План работы с воспитанниками средней группы по реализации программы «Мой родной Дом» на 2017-2018 учебный год
учебно-методический материал (средняя группа) на тему

Маркина Лариса Владимировна

Воспитание любви к родному дому: семье, малой родине-Нижегородскому краю и большой родине –России.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План работы с воспитанниками  средней группы по реализации

программы «Мой родной Дом» на 2017-2018 учебный год

Задачи

содержание работы

срок проведения, периодичность

I. Воспитание любви к родному дому: семье ,малой родине- Нижегородскому краю и большой Родине-России.

1.1. Воспитание любви к своей семье, родному дому 

мой мир

1.Беседа: «Наш детский сад»( знакомство с историей детского сада)

2.Составление  фотоальбома «Как мы в садике живем».

3.Выставка рисунков «Мой любимый детский сад»

4.Беседа о родном,  поселке его достопримечательностях.

5. Составление фотоальбома «Памятные места нашего поселка».

6.Экскурсия «С чего начинается Родина?» (улицы поселка).

7.Рисование на тему «Мой город»; « Мой дом».

8.Конструирование с крупным строительным материалом: «Моя улица»

9.Составление фотоальбома: "Памятные места нашего поселка".

10.Беседа "Дом, улица, адрес".

11.Проект «Мой дом ,моя улица ,мой поселок».

Сентябрь

Сентябрь

Сентябрь

Ноябрь

Ноябрь

Ноябрь

Еженедельно

Ноябрь

2 раза в месяц

 ноябрь

мир людей

  1. Экскурсии по детскому саду, на кухню, медицинский кабинет;
  2. Дидактическая игра «Кому, что нужно для работы.
  3. Беседы, чтение художественной литературы о профессиях, встречающихся в детском саду.
  4. Проект «Кто работает в детском саду»
  5. Рассматривание фотоальбома «Как мы в садике живем».
  6. Дидактическая игра «Подбери себе товарищей».
  7. Уроки вежливости «Как и во что играть с друзьями?», «Не забывай о друге».
  8. Пальчиковая игра «Дружба».
  9. Игра- интервью(«Расскажи о себе»,Что
  10.  я знаю о родных.»)
  11. Выставка семейных фотографий.
  12. С/р игра «Семья».
  13. Беседа «Что значит любить родителей?»
  14. Беседа «Каждый при деле» (домашние обязанности членов семьи)
  15. Разыгрывание ситуаций: «Праздник в семье», «Как поднять настроение маме (папе)?», «Как помирить поссорившихся членов семьи», «вечер в семье».
  16. Проект «Моя семья»

Сентябрь

Сентябрь

Октябрь

октябрь

мир природы

1. Беседы: «Кто у нас зимует?», «Как звери к зиме готовились?»,

2.Загадывание загадок о животных и птицах,

3.Дидактические игры: «Назови признаки животных», «Кому что дадим?», «Угадай, чей хвост», «У кого кто?», «Угадай, про кого говорится», «Кого не стало?», «Дикие и домашние».

4.Рассматривание картин и иллюстраций о животных и птицах. Подвижные игры «Воробышки и кот», «Лиса и зайцы».

5.Использование  устного народного творчества: загадок ,пословиц, поговорок ,народных примет и народного календаря.

6.Выставка репродукций «Природа родного Края».

7.Сбор природного материала для изготовления поделок.

8.Трудовой десант: уборка опавшей листвы на участке

9.Проект Разноцветная осень»

10.Создание альбома «Дикие животные Нижегородской области»

11.Презентация «Как дикие животные готовятся к зимней спячке»

12.Проект «Зимушка-зима»

13.Природоохранная  акция «Покормите птиц зимой»

14.Озеленение участка.

15.Проект «Наш огород»

Сентябрь-октябрь

Октябрь

Ноябрь

 

Декабрь

Декабрь-март

Май

Апрель

рукотворный мир

1.Беседа :»Какие предметы на окружают в нашей группе , для чего они ,из чего сделаны ,кто их сделал.»

2.Д/и «Из чего сделано?»

3.Экскурсия по территории д/сада (рассматривание здания , прогулочных участков).

4.Знакомство с обобщающими понятиями: » Посуда», »Мебель», «Одежда», »Транспорт».

5.Д/и «Что лишнее?»

