Эфедра хвощевая
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Андреева Алла Михайловна

Любите свою малую Родину. Изучайте и берегите и природа подарит вам много незабываемых минут наслаждения красотой природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pioner_iz_proshlogo.docx25.68 КБ

Предварительный просмотр:

Пионер из прошлого – эфедра хвощевая

Номинация: «Природа города Канска и Канского района»

Автор разработки: Андреева Алла Михайловна, воспитатель МБДОУ№16 «Родничок» г.Канск

Возрастная категория детей:   6-7 лет

Тематический раздел программы «Мой любимый город Канск»:

«Природа города Канска и Канского района»

Презентация: «Эфедра хвощевая», автор Андреева А.М.

Место проведения: Групповая комната

Оборудование:

Проектор, экран, ноутбук, карточки с лекарственными растениями, аптечный травяной сбор  эфедры, 3 куклы, чайник, чашки, кубики с картинками лекарственных растений, костюм для  Марьи – травницы, листы белой бумаги, краски, кисточки.

Канск, 2015

 

Приоритетная образовательная область: познание

Цель: познакомить детей с реликтовым растением «эфедра».

Задачи:

 Обучающая:

 расширять и систематизировать представления о природе города Канска и Канского района: флоре, фауне;

формировать основы экологической культуры, продолжать знакомить с правилами поведения на территории природного объекта  Канского района «памятник природы-эфедра хвощевая»;

 рассказать детям о многообразии растений и их пользе:  растения, очищают воздух от пыли, обогащают его кислородом; растения — это пища для многих видов травоядных животных, их семена — это корм для птиц; наконец, лекарственные травы помогают излечивать многие наши болезни порой даже лучше, чем таблетки.

Воспитательная:

воспитывать у детей любознательность, интерес к изучению природы, любовь и бережное отношение к природе. Рассказать детям о  редких и исчезающих растениях;

воспитывать чувство любви к родной природе;

воспитывать доброе, бережное отношение к лекарственным растениям;

воспитывать любознательность, сочувствие.

Развивающая:

развивать речь детей, обогащать их словарь (эфедра, шишкоягоды, стеблепад);

развивать слуховое и зрительное внимание, мышление;

учить давать полные ответы на вопросы воспитателя;

 развивать навыки творческого рассказывания;

 формировать умение детей придерживаться выбранной сюжетной линии в творческом рассказывании, правильно сочетать существительные с прилагательными;

развивать умение передавать в художественной деятельности объекты живой природы.

Методы и приемы

Содержание деятельности педагога

Содержание деятельности детей

ППРС

                                  1. Организационный  этап

1

Приветствие друг друга.

Придумано кем-то просто и мудро

 – При встрече здороваться:

 Доброе утро! Доброе утро – солнцу и птицам!

 Доброе утро – улыбчивым лицам!

 И каждый становится добрым, доверчивым.

 Пусть доброе утро длится до вечера! "

Доброе утро! Птицы запели,

 Добрые люди вставайте с постели.

 Прячется вся темнота по углам

 Солнце взошло и идет по делам.

Здравствуй, Небо!

 (Руки поднять вверх)

 Здравствуй, Солнце!

 (Руками над головой описать большой круг)

 Здравствуй, Земля!

 (Плавно опустить руки на ковер)

 Здравствуй, наша большая семья!

 (Все ребята берутся за руки и поднимают их вверх)

 Собрались все дети в круг,

 Я – твой друг и ты – мой друг.

 Вместе за руки возьмемся

 И друг другу улыбнемся! (Взяться за руки и посмотреть друг на друга с улыбкой).

Дети выполняют движения по тексту

 

2 Подготовка детей к работе на основном этапе. Обеспечение мотивации, принятие цели детьми.

1

Сюрпризный момент. Входит Марья – травница.

 Воспитатель переодевается в костюм Марьи – травницы.

 Марья: Ребята, сегодня я пришла к вам в гости, чтобы поговорить с вами о лекарственных травах, которые вы уже знаете, а также познакомить вас с новым, неизвестным   растением  очень древнего происхождения.

Дети называют знакомые лекарственные травы.

 

2

Загадки с демонстрацией карточек с лекарственными растениями.

 Марья загадывает загадки.

Растет зеленою стеной,

Ее обходят стороной,

Колючая и злая дива.

А как зовут траву? (Крапива)

Он сорняк, он цветок,

От болезни мне помог.

Как присяду на диванчик,

Вспомню желтый... (одуванчик)

Вдоль дорожек его встретишь,

Ранки, ссадины излечишь,

Сорвешь листочек осторожно.

Кто нас излечит? (Подорожник)

Дети отгадывают  и показывают карточку растения, о котором говорится в загадке.

Крапива

Одуванчик

Подорожник

Картинки с изображением лекарственных растений.

3

Игра «кубик»

Вопросы воспитателя

Марья приглашает поиграть в игру «кубик». На сторонах кубика  наклеины картинки лекарственных растений (лопух, иван – чай, ландыш, мать и мачеха и другие) и объясняет правила игры. Если дети   затрудняются,  воспитатель помогает наводящими вопросами.

Дети по очереди бросают кубик. На какую сторону упадет кубик, то растение называют и рассказывают про его лечебные свойства.

