"Этнокультурное компонент в воспитании детей дошкольного возраста"
консультация (младшая группа) на тему

Герасёва Анастасия Олеговна

В соответствии  с одним из основных принципов дошкольного образования является учет этнокультурной ситуации развития детей.
В основе этого принципа лежат идеи народной педагогики и этнопедагогики, которые являются составной частью общей духовной культуры народа.
Этнокультурная и социокультурная ситуации
 неразрывно связаны между собой и обязательно учитываются при проектировании образовательной деятельности. Задачи приобщения к культуре, традициям, фольклору, языку своего народа должны быть включены во все образовательные области развития ребенка. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Этнокультурное компонент в воспитании детей дошкольного возраста

В соответствии с ФГОС дошкольного образования одним из основных принципов дошкольного образования является учет этнокультурной ситуации развития детей.
В основе этого принципа лежат 
идеи народной педагогики и этнопедагогики, которые являются составной частью общей духовной культуры народа.
Этнокультурная и социокультурная ситуации неразрывно связаны между собой и обязательно учитываются при проектировании образовательной деятельности. Задачи приобщения к культуре, традициям, фольклору, языку своего народа должны быть включены во все образовательные области развития ребенка. 
Нельзя забывать и о традиционных направлениях деятельности педагога — 
нравственном, гражданском, патриотическом воспитании дошкольников. Все это будет способствовать позитивной социализации ребёнка, творческому освоению этнокультурных ценностей.

В результате происходит формирование важных личностных характеристик дошкольника — этнокультурного самосознания и самоидентичности.
Реализация этнокультурного компонента играет немаловажную роль и при разработке регионального содержания в образовательной деятельности ДОУ. В этом случае создаются условия для
 реального приобщения дошкольников к народной культуре своего родного края.

Не случайно, в требованиях ФГОС дошкольного образования указывается, что часть программы, формируемая участниками образовательных отношений, должна учитывать образовательные потребности и интересы воспитанников, членов их семей и педагогов и, в частности, может быть ориентирована на специфику национальных, социокультурных, экономических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.

Наиболее доступными для детей дошкольного возраста средствами и формами этнокультурного воспитания, используемыми педагогами в нашем дошкольном учреждении стали следующие.

Народная игровая культура. Ребенку понятны и интересны такие ее формы, как народные игры разных видов (подвижные игры и состязания, сюжетные, хороводные, словесные), народная игрушка, народный праздник и народный театр. Введение элементов народной игровой культуры различных этносов и общностей в педагогический процесс детского сада позволило нам познакомить детей с историей развития человечества, воспитать толерантное отношение к разным народам, проживающим на территории Российской Федерации, способствовало поликультурному развитию дошкольников. Так в ходе  масленичной недели, прошедшей в нашем детском саду, дети смогли познакомиться с русской традицией провода зимы и поиграть в народные игры («У медведя во бору», «Ручеёк», «Хоровод-вереница», «Вышибала», «Горелки», «Карусель» и др.) В группе представлена дымковская игрушка(всадники, уточки, барышни, лошадки).Знакомим детей с игрушками и незамысловатыми узорами(кругами, овалами, полосками, колечками ,волнистыми линиями),а так же по средствам лепбука.

Устное народное творчество, ценность которого состоит в познавательном, эстетическом и воспитательном значениях. Произведения устного народного творчества разных народов содержат единые архетипы, выражающиеся в образах, сюжетах, морали. Их освоение помогает дошкольнику понять общность нравственно-этических общечеловеческих ценностей. Фольклорные тексты естественно включаются педагогами в разные виды детской деятельности (игровую, изобразительную, театрализованную).

Декоративно-прикладное искусство разных народов.

 Знакомим детей со спецификой народных декоративных промыслов разных культур, с общими и различными образами и символами, что позволяет дошкольникам увидеть и осмыслить, что их специфика зависит от особенностей жизни этноса (главным образом, среды обитания). Во время художественно-творческой деятельности, наши воспитанники имеют возможность не только наблюдать, но и участвовать в создании предметов на основе народных традиций (работа с пластилином, тестом, глиной, гуашью, а также нетрадиционные техники).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализация как основной компонент музыкального воспитания детей дошкольного возраста

Мой опыт работы по теме самобразования. Как театрализация помогает детям расскрываться....

ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ как основной компонент музыкального воспитания детей дошкольного возраста.

Театральная деятельность - это  мощное  синтетическое средство развития  творческих способностей....

Презентация "Этнокультурный компонент в воспитании детей дошкольного возраста"

Целью этнопедагогических технологий в дошкольном возрасте являются - приобщение детей к культуре  своего народа; - развитие национального самосознания; - воспитание ...

Театрализация как основной компонент музыкального воспитания детей дошкольного возраста

Способность человека понимать, любить и ценить прекрасное – качество не врожденное. Оно формируется с раннего детства как результат сложного и продолжительного духовного формирования личности. С...

Этнокультурный компонент в воспитании детей дошкольного возраста.

Консультация на педагогической конференции....

Краеведческие представления детей старшего дошкольного возраста как ключевой компонент патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

Лэпбук "Мой город - Новокузнецк" представляет собой тематический интерактивный стенд с изображением историко-архитектурного музея «Кузнецкая крепость», содержащий 10 разделов-пап...