Конспект занятия "Коренные народы Севера".
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме
Предварительный просмотр:
Комплексное занятие.
Тема: Рыболовство.
Продолжать знакомить детей с жизнью коренных народов Севера.
Познакомить с одним из основных промыслов ханты и манси-рыболовство.
Показать способы и приемы рыбной ловли, обычаи и обряды, связанные с этим видом деятельности.
Обогащать словарь: названия рыб –осетр, нельма, муксун, окунь, стерлядь. Развивать связную речь, добиваться полных ответов на поставленные вопросы, упражнять в составлении сложных предложений.
Развивать мелкую моторику руки, точность движений, аккуратность в работе с берестой: логическое мышление, образное мышление, упражнять в отгадывании и загадывании загадок.
Воспитывать интерес к народным промыслам коренных народов Севера, желание создавать поделки своими руками.
Ход занятия.
Воспитатель приглашает детей на прогулку к реке. Загадка о реке.
-Как называется наша река?
-Ребята, посмотрите, что это? (сети)
-Кого ловят сетями в реке? (рыбу)
-Какая рыба водится в реке Обь?
-А знаете ли вы, чем еще можно ловить рыбу? (удочкой).
Сейчас я вам расскажу, чем же еще ловят рыбу ханты и манси.
Послушайте. Давным-давно, когда еще люди не научились плести сети, ханты придумали ловить рыбу специальной корзинкой-ловушкой, сплетенной из кедровых корней, которая называлась морда, а по хантыйски «пон». Рыба, попавшая в такую ловушку, находится в воде и остается живой. И ханты брали столько рыбы, сколько было необходимо, чтобы накормить семью, остальную рыбу выпускали.
-Как вы думаете, почему они так поступали?
Правильно, потому что они заботились о том, чтобы всем хватило рыбы. И тем кто живет дальше по реке, и тем кто будет жить после них. Ведь ханты живут по правилу: «бери только столько – сколько можешь съесть». А потом эти народности придумали другое приспособление.
Посмотрите. Как бы вы назвали его? На что оно похоже? А называется оно запором. Запор – это заграждение устья реки из кольев и прутьев. Запор сооружают обычно на мелководье, где больше скопление рыб.
Еще ханты придумали и начали плести сети, которые изготовляли из крапивы. К сетям привязывали камень – грузило.
-Как вы думаете, на чем ханты отправлялись на рыбалку? (на лодке)
-А лодка у них называется долбленкой. Знаете, почему? Правильно, потому что выдолблена из ствола кедра, она очень легкая и быстрая. И люди называют ее между собой ласково – обласок. Посмотрите, какие лодки изготовляли.
Рыболовством обычно занимаются мужчины. Но иногда с ними на рыбалку идут и женщины, которые помогают вынимать рыбу.
Послушайте, какие загадки ханты придумали:
«Под водой гремучий дом»
-Как вы думаете, что это такое?
-Это морда.
-А как бы вы придумали загадку о морде.
А вот еще загадка:
«У воды сто глаз, тысяча очей»
- Знаете что это? Это сеть.
-Придумайте вы загадку про сеть.
Подвижная игра «Рыбак и рыбки».
Ребята, а хотите вы пойти на рыбалку?
Давайте мы изготовим фигуру рыбки из бересты, чтобы удача сопутствовала нам.
Процесс выполнения работы.
Сюжетная игра «Рыболовы»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРЕЗЕНТАЦИЯ «КУЛЬТУРА И БЫТ НАРОДОВ СЕВЕРА» из цикла методических разработок по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с национальными традициями народов мира
Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с национальными традициями народов Севера....
Тематическая площадка «Этнолегоконструирование» выставка творческих проектов в номинации «Животные - помощники коренных народов Севера» Команда «Юные изобретатели». Название модели: «Северные олени» «Животные - помощники коренных народов Севера»
Изготовление животных севера с помощью конструктра "Кукуруктора"...
ПРАКТИКА «КУЛЬТУРА И ЯЗЫК КОРЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА НАРОДОВ»
Презентация проекта "В гостях у коренных народов Севера" в старшей группе № 3 "Маленькая страна". Сценарий разрабатанной интерактивной игры в Интерактивном редакторе «СО...
Развлечение "Игры народов севера". Цель: расширять знания детей о жизни, быте и культуре народов Ямала через национальные игры.
Развлечение...
Сценарий игрового развлечения «Игры коренных народов Севера» ко Дню Сибири «Легенды народов Севера» с детьми дошкольного возраста от 4-ех до 8-ми лет.
Рабочая группа:Старший воспитатель Симонова И.Б.,Савуляк Л.В.- педагог-психолог, Козлова А.Х., Крупка С.С.- воспитатели разновозрастной группы от 4-8 лет,Магалиева Р.Р., Ахметова И.Ф. - воспитате...
Сценарий игрового развлечения «Игры коренных народов Севера» ко Дню Сибири «Легенды народов Севера» с детьми дошкольного возраста от 4-ех до 8-ми лет.(фото)
Рабочая группа:Старший воспитатель Симонова И.Б.,Савуляк Л.В.- педагог-психолог, Козлова А.Х., Крупка С.С.- воспитатели разновозрастной группы от 4-8 лет,Магалиева Р.Р., Ахметова И.Ф. - вос...