«Тайны бабушкиного сундучка»
план-конспект урока (подготовительная группа) на тему

Мальцева Мария Владимировна

 

Программное содержание:

-  развитие свободного общения со сверстниками и взрослым,

- воспитание культуры общения,

- формирование понятия осторожного и осмотрительного отношения к предметам старины,

- закрепление знаний о поведении в общественных местах (музеях, театрах).

- знакомство дошкольников с историей возникновения русского костюма (костюма Воронежской области).

- развитие умения последовательного одеяния костюма,

- знакомство с разнообразием костюма Воронежской губернии XIX- XX веков, как неотъемлемой частью  танцевального искусства (бытового и праздничного костюма, девичьего и женского, зимнего и летнего)

- формирование художественно-творческой активности и         познавательного интереса к костюму Воронежской области,

- формирование нравственных и патриотических чувств при соприкосновении с культурным наследием родного края,

- развивать этические и эстетические нормы при соприкосновении с наследием малой Родины.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_tayny_babushkinogo_sunduchka.doc109 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка - детский сад №145»

Советский район

 «Тайны бабушкиного сундучка»

Конспект ООД для детей старшего дошкольного возраста.

Подготовила:

Воспитатель МБДОУ «ЦРР-д/с №58»

Мальцева М.В.

Г. Воронеж, 2017год.

 «Тайны бабушкиного сундучка»

Программное содержание:

-  развитие свободного общения со сверстниками и взрослым,

- воспитание культуры общения,

- формирование понятия осторожного и осмотрительного отношения к предметам старины,

- закрепление знаний о поведении в общественных местах (музеях, театрах).

- знакомство дошкольников с историей        возникновения русского костюма (костюма Воронежской области).

- развитие умения последовательного одеяния костюма,

- знакомство с разнообразием костюма Воронежской губернии XIX- XX веков, как неотъемлемой частью        танцевального искусства (бытового и праздничного костюма, девичьего и женского, зимнего и летнего)

- формирование художественно-творческой активности и         познавательного интереса к костюму Воронежской области,

- формирование нравственных и патриотических чувств при соприкосновении с культурным наследием родного края,

- развивать этические и эстетические нормы при соприкосновении с наследием малой Родины.

Материал:

Демонстрационный:

- видеоролик «Народный, нарядный, обрядовый»;

- книга С.Т. Толкачева «Народный костюм Воронежской губернии»;

- презентация «Путешествие по Воронежскому краю»,

- уменьшенная копия Воронежского костюма,

- волшебный сундучок.

Наглядный:

- дидактическая игра «Наряди куклу».

        

Ход занятия.

I часть: Сюрпризная. Знакомство с книгой Светланы Толкачевой «Народный костюм Воронежской губернии».

Воспитатель: Здравствуйте ребята! Посмотрите, что у меня в руках. Да, правильно это сундучок. А как вы думаете для чего он предназначается

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: В такие сундуки, только гораздо большего размера наши прабабушки и прадедушки складывали свою одежду, какие-то ценные вещи. А давайте посмотрим, что же лежит в нашем сундучке? (ДА) А в нашем сундучке лежит какая-то книга. Давайте посмотрим?

        Из сундучка воспитатель достает имитацию книги С. Толкачевой и показывает детям.

Воспитатель: Ребята, а хотите, чтобы книга стала большой, и мы с вами ее посмотрели?

Дети: да.

Воспитатель: Тогда закрывайте глаза и считайте до 5.

Дети: Раз, два, три……

Воспитатель достает оригинальную книгу и показывает детям.

Воспитатель: Сегодня мне хотелось бы познакомить вас традиционным костюмом Воронежской области, рассказать вам о его разновидностях и предназначении! А посмотрев эту книгу мы узнаем много нового и интересного.

Вниманию детей предлагается книга С.Толкачевой «Народный костюм Воронежской губернии», в которой собраны фотографии одежды людей, проживавших на Воронежской земле во времена XIX – XX веков и дано полное описание правил ношения костюма и всех его составных частей.

Воспитатель: Дети, вам понравилась эта книга? Что вы в ней увидели?

