перспективный план по региональному компоненту "Моя малая Родина"
рабочая программа (старшая группа) на тему

Волчанская Наталья Васильевна

Цель:

• Формировать целостные представления о родном крае.

Задачи:

• Формирование у ребенка представлений и понятий о себе как представителя мира людей, нации;

• Приобщать к истории родного края, города;

• Формировать представление о национальных традициях, ответственности за жизнь родного края;

• Воспитание любви к родному дому, семье, Родине.

Реализация регионального компонента в детском саду осуществляется через следующие формы организации работы с детьми: специально организованные занятия, сотворчество воспитателя с детьми, самостоятельная деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon natashe.doc253.5 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективный план по региональному компоненту:

«Моя малая Родина».

2016-2017 год

                Волчанская Н.В

Цель:

Пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины, любви к родному краю.

Задачи:

1. Приобщать к словесному творчеству народов Северного Кавказа,  к истории и казачьим традициям  Донского края.

2. Объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по приобщению к казачьей национальной культуре.

3. Воспитывать патриотическую гордость, чувство уважения к людям, русскому народу, его традициям, обрядам,  чувство уважения к другим народам.

Месяц

Неделя

тема

Образовательная деятельность.

Формы работы с детьми.

Взаимодействие с социумом.

Формы работы с родителями.

сентябрь

1

Наши корни.

Тема: « Дон, земля донская, донские казаки».

Задачи: Развивать интерес к историческому прошлому нашей Родины, вызывать желание у детей знакомиться с жизнью донских казаков. Раскрыть значение понятия «казачий круг» (что это такое, какие вопросы решались). Познакомить с символами казачьей доблести: бунчук, булава, насека. Рассказать детям о печати Войска Донского. Воспитывать  патриотизм, уважение к традициям и гордость за свою Родину, уважение к старшему поколению.

1. Беседа: «Моя большая семья». Закрепить знания детей о родственных отношениях в семье. Обратить внимание на многонациональность родственных отношений. Воспитывать уважение к традициям  народов, населяющих Северный Кавказ.

2. Игровые упражнения «Скажи быстро». Закрепить имя, отчество родителей.

«Кто больше назовёт» Закрепить родственные связи в семье.

3. Рассматривание символики донского казачества (флаг, герб).

4. Сюжетно-ролевая игра «Казаки».

1. Экскурсия в школу.

Задачи: принять участие в школьной линейке. Поздравить школьников с началом учебного года.

1. Газеты «Мы родом из казачьей семьи».

2. Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевой игры «Казаки» (предметы быта, оружие, одежда).

2

Мой любимый город.

1. Тема: «Казачий быт».

Задачи:  через изучение истории жизни быта казачьих станиц, помочь детям познать наш мир сегодня, сравнить с прошлым. Углубить знания о быте казаков, познакомить с казачьей избой – куренем. Продолжать знакомить с мебелью в казачьем курене, посудой и другими предметами быта и обихода. Изучить разнообразие одежды, дать понять значение символики в жизни казачества. Воспитывать интерес к истории своего края

1.Прогулки на близлежащие улицы. Рассматривание расположенных на ней зданий.

2. Игровое упражнение «Угадай слово». Развивать умение толковать названия улиц.

3. Книжки-малышки «Имя и портрет моей улицы».

4. Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по хутору».

5. Интервью «Почему я люблю свой хутор».

6. Литературный уголок «Поэты нашего города»,

«Сказки Тихого Дона»

Экскурсия в музей СДК  

 «В казачьей горнице».

1. Изготовление макетов

- Казачий курень.

2. Фотоальбомы:

- Памятные места нашего хутора.

- Моё любимое место в хуторе.

- История и быт донских казаков.

3. Одежда казака и казачки.

4. Создание макетов домов для сюжетно-ролевой игры «Путешествие по хутору».

3

Богатство  нашего края родного.

1.Тема: «Хлеб – всему голова».
Задачи: воспитывать чувство уважения к труженикам Дона, прививать чувство  гордости  за людей, которые сеют, выращивают и убирают хлеб, благодарность за труд хлеборобов.

1. Беседа «Как жили наши предки» (Традиции, пища, одежда).

2. Развлечение «Казачьи посиделки».

3. Краткосрочный проект «Как у нас на Дону»:

- растения,

- обитатели (животные, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся),

- профессии,

- легенды, сказания,

- стихотворения,

- песни.

4. Разучивание песен, потешек, пословиц из казачьего фольклора.

