Кружок по туристско- краеведческому направлению Родничок"
методическая разработка (средняя, старшая группа) на тему

Календарно- тематическое планирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_rodnichok_koshkina.docx34.25 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад № 37  г. Йошкар-Олы

«Красная шапочка»

«Родничок»

Кружок для дошкольников среднего возраста (4-5 лет)

Воспитателя   Кошкиной

Снежаны Ивановны

г. Йошкар-Ола

2016 г.

Содержание

Пояснительная записка…………………………………………. 3

Актуальность проекта……………………………………………4

Цели  и задачи…………………………………………………….4

Учебно-тематическое планирование…………........................... 5

Ожидаемые результаты (предполагаемый результат)……….  12

Список литературы………………………………………………13

Пояснительная записка.

 В настоящее время  дети должны знать понятия :   Родина, малая Родина, для того чтобы гордиться своими корнями, предками, передавать опыт следующим поколениям. 

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», ориентированная на все социальные слои и возрастные группы граждан России. В связи с этим заметно активизировалась работа исследователей и дошкольных образовательных учреждений, одна за другой стали проводиться научно-практические конференции по вопросам патриотического воспитания детей.

 Любовь к родному краю, знание его истории — основа, на которой и может существовать рост духовной культуры всего общества» (Д.С. Лихачев). Сохранение обычаев, фольклора, музыки, предметов материальной культуры каждой местности, необходимо для сохранения культуры всей страны. Никакая армия музейных работников не справится с этой задачей, если им на помощь не придет другая — армия краеведов — энтузиастов, главных «ликвидаторов» краеведческой безграмотности среди населения. Краеведение возбуждает интерес и воспитывает уважение к истокам нашим, к родной земле. Воздействие его велико и на ум, и на душу человека. Оно дает нам не только знание, но и отбор того, что выдержало испытание временем, проверку практикой поколений в быту, в природопользовании, в ремеслах и промыслах, в материальной и духовной культуре, а главное, в сфере нравственности.

Педагогическая наука ставит в настоящее время перед всей системой образования главную задачу: развитие личности, создание условий в образовательной сфере для адаптации ребенка в постоянно обновляющемся обществе. Одна из задач данной программы: помочь детям определиться в новых жизненных условиях, привлечь внимание к истории наших предков, научить детей использовать эти знания и опыт в современной жизни. Условием успеха работы является ясное представление о ее программе и путях ее осуществления.

Интерес к культуре, истории, традициям родного края в последнее время значительно вырос. Для ребенка ценна та информация, которую можно воспринимать не только глазами, но и тактильно, пропустить информацию через себя, через историю своей семьи, через еще сохранившиеся предметы материальной культуры своей семьи.

Город Йошкар –Ола  и Республика Марий Эл обладают значительными рекреационными ресурсами, интересной историей и самобытной культурой, своеобразными природно-географическими особенностями, предоставляющими обширные возможности для проведения краеведческой работы. Использование их в сочетании с туризмом дает богатейший педагогический потенциал для воздействия на ум, душу и сердце любого дошкольника.

Образовательная область: «Социализация» с акцентом на гражданско-патриотическое воспитание детей

     Теоретические основы нравственно-патриотического воспитания в современном дошкольном учреждении базируется на новых научных подходах и осмыслении важнейших тенденций его развития и могут быть сформулированы следующим образом:

       - нравственно-патриотическое воспитание формируется и развивается как чувство посредством духовно-нравственного обогащения;

       - понимание высшего развития чувства патриотизма связано с действиями детей и взрослых;

       - нравственно-патриотическое воспитание, будучи глубоко социальным по своей природе явлением, представляет собой источник существования и развития общества, в котором воспитывается ребёнок;

       - в роли первоосновного субъекта нравственно-патриотического воспитания выступает личность, задача которой – осознание своей исторической, культурной, национальной, духовной и иной принадлежности к Родине;

        - истинный патриотизм как возвышенное чувство – незаменимая ценность высшего уровня духовно-нравственного и культурного развития.

Актуальность проблемы

         Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях марийских традиций.

         Равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю.

         Недостаточно сформирована система работы с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.