Дети: (ответы детей)

        

II часть: Составляющие Воронежского костюма.

Воспитатель: А сейчас усаживайтесь по удобнее и посмотрите на экран. Я вам расскажу в подробностях о том, как одевались наши предки, ваши прабабушки и прадедушки. Все внимание на экран.

В основной части занятия детям дается точная информация о всех составляющих Воронежского мужского и женского костюма. (Рассказ педагога сопровождается демонстрацией презентации)

Воспитатель: Народный костюм – традиционный комплекс одежды, характерный для определенной местности. Отличается особенностями кроя, фактуры и колорита ткани, характера декора, а также составом костюма и способом ношения различных его частей.

        Мужской костюм состоял из рубахи – косоворотки с невысокой стойкой или без нее и нешироких штанов из холста или крашенины. Рубаху из белого или цветного холста носили поверх штанов и подпоясывались ремнем или длинным шерстяным кушаком. Верхней одеждой служил зипун или кафтан из домотканого сукна, запахивающийся на левую сторону, с застежкой на крючки или пуговицы, зимой – овчинные нагольные шубы. Мужская обувь – сапоги или лапти с онучами и оборами.

        Женский костюм в северных и южных областях различался отдельными деталями, расположением отделки. Главным же различием было преобладание в северном костюме сарафана, а в южном – поневы. Основными частями женского народного костюма были рубаха, передник или занавеска, сарафан, понева, нагрудник, шушпан. Женская рубаха, как и мужская, была прямого покроя, с длинным рукавом. Белый холст рубахи украшали красным узором вышивки, расположенной на груди, оплечье, внизу рукавов и по низу изделия. В Воронежском крае для пошива рубахи использовали чаще всего конопляный холст, изготавливаемый из разных сортов пряжи. Самой декоративной и богато украшенной частью женского костюма был передник, или занавеска, закрывающий женскую фигуру спереди. Передник обычно делали из холста и орнаментировали вышивкой, тканым узором, цветными отделочными вставками, шелковыми узорными лентами. Край передника оформляли зубцами, белым или цветным кружевом, бахромой из шелковых или шерстяных ниток, оборкой разной ширины. Различаются два вида передников: передники, укрепленные на плечах и передники, повязанные на талии. Юбка, понева – исключительно женская одежда, а вот передник носили ровно мужчины и женщины, ибо назначение его – предохранять от загрязнений при всякого рода заботах: в кузнеце, на мельнице, у плиты.

 В нашем, Воронежском костюме более широко применялась понева – поясная одежда из шерстяной ткани, иногда на холщевой подкладке. Ткань, используемая для поневы, чаще всего темно-синяя, черная, красная, с клетчатым или полосатым узором. Будничные поневы отделывались скромной шерстяной домотканой тесьмой по низу. Праздничные поневы богато украшались вышивкой, узорной тесьмой, вставками из кумача, крашенины, мишурным кружевом. Широкая горизонтальная полоса подола сочеталась с прошвами, вертикальными цветными вставками. Колористическое решение понев было особенно ярким и красочным благодаря их темному фону.

        Одежда отражала семейные и возрастные отличия. В Воронежской губернии, как и во многих других, дети до 15 лет носили только длинную подпоясанную рубаху. Одежда пожилых людей почти не украшалась и отличалась не яркими тонами. Самой нарядной была одежда замужних женщин до рождения первого ребенка. Очень стойко сохранялась разница между женским и девичьим костюмами. В тех районах, где женщины носили поневу, девушки ходили в сарафанах или юбках. Там, где бел распространен сарафанный комплекс, девушки и женщины различались головными уборами. В народном костюме сохраняются старинные головные уборы и сам обычай для замужней женщины прятать волосы, для девушки оставлять непокрытыми. Этим обычаем обусловлена форма женского головного убора в виде закрытой шапочки, девичьего – в виде обруча или повязки. В Воронежской области носили платки, «кищонки», «кокошники», «кички», сороки».