5. Чтение П. Лебеденко «Сказки Тихого Дона».

1. Экскурсия на поле.

Задачи: познакомить с трудом хлебороба. Воспитывать уважение к людям труда.

1. Собрать фонотеку казачьих песен.

2. Создание мини-музея «Казачья горница».

3. Книга рецептов казачьих блюд.

4

Насекомые.

Тема: «Насекомые».

Задачи: расширять представления о насекомых. Учить видеть пользу в экосистеме земли. Воспитывать бережное отношение.

1. Беседа «Насекомые нашего края».

2. Приметы, связанные с насекомыми.

3. Разучивание стихотворений и песен о насекомых.

4. Комплекс наблюдений за насекомыми участка.

5. Изготовление насекомых из природного материала.

6. Подвижная игра «Медведь и пчелы».

7. Печём медовое печенье.

8. Мини-проект «Пчёлы» Цели: углублять знания детей о пчёлах, их образе жизни. Воспитывать бережное и осторожное отношение к пчёлам.

9. Книжки-малышки «Истории из жизни насекомых».

1. Прогулка на луг.

Задачи: учить наблюдать за жизнью насекомых, не вторгаясь в их личное пространство.

1. Изготовление макета «Уголок насекомых».

2. Информация для родителей

«Полезный мёд».

3. Книга рецептов для здоровья «Рецепты из мёда».

октябрь

1

Животный мир нашего края.

Тема: « Казаки – люди вольные»

Задачи: дать детям понятие о казачьей вольнице. Где эти люди селились и почему. Кого принимали в казаки. Какие были у казаков заповеди. Как жили на просторах степи, занимаясь охотой и рыболовством. Воспитывать интерес к жизни и труду взрослых.

1. Беседа о многообразии животного мира нашего края.

2. Знакомство с красной книгой.

3. Создание альбома о животном мире нашего края.

4. Викторина «Знатоки животных».

5. Словотворчество – придумывание рассказов о жизни животных.

6. Показ презентации:

-  «Животный мир  Ростовской области»

1. Экскурсия выходного дня.

1. Поиск иллюстраций для фотоальбома «Животный мир нашего края».

2

Я человек.

Покров (14) – праздник казаков.

Тема: « Покров – первое зазимье»

Задачи:  знакомство с праздником Покрова, с приметами этого дня, традициями, обрядами.

1. Беседа «Чем мы похожи и чем отличаемся друг от друга».

2. Схемы-модели к беседе. Общее - потребность в еде, в воздухе, воде, жилище, заботе. Различный внешний вид, возраст, поведение, желания, способности.

3. Викторина «Мои права и обязанности»

4. Книжки малышки «Моё увлечение».

5. Краткосрочный проект «Покров – праздник казаков»

- разучивание игры «Углы»,

- отгадывание загадок,

- приметы дня,

- пословицы и поговорки,

Разучивание песни «Я по рыночку ходила»,

- игры, хороводы казаков,

- наблюдение за погодой,

- конкурс рисунков «Как мы отмечали праздник Покрова».

6. Выпуск газеты «Приметы осени».

7. Чтение Б. Алмазов «Казачьи сказки»

1.Фольклорный праздник «Как у нас-то на Дону».

Задачи: воспитывать желание принимать участие в праздниках.

2. Встреча с земляками-казаками.

Задачи: Учить детей иннервировать собеседника. Воспитывать интерес  к истории страны.

1. Выставка поделок  «Моё увлечение» (поделки детей и родителей).

2. Газета «У нас казачьи корни».

3

Декоративно-прикладное искусство.

Тема: «Различные виды  исторических промыслов и ремесел Дону»
Задачи: Познакомить детей с трудом наших предков, расширять знания детей о народных ремеслах, воспитывать уважение к труду  и людям труда.

1. Беседа «Казачьи ремёсла»

(гончарное, вышивка, золото плетение, резьба по дереву).

2. Краткосрочный проект «Семикаракорская керамика».

3. Словотворчество «Как трудились на Дону».

4. Рассматривание иллюстрации «Народы Донской земли». Рассказать о многонациональной культуре Донского края. О самобытности ремёсел разных культур.

1. Выставка народных промыслов во дворце культуры металлургов.

1 Тематическая выставка «Донские мастера».

2. Оформление книги «Истории из жизни казаков».

4

Семейные традиции.

Тема: « Как воспитывали казака и казачку».

