Алда. Вы хотите немного попутешествовать?

Дети. Да!

Алда. Я хочу пригласить вас  в необычное путешествие на поезде. Занимайте места. А чтобы не было скучно,  пусть звучит песня.

 (Песня «Веселые путешественники»)

Алда. Итак, мы подъехали к первой станции «Музей»

(Детей встречает Агра и показывает куклу в мордовском национальном костюме)

Агра. Ребята, в какой костюм одета кукла?(Мордовский национальный костюм)

Агра. Дети, посмотрите внимательно, какие знакомые цвета вам встретились?(Ответы детей на мордовском языке: синий- сенем, черный-равжа, красный-якстерь, желтый-тюжя)

Алда. Как называется эта красивая рубаха?  (Панар)

Алда. А передник? (Ркава)

Алда.Платок?(Руця)

Алда.Сапоги?(Кемот)

Алда. Молодцы! А теперь в путь!

(Дети отвечают на вопросы и  прощаются с Агрой на мордовском языке)

( Едут дальше и поют песню «Веселые путешественники»)

Алда. Станция «Игровая»

(Встречает детей клоун- затейник и приглашает детей поиграть в игру)

Мордовская народная подвижная  игра «Кругса»

(Алда играет вместе с детьми )

Клоун-затейник. Молодцы, ребята! Вижу вы очень внимательные, это вам в жизни пригодится. Досвидания!

Алда. Поехали дальше.

(Дети поют песню «Веселые путешественники»)

Алда. Станция «Поэтическая»

(Детей встречает бабушка-загадушка)

Бабушка-Загадушка. Шумбратада, шабат! (Здравствуйте, дети!)

Дети. Шумбрат! (Здравствуйте!)

Бабушка – Загадушка. Меня зовут бабушка-Загадушка. Я очень люблю загадывать загадки. Попробуйте их отгадать.

1 Одежды себе не шью, а холст постоянно тку? (Паук и паутина)

2 Горбатая бабушка все поле обойдет? (Серп)

3 Куда я не пойду- везде я мать? (Солнце)

4 В поле идет величиной с блоху, с поля возвращается величиной с шапку? (Репа)

Бабушка – Загадушка.  Молодцы! С загадками справились. А стихи читать умеете? (Дети читают стихи)

1реб. Шуди ару ляйнясь,

          Кодане сиянь,

          И кудря волнанят

           Кепси тифтенянь.

2реб.  Ой тон,пакся,пакся,

           Ащат , кода карта,

           Ваномот мон яксян

           Ялганянень мархта.

 Бабушка-Загадушка. Молодцы, ребята! Все загадки мои отгадали и стихи хорошо читали.

Агра. Ну а нам пора спешить на поезд. Поехали! Досвидания, Бабушка-Загадушка.  (Дети поют песню «Веселые путешественники»)

Агра. Станция «Танцевальная». Весело весну встречаем, всех на танец приглашаем! (Звучит музыка. Дети исполняют «Мордовский танец» )

Агра. Поедем дальше?

Дети: Да! (Дети поют песню «Веселые путешественники»)

Агра. Станция «Рисовальная» (Детей встречает Карандаш)

Карандаш. Шумбратада, шабат! (Здравствуйте, дети!)

Дети. Шумбрат!  (Здравствуйте!)

Карандаш. Я очень рад , что вы остановились на моей станции ! Я не просто карандаш, я ведь друг надежный вам. Стоит мне взмахнуть своим волшебным карандашом и вы превратитесь все в художников. (Взмахивает карандашом и дети садятся за столы. Просит детей, чтобы они расписали салфетки мордовским орнаментом . Показывается образец и вместе с детьми разбирает его)

Карандаш.  Ребята, какие геометрические фигуры спрятались в орнаменте? (квадрат, ромб) Какую форму имеет ваша салфетка? (Квадратную)

Дети приступают к рисованию мордовского орнамента.)

 (В ходе работы воспитатель и Карандаш помогает детям индивидуально.) 

Алда и Карандаш. Ребята, все ваши салфетки очень красивые и веселые. Молодцы!

Алда. А теперь нам пора возвращаться в детский сад. Поехали! (Дети поют песню «Веселые путешественники»)

Дети Карандашу. Няемозонк! (Досвидания!)

Анализ занятия.

Воспитатель. Вот мы и приехали в детский сад. Я хочу вам сказать, что вы все были активны, внимательны. Хорошо читали стихи, отгадывали загадки, танцевали.

А салфетки получились как у настоящих художников! Молодцы!

Приложение.

Мордовская народная игра «Кругса»

Цели. Сближать детей, учить узнавать друг друга, развивать внимание.

Ход. Дети берутся за руки, образуют круг, ходят и приговаривают:

Отгадай, чей голосок,

Становися во кружок

И скорей кого-нибудь

 Своей палочкой коснись.

Отвечай поскорей,

Отгадать поторопись!

Эти слова адресуются стоящему в центре круга игроку с плотно завязанными глазами. Когда дети кончат приговаривать, они перестают ходить, а водящий приближается к ним и ощупывает их головы: по головному убору, длине волос, другим признакам он должен узнать стоящего перед ним игрока. Тот, чье имя будет угадано, становятся водящим. Если же игрок не будет узнан, он становится в круг и  игра продолжается дальше.

Правила. После каждого узнавания игрока дети становятся в круг, игра начинается сначала.

Литература

1.Самородов К.Т.  Мордовские пословицы и присловья. Мордовское книжное издательство. Саранск. 1988 г.

2.ВласенкоГ.Я. Танцы народов Поволжья. Самарский университет. 1992г.

3. Прокина Т.П. Мордовский народный костюм. Саранск. Золотая коллекция 2007 г.

4. Зайцева В.Н. Детские песни и песенки. Изд-во Москва. 2006 г.

5. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. Москва.  «Просвещение» 1983г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Поэзия национального костюма"

Дошкольное отделение МБОУ "СШ №40  Конспект занятияпо непосредственно-образовательной области "Художественно-эстетическое развитие"(Раздел: "Аппликация") по теме: "Поэзия национального ...

Конспект НООД /Эрзянский национальный костюм/ Вторая младшая группа

Цель:     - формирование любви к родному краю, воспитание культуры общения на эрзянском языке.Задачи:-продолжать расширять представления детей о родном крае.-познакомить ребя...

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ «МОРДОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ»

Цель. Приобщение к истокам мордовской народной культуры. Задачи. Закрепить названия цветов - познание, художественное творчество. Уточнить и закрепить знания детей об обычаях, традиция...

Конспект интегрированного занятия по коммуникации с элементами (ФГОС) в среднейгруппе.«Флаг России. Национальный костюм»

Краткая аннотация к занятию В настоящее время занятия такого рода являются актуальными и значимыми для подрастающего поколения. Приобщение детей к народной культуре и развитие духовности – это вопросы...

конспект занятия"Русский национальный костюм"

Приобщение дошкольников к народной культуре...

Конспект занятия «Грузинский национальный костюм»

Конспект занятия по формированию целостной картины мира, в рамках проекта "Азбука в России"...

Конспект НОД "Башкирский национальный костюм"

Задачи:                    1.Ознакомить воспитанников с башкирским национальным костюмом, ...