        Из ювелирных украшений применялись жемчужные, бисерные, янтарные ожерелья, подвески, бусы, серьги. Долгое время они играли роль оберега, и были разнообразны по виду исполнения и материалу. В Воронежском женском народном костюме большое распространение получили височные украшения. Прямоугольной формы – «наушники», в виде шариков из гусиного пуха – «пушки».

        Неотъемлемой частью традиционного костюма был пояс, который выполнял разнообразные функции. Пояс служил для укрепления поясной одежды и облегчал нагрузку на плечи, на нем носили необходимые предметы – нож, топор, кисет, гребень, ключи. Концы поясов украшали кистями из разной шерсти, медными колечками, розетками из шерсти и бисера, разноцветными помпонами. Их называли «кушаки».

        Женской обувью служили женские полусапожки, коты, отороченные вверху красным сукном или сафьяном, а также лапти с онучами и оборами. Обувь изготовлялась из кожи, конопляных веревок, шерсти (валенки).  Мужской обувью считались сапоги, шили их из кожи с широким голенищем и каблуком. Сапоги также считались и женской обувью.

        Для изготовления верхней одежды использовали домотканое сукно, мех, холст, ткани фабричного производства. «Шушпан» из белого сукна, «балахон», «чекмень», «тулуп» из сукна домашнего изготовления, меха. Их надевали поверх одежды для утепления или защиты от непогоды. В зимнее время носили тулупы, сшитые из овечьих шкур, окрашенных в коричневый, черный или охристый цвет. Для отделки использовали шнур, тесьму, машинную вышивку, блестки.

 Костюм Воронежской губернии был очень разнообразным. В течении столетий русские крестьяне шлифовали свой костюм, согласовывали элементы, отметая все случайное, сохраняя самое понятное, дорогое людям, вкладывая при этом в костюм свое представление о красоте. главным всегда оставался сам человек, для которого костюм создавался, постоянно сочетая в костюме красоту и пользу.

III часть:  Игровая-плясовая.

Воспитатель: Дети, а как вы думаете если у людей была праздничная одежда и повседневная, то как они ее использовали?

Дети: (ответы детей) (В праздничной они ходили на праздники и гулянья, а в повседневной на огород и в поле)

Воспитатель: Правильно ребята, повседневная одежда служила людям каждый день, а праздничную одевали только по праздникам! А как вы думаете, что на праздниках люди делали?

Дети: (ответы детей) (Гуляли, танцевали, играли)

Воспитатель: Я вам то же предлагаю сегодня поиграть в старинную русскую игру «Звонарь. Но чтобы начать играть нам надо выбрать ведущего. Кто знает считалочки?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: А я предлагаю вашему вниманию вот такую считалочку:

Тара-бара,

Домой пора –

Ребят кормить,

Телят поить,

Коров доить,

Тебе водить!

Воспиатель: А теперь давайте поиграем В русскую народную игру «Звонарь»

Игра «Звонарь» 

Цель: сплочение детского коллектива, снятие напряжения.

Задачи: знакомство с русскими народными играми, русским фольклором.

Ход игры:

Дети встают в круг. Считалкой выбирают водящего. Он идет по кругу и приговаривает:

Дили-дон, дили-дон,

Отгадай, откуда звон.

Остальные игроки приплясывают на месте. На слово «звон» водящий поворачивается к игроку, стоящему возле него и, хлопнув в ладоши три раза, кланяется. Игрок тоже хлопает три раза в ладоши, кланяется и встает за водящим. Теперь они вдвоем идут по кругу, приговаривая:

Дили-дон, дили-дон,

Отгадай, откуда звон.

На слово «звон» водящий опять хлопками и поклоном приглашает следующего игрока включиться в игру. Так игра продолжается до тех, пока сзади водящего не окажется 4-6 человек. После этого дети, оставшиеся в кругу, хлопают, а водящий и выбранные им играющие приплясывают. С окончанием музыки водящий и другие играющие должны встать парами. Кому пары не хватило – то становится водящим.