Задачи: Познакомить детей с традициями воспитания в казачьей семье, о том, как воспитывали девочек и мальчиков, почему давалось разное воспитание, какая цель преследовалась. Учить почитать женщину, как хранительницу домашнего очага, а мужчину, как воина и защитника. Воспитывать уважительное отношение к старшим.

1. Разучивание казачьих игр: «Утица», «Три бабки», «Обыкновенный жгут» и игры белокаливенской станицы: «Клека», «Чурлик».  

2. Выпуск газеты «Казачий этикет».

3. Мини-среда:  схемы «Труд казака и казачки», «Труд мальчики и девочки».

4. Модель юного казака и казачки.

4. Выставки рисунков «Как жили на Дону».

6. Чтение рассказов о маленьких казачатах из книги «Как у нас-то было на Тихом Дону» Л. Новак, Н. Фрадкина.

1.Посвящение  в казаки

1. Изготовление именных грамот  «Посвящение в казаки».

2. Информация для родителей «Воспитание в казачьей семье».

ноябрь

1

Казаки - герои.

Тема: «Возвращение к истокам».

Задачи: рассказать детям о возрождение казачества на Дону, что история донского казачества – неиссякаемый источник силы, мужества, верности, поэтому люди вновь обратились к нему; что любовь к родному краю, к Дону дает силу человеку, живущему на донской земле.

1. Беседа: «Наша Родина – Россия».

2. Презентации о жизни и деятельности казаков-героев.

3. Чтение рассказов о героях-казаках (Ермак Тимофеевич, Матвей Платов, Семён Дежнёв, Кондратий Булавин).

1.Познакомить с историческим прошлым хутора.

1. Портреты и иллюстрации казаков – героев.

2

12 – Синичкин день.

Тема: «Пернатый мир Донского края».

Задачи: уточнение знаний о зимующих и перелётных птицах. Воспитывать бережное отношение к окружающей природе.

1. Знакомство с приметами этого дня, с обычаем отпускать птиц на волю.

2. Акция «Кормушки для пичужки».

3. Подвижные игры «Филин и пташки», «Перелётные птицы».

4. Изготовление альбома «Птицы Донского края»

5. Развлечение  «Осенины»

1. Участие в акции «Кормушки для пичужки».

1. Изготовление кормушек.

2. Газеты:

«Как мы заботимся о пернатых»,

«Зимующие птицы»,

«Они улетели, но скоро вернутся».

3

Человек среди людей.

Тема: «Национальная одежда  донского казака и  казачки»
Задачи: Продолжать углублять знания детей о казачьей одежде, её назначении, названии, разных её частях.  Развивать интерес у детей  к национальным костюмам, донскому орнаменту. Воспитывать желание следовать старинным народным традициям.

1. Беседа «Кто нас окружает». Разобрать простейшие примеры сообществ: семья, друзья, соседи, группа, детский сад. В сообществе действуют свои правила.

2. Изготовление книжек-малышек: «Мои друзья», «Моё любимое занятие в детском саду».

3. Дополнить книгу правил группы новыми правилами.

1. Экскурсия в СДК- «Национальная одежда казаков».

2. Фестиваль «Необычное в обычном».

Задачи: учить изготавливать дизайнерскую одежду из бросового материала. Воспитывать желание принимать участие в посильном труде, умение преодолевать небольшие трудности.

1. Конкурс газет «Моя любимая семья».

2. Изготовление моделей одежды для фестиваля.

4

Кто живёт рядом  с нами.

Тема: «Наши земляки» 

Задачи: Рассказать  о М. А. Шолохове, познакомить с его произведениями («Нахаленок», «Судьба человека»). Воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книги, отождествлять себя с полюбившимся персонажем.

1. Беседа о писателях и поэтах Дона.

2. Мини-среда: Выставка произведений писателей и поэтов нашего региона.

3. Конкурс словотворчества «Я люблю сочинять».

4. Создание альбома афоризмов. Использование объектов природы в определении человека «Солнышко моё».

5. Игровое упражнение «Логические цепочки». Учить прослеживать зависимость состояний животных и растений от отношения к нему человека.

Рассматривание национальных предметов.

1. Встреча с библиотекарем.

1. Выставка книг поэтов и писателей нашей области.

2. Консультация родителям «Как привить ребёнку любовь к книге».

декабрь

1

Легенды нашего города.

Тема: «Преданья старины глубокой».

Задачи: Рассказать о легендах и преданиях нашего хутора. Какой  след оставили легенды в памяти хутора. Обобщать знания детей о жизни и  развитии  нашего хутора, учить видеть  его красоту. Воспитывать желание радоваться новому облику нашей малой родины.