Цель разработки -   Формировать начальные туристические навыки и умения, представление о здоровье человека, умения оберегать, поддерживать и сохранять здоровый образ жизни;

навыки безопасного поведения на природе,

- Совершенствовать познавательную активность детей, умение экспериментировать, способствовать знакомству с окружающим миром через исследовательскую деятельность.

- Прививать любовь и уважение к родной природе, родному краю.                   

 Задачи:

               - формирование чувства национальной гордости, гражданского достоинства;

  • воспитание любви к Отечеству, своему народу, к своему языку;
  • освоение ребенком общечеловеческих ценностей — культурных, моральных, социальных, лежащих в основе разных цивилизаций и не чуждых другим народам. 
  • Дети посещают кружок один раз в неделю. Работа началась со второй младшей группы.
  • Были запланированы:
  • походы;  
  • пешеходные прогулки по экологической тропе;
  •  составление мнемотаблиц на экологическую тему;
  •   простейшие опыты с объектами природы (Снег, вода, ветер)
  •  составление небольших описательных рассказов и зарисовки к ним.
  •  В средней группе, продолжалась и усложнялась работа по туристической деятельности:
  • - походы и пешеходные прогулки за территорию участка ДОУ (по улицам поселка, на определенные объекты);
  • - знакомство с понятием «Туризм» (рассматривание иллюстраций в книгах, энциклопедиях);
  •  - работа с мнемотаблицами о природных явлениях и объектах;
  • Формы организации образовательного процесса

Задачи и содержание работы

Формы работы

Формы организации детей

Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми

Игры

Чтение

Беседы

Наблюдения

Педагогические ситуации

Экскурсии

Ситуации морального выбора

Групп.

Подгрупп.

Инд.

Формирование первичных личностных, семейных, гендерных представлений, представлений об обществе, стране, мире

Совместная работа детей с родителями (домашние задание)

ИЗО деятельность

Викторина

Групп.

Подгрупп.

Инд.

  Перспективный план работы кружка «Родничок» (средняя группа).

                                               Октябрь

ТЕМА

ЗАДАЧИ

МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ

Кол-во часов

1»Худо тому, у кого пусто в дому».

Познакомить  детей с устройством марийской крестьянской избы.

1Посещение музея.(видео презентация)

2Рассматривание фотографий .

3Беседа «Как мы строим дом».

4 Д/И «Найди лишнее».                                                  

20 мин

2»Красна изба углами».

Знакомство с традициями и поверьями, связанными с марийской избой.

1Экскурсия в музей города.

2 Инсценировка традиции вхождения людей в новый дом.

3беседа-игра «Мой дом».

4Отгадывание загадок о доме.

20 мин

3 «Ремеслу везде почёт».

Познакомить с профессией плотника.

1Бесда-игра «Прошлое и настоящее».

2»Игра»Чей  инструмент?».

3В/Ф «плотники—умельцы».

4Рисование инструментов плотника.               

20 мин

4 Развлечение «Марийские посиделки».

Закрепить полученные знания.

1Пение марийской народной песни.

2Игра-эстафета «кто быстрее построит дом».

3Конкурс «кто больше назовёт?»

4Эстафета.

         

20 мин

                                              Ноябрь

Моя семья-мои родные».

Вспомнить,членов семьи , их взаимоотношения.

1Рассматривание семейных фотографий.

2Пальчиковая игра «Семья».

3Беседа»Мои родные».

4Составление рассказов на тему «Моя семья».                      .                                          

20 мин

2Человек без роду, что дерево без корней».     

Учить составлять родословную.

1Игра «Вспомни , кто это».

2Рассматривание семейных альбомов.

3Игра «Кто самый старший в семье».

Игра «Учимся составлять родословную».     

20 мин

3Мои родные и обязанности в семье».

Учить выполнять свои обязанности в семье.

1Беседа «Права и обязанности в семье».

2Игра «Кто что делает по дому».

3Игра «Кому что нужно для работы».

4Стихотворение «Мамина                                            помошница» Э. Машковская».            

20 мин

4 Развлече

ние «Наш

Семейный

Праздник»

       

                                                 

                       декабрь                    

Укрепление семейных отношений.