6.Д/»Похож-непохож»

7.Презентация : «Посуда»

8.Презентация»: «Из чего шьют одежду»

9.Изготовление игры: »Оденем куклу Машу».

10.Беседа «Какие бывают машины?»

11.Натольно-печатная игра «Магазин»

12.Знакомство с различными материалами и их свойствами( стекло, пластмасса, дерево и т.д.).Д/и «Что из чего сделано?»

13.Беседа о бережном отношении  к вещам и предметам):»Каждой игрушке-свое место» ;»Береги книгу».

Сентябрь

II. Приобщение детей к основам национальной культуры, быта и межличностных отношений

2.1.Знакомство детей с национальной русской культурой

(см. Программу «Мой родной Дом» ,стр. 21)

Национальное классическое (авторское искусство)

ПРОИЗВЕДЕНИЕ  ПОЭТИЧЕСКОГО ИСКУССТВА

мой мир

  • Мой мир.  К. Ушинский «Лекарство», «Четыре желания», «Чужое яичко»; С. Черный «Имя».

мир людей

  • Л. Толстой «У бабки была внучка»; В. Жуковский «Мальчик с пальчик»; В. Одоевский «Мороз Иванович»; А. Плещеев «Старик»; К. Чуковский «Федорино горе», «Закаляка»; С. Маршак «Вот какой рассеянный», «Ванька встанька»; С. Черный «Про девочку, которая нашла своего мишку»; Л. Пантелеев «Рассказы о Белочке и Тамарочке»; Е. Благинина «Аленушка»; Д. Хармс «Очень, очень вкусный пирог», «Веселый старичок», «Очень страшная история»; Н. Носов «Метро», «Ступеньки».

мир природы

  • Л. Толстой «Котенок», «Была зима»;
  •  А. Пушкин «Румяной зарею покрылся восток», «Ель растет перед дворцом»;
  • А. Блок «Вербочки», «На лугу»;
  • С. Маршак «Детки в клетке»;
  •  С. Черный «Волк»;
  • А. Барто «Снегирь»;
  •  З. Александрова «Ветер на речке», «Одуванчик»
  •  Е. Благинина «Сорокабелобока»;
  •  Е. Чарушин «Почему Тепа птиц не ловит?», «Про Томку»;
  •  В. Берестов «Кошкин щенок».

рукотворный мир

  • Д.Хармс        “Кораблик”.
  • В.Берестов        “Про машину”

МУЗЫКАЛЬНЫЕ   ПРОИЗВЕДЕНИЯ

мой мир

  • П. Чайковский «Новая кукла», «Болезнь куклы», «Мазурка»;
  • Д. Кабалевский «Плакса», «Злюка», «Резвушка», «Лентяй», «Печальная история», «Мальчик замарашка», «Упрямый братишка»;
  •  В. Калинников «Грустная песенка»; А. Гречанинов «На велосипеде», «Маленький попрошайка», «Мой первый бал», «Недовольство», «Материнские ласки»;
  •  Д. Шостакович «Марш»;
  • С. Майкапар «Романс», «Вальс», «Полька»;
  •  Г. Свиридов «Попрыгунья», «Упрямец»;
  •  С. Рахманинов «Итальянская полька» (фрагмент).

мир людей

  • П. Чайковский «Нянина сказка», «Мама», «Баба Яга»;
  • М. Мусоргский «Избушка на курьих ножках»;
  •  Г. Свиридов «Колдун»;
  •  С. Прокофьев «Сказочка», «Игра в лошадки»;
  • А. Гречанинов «Бабушкин вальс», «Мазурка»;
  •  Д. Кабалевский «Клоуны», «Печальная история».

мир природы

                 П. Чайковский «Осенняя песня»,      «Подснежник»,              «На тройке»;

                М. Мусоргский «Балет не вылупившихся птенцов»;

               С. Прокофьев «Дождь и радуга», «Утро»; «Ходит месяц над лугами», «Шествие кузнечиков»;

              М. Красев «Кукушка», «Елочка», «Падают листья»;

              А. Аренский «Кукушка», «Расскажи, мотылек»;

              С. Майкапар «Осенью», «Весною», «Эхо в горах»;

             Ц. Кюи «Зима», «Осень»; Б. Косенко «Дождик»;

              А. Лядов «Дождик, дождик», «Зайчик»;

             Д. Кабалевский «Артистка», «Хромой козлик»,

             «Танец молодого бегемота», «Зайчик дразнит медвежонка», «Грустный дождик»;

              А. Жилинский «Марш зайчат».