1. Рассматривание достопримечательностей нашего хутора - фотоальбом.

3. КВН «Знатоки истории».

4. Художественная выставка рисунков «Легенды хутора».

1. Экскурсия на реку Северский Донец.

Задачи: Показать красоту нашего хутора, его достопримечательности. Воспитывать любовь к родному краю.

1. Альбом «Легенды нашего хутора».

2

Художники и композиторы.

Тема: Наш край в произведениях художников, поэтов и музыкантов».

Задачи: Закрепить знания детей о художниках, поэтах, писателей  и музыкантах, воспевавших в своих произведениях красоту Донского края.

1. Беседа: «Живет в народе песня» - знакомить детей с казачьими песнями, учить видеть красоту донских напевов

2. Рассматривание репродукций картин художников. Познакомить с творчеством русских художников А. Куинджи, М. Греков, М. Сарьян,  а также художников города Белая Калитва – Ю. Измайлов,

В. Иванов, В. Скрипниченко, В. Баранников.

3. Слушание песен композиторов города – А.А. Волгина (песни о городе).

4. Рассказать о композиторах И. Бородине, М. Мусоргском,  П. Чайковском.  Которые в своих произведениях  отражали впечатления о Донском крае, его природе и  обрядовых праздниках.

5. Творческий альбом «Музыка мне рассказала» (отразить впечатления от прослушивания музыки).

1. Посещение выставки художников нашей области

1. Галерея картин. Собрать репродукции картин художников А. Куинджи, М. Греков, М. Сарьян, Ю. Измайлова, В. Иванова, В. Скрипниченко, В. Баранникова.

2. Фотовыставка «Мой город».

«Наша гордость»,  в коллекции собраны стихотворения, сборники рассказов поэтов и писателей Белой Калитвы, а также  репродукции картин местных художников (Измайлова Ю.А., Бондарева А., Суровой И., Асатрян О.Г.)  и фонотека песен композиторов нашего город (Фурсова С., Волгиной А.А,  Данилова А, Хорунженко Е.).

- «Музыкальные инструменты народов Кавказа»,

3

Как отдыхали на Дону.

Тема: « Обряды и праздники на Дону» Задачи: познакомить со своеобразием казачьих обрядов, религией донских казаков.

Воспитывать интерес к художественному слову, к своеобразию донского фольклора:

пословицам, поговоркам, приметам. Помочь понять

сколько мудрости, чувства и красоты в них.

1. Беседа: «Игры и забавы донских казаков».

2. Разучивание народных игр: «Нагайка», «Папаха», «Игра в шапку», «Казаки», «Каши».

3. Развлечение «Посиделки на завалинке».

4. Краткосрочный проект

«Игры наших бабушек и дедушек»

1. Посещение библиотеки СДК.

1. Пошив казачьих костюмов для посиделок.

2. Изготовление игрушек своими руками.

4

25 – Спиридон Солнцеворот

Тема: «Языческие праздники (Святки, Новый год).

Задачи: раскрыть нравственные основы казачьей культуры как неотъемлемой части богатства русского народа. Воспитывать чувство удовлетворения от участия в коллективной предпраздничной деятельности.

1. Знакомство с обычаями этого дня.

2. Этимология слова «солнцеворот».

3. Изготовление построек из снега, лепим снежную бабу.

4. Зимние игры и забавы русского народа.

5. Приметы дня.

6. Загадки о зиме.

1. Прогулка к  ёлке.

1. Изготовление атрибутов  к народным играм.

январь

2

Рождественские святки.

Тема: « Рождество Христово».

Задачи: формирование у детей целостного представления о православии, как части русской культуры, его богатстве, красоте праздников.

1. Разучивание и пение колядок.

2. Рассказать о Рождестве.

3. Просмотр презентации «Рождественская история».

4. Разучивание  народных игр «Прялица», «Скакалка», «Бабка Ёжка».

5. Чтение рассказов о Рождестве.

6. Познакомить с русским обычаем гадание в рождественскую неделю.

7. Рождественские колядования по группам.

8. Изготовление печенья для гадания из тестопластика.

8. Развлечение «Рождественские посиделки».

 

1. Изготовление костюмов и атрибутов к развлечению.

2. Информация для родителей «Рождественские обычаи».

3

Город в годы войны и в мирное время.

Тема: «Город в годы войны».