1Конкурс «Визитка семьи».

2Конкурс семейных альбомов.

3Конкурс «Семейные традиции».

4Конкурс «Музыкальный».

 20 мин

1«Мой город, моя Йошкар-Ола.»

Расширять знания о городе Йошкар-Оле.

1Слушание стихотворения о Йошкар- Оле

2Беседа «Мой город».

3Рассматривание фотографий .

4Рисование «Мой городок».

 20 мин

2 Здравствуй, зимушка- зима.

Закрепить  знания о временах года.

1 Беседа о зиме в наших краях

2Загадки о зиме

3Разучивание песни о зиме «Теле толын»

4 Аппликация «Снег – снежок»

20 мин

День национального героя

Познакомить с национальными марийскими  героями.

1 Презентация «Национальные герои»

2 Чтение «Онар»

3 П\и «

20 мин

Марийский Новый год.

20 мин

             

     

     

Январь

Шорыкйол

Познакомить  с  народным марийским праздником Шорыкйол.

1Беседа «Что такое Шорыкйол?».

2Видео –презентация праздника

3 Национальные игры.

4 Лепка «Уярча» из соленого теста.

20 мин

Праздник марийской сказки

Продолжить знакомство с марийскими сказками.

Инсценировка  марийской сказки «Лиса и медведь»

20 мин

По просторам Марий Эл.

Познакомить с Республикой Марий Эл

1 Видеофильм о республике.

2 Беседа по фильму.

20 мин

Это не диво,что Афанасий –ломонос морозит нос.

Познакомить  с народными приметами.

1 Беседа о приметах.

2 Рисование Мороза по представлению.

20 мин

                                                 Февраль

1 «Волшебный мир ремёсел».

Знакомство с народными промыслами

1Беседа «Что такое ремесло?».

2 Игра «Найди лишнее».

20 мин

2 Как хорошо ходить в поход

Познакомить с понятием поход

1 Беседа «Что возьмем в поход»

2 Игра «убери лишнее»

3 Знакомство с компасом

20 мин

3 «Наши защитники»

1Беседа «Кто такие защитники».

2 Чтение сказки «Чумбылат»

3Рассматривание картинок национальных героев.

20 мин

4Фольклорный праздник «Народные  посиделки».

Закрепление полученных знаний.

Пение песен

2 Марийская игра «

Чтение сказки  «Волк на свадьбе»

20 мин

 

                                         

                                               Март

1»Животный мир родного леса».

Продолжать знакомить с животными и птицами , обитающих в наших лесах., их разнообразно.

1В/Ф «Животные нашего края».

2Рассматривание альбома «Животные нашего леса».

3Слушание аудиозаписи голосов птиц.

4Рисование»Моё любимое животное».

20 мин

2»Природа родной глубинки»

Знакомство с растительным миром нашего района.

1Чтение»Родной край» Р.Жуковской.

2 Просмотр слайдов «Растения нашего района».

3Беседа»Я люблю свою природу».

4Аппликация»Укрась полянку».

20 мин

3 Заповедник «Марий Чодра»

Знакомство с растениями , занесёнными в Красную книгу, с природой заказника «Марий чодра».

1Бесед  «Что такое заповедник».

3Рассматривание картинок  «Марий Чодра».

4 Оригами «Животные»

20 мин

4 Марийские писатели о природе.

Знакомство с произведениями.

1Рассматривание фотографий писателей.

2 Чтение

3 Песня –танец «Ош меран»

20 мин

                                                       Апрель

1.«Бабушкин сундук».

Знакомство с бытом марийцев в прошлом.

1Экскурсия в прошлое.

2Слушание сказки «Как топор в лес ходил»

20 мин

2. «Вслед за солнышком».

Познакомить с понятием  «народный календарь» .

1беседа «Что такое примета и поверье»

2Рассматривание народного календаря.

3Игра «Найди отличие».

4Рисование «Придумай и оформи свой календарь»

20 мин

3 «Кокшага милая моя».

Познакомить детей с историей появления названия реки «Кокшага».

Видеофильм о «Кокшаге»

Рисование «Красавица река».

