Национально-региональный компонент в ДОУ
консультация на тему

БЕЗЗУБОВА ИРИНА НИКОЛАЕВНА

 Национально-региональный компонент в ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon reginalnyy_komponent.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Семилейский детский сад  «Цягадайка»

«Национально-региональный компонент в ДОУ»

                      (Консультация для воспитателей)

               

                 Подготовила:

                 воспитатель Беззубова И.Н. 

                                                с.Семилей

                  Национально-региональный компонент в ДОУ

Сегодня современные концепции развития личности ребенка, а также региональные подходы к образовательному процессу в дошкольных учреждениях предполагают включение национально-регионального компонента в процесс развития ребенка.

При составлении образовательных программах дошкольного учреждения второй частью рекомендован национально-региональный компонент. Этот компонент каждое учреждение для себя определяет самостоятельно, учитывая  тип учреждения, специфику организации образовательно-воспитательной и коррекционно-развивающей деятельности педагогического коллектива. В  связи с этим  проблемы, связанные с определением  содержания и путей реализации национально-регионального образовательного компонента представляется весьма важной как с теоретической, так и с практической точки зрения.

 Одним из основных источников содержания образования является социальный опыт, который накоплен в обществе в результате познавательной и предметно-творческой деятельности многих поколений. Он включает в себя не только обобщённый опыт человечества, но и опыт конкретной общности (национальности) людей, т.е. национально-социальный опыт. В этой связи национально-региональный образовательный компонент наполнен знаниями об историческом прошлом и настоящем народа, его культуре, национальных традициях и обычаях; способами деятельности, связанными с традиционными национальными видами деятельности, национальным изобразительным и музыкальным искусством, а также с теми социальными отношениями людей, которые заключены в национальных традициях и обычаях, поведении и деятельности. Речь идёт о прогрессивном социальном опыте, усвоение которого подрастающими поколениями способствует целям их воспитания.

   Второй аспект решения рассматриваемой проблемы связан с реализацией содержания национально-регионального образовательного компонента. Здесь возможны два пути:

1.Накопление Федерального образовательного компонента содержанием, раскрывающим отдельные национальные социокультурные ценности.

 2.Включение в программу образовательных учреждений дисциплин,  содержание которых непосредственно отражает социальный национальный опыт.

Мордовский национально-региональный компонент – это, во-первых, реальная форма функционирования федерального стандарта в конкретном регионе; во-вторых, он выполняет в образовательном процессе ряд очень важных функций и обладает определёнными дидактическими и воспитательными возможностями:

- обеспечивает единство и преемственность содержания образования в рамках региона и Российской Федерации, решая задачу целостности образовательного пространства;

- способен формировать новое мышление человека на основе целостного представления о мире, природе, человеке;

- позволяет использовать идеи индивидуально-личностного обучения;

- создаёт условия для возрождения национальной культуры, воспитания патриотизма;

- способствует адаптации к окружающей социальной и природной среде в условиях региона;

- формирует региональную общность людей.

Включение национально-регионального компонента в учебно-воспитательное  и коррекционно-развивающее обучение позволяет решать педагогам следующие задачи:

1.Воспитывать  нравственные качества личности ребёнка: доброты, отзывчивости, способности сопереживать, любви к Родине, гордости за неё.

2.Побуждать детей к изучению истории и настоящего родного края.

3.Расширять объём знаний об искусстве: формировать  умения отличать национальное своеобразие декоративно-прикладного, изобразительного искусства, его характерные особенности.

4.Формировать умения и навыки для самостоятельной художественной деятельности.  

5.Развивать произвольное внимание, восприятие, память, воображение,  мышление, развивать эмоциональную отзывчивость,  умение сосредоточиться.

6.Стимулировать речевую активность детей, совершенствовать лексико-грамматический строй речи, развивать её семантическую сторону, совершенствовать коммуникативные навыки.

7.Организовать плодотворное сотрудничество детского сада и семьи по организации воспитания и обучения детей на национально-региональной основе.

Условия для успешного решения поставленных задач:

1. Компетентность педагога по данной проблеме.

2. Наличие необходимого методического комплекта по данной проблеме.

3.Соответствующая предметно - развивающая среда.

4.Сотрудничество с семьёй, с учреждениями социального окружения.

Какие  пути реализации национально-регионального компонента в ДОУ наиболее оптимальны? Обозначены наиболее приоритетные на сегодня направления деятельности дошкольных учреждений в рамках реализации общей проблемы национально-регионального компонента. Это:

  • интегрирование национально-регионального компонента в учебно-воспитательный процесс старших дошкольников;
  • кружковая работа, в программе которой могут быть обозначены различные  узкие направления (сказки, театр, туризм, музей и т.д.)

Обогащая круг представлений о родном крае,  мы не только решаем задачи познавательного развития, но и способствуем быстрейшему овладению правильной речью. Наиболее эффективной  формой работы является   использование методов проблемно-поискового развивающего характера: исследования, опытно-экспериментальной деятельности, метод проекта, экскурсий - поисков, бесед, комплексных занятий. Метод диалога является основным в процессе всех видов занятий.

Работа по краеведческому образованию дошкольников строится в тесном взаимодействии с семьями воспитанников. Одним из перспективных методов в работе с семьёй является метод исследовательской проектной деятельности.

  Включение национально-регионального компонента в учебно-воспитательный и коррекционно-развивающий  процесс несёт познавательную, воспитательную и развивающую функции. Знакомство детей с ограниченными возможностями здоровья с родным краем позволит сформировать  нравственно-патриотический компонент в базисных характеристиках личности ребёнка-дошкольника:

  • интерес к людям родного края, их профессиям, уважение к их труду, любовь к природе родного края, неравнодушие к экологическим проблемам города, желание принимать посильное участие в экологических природоохранных мероприятиях;
  • интерес к истории родного края, желание заниматься исследовательской деятельностью индивидуально и в творческих группах;
  •  интерес и уважение к культуре и традициям  мордовского народа;
  • интерес детей к своему ближайшему окружению: к родному дому, семье, детскому саду, улице, городу, республике;
  •  восприятие людей другой культуры, других традиций, выделяя в них существенные отличия и одновременно находя в них общечеловеческие ценности: доброту, дружбу, честность, любовь, трудолюбие, справедливость, взаимопомощь;

Включение национально-регионального компонента в учебно-воспитательный и коррекционно-развивающий процесс позволяет также решать задачи коррекционного обучения: развитие высших психических функций,  стимулирование речевой активности детей, развитие коммуникативных навыков, совершенствование лексико-грамматического строя, её семантической стороны, формирование  навыков понимания и построения развёрнутых речевых высказываний, развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Национально – региональный компонент в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

В нашей республике родной коми язык теряет свою силу, больше говорят на русском языке, поэтому педагоги нашего детского сада считают актуальным введение родного языка в словарь наших воспитанник...

НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТВОРЧЕСТВЕ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Эстетическое воспитание  подрастающего поколения невозможно без знакомства с народным искусством  Педагог, работающий в Кольском Заполярье, должен обязательно обращаться к региональном...

Перспективный план по национально- региональному компоненту в 1 младшей группе

Развёрнутый перспективный план работы по национально-региональному компоненту в 1 младшей группе по ФГТ....

перспективный план по национально-региональному компоненту во 2й младшей группе

Включение национально-регионального компонента позволяет решать следующие задачи:1.Воспитывать  нравственные качества личности ребёнка: доброты, отзывчивости, способности сопереживат...

Занятие по физической культуре с национально- региональным компонентом «Национальные игры»

В ходе занятия дети знакомятся с образом жизни оленеводов, с животным и растительным миром тундры....