Кубик с наклеиными на сторонах картинками лекарственных растений

4

Физминутка

 «Картина природы»

  Марья: в России очень богатая и красивая природа. А сейчас с вами мы попробуем оживить картину природы. Изобразим с вами различные явления природы с помощью движений.

"Восходит солнышко" – делаем круг руками.

"Падают капельки дождя" – постучать ладошкой или пальчиками об пол.

"Шум ветерка" – вместе дуем сильно, а потом тихо на висящих бабочек.

"Под порывами ветра качаются сосны" – покачивание руками над головой.

"Распустился цветок" – раскрыть ладошки, вдыхаем аромат.

"Пролетает птица" – помахать руками.

"Дышим свежим воздухом" – глубоко вдохнуть.

Какая красивая у нас с вами получилась картина природы!!!

Дети выполняют различные движения по тексту.

 

5

Просмотр слайда с эфедрой хвощевой.

 Марья: На нашей планете растет очень много различных растений и сейчас мы с вами познакомимся с одним очень древним растением. Кто может назвать это растение?

Дети  рассматривают картинку на слайде, высказывают предположения

Слайд №1

3                               Основной этап

1

Беседа-знакомство

«Эфедра хвощевая

реликтовое растение»

Воспитатель рассказывает про реликтовое растение «эфедра». Обращает внимание на то, что растение существовало во времена динозавров. Проговаривают слова эфедра, шишкоягоды и стеблепад. Знакомит с целебными свойствами растения и с тем, что шишкоягоды являются пищей для многих птиц.

Рассматривают картинку на экране.

Слайд №2(эфедра во времена динозавров),№3( куст эфедры с ягодами), №4 (строение куста).

Текстовый материал по ознакомлению с эфедрой хвощевой в приложении.

2

  Складывание разрезных картинок и составление описательных предложений про эфедру.

Воспитатель дает задание детям сложить картинки и описать.

Что мы видим на сложенных картинках? Опишите внешний вид растения.

Воспитатель следит за правильным сочетание прилагательное и существительное

(ветвистый куст, зеленые иголки, красные шишкоягоды, древнее растение).

Если дети затрудняются составлять предложения, то воспитатель помогает наводящими вопросами.

Составляют предложения описательного характера с применением сочетаний прилагательное с существительным.

Отвечают на вопросы воспитателя.

Разрезные картинки

3

Знакомство с картой Канского района и расположением деревни Анцирь

Воспитатель знакомит с территориальным расположением    памятника  природы «эфедра хвощевая».

Дети рассматривают карту и проговаривают название деревни вслух.

Слайд№5

4

Показ карточек с запрещающими знаками

Воспитатель рассказывает о правилах поведения на территории памятника.

Спрашивает, что означают те или иные знаки.

Высказывают свои предположения.

Самодельные карточки с запрещающими знаками.

Список запрещающих действий на территории памятника в текстовом документе в приложении.

5

Игра «Можно – нельзя»

Воспитатель называет действие, а дети хлопают, если можно, и топают, если нельзя.

- можно рвать растение на территории памятника;

- пасти скот;

-любоваться эфедрой;

-ездить на машине по территории памятника;

фотографировать растение;

Дети выполняют действия: хлопают  или топают

 

6

Чтение стихотворения

«Лес, как сказочное царство»

Воспитатель читает стихотворение« Лес, как  сказочное царство,

Там кругом растут лекарства,       

В каждой травке, в каждой ветке-

И микстура и таблетки.

Ну, а чем и как лечить,

Мы вас можем научить».

-Ребята, как понимать слова «кругом растут лекарства»?

Чем полезно растение эфедра?

Ответы детей

 

7

Игра «Вылечи куклу»

Воспитатель красной краской выделяет на куклах место, которое болит. Например у одной болит горло, у другой ссадина на коленке, у третей – в области сердца или легких.

Если дети затрудняются выполнить задание, воспитатель наводящими вопросами помогает детям.

Дети выбирают картинки с изображением лекарственного растения, которое применяют при лечении данного заболевания и подходящую  карточку кладут к  кукле. Например у куклы в области легких отмечено больное место. Дети выбирают картинку с эфедрой.  

Карточки с лекарственными растениями «эфедра», «малина», «подорожник»

                       Подведение итогов и оценка результатов

1

Проведение игры «Распутай путаницу».

Воспитатель  раскладывает на столах детям картинки на которых  нарисованы отдельные части растения эфедры (эфедра цветущая, и эфедра с шишкоягодами) предложить  их правильно соединить. С теми детьми, которые затрудняются,  выполнить задание несколько раз.

Дети самостоятельно складывают картинки и рассказывают, какое это растение и в какой фазе роста оно находится.

Разрезные карточки с изображением эфедры

2

 

Проба чая из эфедры

Марья  угощает детей чаем из эфедры. Задает вопросы:

С каким растением познакомились?

 Что с помощью эфедры можно лечить?

Где растет это растение?  Как к нему нужно относиться?

Дети отвечают на вопросы воспитателя

Чайник, чашки и аптечный сбор эфедры.

 

Художественное творчество

Показать образец  куста эфедры. Объяснить поэтапный способ рисования растения (куст, зеленые иголки).

Воспитанники рисуют по образцу растение.

Образец нарисованной эфедры, краски, кисточки, листы.