рукотворный мир

  • А. Гречанинов «Сломанная игрушка», «На гармонике», «На велосипеде»;
  •  Д. Шостакович «Шарманка», фрагменты из сборника «Танцы кукол»;
  •  С. Майкапар «Музыкальная шкатулочка»;
  •  П. Чайковский «Марш деревянных солдатиков».

ПРОИЗВЕДЕНИЯ  ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА  

мой мир

Детей знакомят с некоторыми видами и жанрами изобразительного искусства: .  В. Поленов «Московский дворик»; Ф. Васильев «Деревенский пейзаж»; Г. Низский «Подмосковье».

мир людей

.  В. Серов «Портрет Мики Морозова», «Мины Моисеева»; И. Репин «Стрекоза»; А. Архипов «Девушка с кувшином»; П. Кончаловский «Лизонька»; Ф. Хальс «Смеющиеся мальчики», «Поющие мальчики», «Мальчик – рыбак»; Д. Рейндольдс «Плутовка»; В. Суриков «Смеющийся солдат» (этюд к картине «Переход Суворова через Альпы»); А. Венецианов «Спящий пастушок»; А. Дейнека «Будущие летчики»; В. Васнецов «Аленушка», «Иван Царевич и серый волк», «Богатыри», «Царевна лягушка»; Б. Кустодиев «Масленица»; Т. Юфа иллюстрации; А. Пахомов иллюстрации; Н. Кочергин иллюстрации; Л. Владимирский иллюстрации.

мир природы

П. Кончаловский «Персики»; И. Левитан «Белая сирень», «Одуванчики», «Васильки»; И. Грабарь «Хризантемы»; И. Айвазовский «Волны», «Черное море»; И. Левитан «Золотая осень», «Сумерки», «Март», «Весна – большая вода», «Березовая роща», «Летний вечер»; К. Коровин «Зимой», «Мостик», «Осень»; Ф. Васильев «Мокрый луг», «Болото»; А. Саврасов «Грачи прилетели»; И. Шишкин «Сосновый бор», «Вечер», «Дубы», «Цветы на опушке», «Рожь»; А. Куинджи «Березовая роща»; Н. Рерих «Закат»; И. Попов «Первый снег»; Е. и Н. Чарушины иллюстрации.

рукотворный мир

И. Аргунов «Портрет неизвестной в русском костюме»; В. Тропинин «Портрет сына художника».

Народное искусство

Поэтическое народное творчество

Сказки

  •   «Лисичка со скалочкой» (обработка М. Булатова),
  •  «Волк и козлята»,
  •  «Жихарка» (обработка И. Карнауховой), «Лиса, заяц и петух»,
  •  «Бычок – смоляной бочок»,
  •  «Зимовье»,
  • «Гуси лебеди»,
  •  «Лиса и козел»,
  • «Зимовье зверей»,
  • «Бычок – черный бочок»,
  • «Белые копытца».

Потешки

  • «Березонька, моя березонька»,
  •  «Стучит – бренчит по улице»,
  •  «Спи, засыпай»,
  •  «У кота ли, у кота»,
  •  «Уж ты, котякоток»,
  •  «Ерши малыши», «Иди, весна»,
  •  «Как на тоненький ледок»,
  •  «Гуси вы, гуси»,
  •  «Ходит конь по бережку»,
  •  «Солнышко колоколнышко»,
  •  «Сидит, сидит зайка»
  • , «Гоп, гоп! Ну скачи в галоп!»,
  •  «Зайчишка трусишка»,
  •  «Пчелы гудят»,
  •  «Иголка, иголка»,
  •  «Я колышки тешу»,
  •  «Иван, Иван, вырывай бурьян»,
  •  «Из за леса, леса темного».

Музыкальный фольклор

Слушание

  • Ах ты, береза» (обработка М. Раухвергера), колыбельные песни, частушки, заклички, колядки, прибаутки.

Пение

  • «Две тетери»,
  •  «Дождик»,
  •  «Виноград»,
  •  «Как пошли наши подружки», заклички весны, колядки.

Движение

  • «Во саду ли, в огороде»,
  •  «Гуси»,
  •  «Ах вы, сени»,
  •  «Платочек»,
  • «Васька кот»,
  • «Ходит Ваня»,
  • «Две птички»,
  •  «Заинька».

