«По стране Старине. Рушники и вышивка Курского края».
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Трошина Анна Васильевна

Совместная деятельность педагога и детей 5-6 лет группы компенсирующей направленности для детей с нарушением речи

 «По стране Старине.  Рушники и вышивка Курского края».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл po_strane_starine.docx20.22 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательная область: «художественно - эстетическое развитие.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, физическое развитие.

Предварительная работа: ознакомление с курской вышивкой как разновидностью декоративно – прикладного искусства, рассматривание полотенец, предметов домашнего обихода, одежды с вышивкой.

Материал: иглы, игольницы, ножницы, нитки, узоры по бумаге.

Задачи:

Обучающие:

  • Формировать навыки вышивания иглой по картону, учить отмерять нитку, вдевать её в иголку, завязывать узелок, выполнять элементы узора «Вперёд иголку».
  • Закрепить знания о технике безопасности при работе с иглой и ножницами.

Развивающие:

  • Развивать умение ориентироваться на листе бумаги, координацию речи с движением, мелкую моторику рук.
  • Обогащать словарный запас «рушники».
  • Формировать умение давать самооценку своей деятельности.

Воспитательные:

  • Воспитывать трудолюбие, аккуратность, положительные эмоции.
  • Воспитывать чувство гордости за свой край, сопричастности к своему народу. Продолжать работу по знакомству с ремёслами Курского края.

Ход совместной образовательной деятельности.

Дети входят в группу, становятся полукругом и вместе с воспитателем произносят приветствие:

Станем рядышком по кругу

Скажем «Здравствуйте» друг другу.

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнётся!

Начало дня обещает быть приятным.  Я для вас приготовила сюрприз – волшебные бубенцы (дети выбирают понравившиеся бубенцы и надевают его на указательный палец правой руки, имитируют различное звучание).

Как звучит твой бубенец? (ответы детей)

Позвоним вместе в бубенец? (музыкальная заставка) - и попали во дворец. Открывается палата – смотрите, чем она богата. Что лежит здесь? ( Да, рушники соловьиного края). Что дома и праздника, на рушниках выносили хлеб и соль) Вот они старинные, самотканые рушники. Вышивка на них выполнена гладью, узоры заполнены плотными стежками по контуру листьев, цветов, завитушек петушков.

Следующий рушничок вышивали крестиком, стежок в виде крестика во всех узорах.

В Курской вышивке использовались и геометрические узоры. Вышивка называлась геометрическим орнаментом. Природные явления нашего края передавались в виде образов.

Как вы думаете, что обозначает этот элемент? + × - это огонь, о □ ◊ - солнце, ~ - вода, ˗ ˗ дорога. Красота вышивки создавалась тонко разработанным ритмом форм и линий. Раньше вышивали не только рушники, но и скатерти, занавески, наволочки, простыни, одежду.

Сегодня я предлагаю Вам, юным курянам, пополнить палату своими вышитыми необычными работами. Вы согласны?  (Да) Давайте вспомним, как выполняется шов «Вперёд иголку» (имитация движения стежков иглы справа налево). Теперь отмеряем нитку через «локоток» и учимся завязывать узелок: конец нитки не очень туго накрутить на указательный палец левой руки, получившуюся петлю немного скрутить между указательным и большим пальцем. Аккуратно снять её с пальца и натянуть нитку.

Вышивку выполняем настоящей иглой и прошу вас  вспомнить правила безопасного обращения с иглой, ножницами.

  • С и иглой нужно обращаться очень осторожно.
  • Иголку нельзя оставлять на столе, её нужно втыкать в игольницу.
  • Нельзя брать иголку в рот.
  • Нельзя вставать и ходить с иглой по группе. Работать только за столом, вышивать иглой  перед собой и при хорошем освещении.
  • Нельзя вышивать ржавой или тупой иглой.
  • После работы нужно прибирать своё рабочее место.

Правила безопасности при работе с ножницами хорошо представлены на карточке.

Перед тем, как приступить к вышиванию приготовим пальчики к работе и сделаем гимнастику для глаз.

Вот помощники мои,

Их, как хочешь поверни,

Раз, два, три, четыре, пять.

Не сидится им опять.

Постучали, повертели

И работать захотели.

Далее дети смотря  на зрительном тренажёре: синий маленький круг, красный большой круг, цифру 8, цифру 3, зелёный квадрат. Закрыть глазки и слегка прижать ладошками (повторить 2 раза).

Теперь вы можете подойти и выбрать себе нитки и по желанию узор, который хотите вышивать.

Перед началом работы проверить осанку детей, своё рабочее место (нитки и ножницы в тарелке) и можно приступать к работе.

Звучит спокойная музыка и напевная народная пеня «Калинушка».

Воспитатель помогает детям закрепить шов, позволяя ребёнку самостоятельно обрезать нитку у основания.

Умение искусно вышивать в старину требовало многих сил и времени у мастериц. Вот так они работали долгими вечерами, а потом пели песни и заводили хороводы.

Давайте и мы вспомним хороводную игру «Рушничок» (движение под музыку с рушником).  Ребята, вам понравилось вышивать? Если вы считаете, что сделали свою работу качественно, без ошибок – то смело можете взять красный цветок. Если думаете, что есть неточности в стежке, неправильно завязали узелок – выбирайте зелёный листок. Если вы недовольны своей работой – берите желтую ягодку.

Дети делают самоанализ и отвечают на вопрос: что ты выбрал и почему? (3-4 ответа)

В заключении воспитатель благодарит детей за внимание и прилежное вышивание элементов Курской вышивки, эмоциональное исполнение хороводной игры «Рушничок» и дарит им курских соловьёв.

Хочу, чтоб город наш цвёл вечно

Чтоб среди парков и аллей

Всегда встречал нас звонкой трелью

Наш символ – Курский соловей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект физкультурного занятия с использованием фольклора Курского края

конспект физкультурного занятия с использованием народных игр, потешек,  закличек, танцевальных движений  Курского края...

"Олимпийские игры,Зимние виды спорта, Олимпийские чемпионы Курского Края"

презентация об олимпийских играх, зимних видах спорта, олимпийских чемпионах Курского края...

Конспект интегрированного занятия для подготовительной группы на тему "Герб Курского края"

Конспект  интегрированного занятия для подготовительной группы "Герб Курского края" освещает две образовательные области: "Познание" и "Художественное творчество". Данное занятие поможет познаком...

«Курский край – родина кожлянской игрушки »

КОНСПЕКТнепосредственной образовательной деятельности  в группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи 6-7 лет«Курский край – родина кожлянской  игрушки »...

Проект: «Лекарственные растения курского края»

Многие часто болеют. И наверное мы не откроим для вас тайну, если скажем, что зачастую вылечить себя и своих близких помогают не только лекарственные препараты, но и лекарственные растения. Мы часто п...

презентация "Грибы Курского края"

Пособие для НОД по окружающему миру...