Педагогический проект «Коми национальные костюмы»
методическая разработка на тему

Мысан-Бондарева Екатерина Вячеславовна

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своего края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_proekt.docx24.98 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект

«Коми национальные костюмы»

Волгина Юлия Андреевна, воспитатель МБДОУ 41, г. Воркута

Пояснительная записка

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своего края.

Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым, и относиться чувство патриотизма.

Чтобы найти верный путь воспитания многогранного чувства любви к Родине, сначала следует представить, на базе каких чувств эта любовь может сформироваться и без какой эмоционально-познавательной основы она не сможет появиться. Если патриотизм рассматривать как привязанность, преданность, ответственность по отношению к своей Родине, то ребенка еще в дошкольном возрасте учим быть привязанным к чему-то, кому-то. Восхищение просторами страны, ее красотами и богатствами возникает, если научить ребенка видеть красоту вокруг себя.

Актуальность проекта:

Проблема приобщения детей к народному искусству никогда не потеряет своей актуальности. Что более затронет душу, чем родное и близкое? Родное - это улица, это деревянные узоры, чудом, уцелевшие в доме, это диковинные старинные вещицы, подаренные своей школе, своему кабинету изобразительного искусства.

Именно народное искусство, особенно если это искусство твоих предков, твоей малой Родины, может разбудить у маленького человека дремлющую генетическую память и побудить его к сопереживанию, творчеству и формированию ответственности за сохранение и развитие традиций.

Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции своей национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры, реализовать себя, как личность, любящую свою Родину, свой народ и все, что связано с Коми культурой.

Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, как образно говорит народ: «С молоком матери ребенок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песенки, потешки, сказки». Знакомясь с Коми национальнымкостюмом в детском саду, дети видят колорит, самобытность своей национальности, красоту и величие своего народа.

Цель проекта:

Формировать представления детей о Коми национальном костюме.

Задачи проекта:

• Расширить и углубить знания детей о народах проживающих на территории Коми.

• Расширять представление детей о национальной культуре, в частности о Коми национальном костюме.

• Познакомить детей разновидностями Коми орнамента и его особенностями.

• Развивать творческие способности детей.

Ввести в словарь детей новые слова: малица, пимы, орнамент - развивать образное и пространственное мышление, побуждать детей к творчеству и самостоятельности.

Ожидаемый результат:

Дети должны знать и называть:

• место проживания: республику, город.

• свою нацию.

• национальный костюм своего народа, элементы одежды.

• национальную вышивку и элементы национальной вышивки.

Механизм реализации проекта:

Организация педагогического процесса в рамках реализации проекта предусматривает организацию элементарной поисковой, творческой деятельности, проведение бесед, чтение художественной литературы.

Для решения поставленных задач были использованы следующие основные методы работы с детьми как: проблемный, метод сотрудничества, метод планирования деятельности, игровой, практической деятельности, партнёрского диалога.

Используемая нами методика работы с детьми представляет собой соединение практической деятельности с усвоением ими необходимых знаний в доступной форме.

Для педагогов проект способствовал повышению профессионализма и педагогической компетентности педагогов в области применения интерактивных технологий в обучении дошкольников, освоение и применение технологии проектирования.

Паспорт педагогического проекта

Тема«Коми национальные костюмы»

Адресация проекта  дошкольным работникам.

Участники проекта дети старшей группы 

Возраст воспитанников 5-6 лет.

По характеру проект:  информационно-познавательный, творческий.

По количеству участников:  групповой.

По продолжительности: краткосрочный.

По профилю знаний: межпредметный.

По уровню контактов: на уровне образовательного учреждения.

Ресурсы проекта

 Информационное обеспечение:

- программа «Истоки»; авторы Л. А. Парамонова, Т. И. Алиева, А. Н. Давидчук и др

- Беседы

- презентации,

- интернет,

- подборка художественной литературы согласно возраста,

Информационно-техническое:

- компьютер,

- телевизор,

- фотоаппарат,

Организационное обеспечение:

- непосредственная образовательная деятельность,

- режим дня,

Материалы к занятиям:

Демонстрационный:

Книги с Коми народными сказками, для рассматривания альбом «Куклы в народных костюмах», Картина «Северный олень», кусочек оленьего меха, Презентация «Коми национальные костюмы»,

Раздаточный:

Листы бумаги, карандаши, фломастеры, разнообразная ткань, нитки, пластилин, стеки, доски для лепки; д\и «Собери орнамент»«Одень куклу».

Требования к уровню подготовленности воспитанников:

1. Дети проявляют познавательный интерес к художественным произведениям, любознательность.

2. Умеют обсуждать просмотренный материал

Предполагаемые продукты проекта 

Продукты деятельности педагогов:

- обогащение предметно - развивающей среды альбомом «Куклы в народных костюмах

- презентация проекта,

Продукты деятельности детей:

- обогащение предметно - развивающей среды Коми куклами

- рисунки

- вылепленные пимы,

Продукты совместной деятельности педагогов и детей:

Коми куклы для театра

Этапы реализации проекта

1. Подготовительный этап.

Цель: развитие интереса к деятельности

Срок проведения

Содержание деятельности, основные мероприятия

Ответственные

Предполагаемый результат работы

3 неделя февраля

Сотрудничество с семьями воспитанников:

• Доведение до сведения смысла и цели проекта.

Воспитатели

Родители

Привлечение родителей к совместной творческой деятельности по развитию у детей познавательной активности, овладению способам поиска информации.

Работа с детьми:

• Выявление первоначальных знаний.

• Рассматривание альбома «Коми край»

Разработка проекта совместно с детьми, поиск путей решения проблемы.

Детская проблема: Почему жители Коми так одеваются?

