Образовательная деятельность по познавательному развитию для детей подготовительной группы Тема: « Зимующие и перелетные птицы Краснодарского края» (региональный компонент)
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Ирина Ивановна Воробьева

Развивать способность приниматьсобственное решение, опираясь на свои знания и умения.Расширять представление о зимующих и перелетный птицах Краснодарского края.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Образовательная деятельность по познавательному развитию для детей подготовительной группы

Тема: « Зимующие и перелетные птицы Краснодарского края» (региональный компонент)

Цель: развивать способность принимать собственное решение, опираясь на свои знания и умения.

Задачи:

-Развивать эмоциональную отзывчивость, сопереживания; воспитывать умение слушать друг друга, не перебивать, воспитывать дружеские взаимоотношения.

- Воспитание гуманного отношения к птицам и развитие стремления заботится о пернатых друзьях человека.

-развивать логическое мышление, внимание, память, речь, воображение

-Расширение представлений детей о зимующих, перелётных птицах Краснодарского края; (региональный компонент)

-Обобщение знаний детей об условиях жизни птиц, роли человека в их жизни;

-Развитие умения классифицировать перелётных и зимующих птиц;

-Уточнение элементарных представлений о том, чем кормят птиц зимой;

Развивать общую и мелкую моторику, логическое мышление, воображение, внимание, умение отвечать на вопросы.

Материал и оборудование : Мультимедийная установка с презентацией, «Зимующие и перелетные птицы Краснодарского края»; лучина, свеча, керосиновая лампа, электрическая лампочка, спички и, светильники (или картинки с их изображением), компас.

Предварительная работа: рассматривание  книг, энциклопедий, журналов о птицах, иллюстраций «Зимующие, перелётные, экзотические птицы, отгадывание загадок о птицах, беседы о продуктах питания птиц, беседа на тему «Что мы знаем о птицах».

Ход  образовательной деятельности

Содержание этапов работы с детьми

Методы, приемы, средства, формы.

I. Организационный этап.

Воспитатель: Дети играют в группе. В гости приходит малыш Гео.

Установление доброжелательного  контакта с детьми. Метод: игровой Форма: фронтальная

II. Мотивационно-ориентировочный этап.

Воспитатель: Ребята, малышу Гео сказали ,что он может на праздник весны пригласить всех своих пернатых друзей, а он не знает, кто такие пернатые друзья.

Просмотр презентации: «Зимующие и перелетные птицы Краснодарского края»

Метод постановки проблемной ситуации с использованием ИКТ. Вызывание ситуативного внутреннего интереса к проблеме, формирование вербальных способов коммуникации: (вижу, слышу, слушаю).

Использование  диалогической формы общения. Приемы: демонстрация, беседа.

III. Поисковый этап.

Воспитатель: - Ребята, так, кто такие «пернатые друзья» (птицы)

-Как вы понимаете слово «пернатые»? (это те, у которых есть перья).

-Почему мы птиц называем «наши пернатые друзья»?

(птицы уничтожают вредных насекомых, грызунов: мышей, погибших птиц и животных; предупреждают об опасности, помогают на охоте; птицы радуют нас песнями, любуемся их полётом).

- Что важное происходит в их жизни в конце лета и осенью (они улетают в тёплые края)

- Все ли птицы улетают на юг (улетают перелётные птицы)

- Как мы называем тех птиц, которые не улетают на юг? (зимующие птицы)

- Назовите, по каким причинам одни птицы улетают, а другие остаются на зиму?

(из - за холода исчезают растения, насекомые, перелётным птицам нечем питаться, а зимующие могут питаться семенами, ягодами, добывают корм из шишек, ищут личинок под корой, прилетают к жилищу человека с полей и лесов после снегопада).

- Для птиц зимой страшнее всего голод. За короткий зимний день они едва успевают утолить голод. Во время гололедицы ледяные корки на ветвях деревьев, снегу, кормушках затрудняют добывание корма. В зимнюю стужу голодные и ослабевшие птицы легко замерзают, поэтому мы с вами в детском саду, и вы дома с родителями помогаете птицам, устанавливаем кормушки.