Задачи: Расширить знания детей о том, как защищали наш город в годы ВОВ российские солдаты. Рассказать о героях-казаках, защищавших нашу Родину в войне 1941-1945 г. Познакомить с подвигом бойцов Красной Армии под командованием лейтенанта Атаева, повторившим подвиг героев-панфиловцев. Воспитывать уважение к героям войны.

 1. Беседа: « Крещение» - продолжать формировать у детей целостное представление о православии.

2. Чтение о подвигах казаков.

3. Рассматривание иллюстраций о военных буднях казаков.

4. Точка удивления: «Верный друг казака». Рассказать о привязанности казаков к своим боевым лошадям.

5. Заучивание пословиц и поговорок о коне.

6. Лепка из глины «Казачий конь».

7. Краткосрочный проект

 «Наши защитники».

Задачи: Дать детям представления о том, что такое война.  Воспитывать уважение и гордость за подвиги наших солдат.

1. Посещение фотовыставки  во Дворце культуры им. Чкалова «Прошлое нашего города».

1. Выставка рисунков «Война глазами детей».

4

Воспитание в семье.

Тема: «Рыцарская жизнь казаков» 

Задачи: дать понять детям, что казаки с малолетства в занятиях, в отдыхе, в забавах всегда являются воинами. Воспитывать у детей умение слышать колорит речи донских казаков.

1. Развлечение: «Казачьи посиделки»   - вызвать у детей чувство эмоциональной радости от соприкосновения с культурой и историей казачества.

1. Экскурсия в МБОУ ДОД Дом детского творчества, где организован мини-музей «Игры и игрушки казачат»

1. Совместный спортивный праздник с родителями: «Мама, папа, я – спортивная семья».

Задачи: Воспитывать культуру честного соперничества в играх-соревнованиях.

февраль

1

Я и моя семья.

Тема: «Народная медицина» 

Задачи: познакомить детей со средствами народной медицины (лекарства, травы, заговоры и т. д.). Воспитывать сочувствие, отзывчивость, коллективизм.

1. Беседа «История в лицах». Рассказать, что историю совершают люди. История нашего города – это история семей, живущих в нём.

2. Словотворчество «Мои корни – родственники близкие и далёкие».

3. Исследовательская деятельность «Моё имя и фамилия».

3. Видеозапись рассказов детей «Моя семья».

4. Схемы изготовление последовательности приготовления рецептов народной медицины.

5. Дидактическая игра «Угадай по запаху».

6. Сюжетно-ролевая игра «Библиотека».

7. Точки удивления «Где люди берут знания»

1. Экскурсия в библиотеку.

Задачи: Познакомить детей с трудом библиотекаря. Воспитывать уважение к людям знакомых профессий.

1. Составление генеалогического древа семьи.

2. Выставка фотоальбомов «Моя семья».

3. Книга рецептов народной медицины.

2

Где мы живём. Степь.

Тема «Родные степи».

Задачи: Расширить знания детей о поверхности планеты земля (равнины, овраги, реки, горы, степи). Познакомить детей с многообразием живого мира в зоне степей. Рассказать об изменении облика земли человеком в результате его деятельности (парки, пруды, поля). Воспитывать интерес к изучению планеты земля.

1. Беседа «Мы жители степей». Закрепить знания детей о животном и растительном мире степей.

2. Пополнить мини-среду географическими картами: города и района, Ростовской области, России. Глобус.

3. Макет «Степь».

4. Книги о степи.

5. Гербарий степных растений.

6. Иллюстрации степей.

7. Дидактическая игра «Логические цепочки в степи».

1. Посещение выставки художника Ю. Измайлова.

1. Изготовление макета «Степь».

3

Масленица.

Тема: « Масленица» Задачи: расширить знания о традициях, праздниках казачества.

Продолжать знакомить детей с обрядовыми праздниками, играми, особенностями времен года. Учить детей соблюдать народные традиции, помогать возрождать обычаи и обряды наших предков.

1. Беседа: «Празднование Масленицы  у казаков». О традиции выпекать блины.

2. Разучивание закличек  солнца, масленичных приговоров, игр.

3. Чтение  сказок «Как весна зиму поборола», «Снегурочка».

4. Празднование Масленицы в детском саду.

5. Выставка рисунков «Как мы Масленицу встречали».

1. Участие в городском празднике «Широкая Масленица».

1. Изготовление атрибутов для «Масленицы».

Герои земляки.