20 мин

4 «Хлеб всему голова».

 Рассказать о том , как выращивают хлеб в нашем районе.

1 В/Ф «Как растёт хлеб».

2 Обсуждение «Почему люди заботятся о хлебе?».

3 Игра «как растёт хлеб».

4 «Энциклопедия вкуса».

20 мин

                                                     Май

1«Их имена не забыты».

Воспитание патриотизма у дошкольников.

1Беседа «Кто такой герой?».

2В/Ф «Знаменитые земляки».

3Чтение стихотворений о ВОВ.

4Рисование «Защитникам посвящается».

20 мин

 2 Маленькие герои ВОВ

Учить уважать героическое прошлое.

1Экскурсия к Вечному огню.

2 Презентация о героях .

3Беседа «Что это значит- быть героем».

20 мин

3 « Мы идем в поход»

Экскурсия в «Аллею здоровья»

1 П/игры

2 Наблюдение за природой.

20 мин

4 Наша Набережная

Экскурсия по набережной Йошкар -Олы

Рассказ о набережной

20 мин

Ожидаемый результат  

Дети должны знать:

  • Домашний адрес (испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, матери, детскому саду; дорожить своей семьей, домом; с удовольствием идти в детский сад);
  • Место работы родителей (иметь представление о значимости их труда; испытывать гордость и уважение к труду взрослых; иметь посильные трудовые обязанности дома, в детском саду, нести ответственность за их выполнение);
  • Место проживания: город, область; символику города, достопримечательности; флору и фауну города и области;
  • Свою нацию, язык, традиции (должны гордиться своим народом, его достижениями); столицу нашей республики – Йошкар-Олу
  • Природу родных мест, флору и фауну (необходимо научиться любоваться природой, бережно относиться к ней).

Список литературы

  • «Использование традиций марийского народа в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников»: Методические рекомендации/Г. А. Канашина, О. Ю. Долгушева; под ред. Л. А. Никитиной.-Йошкар-Ола, 2006.-36 с.
  • Г. В. Васеева, использование марийских подвижных игр в воспитательно-оздоровительной работе детского сада.-Йошкар-Ола, 1997.-27 с.
  • Р. В. Лаптева, ознакомление дошкольников с марийским орнаментальным искусством: Методическое пособие.-Йошкар-Ола: ГОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования», 2009.-44 с.
  • На земле Онара: Из опыта работы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста/Авт.-сост. С. В. Григорьева.-Йошкар-Ола:ГОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования», 2009.-20 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кружок туристско-краеведческой направленности "Юный турист"

Мной была составлена программа кружка. Она предусмотрена для работы с детьми 6-7 лет. Структурно программа составлена так, что в ней присутствуют все необходимые элементы. ...

дополнительная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности "Маленькие краеведы"

«Маленькие краеведы» дополнительная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности для детей 5-7 лет...

Юные туристы. Конспект похода выходного дня туристско-краеведческой направленности с детьми старшего дошкольного возраста

Главная цель похода выходного дня с участием родителей – это демонстрация туристских знаний, умений, навыков детей, обмен опытом семейного воспитания, приобщение к здоровому образу жизни, ...

Рабочая программа кружка туристско-краеведческой направленности «Наследие»

Ознакомление с окружающим миром осуществляется через традиции своей социокультурной среды – местные историко-культурные, национальные, географические, климатические особенности региона. При этом...

Дополнительная общеобразовательная программа «Юный краевед » Туристско-краеведческой направленности

Дополнительная общеобразовательная программа туристско-краеведческой направленности (вид деятельности - краеведение) является модифицированной  и предполагает изучение малой родины обучающимися....

Дополнительная общеобразовательная программа туристско – краеведческой направленности «Юные краеведы»

Программа нацелена на развитие у дошкольников нравственных чувств, воспитание любви и уважения к малой родине, родному краю с помощью эмоциональных и чувственно-практических способов познания. Програм...

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) Программа туристско-краеведческой направленности «Юный краевед»

Краеведение помогает видеть красоту в природе, находить прекрасное в народном творчестве, с чем навсегда свяжутся незабываемые образы родного края. Изучение своего края исключ...