- Как шутливо мы называем наши кормушки? (птичья столовая)

Использование словесного метода: вопросы, ИКТ индивидуальные ответы детей.

Прием игровой

Форма: фронтальная

IV. Практический этап.

1. Воспитатель: 1 подгруппа  классифицирует  птиц на группы – перелетные и зимующие.

2 подгруппа играет «Какой птички не стало?»

(На доске — четыре – пять картинок с изображением птиц. Воспитатель предлагает детям закрыть глаза, незаметно для детей убирает одну картинку)

- Какой птички не стало?

Использование  игрового, наглядного, словесного методов.  Прием: Использование ИКТ. Форма: подгрупповая (учет потенциальных возможностей ребенка, которые необходимо совершенствовать, обогащать, углублять).

2. Воспитатель:

Затем дети объединяются и вместе с воспитателем играют в игру: «Доскажи словечко».

- Назовите слово, которое помогло вам найти рифму – отгадку.

Птичка с неба песню льёт,

Птичка песенки поёт,

Как серебряный звонок,

Голосистый … (жаворонок).

Его гнездо всех выше.

Пускай оно без крыши.

И под открытым небом

Не страшен дождь и гром

Тому, кто трусом не был,

Кто рос в гнезде … (орлом).

Кто без нот и без свирели

Лучше всех выводит трели,

Голосистее, нежней?

Кто же это? … (соловей).

Никакой в полёте птице

С ними не сравниться:

Не всякой хватит духу

Делать в небе виражи…

На лету любую муху

Ловят быстрые … (стрижи).

Две длинные тети

Гуляют на болоте,

У них под носом капли.

Они зовутся … (цапли).

Окраска сероватая,

Повадкой – вороватая,

Крикунья хрипловатая –

Известная персона.

Это … (ворона).

Непоседами слывут,

В городах зимой живут.

Там, где мусорные свалки,

Пропитанья ищут … (галки).

Всех перелетных птиц черней,

Чистит пашню из червей.

Взад, вперед по пашне вскачь,

А зовется птица … (грач).

Использование здоровьесберегающей технологии. Методы: наглядный, словесный, практический. Приемы: объяснение, показ, вопросы, пояснения,поощрения. Средства: ИКТ. Форма: фронтальная.

3.Воспитатель: Физкультминутка:

 «Найди части света».

(Дети становятся по стрелке компаса лицом на «Север». Вытягивают руки в стороны: правая рука будет показывать на «Восток», а левая рука на «Запад». За спиной у детей остается «Юг». Воспитатель дает команду – «Юг», дети поворачиваются на «юг» и т.д.)

-Следующее направление на запад.

 (Воспитатель передает компас детям и предлагает найти направление).

Использование авторского игрового упражнения, ИКТ  и здоровьесберегающей технологии.  Применение

игрового,  наглядного, словесного методов. Приемы: показ, беседа, поощрения.  Форма: индивидуальная

V. Рефлексивно-оценочный этап.

Воспитатель:  Мы помогли нашему другу Гео узнать , кто такие пернатые друзья.

 –  С какими птицами познакомились?

– Чем больше всего запомнилось занятие? (Ответы детей.)

Какое задание было для вас самым трудным? Почему?

Какое задание больше всего понравилось? Почему?

Применение словесного метода. Прием: беседа, поощрение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию для детей подготовительной группы на тему:"Большое путешествие по Африке".

Конспект предназначен для детей подготовительной группы. Цель: способствовать развитию познавательных интересов и коммуникативных навыков....

Конспект Непосредственно - образовательной деятельности По познавательному развитию для детей подготовительной группы Тема «Семейные традиции»

КонспектНепосредственно - образовательной деятельностиПо познавательному развитию для детей подготовительной группыТема«Семейные традиции»...

Конспект интегрированной образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшей группы: Тема: «Птицы родного края» Игра «Что? Где? Когда?».

Образовательные задачи: Формировать  у воспитанников умение работать в команде,  взаимодействовать друг с другом.  Расширять знания   о птицах родного края. Мотивировать детей...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию для детей подготовительной группы. Тема: «Помощники Деда Мороза»

Занятие направлено на создание условий для формирования у детей представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира в процессе совместной деятельности....