Тема: « Военные походы» 

Задачи: продолжать пополнять знания детей об истории донского казачества. Дать понятие, что звание мирного

земледельца было соединено со званием воина; что люди часто от плуга переходили к выполнению воинского долга, а, оставив службу, нередко снова становились за плуг, оставаясь воинами, в каждую минуту готовыми сесть на своего боевого коня и выехать в поле в полном вооружении.

1. Беседа «Будем Родине служить». Воспитывать уважение к защитникам Родины, к памяти павших воинов.

2. Дидактическая игра «Угадай звание».

3. Рисование «Мой папа – защитник Родины».

4. Изготовление памятных подарков для гостей встречи с интересными людьми. Воспитывать внимание к окружающим людям, стремление поздравить их с памятными событиями, преподнести подарки, сделанные своими руками.

5. Сюжетно-ролевая игра «Будем а Армии служить».

1. Встреча с интересными людьми. Приглашение на наши событийные праздники участников боевых действий  в Афганистане и в Чеченской республике, всех, кто служил своей Родине.

1. Изготовление книжек-малышек «История моей семьи»,  «Как защищал Родину мой дед»,  «Мой дядя – герой», «Буду в армии служить, как мой папа».

2. Консультация родителям «Воспитываем мальчика».

4

В недрах земли. Край шахтёров.

Тема: «Золотые имена» 

Задачи: Познакомить с выдающимися людьми донского края - шахтёрами. Рассказать о полезном ископаемом угле, его необычных качествах. Воспитывать

интерес к труду взрослых.

1. Беседа: «Промышленность Ростовской области».

2. Рассматривание коллекций стройматериала (глина, песок, мел, известняк…), полезных ископаемых.

3. Точка удивления «Вторая жизнь камня».

4. Опыты с поваренной солью, водой, каменным углём.

5. Создание коллекции «Профессии нашего города».

6. Рассматривание карты города и области. Изучение промышленности по значкам на карте.

7. Чтение книг о труде шахтёров, о каменном угле.

8. Рисование углём.

9. КВН «Знатоки родного края». Закрепить знания детей о полезных ископаемых Ростовской области.

1. Встреча с интересными людьми шахтёр.

1. Создание фотоальбома «Наш город».

2. Выпуск газет «Я горжусь своей профессией».

3. Создание коллекций полезных ископаемых нашего города «Минералы Белокалитвинского района».

март

1

Воспитание в семье. Казачка.

Тема: «Сердце матери лучше солнца греет» 

Задачи: Познакомить с отношением казаков к женщине-матери с включением народных легенд, пословиц, поговорок. Воспитывать внимательное отношение и любовь к родителям, близким людям, к матери.

1. Беседа «Что должна уметь делать казачка, казак». Воспитывать полоролевое поведение.

2. Дидактическая игра «Что надо казаку и казачке для труда».

3. Игровое упражнение:

«Давайте говорить друг другу комплименты».

4. Изготовление подарков для женщин.

5. Чтение сказок Дона.

6. Пословицы и поговорки о матери.

7. Стенгазета «Нет лучше дружка, чем родная матушка» с рассказами детей о маме.

8. Показ спектакля для малышей «Как зайчишка маму искал». Воспитывать заботливое отношение к малышам, желание помогать им, приносить радость своими делами.

1.Необыкновенный концерт. Выступление  выпускников детского сада, участников фестивалей казачьей песни.

1. Книга рецептов народной кухни.

2. Консультация родителям «Воспитываем девочку».

2

Миром правит доброта.

Тема: «За добро добром платят».

Задачи: Учит понимать смысл пословицы на примерах героев рассказов и сказок. Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, эмоциональную отзывчивость, умение ждать, радоваться достигнутому результату, испытывать радостное сопереживание.

1. Беседа «Что значит быть здоровым человеком». Воспитывать бережное отношение к своему телу, своему здоровью, здоровью других детей.

2. Игровое упражнение «Что такое хорошо, и что такое плохо».

3. Книжки-малышки «Мои добрые дела».

4. Проект «Неделя добрых дел».

Задачи: воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку сообща играть, заниматься, трудиться; стремление радовать старших хорошими поступками; умение самостоятельно находить общие интересные занятия.

5. Чтение книг о добрых делах и поступках.

1. Акция «Миром правит доброта». Сбор гуманитарной помощи для Красного креста.

1. Участие в акции.

2. Папка-передвижка «Добрые дела не умирают».

3

Казачья кухня.

Тема: «Казачья кухня».

