НОД "Путешествие в прошлое"
план-конспект занятия на тему

Шарыпова Татьяна Викторовна

конспект

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 3_puteshestvie_v_proshloe_str._gr.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования «Город Архангельск»

«Детский сад общеразвивающего вида №147 «Рябинушка»

Конспект

непосредственно  образовательной деятельности

в  старшей группе № 15

«Путешествие в прошлое»

воспитатель: Шарыповой Т.В.

Архангельск

2014 года

Образовательные области: Художественное творчество, Познание,  Художественная литература, Социализация.

Тема занятия: «Путешествие в прошлое»

Цель: Расширять представления детей об образе березы в поэзии, искусстве, детском изобразительном творчестве.

Задачи:

Образовательные: Учить детей узнавать березу по ее характерным особенностям: ветки, ствол, кора, листья, плод. Воспитывать интерес к разным видам художественной деятельности. Закрепить навык прямого плетения из полос бумаги.

Развивающие: Развивать художественное восприятие пейзажных картин через содержание и средства выразительности живописи, цветосочетание зимней природы, вызывающие соответствующие им настроения, композиционные построения картин. Формировать эмоциональное восприятие образа русской березки средствами разного вида искусства.

Воспитательные: Продолжать воспитывать бережное отношение к природе.  Воспитывать любовь к Родине через художественно - эстетическое восприятие, углубить знания детей о взаимосвязи человека и природы.

Оборудование: 

1. Репродукции картин художников в разное время года.

2. Изделия из бересты и дерева, берёзовая кора, лучина.

3 Макет русской избы.

4. Иллюстрации.

5. Корзина из картона, полоски для плетения.

Проведённая работа:

1. Наблюдение за березой во время прогулок.

2. Чтение стихотворений. И Токмаковой «Если б дали березке расческу…».

3. Рассматривание репродукций картин художника И. Левитана «Березовая роща», И. Остроухова «Березы».

4. Загадывание загадок о березе.

Этапы работы

Содержание этапа

деятельность педагога

деятельность воспитанников

1.

      Организационная часть

Где мы живём?

Какие деревья растут на севере?

Я хочу вам прочитать стихотворение,  о дереве которое почитали на Руси. А вы догадайтесь, о каком дереве идет речь в стихотворении?

Всем она нравится, ведь она красавица. Белый ствол, густая крона, рассыпает всем поклоны. Листья тихо шелестят, меж собою говорят.

Какими словами автор говорит о березе?

На Севере.

Осина, дуб, клён и другие.

Берёзка.

2.

Основная часть

Физминутка

Ею можно восхищаться в любое время года. Разные художники написали много картин, где изображали берёзу. Полюбуйтесь ими.

*Какое время года изображено на картине?

*Как передал художник красоту берёзы?

*Какие краски использованы в картине?

*Что вам нравиться в картине?

Береза одно из красивейших деревьев нашего края, в любое время года, и в любом наряде она прекрасна.

Игра «Угадай время года»

Отгадайте, про какое время года я вам расскажу, и найдите нужную картинку.

*в пышном парчовом  уборе зимы, она сверкает в ажурном инее.

* на веточках деревьев набухают почки, появляются нежные зеленые листочки.

*встретить можно её в           лёгком, зелёном  ситцевом платье, длиннокосая, кудрявая.

*****в цветном, разноцветном сарафане можно встретить.

 Где можно встретить, увидеть березу?

Как называется лес, где растут одни березы?

А еще выходили в березовую рощу парни и девушки, плели венки из цветов, водили хороводы вокруг березки, пели песни, посвященные ей. Представьте, что и мы оказались с вами в березовой роще и тоже сводим хоровод.

А дети любили играть около берёзок, вот и мы с вами поиграем.

Игра «Кто быстрее»

В народе говорят: «Где берёза вырастает, там русский человек приживается». Давайте посмотрим русскую избу.

Что главное в избе?

Зачем она нужна?

Берёзовые дрова горят долго, дают много тепла, света и выделяют приятный аромат.