Воспитатель: Ну а теперь ребята я приглашаю вас к столу. Посмотрите, в нашем сундучке что-то еще лежит. Это кукла. А как вы думаете во что она одета?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: А давайте мы с вами тоже нарядим кукол? А заодно и проверим как вы запомнили, во что одевались наши предки.

(Воспитатель на стол кладет бумажные куклы и наборы кукольной бумажной одежды).

Воспитатель: Ваша задача нарядить кукол в традиционный костюм Воронежской губернии. Но что бы сделать это правильно, посмотрите небольшой фильм, который называется «Народный, нарядный обрядовый» о выставке, проходившей в Воронеже в Краеведческом музее и которую мне посчастливилось посетить. И мне бы очень хотелось, чтобы вы тоже ее увидели. Внимание на экран.

Для закрепления прослушанного материала, детям предлагается просмотреть видеоролик о проходившей в Воронеже, в музее имени Крамского выставке, которая так и называлась «Народный, нарядный, обрядовый». На этой выставке были представлены костюмы Воронежской области XIX – XX веков, которые сохранились до наших дней в своем первобытном исполнении.

Д/И «Наряди куклу».

Цель: развитие детского творчества.

Задачи:

-  закрепление полученных знаний о составляющих Воронежского костюма,

- формирование гендерной, семейной принадлежности, нравственной основы патриотических чувств.

- приобщение к изобразительному искусству.

        (Во время игры звучит музыка Воронежской области).

Описание игры: Предложить вниманию детей кукол, изготовленных из бумаги. 1- из предложенных костюмов выбрать русский народный костюм,

2 - одеть кукол, соблюдая стилистические особенности костюма Воронежской области.

IVчасть: Сюрпризная.

Воспитатель: Ребята, а вам понравились куколки? (ДА) А вы хотели бы увидеть настоящий костюм и потрогать его? (ДА) А давайте нашу маленькую куколку превратим в большую, настоящую. Закрывайте глаза и считайте до 5. Наш волшебный сундучок все за нас сделает!

Пока дети считают, из укромного места выходить девочка, одетая в костюм Воронежской губернии и читает стихи о Воронеже.

В краю перепелином.

Воронежская область,

Михайловский район.

И в хутор мой

Приходит почтальон.

Здесь рядом Кантемировка

И Россошь то же здесь.

Они-то уже точно

На картах наших есть.

Тут хаты в белых платьях

Под зеленью садов.

Всегда, когда их вижу,

Растрогаться готов.

У окон ставни черны,

Как у невест ресницы.

Ну до того задорные,

Что вам и не присниться.

А клены обнимают

Соломенный убор,

Усадьбу окружает

Плетень, а не забор.

Журавль скрипит старинный,

Завет на водопой.

Напоит шее длинной

Водою ключевой.

В краю перепелином,

Где воздух пахнет хлебом

Раскидистом, орлином

Я любовался небом.

Воспитатель: Ну вот и все наше занятие подошло к концу. Я надеюсь оно вам понравилось, и вы много узнали об истории костюма наших прабабушек и прадедушек. Наш волшебный сундучок закрывается, теперь он будет хранить и ваши секреты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД область познание «Бабушкин сундучок».

Конспект непосредственно образовательной деятельности по приобщению детей к русской народной культуре....

Проект "Бабушкин сундучок"

Тема: Работа с дошкольниками в системе проектной деятельности.  Художественно - эстетическое развитие в детском саду. Декоративно – прикладное искусство Кубани....

Занятие в подготовительной к школе группе по теме «Откроем бабушкин сундучок»

Занятие проводилось в подготовительной группе по плану, представленному в технологии «Музейная педагогика», в 2012-2013 учебном году....

Презентация "Куклы из бабушкиного сундучка"

Изготовление тряпичных кукол...

Исследовательский проект "Тайна бабушкиного сундука"

В работе описан материал для организации исследовательской работы с дошкольниками....

«Тайны бабушкиного сундучка»

Цель : Формировать знания детей старшего дошкольного возраста  о видах тканей, их составом, процессом изготовления и оформления, а также с историей их происхождения.Задачи:- формировать поня...

Тайны бабушкиного сундука

Программа по ознакомлению с фольклёром...