Задачи:  знакомить детей с традициями казачьей кухни, с правильным и рациональным питанием.

1. Беседа: «Полезные продукты». Воспитывать потребность в соблюдении режима питания, употреблении в пищу овощей и фруктов, других полезных продуктов.

2. Дидактические игры «Пирамида здоровья»,

«Витамины на грядке». Закрепить знания детей о необходимости наличия витаминов в организме человека, о пользе продуктов, в которых содержатся витамины.

3. Игровое упражнение «Угадай на вкус»».

4. Изготовление «Книга рецептов казачьей кухни» для игры «Семья».

5. Конкурс поделок из картофеля «Сказки от картошки».

6. Составление сказок по изготовленным поделкам из картофеля.

7. Изготовление картин из крупы».

8. Выставка картин из крупы.

1. Газеты «Рецепты казачьей кухни от моей семьи».

4

Театр на Дону.

Тема: «Донской кукольный театр».

Задачи: рассказать о Донском кукольном театре. Воспитывать  любовь к театру, навыки театральной культуры

1. Беседа «Театры бывают разные». Познакомить детей с многообразием театров.

Воспитывать культуру поведения при посещении концертных залов, театров.

2. Кукольный театр для малышей. Воспитывать умение заботиться о младших.

3. Дидактическая игра:  «Из какой сказки». Учить определять сказку по предметам, действиям, отдельным фразам.

4. Выставка рисунков «Моя любимая сказка».

5. Поделки из бросового материала «Мой любимый герой».

1. Посещение спектакля.

1. Изготовление кукол для театра.

апрель

1

День смеха.

Тема: «Шутку шутить – людей насмешить» 

Задачи: Познакомить детей с поговорками и пословицами, научить понимать их смысл. Дать детям понятие  о народном фольклоре, о казачьем юморе. Приобщать детей  к народной культуре.

1. Беседа «Добрый юмор». Воспитывать понимание  смысла юмора. Учить отличать юмор от насмешек.

2. Вечер смешных историй.

3. Разыгрывание сценок «Ералаш».

4. Выпуск газеты «Говорят дети».

5. Конкурс смешных костюмов.

1. Посещение цирка.

1. Изготовление костюмов для конкурса.

7 - Благовещение.

1. Знакомство с приметами этого дня, с обычаем отпускать  птиц на волю.

2. Изготовление птиц из бумаги – оригами.

3. Схемы изготовления птиц оригами.

4. Загадки о птицах.

5. Стихи о птицах.

6. Казачья игра «Утица».

7. Книги о птицах.

1. Прогулка в парк. Развешивание птиц на деревьях.

1. Изготовление атрибутов для игр.

Вербное.

12  Пасха.

Тема: «Пасха, Красная горка» Задачи: познакомить детей с главным праздником православных христиан, с его традициями, обрядами.

1. Беседа: «Вербное воскресенье». Познакомить с обычаями, обрядами и приметами этого дня.

2. Рассматривание веточек вербы с использованием  в игре «Ручеёк».

3. Знакомство с обычаем устраивать базар.

4. Роспись яиц к празднику.

5. Украшение группы к празднику Пасха.

6. Подарки родителям  к празднику.

1. Базарный день. Устроить ярмарку-продажу поделок детсадовских умельцев детей и родителей.

1. Ветки вербы.

2. Поделки своими руками.

2

Пернатый мир Донских степей.

Тема: «Путешествие в мир пернатых»

Задачи: Познакомить с многообразием пернатого мира на Дону. Учить понимать взаимосвязь всего живого. Воспитывать бережное отношение к птицам.

1. Наблюдение за птицами участка.

2. Слушание голоса птиц.

3. Рассматривание птиц участка.

4. Точки удивления о птицах.

5. Рисование птиц.

6. Поделки птиц.

7. Дидактические игры «Перелётные и зимующие птицы»

8. Изготовление альбома «Птицы Донского края».

9. Разучивание стихотворений о птицах.

10. Загадки, пословицы, поговорки о птицах.

11. Чтение рассказов о птицах.

12. Сбор перьев птиц.

1. Прогулка по городу «Птицы нашего города».

1. Изготовление картин из птичьих перьев.

3

Города Ростовской области.

Тема: « Казачий край».

Задачи:  Познакомить детей с многообразием городов Ростовской области (Ростов-на-Дону, Азов, Таганрог). Рассказать о главном городе донских казаков Новочеркасске. Расширить знания об административном устройстве нашего города – Белая Калитва. Воспитывать уважение к людям труда.