А чем освещалась изба?

Деревенская изба освещалась березовой лучиной. Лучиной, которая крепилась на железные пальцы, а внизу насыпали песок или наливали воду. При ее свете люди в долгие зимние вечера коротали время.

Мебель делали из дерева: скамейки, стол, полки, сундук для одежды, люльку.

Сравнение посуды из дерева и бересты, показ игрушек. Берестой, которой оплетали глиняную посуду, чтобы не разбилась, туесочки для ягод и грибов делали берестяные рожки, на которых играли пастухи, плели лапти, корзины, делали шкатулки и кукол.

А еще это чудесное дерево является лечебным. Весной береза дарит нам целебный сок, когда деревья просыпаются, начинается сокодвижение, у берёзы выделяется вкусный сок. Светлую густоватую влагу собирали в кадушки, и она, засахариваясь, до будущей  весны давала бодрость и силу, сок  пьют для укрепления здоровья. Люди делают в стволе отверстие, сок стекает в емкость, и потом с удовольствием пьют, а чтобы береза не погибла, отверстие замазывают глиной или землей. Почки и листья березы заваривают и пьют как чай.

Березовый веник используют в банях: им хлещут себя, чтобы из тела все хвори вышли. Распаренный берёзовый веник в бане угоняет болезни, даёт бодрость и силу.

Чем берёза отличается от других деревьев?  Почему березу называют белоствольной?

Березу за ее кору называют белоствольной. Белую кору называют берестой. Береста – это защитный слой дерева, она защищает от воды, вредных воздействий человека. Но в белой коре есть черные черточки – отдушины. Они называются чечевички, через них береза дышит. Кору снимали только с упавших спиленных берез, так как нельзя ранить живое дерево.

Ответы детей по всем

временам года.

Подбирают нужную

картинку и объясняют

        свой выбор.    

В парке, лесу, поляне,

около дома.

Березовая роща.

Хоровод

«Берёзка»

Выбор предметов по

заданной теме.

Рассматривание

макета.

Печь

Пищу готовить,

тепло в избе.

  Показ лучины.

  Рассматривание

    посуды и игрушек.

   Рассматривание

   иллюстраций.

Ствол у дерева

белого цвета.

3.

4.

Практическая часть

Заключительная часть.

А сейчас мы с вами превратимся в мастеров и сплетём корзиночки.

- Посмотрите, ребятки, какие у вас красивые, яркие получились корзинки!

Педагог даёт положительную оценку работам в целом и отмечает детей, которые проявили творчество.

Понравилось вам путешествие. А что вы узнали нового?

Дети  

     рассматривают

       работы и

   высказывают

    своё мнение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по математике с детьми подготовительной к школе группы "Путешествие в прошлое часов"

Представленное авторское занятие опровергает стереотипы и формирует у детей научные временные отношения. Данное занятие является актуальным, так как в какой бы среде не находился человек, каким бы вид...

Сюжетно-ролевая игра в старшей группе - Путешествие в прошлое

Творческое использование полученных знаний о настоящем и прошлом в сюжетно-ролевой игре....

Конспект ООД "Прошлое и настоящее". Самоанализ ООД "Прошлое и настоящее". Презентация "Пособия к ООД"

Приобщение детей к народной культуре является действенным средством познавательного, нравственного, эстетического развития детей....

«Прошла война, прошли года, а горечь в сердце остается…» Экскурсия в "Школьный музей боевой и трудовой славы" при школе №25 Занятие нравственно-патриотической направленности для детей подготовительной группы. Разработчики: Малю

16 января 1943 года наш город был освобожден  от немецко-фашистских захватчиков. В этом году исполняется 75 лет со дня этого события. Это занятие и предшествующая работа приурочен к данном...

Конспект НОДПутешествие в страну правил дорожного движения. «Для чего нужны светоотражающие элементы»

Цель: выработать у детей привычку правильно вести себя на дорогах, воспитать из них грамотных пешеходов, использующих светоотражающие элементы (фликеры) при передвижении в тём...