Детская цель: Узнать больше о национальных костюмах жителей Коми?

Создание кукол для режиссерских игр.

Практический интерес для детей (мотивирующий фактор): найти ответы на вопросы для создания кукол

Воспитатели

Выявление знаний по данной теме.

Постановка проблемных вопросов.

Постановка общей цели.

Воспитатель получает информацию о базовом запасе знаний и

представлений детей по теме,

ориентируется сам и обговаривает с детьми примерный план работы по проблеме.

Данные сообщаются родителям: об интересах, знаниях детей, о том, чем дети будут заниматься в ближайшее время.

2 этап. Основной.

Цель: способствовать развитию и накоплению опыта и необходимой информации о национальной одежде и практических умений детей в совместной и самостоятельной деятельности.

Сотрудничество с семьями воспитанников:

Выполнение индивидуальных домашних заданий:

а) принести бросовый материал для создания макета

Воспитатели Активное включение родителей в практическую реализацию содержания проекта.

3 неделя февраля

Работа с детьми:

1. Воспитатель предлагает начать работу по изучению Коми народных костюмах

Активизация сотрудничества с детьми в достижении намеченных результатов.

Познание окружающего мира

ТемаТема«Классификация Коми национальной одежды»

Цели и задачи.

Используя системный подход, расширить представление детей о национальной культуре, в частности о Коми национальном костюме.

Познакомить детей с историей национального костюма.

Развивать творческие способности детей.

Воспитатели

У детей формируются представления о национальной одежде

Развитие речи.

Тема: Мультимедийная презентация

«Коми национальный костюм».

Цель: Познакомить детей с историей Коми национального костюма.

- Продолжать знакомить детей с Коми национальными костюмами и узорами.

Развивающие:

-Развивать интерес к культуре народов своего края.

-Развивать связную речь, активизировать познавательную и речевую деятельность.

Воспитательные:

-Воспитывать у детей чувство патриотизма, интерес к Коми народному орнаментальному искусству.

В свободной деятельности просматривают альбом «Куклы в народных костюмах»; д\и «Собери Орнамент» «Одень куклу».

Раскрашивают раскраски «Коми народ»

Воспитатели

Рисование

Тема«Оленеводы»

Цель: приобщение к истокам национальной культуры на примере изучения искусства Коми народа живущих на севере, воспитывать уважение к национальному искусству.

Задачи:

познакомить с национальным костюмом народов севера Коми.

-учить видеть и передавать красоту национального костюма, его характерные особенности.

-упражнять детей в рисовании фигуры человека. Воспитатели Дети узнали, что такое «Малица»

Художественное творчество (лепка)

Тема: Северные пимы

Цель: знакомство сприкладным искусством жителей северных районов Коми.

Воспитывать эмоциональную отзывчивость на произведения мастеров.

Задачи:

познакомить детей с сапожным промыслом

-учить детей на основе полученных знаний самостоятельно составлять узоры. Воспитатели Дети на учились лепить обувь и отображать Коми узоры

Художественная литература

Тема: Чтение Коми народной сказки «Марпида-царевна».

Задачи:

- воспитывать любовь к художественной литературе к сказкам.

- поддерживать интерес к литературным произведениям.

-учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки, понимать характеры сказочных героев.

-развивать активность, логическое мышление, воображение, память.

Воспитатели Дети знают произведения, могут назвать главных героев.

Конструирование из ткани

Тема«Коми куклы».

Цели и задачи:

Обучающие: обучать вырезанию из ткани (квадратики по 12 см и 15 см, для создания куклы) и украшению орнаментом.

Развивающие: работать над обогащением словарного запаса, развивать творческие способности.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к труду взрослых, уважение к культуре родного края и народа.

3 этап. Итоговый.

3 неделя февраля Сотрудничество с семьями воспитанников:

Родители принесли не большой макет для режиссерских игр

Родители

Работа с детьми:

Оформление кукол «Коми орнаментом»

Воспитатели

4 этап. Презентация.

Работа с сотрудниками ДОУ.

Презентация проекта на Педагогическом совете

Воспитатели Оценка педагогами результатов использования проектной технологии в образовательном процессе ДОУ.

Работа с детьми:

Проведение презентации.

Беседа с детьми об их удовлетворенности: Что нового узнали? Что удивило? Что было трудным?

Воспитатели Создание ситуации успеха у воспитанников

Появление у детей новых знаний


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект «Коми подвижные игры как средство приобщения дошкольников а культуре Коми»

Проект направлен на воспитание у детей целостного отношения к Коми национальной культуре, традициям и играм народа Коми; способствует укреплению семейных связей, через заинтересованность содержанием т...

Презентация к проекту «Коми национальные костюмы»

Презентация к проекту «Коми национальные костюмы»...

Проект "Мой национальный костюм"

Сегодня, наконец-то, приходит понимание того,  сколь много потеряно у людей, которые живут в дали от Родины, где нет воспитания  на своих местных, национальных традициях: забыты народные про...

Исследовательский проект "Коми национальный костюм"

Коми национальный костюм представляет собой один из важнейших элементов человеческой культуры. Он объединяет в себе различные функции, является показателем личных заслуг человека и хранителем наиболее...

Выступление на педагогическом часе: «Русский национальный костюм»

Русский национальный костюм - сложившийся на протяжении веков традиционный комплекс одежды, обуви и аксессуаров, который использовался русскими в повседневном и праздничном обиходе....

краткосрочный проект . Тема проекта: Адыгейский национальный костюм.

Изучить литературу, связанную с историей адыгейской культуры. Познакомиться с мужским, женским и детским национальным костюмом. Узнать назначение и особенности адыгейского национального костюма....