1. Беседа «Путешествуем по городу». Закрепить знания о достопримечательностях нашего города.

2. Составление путеводителя по городу.

3. Словотворчество «Я путешественник». С описанием своих путешествий по городам  и населённым пунктам Ростовской области.

4. КВН «Знатоки городов».

5. Выставка рисунков «Город будущего».

6. Мини-среда – наборы открыток городов Ростовской области.

1. Экскурсия  по главной улице города.

1. Изготовление макета города.

4

Водные ресурсы края.

Тема: «Вода».

Задачи: Продолжать знакомит с многообразием водных ресурсов нашей планеты. Закрепить знания о значимости рек для жителей города. Учить находить водные ресурсы на карте и определять их название – реки, моря, озёра. Воспитывать бережное отношение к водным ресурсам.

1. Беседа: «30 марта – Алексей с гор потоки». Познакомить детей с праздником.

2. Разучивание пословиц и поговорок.

3. Русские народные игры: «Кораблики»,

 «Родничок», «Гуськи».

4. Загадки о весне.

5. Выставка рисунков «Весна пришла».

6. Игровое упражнение «Найди слово». Учить подбирать однокоренные слова  к  словам: озеро, река, море, океан.

7. Опыты с водой.

8. Краткосрочный проект

«Батюшка  Дон».

1. Прогулка на реку – Калитва.

1. Выпуск газет «Закаляйся, если хочешь быть здоров».

2. Консультация «Закаливание водой»

май

1

Трудовые династии.

Тема: «Человек без Родины, что соловей без песни».

Задачи: Рассказать о прошлом и настоящем донского края. Воспитывать уважение к людям разных национальностей и их обычаям. Дать понять детям, что главное в человеке – это его совесть и порядочность.

1. Беседа: «Какие профессии ты знаешь». Воспитывать стремление быть полезным окружающим, умение радоваться результатам коллективного труда.

2. Игровые упражнения «Назови…»

- кем работают мама, папа,

- где работают мама, папа,

- профессии дневные, ночные,

- профессии женские, мужские.

3. Этимология слова династия.

4. Рисование «Когда я вырасту, то стану».

1. Встреча с трудовой династией семьи.

1. Папка-передвижка «Я люблю свою работу».

2

Наши земляки в годы войны.

Тема: «На героя и слава бежит».

Задачи: Рассказать  о героях-казаках и о войне в нашем городе. Воспитывать уважение к защитникам нашей Родины.

1. Чтение газет и журналов с воспоминаниями белокалитвенских ветеранов.

2. Встречи с ветеранами, изготовление для них поделок.

3.Проекты «Никто не забыт, ничто не забыто».

1. Экскурсия к памятнику воинам  на Мемориале Атаева Высота Бессмертия
с возложением цветов и минутой молчания.

3

Растения Донского края.

1. Беседа: «Растения Донской земли» (деревья и кустарники, лекарственные травы, полевые растения, цветы).

2. Гербарий «Растения города Белая Калитва».

3. Красная книга. Найти растения Донской земли, которые занесены в Красную книгу».

3. Мешочки с запахами трав.

4. Дидактическая игра «Угадай растение по запаху».

5. Мини-среда – Красная книга.

6. Сказки о растениях.

7. Книги и энциклопедии о растениях.

1. Собрать фонотеку сказок о растениях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по региональному компоненту

Содержание образовательной деятельности в старшей группе  по ознакомлению с родным краем...

Перспективный план по региональному компоненту в старшей группе

Этот материал можно использовать для планирования образовательной деятельности в старшей группе...

Перспективный план реализации регионального компонента ООП ДО МБДОУ № 8 детского сада «Елочка» в подготовительной к школе группе

Перспективный план реализации регионального компонента  ООП ДО МБДОУ № 8 детского сада «Елочка» в подготовительной к школе группе.   Разработчик : воспитатель Мальцева Ф.Н....

Перспективный план по региональному компоненту в средней группе

Знакомство детей с родной культурой начинается с детского сада. Не зря говорят,- " Кто не помнит истории, тот не сможет построить будущее". предлагаю Вашему вниманию перспективный план по региональном...

Перспективный план по региональному компоненту в подготовительной группе.

Ознакомление детей подготовительной группы с родным краем...

Перспективный план по региональному компоненту и компоненту ДОУ

Перспективный план по региональному компоненту и компоненту ДОУ.Внедрние национального компонента в музыкальном воспитании в соотвествии с требованиями ФГОС....