Народные инструменты

  • Презентация «Народные инструменты»
  • Игры на музыкальных инструментах »Веселый оркестр»

Виды декоративно-прикладного творчества

  • Презентация на тему: «Народно-прикладное искусство России».
  • Оформление альбома изделий народных мастеров: изделий дымковской, хохломской, гжельской промыслов.
  • Рисование «Золотая хохлома»
  •  Аппликация «Гжельская роза»
  • Лепка дымковской игрушки «Индюк», «Тульский пряник».
  • Рисование «Тверская матрёшка»
  • Самостоятельная работа в книжках –раскрасках по декоративной росписи.

Национальная архитектура

  • Презентация альбома» Дома в нашем поселке»".
  • Презентация :«Русская изба»
  • Изготовление альбома "Интерьер жилого дома"
  • Изготовление макета улицы нашего поселка
  • Экскурсия к храму. 

Ноябрь

Ноябрь

Ноябрь

Ноябрь

Октябрь

Национальная одежда

  • Презентация: «Русские народные костюмы»,
  • Развлечение :«Сошью Маше сарафан»
  • Аппликация «Нарядный сарафан»

Март

Март

2.2. Ввести детей в мир национальных праздников

Праздники с социально-значимой идеей

  • «Праздник семьи”,
  • “Именины”,
  • “ Праздник мамы ”,
  • “Новый год”,
  • “Праздник Защитников Отечества
  • ” День Победы»и т.п.                                      

Фольклорные праздники

Апрель

  • “Осенины” / 21 сентября/,
  • “Масленица”,
  • “Сороки” /22марта/,
  • “Благовещенье” /7 апреля/

Проект «Праздник Светлой Пасхи»

2.3. Обеспечить освоение  доступного детям национального русского быта

Национальные традиции (обычаи, обряды, именины)

  • Отмечать праздник всей семьей, встречать гостей радостно, с угощениями;

«День именинника»

Народные детские  игры и игрушки

Подвижные игры: «Кошки-мышки», «Гуси-лебеди», «Коршуны и цыплята», «У медведя во бору», «Пятнашки», «Салки», «Колдуны», «Жмурки», «Уголки», «Ключи», «Перелизы», «Горелки», «Волки и овцы», «Жгуты», «Здравствуй, дедушка» и другие.

Хороводные игры:«Каравай»,«Золотые ворота», «Просо», «Заинька» и др

Драматизированные игры на слова и мотив народных песен: «Как у наших у ворот», «Как на тоненький ледок», «Тень-тень-потетень», «А мы просо сеяли» и другие.

Дидактические игрушки:

  • Токарные деревянные «бабенские» игрушки (игрушки-вкладыши: яйца, круглые и цилиндровые чашечки, одноцветные и разноцветные шары, бочонки),
  • Бирюльки,
  • Игрушки-вкладыши (яйца, матрешки, шары),
  • Игрушки нанизывающиеся (конусы, цилиндры, грибы, шары).

Игрушки-забавы: Ванька-встанька, волчки, дудки, свистульки, клоуны; забавные игрушки, радующие детей свистом, писком, действием.

Игрушки для развития движений: каталки, мячи, бабки, городки, кающиеся колеса.

Сюжетная игрушка: фигуры коня, петуха, человека и т.д.; городецкая деревянная игрушка, дымковская глиняная игрушка, загорская игрушка из папье-маше, богородская резная игрушка.

Самодельные игрушки: куклы, кони из соломы, дерева, лодки из коры, тряпичные куклы и т.п

Проект «Народная кукла»

Основные блюда национальной кухни

Презентация: " Хлеб всему голова",

Беседы на тему: "Каша из крупы", "Разнообразие супов"

Презентация: "Бабушкины пироги", "Напитки на Руси»

Основы национальной фитотерапии оздоровления

Март

Март

Март

Презентация" Фитотерапия на Руси (лесные чаи, настои, отвары, морсы)"

Беседа: "Русская баня и ее польза для здоровья"

Рисование :"Банная утварь"

3. Развитие потребности к участию в активном творческом преобразовании окружающей жизни в соответствии с национальными традициями

3.1.Формировать у девочек интерес и потребность к освоению русского традиционного рукоделия

Вышивание гладью и крестом

Март

Март

Беседа «Волшебная иголочка»;

Рассматривание вышитых изделий

3.2. Формировать у мальчиков представление о русских мужских ремеслах

гончарное дело кузнечное дело столярное дело

       Презентация «Откуда чашка к нам пришла?»

