проект "Быт и традиции русского народа"
проект на тему

Шарыпова Татьяна Викторовна

проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon byt_i_traditsii_russkogo_naroda.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

Проект


Цель: Обогащение детей знаниями о истории города Архангельска, его историческим названием, с его особенностями и достопримечательностями.

Задачи:  - уточнить, систематизировать и углубить знания детей о особенностях расположения города (на берегу реки), с его историческим названием;

- закрепить представления детей об архитектуре старинных и  современных зданий.

- познакомить с памятниками защитникам - героям ВОВ города.

- расширить знания детей о том,  как народ хранит память о людях, прославивших наш город;

 - воспитывать в детях знания о бережном отношение к природе родного города.

Вид проекта: информационный, долгосрочный

Предполагаемый результат:

•        углубление знаний детей об истории родного города Архангельска;

•        расширять знания детей об архитектурных сооружениях города Архангельска;

•       закреплять знания детей о городе, в котором мы живём, его достопримечательностях;

•        воспитывать уважение к памяти погибших бойцов, к защитникам Отечества, к ветеранам Великой Отечественной войны.  

•       воспитывать уважение к известным людям, чувство гордости за их вклад  в культуру и науку страны;

•       расширять представления детей о животном и растительном мире нашего края;

Этапы проекта:

1 этап. Подготовительный

•        Подбор детской художественной литературы для чтения детям

•        Подбор презентаций для просмотра

•        Изготовление дидактических игр

•        Подбор сюжетных картинок и иллюстраций

•        Работа с методическим материалом, литературой по данной теме

2 этап.  Выполнение проекта

•        Проведение с детьми бесед о городе Архангельске;

•        Проведение хороводных, народных, дидактических игр;

•        Чтение художественной литературы детям (чтение рассказов, сказок, заучивание стихов, загадывание загадок по теме);

•        Рассматривание картин, рисование рисунков, выпуск стенгазеты, изготовление книжек;

•        Экскурсии по городу Архангельску пешеходные и автобусные;

•        Посещение экспозиции в Дворце детского творчества «Старый Архангельск»;

3 этап. Результаты

•        Подготовка к  викторине «Юные архангелогородцы»;

•        Презентация проекта в форме игры головоломки «Знатоки родного края»;

Выполнение проекта:

Время проведения

Тема

Цель

Формы работы

Сентябрь

Как жили люди на Руси

Продолжать знакомить детей с историей древней Руси, историей жизни древних славян, их видами занятий. Сформировать понимание того, что Россия – страна с богатой многовековой историей. Расширять кругозор.  Воспитывать чувство патриотизма, любовь и уважение к своей Родине, народу.

Рассматривание иллюстраций с изображением крестьян, князей, бояр, царей, репродукций картин известных художников изображающих быт русского народа.

Знакомство детей с жизнью горожан на Руси ( на основе портретной живописи Б. Кустодиева).

Беседы: «Откуда пошло название Русь?», «Как жилось людям на Руси?», «по Сеньке и шапка» (о мужских головных уборах древней Руси), «Какая она – русская красавица?» (По русским - народным сказкам).

Разучивание новой русской - народной игры.

Чтение: «Русь» И. Никитин, «Родное» В. Орлов,                 «Всеобщая история» Д. Родари, «Филипок» Л. Толстой, русские – народные сказки.

Сюжетно – ролевая игра: «Крестьянская семья».

Игры  - драматизации по русским – народным сказкам.

Октябрь

Жилища разных стран

Познакомить детей с видами домов и жилищ разных стран. Подвести к пониманию того, что они напрямую зависят от климатических условий, в которых живут люди. Воспитывать интерес к народному быту.

ФЦКМ: « Русская изба».

Программное содержание: Дать детям знания о том, что дома на Руси называли по - разному: терем, изба, хоромы. Рассказать, как и из чего они строились, что было у них внутри. Подробно рассказать о устройстве русской избы.  Формировать образную речь, обогащать словарь названиями предметов быта: самовар, ухват, кочерга, печь, устьице, чугунок, сарафан, лапти, прялка.

Беседы: «Какие дома в разных странах?», «Рассказать детям о русской печке, её месте в быту жителей древней Руси

Рассматривание иллюстраций с изображением жилищ разных стран, современной и старой Москвы, деревни.

Д/И: «Назови сказки, где упоминается русская печь», «Кто в каком доме живёт?».

Чтение пословиц и поговорок о русской печке, об отношении русских людей к ней.

Чтение сказки: Н. Матвеева «Путешественник»,       О. Онисимов «Дом», В. Орлов «Огромный дом», сказки «По щучьему веленью».

Ноябрь

Национальные костюмы

                            народов России

Познакомить детей с историей русской одежды, с особенностями внешнего вида. Формировать у детей обобщенные знания и соответствующие изобразительные умения – освоение характерных элементов и колорита узоров. Пояснить, что многие виды современной одежды пришли к нам из глубокой старины.

ФЦКМ:« Мужская и женская одежда в древней Руси».

Программное содержание: Познакомить детей с разными видами одежды людей в древней Руси, согласно их статусу: крестьяне, дворяне, цари. Учить находить отличия русского костюма от костюмов других народов.Рассматривание иллюстраций с изображением костюмов разных народов.

Рассматривание репродукций картин известных художников изображающих быт русского народа, Иллюстраций к сказкам А. С. Пушкина.

