«Быт донских казаков».
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа) на тему

Коваленко Оксана Николаевна

Программное содержание:

1. Знакомить детей с жизнью и бытом Донского казачества.

2. Развивать познавательный интерес к истории своего народа.

3. Воспитывать бережное отношение к народным традициям и любовь к родному краю- малой Родине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_kazachestvu.docx14.91 КБ

Предварительный просмотр:

«Быт донских казаков».

 Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста.

Программное содержание:

1. Знакомить детей с жизнью и бытом Донского казачества.

2. Развивать познавательный интерес к истории своего народа.

3. Воспитывать бережное отношение к народным традициям и любовь к родному краю- малой Родине.

Материалы и оборудование: Аудио запись «Эх донские казаки», костюм донской казачки для воспитателя, дидактическая игра «Казачий курень», дидактическая игра «Одень казака и казачку в национальный костюм», презентация.

Методы: наглядный, практический, словесный.

Приемы: беседа, рассказ, показ.

Ход занятия:

(Воспитатель в костюме входит с детьми в имитируемую казачью комнату)

Воспитатель: Здорово дневали, казачата!

Дети: Слава богу!

(Звучит песня»Эх донские казаки» дети рассаживаются на стульчики)

Воспитатель: Ты- казачий мой край необъятный,

Ты- донская сторонка моя,

И просторы твои не объять мне,

Не объять своим взором поля.

Показ слайдов

А как вы думаете, о чем пойдет речь? (о донском крае) 2 слайд

Ребенок: «Как у нас на Дону зорьки ясные. Как у нас на Дону ветры-ястребы.

Над веселой водой ходит месяц молодой. Да подмигивает, да подпрыгивает.

Ребенок: Как у нас на Дону люди сильные. Прославляют землю изобильную.

Как у нас на Дону, дали синие. А казачки у нас –все красивые»

Воспитатель: И так, мы с вами отправляемся в прошлое и попадаем в хату наших предков. А как называется казачий дом? 3 слайд.

Дети: Курень.

Воспитатель: «Курень» - по монгольски значит «круглый». Казаки строили дома так, чтобы было переходить из одной комнаты в другую по кругу.

Воспитатель: Какие дома были у казаков в старину?

Дети: В давние времена казаки строили землянки: рыли яму, сверху накрывали ветками и засыпали землей.

Воспитатель: А потом какие стали строить дома?

Дети: Потом дома начали строить из дерева и камня.

Воспитатель: А какие окна у куреня?

Дети: Они закрывались ставнями, деревянными дверцам.

Дидактическая игра «Построй курень» (пазлы) .

Воспитатель: А вы бы хотели увидеть как жили предки?

Давайте зайдем в курень.

Воспитатель: казаки были очень гостеприимны и набожны, в каждом курене всегда в углу висела икона. Казаки по праздникам и воскресеньям ходили в церковь.(слайд 4) На праздник казачка готовила особое угощение. Вы знаете любимое блюдо казаков. Давайте вспомним.

Дети: Лапша, борщ, уха, студень, узвар - компот из сухофруктов, пекли хлеб, пироги.( слайды 5,6)

Воспитатель: Готовила еду казачка, она же приносила воду из колодца на коромысле. Еда готовилась в чугунках, так как посуда была глиняной, ложки –деревянные. Вся семья ела из одной посудины, по старшинству. Посуду любили расписывать разными цветами. 7 слайд.

Главным украшением считалось оружие: сабли, копья, кинжалы. 8 слайд.

А в куренях – кровати: вязанные покрывала, пуховые одеяла- шила сама казачка. Верх она отделывала из цветных лоскутов (лоскутное одеяло, а на кроватях возвышалась гора подушек под вязанными накидками. 9 слайд.

Воспитатель: А какая была одежда у казаков и казачек?

Самотканая, само сшитая, расшитая разными узорами. 10 слайд.

Одежду хранили в больших сундуках, гладили при помощи валика и рубила.11 слайд

Дидактическая игра «Одень казак и казачку в костюм»

Воспитатель: поскольку казаки были очень хлебосольные, то они любили угощать своих гостей пирогами с чаем из трав. Ну а чаем поили гостей из …

(самовара) 12 слайд.

Воспитатель: Вот и у нас пироги поспели, самовар закипел.

А теперь можно и гостей приглашать к чаю.

Дети: Милости просим гости дорогие.

Воспитатель: Ребята я очень рада, тому, что, сейчас возрождаются станицы, хутора с казачьими традициями, обычаями и бытом. И вижу вы знаете историю своих предков – казаков, чтите их традиции. Так будьте их достойны.

Напутствие.

И хорошо, чтоб в наши дни

Традиции с тобой мы берегли,

В чудном крае, где живем мы у Дон- реки,

Где жили здесь когда- то наши предки казаки!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ занятия по развитию речи в старшей группе. ТЕМА: «Национальная одежда донского казака и казачки»

Целью занятия является: формирование знаний детей об одежде донских казаков, её назначении, названии, разных её частях; развитие интереса у детей к национальным костюмам, орнаменту на одежде. ...

Конспект занятия "Донские казаки"

Формирование представлений детей об истории возникновения донского казачества, знакомство с творчеством, символикой, традициями, обычаями и бытом; закрепление знания о других народностях....

План : "По развитию духовно - нравственных качеств личности на основе культурных традиций донских казаков"

Открывать детям путь к нарвственной стороне познания окружающего мира,воспитывать чувство любви к своему городу, своей стране, уважение и бережное отношение к природе...

Проект «ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ТРАДИЦИЯМИ, ОБЫЧАЯМИ ДОНСКИХ КАЗАКОВ»("Покров на Дону")

Главное назначение проекта "Покров на Дону"  - ознакомление дошкольников с историей донского казачьего края, воспитание патриотизма, любви и уважения к своей малой родине, ее...

Сценарий драматизации сказки «Поречни и жемчуг» - сказки о донских казаках и о том времени, когда в Дону жили поречни и находили жемчуг.

   Цель: создание условий для пробуждения у дошкольников патриотических чувств и интереса к познанию родного края в дошкольном возрасте.     Задачи:1. Формирование у ре...