       Беседа на тему: «Волшебная глина»

       Выставка работ "Изделия из дерева" (совместно с   родителями)

3.3. Учить детей использовать в быту  произведения декоративно-прикладного творчества

             Лепка и украшение  посуды из глины.

             Изготовление макета русской избы(совместно с родителями»

            Презентация «Русская горница»

Март

Март

3.4. Учить эстетически оформлять родной дом, детский сад

             Изготовление поделок для украшения групповой комнаты

             празднику Осени, Новому году ,Маминому празднику .

            Создание осенней, новогодней, пасхальной композиций

Октябрь

Декабрь

Апрель

3.5. Формировать  у детей потребность использовать фольклор в повседневной деятельности

            Использование потешек , прибауток в режимных моментах,

            Колыбельных ,народных , песен  в с/р играх

             

            Использование народных песен, хороводов, закличек в игр       ,развлечениях..

Список литературы :

Андреева Н.Ф. Планирование работы по патриотическому воспитанию в ДОУ //Управление ДОУ. – 2005. - № 1. – С. 16 – 26.

Виноградова Н.Ф., Козлова С.А. Наша Родина: Пособие для воспитателя. – М.: Просвещение, 1984. – 304 с.

Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в средней группе детского сада. Познавательное развитие: Учебно-методическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: Учитель, 2006. – С.107 – 127.

Детство: Программа развития и воспитания детей дошкольного возраста /Под ред. Т.И. Бабаевой. – СПб.: Детство – Пресс, 2002.

Долгополова Л.А. Воспитываем патриотов //Музыкальный руководитель С. 45.

Жариков А.Д. Растите детей патриотами: Книга для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1980 – 192 с.

Жуковская Р.И. и др. Родной край: Пособие для воспитателей детского сада /Под ред. С.А. Козловой. – М.: Просвещение, 1985.

Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет: Методическое пособие. – М.: Сфера, 2007.

Корчажинская С. Воспитываем патриотов //Дошкольное воспитание. – 2006. № 6. – С. – 27.

Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников

 // Управление ДОУ. – 2005. - № 1. – С. 55 – 67.

План-программа педагогического процесса в детском саду: Методическое пособие для воспитателей детского сада /Под ред. З.А. Михайловой. – СПб.: Детство-Пресс, 2004.

С чего начинается Родина? (Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ /Под ред. Л.А. Кондрыкинской. – М. – Сфера, 2005. – С. 168.

Хрестоматия для  старшего дошкольного возраста: Книга для воспитателей детского сада /Под ред. В.И. Логиновой. – М.: Просвещение, 1990. – 420 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы с родителями по формированию основ здорового образа жизни дошкольника на 2017-2018 учебный год

Перспективный план работы с родителями по формированию основ здорового образа жизни дошкольника на 2017-2018 учебный год...

Рабочая программа воспитателя в комбинированной подготовительной группе по реализации основной общеобразовательной программы с учетом адаптированной программы для детей с ТНР 2017 – 2018 учебный год

Рабочая программа воспитателя в комбинированной подготовительной группе по реализации основной общеобразовательной программы с учетом адаптированной программы для детей с ТНР2017 – 2018 учебный ...

ПЛАН РАБОТЫ ГОРОДСКОГО МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЬЕДИНЕНИЯ ПЕДАГОГОВ (ГМО) по внедрению технологии ТРИЗ на 2017-2018 учебный год

Тема работы ГМО: «Всестороннее развитие каждого ребёнка-дошкольника через внедрение технологии ТРИЗ в образовательный процесс ДОУ»Цель: повышение профессиональной компетентности педа...

План работы творческой рабочей группы по реализации ранней профориентационной работы МКДОУ № 4 г. Аши на 2021-2022 учебный год

План работы творческой рабочей группыпо реализации ранней профориентационной работы МКДОУ № 4 г. Аши на 2021-2022 учебный год...

план работы с родителями по взаимодействию реализации программы по нетрадиционному рисованию на 2023-2024 учебный год

     РАБОТА  С РОДИТЕЛЯМИ на 2023-2024 учебный год.   Работа в направлении (Родитель – Педагог – Ребенок)Успех работы с дошкольниками во многом зависит...