Беседы: «Как жилось людям на Руси?», «По Сеньке и шапка» (о мужских головных уборах древней Руси),  «Где в наше время можно увидеть людей в национальных костюмах?»

Игры с переодеванием в русские – народные костюмы, с куклами в русских – народных костюмах.

Д/И: «Подбери головной убор к костюму», «Что лишнее?», «Какого народа костюм?»

Чтение Русских – народных сказок, песен, закличек, Сказок А. С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне»,

« Сказка о царе Салтане», Н. Смирнова « Как ткани ткут и нити прядут».

Декабрь

Вода из вековых ключей

Продолжать расширять знания детей за счёт сведений об исторических событиях и явлениях. Закреплять знания детей о том, откуда брали воду наши предки, рассказать, как строились колодцы на Руси. Развивать познавательный интерес и бережное отношение к истории своего края. Формировать основы экологического сознания и целесообразного взаимодействия с природой.

Рассматривание картины чаепитие.

Работа с картой России: показ на ней морей, рек, озёр, океанов.

Чтение произведений о реках, озёрах и морях России.

Беседы: «Для чего нужна вода?», «Берегите воду», «Откуда берётся вода?»,  « Флаг нашего города»,    «Как вода попадает в наши дома», «Какую воду можно пить?»

Январь

Февраль

 Март

Устное народное

                                  творчество

Закрепить представления детей о жанрах русского устного народного творчества: Скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, потешки, перевёртыши, загадки, сказки, былины. Обратить внимание на способность русского народа подмечать и точно, ярко выражать словами замеченное. Воспитывать интерес к творчеству русского народа.

Объяснить детям понятие  - устное народное творчество.

 ( передавалось из уст в уста - устно).

Чтение и заучивание потешек, считалок, перевертышей, пословиц и поговорок. Объяснение их смысла.

Отгадывание загадок.

Рисование иллюстраций к сказкам и потешкам.

Рассказывание детьми русских народных сказок.

Д/У: « Узнай вид народного творчества»,

Апрель

Русские народные

                                   промыслы

Уточнять и расширять знания детей о русских народных промыслах. Продолжать воспитывать интерес к ним, желание их изучать. Воспитывать бережное отношение к произведениям прикладного искусства, желание самим создавать поделки по мотивам русских мастеров.

ФЦКМ: « Федоскинская фабрика лаковых миниатюр».

Программное содержание: Продолжать знакомить детей с народными промыслами нашего края.

Рассматривание изделий декоративно – прикладного искусства России и родного города Мытищи.

Беседы: «Творение рук человеческих»,  «Народные игрушки».

Рассматривание фотографий и поделок из города северных мастеров.

Игры с народными игрушками, матрёшками.

Д/И: «Чудо узоры?», «Узнай промысел».

Сюжетно – ролевые игры: «Магазин сувениров»,   «Ярмарка изделий народного промысла».

Отгадывание загадок о изделиях народного промысла.

Май

Богатыри земли русской

Обобщить знания детей об истории возникновения Руси, познакомить с одним из жанров русского народного творчества – былинами, русскими былинными богатырями, с тем, как они защищали Родину. Подчеркнуть, что благодаря былинам  люди знают о важных событиях, происходивших на Руси много лет назад. Воспитывать интерес к народному творчеству, уважение к русскому народу, чувство гордости за богатырскую силу России.

Беседы: «Русские богатыри», «Откуда пошло название Русь?»,  «О чём рассказывали былины?»

Дать детям знания о понятии « Былина».

Чтение былин «Илья Муромец и Соловей – разбойник», «Добрыня и змей», «Святогор – богатырь».

Рассматривание репродукции  картины В. М. Васнецова «Богатыри». Рассказать детям, что на картине в образе Ильи Муромца изображён наш земляк, живший  давно в селе Большие Мытищи. Составление рассказов по картине.

Русские – народные подвижные игры, игры с перетягиванием каната.

Разучивание танца «Богатырская сила».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль обычаев и традиций русского народа в формировании у детей нравственно-патриотических чувств к своему народу.

ПЕДАГОГАМ ПРЕДЛАГАЕТСЯ МАТЕРИАЛ ПО НРАВСТВЕНО- ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ, ДЛЯ ВЫСТУПЛЕНИЯ НА ПЕДСОВЕТЕ, ЛИБО ДЛЯ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ....

Роль обычаев и традиций русского народа в формировании у детей нравственно-патриотических чувств к своему народу

Роль обычаев и традиций русского народа в формировании у детей нравственно-патриотических чувств к своему народу...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "Роль обычаев и традиций русского народа в формировании у детей нравственно-патриотических чувств к своему народу"

В нашу современную жизнь возвращается огромный пласт православной славянской  культуры. Древняя культура наших предков, которую некоторые считают забытой, до сегодняшнего дня продолжает жить в на...

Творческий проект в подготовительной группе. Знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры. «Обычаи и традиции русского народа»

Творческий проект в подготовительной группе. Знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры.«Обычаи и традиции русского народа»...

«Традиции русского народа. Роспись у славянских народов. «Жостовская роспись»»

Цель: знакомство детей с особенностями росписи жостовского промысла.Задачи: учить детей, поэтапно наносить элементы жостовской росписи. Выделять элементы узора: цветы, бутоны, листья, т...